О. И. Кокорева, А. В. Прошкина
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВО
Статья посвящена одному из аспектов проблемы художественно-эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Обосновывается положение о возможности создания в рамках детского музея условий для целостного художественно-педагогического процесса, интегрирующего познавательную, ценностно-ориентационную и творческую направленность в развитии детей. Раскрывается актуальность создания культурно-образовательного пространства, объединяющего детей с нарушениями зрения на основе эстетических интересов, склонностей, способностей. В статье определяются принципы, которые должны лежать в основе культурно-образовательной деятельности детского музея. Дается характеристика принципов: адаптивности образовательных программ, тематического, цикличности, синкретизма. Перечислены задачи, которые могут быть решены в культурно-образовательном пространстве открытого типа «Детский музей». Определяется содержание работы детского музея. Основное внимание в работе акцентируется на вариативности форм организации деятельности детей в культурно-образовательной системе музея, выделяются внутренние и внешние формы, рассматривается их специфика, возможности выполнения в музейном пространстве традиционных (организаторской, информативной, познавательной, эмоционально-эстетической и коммуникативной) и интерактивной образовательной функций.
Ключевые слова: детский музей, музейное пространство, учреждения культуры, ценности.
O. I. Kokareva, A. V. Prochoshina
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)
CHILDREN'S MUSEUM AS CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE
The article is devoted to one aspect of the problem of artistic and aesthetic education of children with disabilities. Explains the situation about the possibility of creating in the children's Museum conditions for a holistic pedagogical process, integrating cognitive, value-orientation and creative direction in the development of children. Reveals the relevance of the cultural-educational space, uniting children with visual impairments based on aesthetic interests, aptitudes, abilities. The article determines the principles that should underpin cultural and educational activities of the children's Museum. The characteristic principles of adaptability of educational programmes, thematic, cyclical, syncretism. Lists the tasks that can be solved in the cultural and educational space of open type "Children's Museum". Defines the content of the children's Museum. The focus of the work focuses on the variability of the forms of organization of children's activities in the cultural and educational system of the children's Museum, highlights the internal and external forms, discusses their characteristics. The possibility of performing the traditional Museum space (organizational, informative, cognitive, emotional, aesthetic and communicative) and interactive educational functions.
Keywords: children's Museum, space Museum, cultural institutions.
Проектирование культурно-образовательных центров на современном уровне развития общественного воспитания, интегрирование усилий педагогов-
дефектологов, психологов и специалистов в области культуры является актуальной задачей теории и практики коррекционного образования и связано с обновлением содержания художественно-эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Главной идеей музейно-педагогического центра на базе учреждения культуры, в том числе и специальной библиотеки для слепых, должно стать присвоение ребенком культурных ценностей, выступающее как потенциальная возможность развития личности человека с нарушениями зрения, реализуемая в наше время довольно редко. Причины этого кроются, прежде всего, в содержании образования, в семейном воспитании и обусловлены недостаточной разработанностью действенных образовательных технологий приобщения детей с нарушениями в развитии к ценностям культуры. Создание музейно-педагогического пространства в городе или районе является одной из возможностей социокультурной реабилитации таких детей.
Рассогласованность содержания эстетического воспитания в различных культурно-образовательных учреждениях (детский сад, общеобразовательная школа, музеи, библиотеки), ограниченность сферы деятельности каждого такого учреждения не создают условия для комплексного решения проблемы формирования эстетической культуры личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Детский музей может создать условия для целостного художественно-педагогического процесса, интегрирующего познавательную, ценностно-ориентационную и творческую направленность в развитии детей.
В мировой культурной практике открытие детского музея впервые имело место в 1899 г. в Бруклине (США). В отечественной истории появление детских музеев датируется первой третью XX века, однако политические реалии того времени не способствовали их массовому развитию. Только с 90-х годов прошлого века детские музеи стали появляться на базе учреждений культуры и дополнительного образования детей. Именно в это время распространяется идея о возможностях использования музейного пространства для развития эмоциональной сферы и творческих способностей детей и активного включения их в музейную деятельность.
