Научная статья на тему 'Целевая программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках стандартов второго поколения'

Целевая программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках стандартов второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION / ELEMENTARY EDUCATION / NATIONAL-PATRIOTIC EDUCATION / SOCIAL CULTURE / PRE-REVOLUTIONARY RUSSIAN PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботяшина Ольга Владимировна

В статье приводится описание концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, разработанной автором на основе трудов отечественных учёных в области педагогической мысли дореволюционной России. Цель исследования: выявление возможности, применения рекомендаций педагогов конца XIX начала XX века, в условиях современных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

People spiritual and Raven development and education of the person citizen of Russia in the framework of the standards of the second generation

The article provides a description of the concept of spiritually-moral development and education of personality, developed by the author based on the works of Russian scientists in the field of pedagogic thought in pre-revolutionary Russia. The purpose of the research: identifying opportunities, implementing the recommendations of teachers of late XIX early XX century in the conditions of modern educational standards.

Текст научной работы на тему «Целевая программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках стандартов второго поколения»

ЪС

I

LU

S О

LU

< CI

LU

*

24

Формирование умений и профессиональных навыков студентов лучше всего происходит в процессе создания общественно-полезной продукции, что является сутью деятельностного метода обучения. Если традиционно обучение происходит путем усвоения информации, формирования знаний и дальнейшего получения умений, то деятель-ностный метод предусматривает приобретение в процессе обучения конкретных умений, имеющих общественно-полезную стоимость, например использоваться при создании электронного учебника, учебной презентации.

Особенности усвоения знаний по дисциплинам электротехнологического цикла, а именно электронная теория проводимости металлов, электрический ток, закон Ома, законы Кирхгофа,методы расчета электрических и магнитных цепей, электромагнитная теория Максвелла, коэффициент мощности, законы коммутации и др. заключаются в том, что без изучения этих основ невозможно стать инженером-электромехаником [2, С. 51]. Поэтому изложение теоретического материала обязательно сопровождается демонстрацией иллюстративного или схематичного изображение процессов, которые описываются. Воплощение в учебный процесс элементов деятельностного метода обучения заключается в предоставлении студентам создания компьютерных моделей основных электротехнических понятий, которые изучаются в рамках дисциплин. Моделирование должно осуществляться с помощью системы трехмерного моделирования, навыки работы с которой были получены студентами в процессе изучения дисциплины "Инженерная и компьютерная графика". Результатом творческой работы студентов будет получение наглядного учебного материала, визуализация технологических процессов, которые изучаются, явлений и взаимосвязей между объектами, что в дальнейшем будет воплощено в презентационных или дистанционных курсах лекций. Применение деятельностного подхода к процессу обучения приведет к повышению качества усвоения теоретического материала по дисциплинам электротехни-

ка и электротехнология и получение практических навыков компьютерного трехмерного моделирования.

Таким образом, результатом проведенных исследований является аргументация применения вышеупомянутых инновационных педагогических технологий в процессе преподавания дисциплин электротехника и электротехнология в высшей технической школе. Результатом этого должно стать формирование готовности будущих специалистов к самостоятельной творческой активности, умения по собственной инициативе находить ответы на вопросы, применять логические знания и умения, критически мыслить и критически оценивать собственную деятельность. Дальнейшие шаги по совершенствованию педагогических методик будут направлены на создание электронных учебников по дисциплинам электротехника и электротехнология.

Примечания:

1. Безгина Ю.А. Внедрение инновационных технологий в современный процесс обучения / Ю.А. Безгина, Е.В. Волосова, А.Н. Шипуля, Е.В. Пашкова // Молодежь - науке: образование, спорт, здоровье : сб. ст.-201 б.-С. 9-12.

2. Власова C.B. Подготовка инженеров в области электроэнергетики и электротехники в европейских и российских вузах / C.B. Власова : материалы Международной научно-практической конференции. Мурманский государственный технический университет. - 2016. - С. 48-54.

3. Волосова Е.В. Внедрение инновационных технологий в современный процесс обучения// Е.В. Волосова, Ю.А. Безгина // Научные труды SWorld. 2013. - Т. 25. - № 3. - С. 66-69.

4. Тайэбех Д. Психолого-педагогические условия внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных методов и технологий обучения / Д. Тайэбех // Вестник Педагогического университета. - 2012. - № 5-1 (48).- С. 48-51.

5. Торбина И.И. Реализация инновационных педагогических технологий в обучении студентов высших учебных заведений / И.И. Торбина // Российский научный журнал. - 2014.- №4 (42).- С. 259263.

