THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING OF TECHNICAL SUBJECTS Anikin Igor Jurievich, PhD of Pedagogic sciences, Associate Professor Temirbaev Rim Murshitovich, PhD of Technical sciences, Associate Professor Lapteva Svetlana Vasilievna, PhD of Pedagogic sciences, Associate Professor Bondarovskaja Larisa Vasilievna, PhD of Pedagogic sciences, Associate Professor Tyumen Industrial University (branch), Noyabr'sk
Modern technologies are placing new demands on the quality of training of engineers. Whose qualification is primarily professional qualities. The electrical engineer's expertise depends essentially on the knowledge acquired in the study of technical disciplines. The integration of innovative pedagogical technologies in teaching of such disciplines as electrical engineering and electric technology - is an efficient process of increasing the knowledge of students.
Keywords: innovative technology; Electromechanical engineer; eiectrotechnics and Eiectrotechnoiogy; technical discipline; teaching; technology.
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Современные технологии предъявляют новые требования к качеству подготовки инженеров, уровень квалификации которых определяется в первую очередь профессиональными качествами. Профессионализм инженера электромеханика существенно зависит от знаний, полученных при изучении технических дисциплин. Интегрирование инновационных педагогических технологий при преподавании дисциплин электротехника и электротехнология является эффективным процессом повышения уровня знаний студентов. Ключевые слова: инновационные технологии; инженер-электромеханик; электротехника и электротехнология; технические дисциплины; преподавание; технология.
УДК 372.862 ВАК РФ 13.00.02
© Аникин И.Ю., 2017 © Темирбаев P.M., 2017 ©Лаптева С. В., 2017 © Бондаровская Л. В., 2017
Новые производственные технологии требуют от молодых инженеров-специалистов не только опытности, активности, поиска, но также самостоятельности, уверенности, умения жить и работать в новых условиях, быть социально ориентированными. Социальная мобильность будущего специалиста электромеханика принимает не только личностный, но и особый социально значимый характер.
Необходимость установления взаимосвязи между системой образования и развитием экономики, между профессиональными способностями личности и потребностями общества выдвигает задачи по модернизации образовательной деятельности в высших учебных заведениях. При усовершенствовании технологии образования необходимо учитывать все ее составляющие: профессиональную компетентность и педагогическое мастерство преподавателя; принятые формы, методы и средства обучения; организацию процесса самостоятельной работы студента.
Эффективность образования определяется его результатами в сопоставлении с их целями и средствами достижения; вкладом в создание материальных и духовных ценностей, в обучение новых поколений искусству правильно жить в любые времена. В социальных преобразованиях и усовершенствованиях процессов цивилизации необходимо выделить важность профессиональной компетентности специалиста, которая является основным критерием конкурентоспособности выпускника высшего учебного заведения.
Улучшение качества подготовки специалистов требует поиска эффективных путей формирования у студентов системных представлений относительно объекта своей профессиональной деятельности, умений и навыков его исследования, организации и управления. Успешное решение учебно-воспитательных задач в высшей
АНИКИН Игорь Юрьевич,
кандидат педагогических наук, доцент
ТЕМИРБАЕВ Рим Муршитович, кандидат технических наук, доцент
ЛАПТЕВА Светлана Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент
БОНДАРОВСКАЯ Лариса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Тюменский индустриальный университет (филиал), Ноябрьск
ЪС
ш
ъс о ш
<
С1 ш
*
22
школе определяется соответствующим уровнем профессионально-педагогической культуры профессорско-преподавательского состава и уровнем технологий обучения. Современная педагогическая технология является синтезом профессионально-педагогического уровня преподавателей, которые на достаточном уровне обеспечены и свободно владеют качественными информационно-предметными средствами.
Актуальность вопроса совершенствования учебных технологий высшей школы несомненна. Значительное количество научных исследований посвящено развитию педагогических технологий. Анализируя многообразие исследовательских направлений, необходимо отметить, что проблема преподавания именно дисциплины "Электротехника" в высшей технической школе остается открытой.
При становлении профессиональных качеств будущих инженеров-электромехаников основную роль играют знания, полученные во время изучения электротехники и электротехнологии. В связи с этим необходимо отметить существующие на сегодняшний день проблемы, которые приводят к снижению качества усвоения учебного материала именно по дисциплине "Электротехника":
- низкий уровень физико-математической подготовки абитуриентов, который в дальнейшем усложняет процесс подготовки качественных специалистов по техническим направлениям;
- психологическая несамостоятельность студентов начальных курсов;
- низкий уровень мотивации избрания именно инженерного образования, следствием чего может быть несоответствие выбранной специальности способностям и интересам;
- устарелость применения исключительно традиционных форм преподавания электротехники и электротехнологии.