Актуальность создания культурно-образовательного пространства, объединяющего детей с нарушениями зрения на основе эстетических интересов, склонностей, способностей, обусловлена, с одной стороны, необходимостью раннего приобщения к миру культуры, когда ещё не сложились эстетические интересы, привычки, вкусы, оценки, идеалы; с другой стороны - возможностью соорганизации и сотрудничества в рамках музея педагогов, деятелей культуры, работников музеев города, общественных организаций, родителей и других взрослых, призванных решать проблемы духовного развития личности.
Атмосфера искусства, реализуемая в повседневной жизни детей, искусство как жизнетворчество, приближенность ценностей к миру детства -это решающее условие формирования начал духовной культуры и социокультурной реабилитации ребёнка с проблемами в развитии. Известно, что соответствующий возрасту объем культуры дети перенимают в семье, в
образовательных учреждениях (детский сад, школа) и посредством деятельности социально-общественных институтов (средства массовой информации, музеи, библиотеки, детские театры и пр.). Уровень сознания ребёнка, определяющий уровень его эстетической и духовной культуры, во многом зависит от эффективности взаимодействия данных социальных факторов.
Культурно-образовательное пространство открытого типа «Детский музей» может создать условия для интегрирования усилий педагогов, родителей, деятелей культуры в решении следующих задач: разработка путей обновления содержания эстетического образования, ориентированных на гармонизацию познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей; создание условий для внедрения новых программ и методических разработок в области музейной педагогики в образовательную работу с детьми, имеющими проблемы в развитии; стимулирование творческой эстетической активности, развитие художественных способностей и основ культуры у маленьких детей; создание общественного культурного центра, объединяющего творческий потенциал детства и усилия различных специалистов в области искусства.
В основу культурно-образовательной деятельности детского музея должны быть положены принципы: адаптивности образовательных программ, тематический, цикличности, синкретизма.
Принцип адаптивности образовательных программ предполагает гибкое применение содержания и методов культурно-эстетического развития в зависимости от возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей детей с нарушением зрения. Данный принцип реализуется с учетом тесного взаимодействия всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, психологов, работников учреждений культуры, родителей.
Тематический принцип позволяет раскрыть специфику разных видов искусства в тесной взаимосвязи с окружающей жизнью. Данный принцип является системообразующим при реализации программ эстетического воспитания в рамках деятельности культурно-образовательного пространства музея (экскурсии, тематические выставки, творческие встречи, концерты, вечера досуга, коллективные творческие занятия, семинары-практикумы и т.п.).
Принцип цикличности предполагает повторяемость тематики мероприятий с целью углубления и расширения восприятия эстетической деятельности. Это способствует формированию оценочного отношения, формированию и применению эстетических навыков в разных видах художественной деятельности.
Принцип синкретизма культурно-образовательных программ определяет взаимосвязь разных видов эстетической деятельности дошкольников. Общение с искусством предполагает выявление отношения детей к разным его видам, формирование ценностных ориентаций, эстетического восприятия, творческой активности. Познание многообразия мира культуры посредством включения игры, самостоятельной творческой деятельности выступает важным условием эффективности работы в области музейной педагогики.
Содержанием работы детского музея должно стать искусство и творческая, созидательная деятельность человека: знакомство с произведениями искусства и историей создания культурных шедевров; приобщение к культурно-историческим традициям региона; знакомство с музыкантами, художниками, мастерами народных художественных промыслов.
Центром воспитательной системы детского музея должен стать ребёнок с его индивидуальными особенностями, а сама она должна быть направлена на пробуждение у детей с ограниченными возможностями здоровья разнообразных форм эмоционально-ценностного отношения к культуре, формирование у них активной творческой направленности при общении с произведениями искусства, что будет способствовать их более успешной социокультурной реабилитации.