6. Трядер И.В. Внедрение технологии концентрированного обучения в инновационном образовательном процессе / И.В. Трядер // Сборник научных статей. - 2015. - С. 44-50.

PEOPLE SPIRITUAL AND RA VEN DEVELOPMENT AND EDUCATION OF THE PERSON CITIZEN OF RUSSIA IN THE FRAMEWORK OF THE STANDARDS OF THE SECOND GENERA TION

Botyashina Oiga Vladimirovna, Postgraduate student, Department of Psychology of Education, Moscow State Pedagogical University, Moscow

The article provides a description of the concept of spiritually-moral development and education of personality, developed by the author based on the works of Russian scientists in the field of pedagogic thought in pre-

revolutionary Russia. The purpose of the research: identifying opportunities, implementing the recommendations of teachers of late XIX - early XX century in the conditions of modern educational standards.

Keywords: moral and spiritual education; elementary education; national-Patriotic education; social culture; pre-revolutionary Russian pedagogy.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО УДК 37.014.5 РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА вак рф 13 0002 РОССИИ В РАМКАХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье приводится описание концепции духовно-нравственного развития и © Ботяшина О.В., 2017 воспитания личности, разработанной автором на основе трудов отечественных учёных в области педагогической мысли дореволюционной России. Цель исследования: выявление возможности, применения рекомендаций педагогов конца XIX - начала XX века, в условиях современных образовательных стандартов.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; начальное образование; национально-патриотическое воспитание; социальная культура; отечественная дореволюционная педагогика.

Нормативно-правовой основой программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются Закон Российской Федерации "Об образовании" [1 ], федеральный государственный стандарт начального общего образования [2]. Методологической основой служат образцы отечественных ученых в области национальной (русской) дореволюционной педагогики, а также Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [3].

Важность воспитания и его связь с учебным процессом

Программа нацелена в первую очередь на подготовку молодых граждан Российской Федерации не только к ученым знаниям, но и к успешному их применению в жизни и трудовой деятельности в обществе. Соответственно, задача воспитания нетолько не может быть отделена от учебного процесса, она занимает основополагающее место в нем. Принято говорить и принимать как аксиому педагогики, что процесс обучения воспитывает учащихся. Это вполне справедливо, но нельзя, однако, утверждать, что учение, даже вполне правильно поставленное, исчерпывает всю задачу воспитания. Задачи обучения и воспитания не могут быть отделены друг от друга: только воспитанием дается развитие сил физических и нравственных, образование характера, умение общаться с людьми, умение применить на практике полученные знания, да и собственно задача обучения заключается, почти исключительно, в умственной культуре [4]. Только взаимное воздействие воспитания и обучения способно взрастить достойного гражданина своей страны. Большая ошибка лежит в смешении понятий обучения и воспитания. Полученные знания окажутся полезными выпускнику только при наличии других его деятельных и нравственных качеств, которые могут у него появиться только как следствие целенаправленного и внимательного воспитания.

Значение дисциплины в процессе воспитания

Школа как социальный институт имеет в своих руках могущественное средство, способствующее приобретению учащимися надлежащего закала характера, средство это заключается в дисциплине. Строгая дисциплина - один из самых важных элементов школы. Дисциплина заключается в подчинении установленному порядку,

БОТЯШИНА Ольга Владимировна, аспирант, кафедра Психологии образования, Московский педагогический государственный университет, Москва

Г-

1-Н

О си

-О Q-

LQ <

LU

а

L/T

eu =г

Ё

25

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

*

26

закону и уважении к его представителям [5]. Закон и порядок служат хранителями свободы. Нельзя быть свободным, не умея повиноваться закону. Не свобода, а дисциплина составляет первый признак современного цивилизованного общества. Если мы хотим достичь в образовательном учреждении высокого уровня культуры, то мы, прежде всего, должны научить обучающихся уважать дисциплину. Основная задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить это воспитанникам.