При осознании необходимости преодоления редукции учебного процесса одним из путей является внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, результатом чего есть улучшение усвоения будущими студентами учебного материала, уменьшение времени на решение стандартных задач и облегчения решения нестандартных, стимулирование творческого потенциала студентов, обусловленность их положительного отношения к учебным дисциплинам, повышение уровня их информационной культуры и создание условий для полноценного раскрытия их как личностей. Среди многообразия су-
ществующихтехнологий необходимо выделить те, которые направлены на изменение формы подачи учебного материала, повышение наглядности, развитие творческого потенциала студента [1, С. 10].
В данной статье рассмотрены существующие инновационные направления педагогических технологий с последующей их интеграцией в процесс повышения качества преподавания дисциплин электротехника и электротехнология. Условно систематизируем основные инновационные направления педагогических технологий:
- психолого-педагогический, направленный на успешность взаимопонимания между преподавателем и студентом;
- изменение формы подачи учебного материала;
- повышение наглядности учебного материала;
- развитие творческого потенциала.
Педагогические технологии можно классифицировать следующим образом.
Структурно-логические технологии: формирование таких систем обучения, которые обеспечивают логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе отбора их форм, способов, содержания, методов и средств обучения на каждом этапе.
Интеграционные технологии: дидактические системы, которые обеспечивают интеграцию межпредметных знаний и умений, разных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных программ, уроков и т.д. Игровые технологии: дидактические системы использование разнообразных игр, во время выполнения которых формируются умения решать задачи на основе компромиссного выбора.
Трен и н говые технол оги и: системы деятел ь-ности для отработки определенных алгоритмов решения типовых практических задач, с помощью компьютера.
Диалоговые технологии: совокупность методов и форм обучения, которые основаны на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах субъект-субъектного уровня: (учитель-ученик, автор-ученик, автор-учитель и тому подобное). Диалоговые формы считаются наиболее распространенными среди других современных технологий.
Особенность современного образования заключается в том, что на практике различные технологии могут активно и очень результативно сочетаться.
Среди последних инновационных тенденций необходимо отметить педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, которые должны преобладать в современном образовании. Важнейшей составляющей учебного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студента. Учебно-воспитательный процесс базируется на общении преподавателя со студентами. По мнению многих психологов и педагогов, первоочередное значение для успешного общения имеют три фактора: надежность того, кто говорит; понятность сообщений, учет обратных связей относительно того, насколько правильно его поняли. При этом необходимо помнить общечеловеческие правила этики общения. Но главным фактором, который принадлежит к педагогическим условиям общения является глубокое знание дисциплины преподавателем. Преподаватель - центральная фигура учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. Он самостоятельно ставит образовательные цели, выбирает средства своей деятельности, развивает у студентов интерес не только к будущей профессии, но и к науке вообще. Именно свободное владение дисциплиной преподавателем может побудить у студентов интерес к знаниям, уважение к преподавателю и его требованиям [4, С. 50].
В отношении изменения форм подачи информации необходимо отметить разнообразие существующих технологий. Например, такие эффективные (прежде всего инновационные и интерактивные) методы профессионального обучения, как: аудиовизуальный, проблемный (проблемно-поисковый), ситуативный (кейс-метод), работа в малых группах, учебный полигон, дерево решений, дебаты, дискуссия с приглашением специалистов, моделирование, метод проектов, метод интервью (интервьюирование) и консультирование, обучая учусь, анализ ошибок (коллизий, казусов), комментирование и оценка (или самооценка) действий участников, мастерклассы,тренинги индивидуальные и групповые и другие.
Современный учебный процесс модернизируется также техническими, в частности компьютерными и программными инновациями. Вот почему аудиовизуальный метод, предназначенный изначально для популяризации знаний и привлечения к обучению широкой аудитории, все больше применяется при преподавании в высшей технической школе. Широкое внедрение технических средств обучения в профес-
сиональную подготовку специалистов, использование возможностей Интернет, работа с электронными базами данных, применения теле, видео-, аудио-, фото - и других материалов в учебном процессе усиливает познавательную активность студентов, что позволяет достичь максимальной экономии времени для усвоения учебного материала в значительных объемах, стимуляции творчества, воображения, навыков обобщения и конкретизации научных фактов [5, С. 261 ]. Лучшему усвоению учебного материала способствует расположение перед глазами слушателей плана занятия, формулирование цели, фамилий ученых, цитат, вопросов для дискуссии, фрагментов документов и тому подобное. Это будет способствовать лучшей ориентации слушателей в материале и его усвоению. Наглядные средства могут сопровождать любое публичное выступление. Все шире применяются технические средства также во время научных мероприятий и презентаций.
Эффективность метода определяется минимальными затратами учебного времени и экономией усилий студентов и преподавателей. При условии презентации материалов учебных дисциплин в виде учебных фильмов, СР, мультимедийных пакетов к каждой теме курса, осуществление контроля знаний с помощью компьютерной техники процесс обучения значительно выигрывает как в количественных, так и качественных показателях.