Рекомендации педагогическому коллективу по достижению дисциплины Дисциплина должна быть установлена не только среди учащихся, но и в среде педагогического коллектива. Учить дисциплине могут только дисциплинированные люди. Не может быть дисциплины без нравственного авторитета, а авторитет наставника (классного руководителя) и учителя заключается главным образом в личном влиянии. Каждый учитель должен помнить о том, что каждое его слово и каждый его шаг будет производить известное действие. Поэтому крайне необходимо наблюдать, чтобы все эти действия имели одну воспитательную цель, общую для всего педагогического коллектива и вполне ясно ими осознаваемую. Дисциплина должна быть регулятором всех проявлений школьной жизни в среде учащихся и всех отношений, связанных с этой жизнью. Прежде всего, учителю следует направить свои усилия на воспитание хороших привычек у детей, начиная с внешности. Умеет ли воспитанник стоять, сидеть, ходить, говорить должным образом, умеет ли он держать себя как следует перед старшими, заботится ли он об опрятности, нет ли у него каких-либо дурных привычек, аккуратно ли он одет и пр. и пр. - всё должно быть предметом внимания каждого из учителей. Надо помнить, что обязанности учителя не ограничиваются объяснением и проверкой заданных уроков и поддержанием дисциплины в классе. Следующая сторона воспитательного процесса, на которую стоит обратить особое внимание - это умение учащихся держать себя в обществе. Молодые люди, даже с высшим образованием, зачастую не знают самых элементарных правил, выдвигаемых приличиями в образованном обществе. Поэтому необходимо с начальной ступени среднего образования заботиться о приобретении хороших привычек в обращении с людьми. Нужно внушать учащимся и заставлять их понимать, что вежливость есть искусство, необходимое для того, чтобы всегда быть в доб-

рых отношениях с ближними, чтобы сделать эти отношения легкими и приятными [6].

С целью соблюдения и дальнейшего поддержания дисциплины учащимися, автор программы предлагает участникам образовательного процесса установить общие правила школьного поведения. Приведем выдержку некоторых из них. "К ошибкам и недостаткам товарищей каждый должен быть снисходителен, в обращении с ними должен избегать легкомысленных разговоров и никак не позволять себе каких-либо неприличных выражений. Своевольные, несправедливые и насильственные поступки с товарищами наказываются строжайшим образом [7]". "Каждый воспитанник обязан носить короткие волосы, воспитанница в свою очередь должна ходить с аккуратно убранными волосами и носить одежду,указанную в уставе гимназии [8]".

Цели и зада чи духовно-нравственного воспитания учащихся.

В основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России положена важнейшая цель современного отечественного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [9]. Автор программы, руководствуясь выше обозначенными целями, выделяет следующие:

1. Создание условий для благоприятного развития молодых граждан Российской Федерации в условиях многонационального государства.

2. Формирование духовно-нравственной, эстетической личности.

Средством к достижению поставленных целей является строгое выполнение следующих задач:

В области формирования личной культуры: формирование и развитие умственной культуры; формирование и развитие воли как результата нравственного развития; привитие национальных традиций; фундаментальное знание собственной культуры как средство осмысления особенностей культур других народов; воспитание уважения к своей культуре как неотъемлемая часть развития уважения к культурам других народов; воспитание толерантности; привитие эстетического воспитания, формирование художественного вкуса; развитие интеллектуальныхспособностей; изучение и привитие национальной идеи; привитие

учащимся чувства изящного, развитие эстетического впечатления; научить молодых граждан Российской Федерации удовлетворять духовные потребности посредством искусства и своей религии; развить эмоционально-чувственное восприятие к искусству; подметить духовные запросы учащихся и помочь им найти соответствующее удовлетворение посредством восприятия художественных произведений искусства и литературы; формирование характера; развитие и поддержание жизнерадостного настроения воспитанников как основы их личного счастья, залога формирования правильных воззрений на жизнь, веры в добро и правду и источник энергии для проявления воли; привитие понимания нравственного достоинства известных явлений, воспитание способности к более или менее широким обобщениям, к оценке окружающего с принципиальной точки зрения; забота о правильном физическом развитии учащихся как основы влияния на развитие душевного настроения и эмоциональной устойчивости; комплексное сочетание в программе умственной, физической и эмоциональной нагрузки учащегося, не допускающее перегрузки нервной системы; проведение профилактической работы по предотвращению привычек, пагубно влияющих на общее состояние здоровья и нервной системы в частности.

В области формирования социальной культуры: формирование гражданской идентичности; формирование национального самосознания, национальной гордости, неотъемлемой части культуры любого народа; подготовка молодых граждан Российской Федерации к успешному применению полученных знаний, умений, навыков в жизни и трудовой деятельности в обществе; воспитание патриотизма; привитие духовно-нравственных ценностей; воспитание высокой гражданственности; зарождение в учащихся гуманистического начала; развитие интереса учащихся к восточной и западной культурам как неотъемлемой части мировой культуры; развить эстетическое впечатление к культурно-историческим ценностям; формирование умения приложить к делу приобретенные знания; развитие интеллектуальных способностей.

Дореволюционные педагогические рекомендации как средство формирования духовно-нравственного воспитания учащихся.