Аудиовизуальный метод имеет огромные потенциальные возможности для применения в преподавании всех дисциплин. Но и от преподавателя он требует владения компьютерными знаниями и технологиями, системного и творческого видения предмета. Эффективность метода определяется минимальными затратами учебного времени и экономией усилий студентов и преподавателей. При условии презентации материалов учебных дисциплин в виде учебных фильмов, СР, мультимедийных пакетов к каждой теме курса, осуществление контроля знаний с помощью компьютерной техники процесс обучения значительно выигрывает как в количественных, так и качественных показателях [3, С. 67].
В современной требовательной и быстроменяющейся социально-экономической среде уровень образования в значительной мере будет зависеть от результативности внедрения технологий обучения, основанных на новых методологических принципах, современных дидактических принципах и психолого-педагогических теориях, которые развивают дея-тельностный подход к обучению.
ЪС
I
LU
S О
LU
< CI
LU
*
24
Формирование умений и профессиональных навыков студентов лучше всего происходит в процессе создания общественно-полезной продукции, что является сутью деятельностного метода обучения. Если традиционно обучение происходит путем усвоения информации, формирования знаний и дальнейшего получения умений, то деятель-ностный метод предусматривает приобретение в процессе обучения конкретных умений, имеющих общественно-полезную стоимость, например использоваться при создании электронного учебника, учебной презентации.
Особенности усвоения знаний по дисциплинам электротехнологического цикла, а именно электронная теория проводимости металлов, электрический ток, закон Ома, законы Кирхгофа,методы расчета электрических и магнитных цепей, электромагнитная теория Максвелла, коэффициент мощности, законы коммутации и др. заключаются в том, что без изучения этих основ невозможно стать инженером-электромехаником [2, С. 51]. Поэтому изложение теоретического материала обязательно сопровождается демонстрацией иллюстративного или схематичного изображение процессов, которые описываются. Воплощение в учебный процесс элементов деятельностного метода обучения заключается в предоставлении студентам создания компьютерных моделей основных электротехнических понятий, которые изучаются в рамках дисциплин. Моделирование должно осуществляться с помощью системы трехмерного моделирования, навыки работы с которой были получены студентами в процессе изучения дисциплины "Инженерная и компьютерная графика". Результатом творческой работы студентов будет получение наглядного учебного материала, визуализация технологических процессов, которые изучаются, явлений и взаимосвязей между объектами, что в дальнейшем будет воплощено в презентационных или дистанционных курсах лекций. Применение деятельностного подхода к процессу обучения приведет к повышению качества усвоения теоретического материала по дисциплинам электротехни-
ка и электротехнология и получение практических навыков компьютерного трехмерного моделирования.
Таким образом, результатом проведенных исследований является аргументация применения вышеупомянутых инновационных педагогических технологий в процессе преподавания дисциплин электротехника и электротехнология в высшей технической школе. Результатом этого должно стать формирование готовности будущих специалистов к самостоятельной творческой активности, умения по собственной инициативе находить ответы на вопросы, применять логические знания и умения, критически мыслить и критически оценивать собственную деятельность. Дальнейшие шаги по совершенствованию педагогических методик будут направлены на создание электронных учебников по дисциплинам электротехника и электротехнология.
Примечания:
1. Безгина Ю.А. Внедрение инновационных технологий в современный процесс обучения / Ю.А. Безгина, Е.В. Волосова, А.Н. Шипуля, Е.В. Пашкова // Молодежь - науке: образование, спорт, здоровье : сб. ст.-201 б.-С. 9-12.
2. Власова C.B. Подготовка инженеров в области электроэнергетики и электротехники в европейских и российских вузах / C.B. Власова : материалы Международной научно-практической конференции. Мурманский государственный технический университет. - 2016. - С. 48-54.
3. Волосова Е.В. Внедрение инновационных технологий в современный процесс обучения// Е.В. Волосова, Ю.А. Безгина // Научные труды SWorld. 2013. - Т. 25. - № 3. - С. 66-69.
4. Тайэбех Д. Психолого-педагогические условия внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных методов и технологий обучения / Д. Тайэбех // Вестник Педагогического университета. - 2012. - № 5-1 (48).- С. 48-51.
5. Торбина И.И. Реализация инновационных педагогических технологий в обучении студентов высших учебных заведений / И.И. Торбина // Российский научный журнал. - 2014.- №4 (42).- С. 259263.
6. Трядер И.В. Внедрение технологии концентрированного обучения в инновационном образовательном процессе / И.В. Трядер // Сборник научных статей. - 2015. - С. 44-50.
PEOPLE SPIRITUAL AND RA VEN DEVELOPMENT AND EDUCATION OF THE PERSON CITIZEN OF RUSSIA IN THE FRAMEWORK OF THE STANDARDS OF THE SECOND GENERA TION
Botyashina Otga Vladimirovna, Postgraduate student, Department of Psychology of Education, Moscow State Pedagogical University, Moscow
The article provides a description of the concept of spiritually-moral development and education of personality, developed by the author based on the works of Russian scientists in the field of pedagogic thought in pre-