Состояние учащегося на ступени начального общего образования должно быть спокойным, сдержанным, не допускающим аф-

фективных порывов и не парализующим сознательных проявлений воли. Задача воспитательной программы в данном случае состоит в возможном урегулировании тех условий, в которых живут учащиеся и устранении всех причин, неблагоприятно влияющих на их эмоциональное состояние. Сюда следует отнести задачи о правильном физическом развитии учащихся начального общего образования, так как состояние здоровья, прежде всего, влияет на развитие их душевных настроений. Праздность есть мать всяких пороков: когда учащиеся не заняты,то устремляются к самостоятельной деятельности, требуемой их организмом, как правило, такие проявления деятельности принимаются за шалости. Если такие стремления к деятельности прекращаются репрессивными мерами со стороны педагогического коллектива, у воспитанников появляется дурное расположение духа, недовольство и искусственно развивается привычка к бездействию и лени. Поэтому задача воспитателя заключается не в прекращении естественного стремления учащихся к деятельности, а в изыскании для них полезныхзанятий, соответствующих их силам и развитию, способных увлечь их [10].

Однако воспитание духовно-нравственного чувства не может ограничиться заботами о соблюдении общей гигиены, поскольку предполагает развитие в учащемся способности оценивать поступки с принципиально личной точки зрения, наличие более или менее целостного мировоззрения. Поэтому воспитание тонкого духовно-нравственного чувства требует и развитие интеллектуальных умений. Задача педагогического коллектива в данном случае заключается в том, чтобы вовремя подметить духовные запросы учащихся и помочь им найти соответствующее удовлетворение посредством восприятия художественных произведений искусства и литературы. Поскольку невозможно воспитать духовно-нравственную личность, оставляя интеллект в пренебрежении.

Взаимодействие образовательного учреждения и родителей учащихся.

Содействие семьи школе решительно необходимо, поскольку везде и всегда влияние родителей имеет большую силу, нежели влияние педагогического коллектива, особенно в возрасте, когда ребенок получает начальное среднее образование. Родители, которые не только не содействуют поддержанию в глазах ребенка авторитета учителей, а напротив, позволяют себе сами порицать либо их,либоучеб-но-воспитательные порядки, установленные в

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

*

28

школе в присутствии своих детей, сами ставят их в безвыходное положение, влекущие за собой потерю не только мотивации в обучении, но и уважения к учителям и самим родителям. От такого образа действия необходимо всячески остерегать родителей, поскольку, противодействуя учебному заведению, они сами обрекают своих детей сначала на безуспешность во всех отношениях. Во избежание этого, педагогический коллектив школы должен использовать со своей стороны все усилия, чтобы по возможности обеспечить содействие родителям в достижении духовно-нравственных целей в деле воспитания ребенка [11]. В свою очередь, родителям предоставляется возможность справляться у классных руководителей или у руководства учебного заведения об успехах и поведении их детей за каждую текущую неделю. Для этого каждым классным руководителем назначается определенное, удобное для посещения время, с объявлением о том ученикам и родителям. Путем таких личных совещаний, родители будут в состоянии несравненно лучше следить за воспитанием и образованием своих детей, нежели с помощью электронных журналов и письменных сообщений в дневнике.

Национально-патриотическое воспитание

учащихся.

Основная задача реализации национально-патриотического воспитания учащихся программой заключается в формировании сознания молодых граждан в первую очередь с позиции интересов государственности. От того, какое вложить в него содержание, всецело зависит, будет ли оно плодотворным началом, одухотворяющим здоровую воспитательную деятельность.

В основу программы национально-патриотического воспитания ставятся следующие государственно-национальные принципы:

1. Национальное воспитание должно в осуществлении своих задач опираться на изучение всех особенностей национального духа и характера, обучающихся и с этими особенностями сообразовывать свою программу и свои мероприятия.

2. Подобно индивидуальному воспитанию, национально-патриотическое воспитание должно вытекать из инстинкта национального самосохранения в широком смысле этого слова и включать в себя заботу о физическом, материальном и моральном здоровье молодых граждан России.

3. Принцип солидарности всех народов в преследовании общечеловеческих культурных

идеалов обязывает к заботам о развитии национального гения, национального творчества на всех поприщах культурной деятельности.

Базой хорошего национально-патриотического воспитания в школе должна быть, прежде всего, хорошая общая организация самой школы. Хорошая школа - это значит, во-первых, школа, без всяких ограничений удовлетворяющая огромной потребности в образовании нашего народа, во-вторых, школа, оборудованная всем необходимым, имеющая хороших учителей, снабженная всеми дополнительными образовательными средствами, и, наконец, школа, преследующая, прежде всего, широкие образовательные цели, не стесняемая в этом отношении никакими сторонними тенденциями политического, националистического или религиозно-нравственного свойства.

Второе условие реализации национально-патриотического воспитания - это уделение особого внимания преподаванию ряда предметов, отражающих национально-патриотические интересы.

Так, например, необходимо отвести должное место изучению родной литературы. Литература представляет богатейшую сокровищницу знаний о родном народе, его миросозерцании, его горестях и радостях, его идеалах, мечтаниях и стремлениях. Подобным же образом должно быть направлено преподавание истории, и в этом, отнюдь, не должно быть никакой тенденциозности, искажающей правду, напротив, сосредоточение интереса к жизни народной массы, к изображению всех сторон её быта в различные исторические эпохи, к тем тяготам и злоключениям, которые она претерпела от внешних и внутренних причин - это и есть настоящая история родного народа.

Переходим далее к мотивировке и развитию третьего из указанных в программе принципов национально-патриотического воспитания.

Учащимся необходимо разъяснить, что патриот как гражданин обязан выполнять свой гражданско-патриотический долг, не только защищая с оружием в руках свою Родину от врагов, но и обязан, кроме того, неустанно и честно стремиться кудовлетворению всех нужд народной массы, этого главного оплота нации, чтобы тем самым стремиться к установлению её истинного могущества. Вот где задача истинного, здраво понимающего современные условия жизни, патриотизма.

Именно с детских впечатлительных лет необходимо пробудить чувство и осознание того, что для блага этой родины и для блага этого народа необходимо учиться, поскольку, национальная идея выражается не только в стремлении, чувствах и деятельности, вытекающих из эгоистических мотивов, из инстинкта национального самосохранения. Она, кроме того, выражается в той доли участия, которая выпадает нации на поприще осуществления обще-человеческихзадач. Национальная честь и гордость, в самом высшем значении этих понятий, получают наибольшее удовлетворение от всемирного признания за нацией тех или иных заслуг в области духовного творчества, в области науки, литературы и искусства, а также в области практического строительства общественно-социальной жизни, приближающегося к всемирному идеалу.

И тогда, не забывая собственных выгод и прав и собственных национально-эгоистичес-кихзадач,молодые граждане вместе стем смогут научиться уважать права других наций и по достоинству ценить общие, выше всех национальных отличий стоящие, интересы мира, прогресса, культуры, духовного творчества и социальной справедливости. Отсюда молодое поколение сможет воспитать в себе живое стремление ктому, чтобы национальный вклад

в это общечеловеческое достояние, в это хранилище самых святых упований человечества на лучшее будущее соответствовал величию и славе Родины.

Примечания:

1. Федеральный Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации". Текст с изменениями и дополнениями на 2016 г. - М. : ЭКСМО, 2016.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями на 18 мая 2015 г.). - М., 2016.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. - М. : Просвещение, 2011.

4. Буткевич А. О новых путях в воспитании //Вестник воспитания. - Т. 4. - М.,1908. - С. 123-143.

5. Александровское коммерческое училище, основанное московским биржевым обществом. Его учебные и воспитательные задачи. - М., 1885. - С. 35.

6. Там же. - С. 36-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии детей. - СПб., 1908.

8. Там же.

9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Да-нилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А - М., 2011. -С.12.

Ю.Роков Г. Учение и поведение современной школьной молодежи // Вестник воспитания. - Т. 3. - М.,1907. - С. 28-56.

П.Аграев Г.В. Родители, учителя, ученики. - СПб., 1908.

SOCIO-PEDA GOGICA L CONDITIONS OF EFFECTIVENESS OF PHYSICAL EDUCATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS Butenko Tatiana Vladimirovna, Senior Professor Shut'eva Elena Jurievna, Senior Professor Nagornyh Vicktoria Nickolaevna, Senior Professor

institute of Physical Culture and Sports, Don State Technical University, Rostov-on-Don

The article is theoretically grounded in socio-pedagogicai conditions providing the effectiveness of physical education of students of educational institutions. Consider the actions of educators and educational institutions for physical education students.

Keywords: socio-pedagogicai conditions; physical education; extra-curricular activities.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ удк 372.8 ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье теоретически обоснованы социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность физического воспитания учащихся образовательных учреждений. Рассмотрена деятельность педагогов и образовательных учреждений по физическому воспитанию учащихся.

Ключевые слова: социально-педагогические условия; физическое воспитание; внеклассная работа.

ВАК РФ 13.00.04

© Бутенко Т.В., 2017 © Шутьева Е.Ю., 2017 © Нагорных В.Н., 2017

Проблемы совершенствования системы физического воспитания учащейся молодежи приобретают особую актуальность в новых со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.