Культурно-образовательная система детского музея предполагает вариативность форм организации деятельности детей, которые могут быть классифицированы как внутренние и внешние. Нетрадиционные условия воспитания в музее, а также повышение уровня культуры родителей и популяризация искусства среди населения требуют инновационных подходов к организации воспитательного процесса. К внутренним формам следует отнести регулярные занятия музыкой, художественной, театральной деятельностью в виде тематических, комплексных, интегрированных, игровых занятий; экскурсий; познавательных бесед и развлечений; викторин, конкурсов; художественных мастерских. Музейное пространство выполняет в данном случае интерактивную образовательную функцию и может выступать в качестве учебной аудитории, мастерской, лаборатории, филиала городского музея, концертного зала, музея-театра, музея-игровой площадки. Приоритетным является создание экспозиций, позволяющих детям свободно общаться с экспонатами и творчески осваивать музейное пространство.
Внешние формы организации деятельности детей предполагают проведение совместно с родителями систематических встреч, экскурсий в музеи города, посещение выставок картин и коллекций, творческих мастерских художников, творческих отчетных мероприятий учащихся художественных школ и училищ культуры.
Кроме того, деятельность музея должна быть направлена на организацию на его базе выставок и тематических экскурсий, музыкальных праздников, творческих досугов. В этом случае детский музей выполняет традиционные функции (организаторскую, информативную, познавательную, эмоционально-эстетическую и коммуникативную), создавая условия для развития общественных форм объединения детей. Внешние формы культурно-образовательной деятельности музея реализуются на принципах адаптивности и синкретизма в содержании эстетического воспитания и создают условия для взаимообогащения членов разновозрастных групп - старшего поколения, родителей, детей. Возможность передачи музыкального, художественного, познавательного, игрового опыта от старших к младшим оказывает наибольшее развивающее действие. В этом случае дети перенимают опыт деятельности и знания не только от педагогов и работников библиотеки, но и от других
значимых взрослых (родителей, бабушек и дедушек, музыкантов, художников, старших детей и др.), что способствует установлению духовных связей поколений, ведет к овладению ценностями культуры.
Организация детского музея на базе специальной библиотеки будет оправдана в том случае, если его основой является подход к эстетическому воспитанию как к саморазвитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Содержание работы музея и его организационные формы должны быть определены педагогами, психологами, родителями, работниками культуры в совместном поиске, а сам музей должен представлять открытую систему, настроенную на постоянный приток новых идей, на самообновление. Развивающийся характер такой системы будет обеспечиваться новой практикой воспитания, реализуемой на уровне образовательных программ и педагогических технологий, постоянным совершенствованием форм взаимодействия педагогических коллективов, работников культуры и творческой интеллигенции.
Литература
1. Гильмутдинова Г. М. Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный и отечественный опыт) [Электронный ресурс] // сайт Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. URL: http : //www. tataroved. ru/institut/ (дата обращения: 15.11.2016).
2. Кокорева О. И., Прошкина А. В. Развитие социального взаимодействия детей с нарушением зрения в виртуальном музейном пространстве [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2015. № 4 (16). С. 75-82. URL: http://www.tsput.ru/fb/hum/4( 16) 2015/files/assets/common /downloads/publication.pdf
3. Макарова-Таман Н. Г. Детские музеи в России и за рубежом. М.: Ин-т «Открытое общество», 2001. 128 с.
Bibliography
1. Gil'mutdinova G. M. Detskiy muzey kak faktor formirovaniya istoricheskogo myshleniya detey v kontekste sovremennykh problem muzeynoy pedagogiki (zarubezhnyy i otechestvennyy opyt) [Children's Museum as a factor in the formation of children's historical thinking in the context of contemporary challenges of museum pedagogy (foreign and domestic experience) [Electronic resource] // Site of the Institute of History named after Sh. Mardzhani of AS RT. URL: http : //www. tataroved. ru/institut/ (reference date: 15.11.2016).
2. Kokoreva O. I., Proshkina A. V. Razvitiye sotsial'nogo vzaimodeystviya detey s narusheniyem zreniya v virtual'nom muzeynom prostranstve [The development of social interaction of visually challenged children in the virtual museum space] [Electronic resource] // Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L. N.
Tolstogo. 2015. No. 4 (16). P. 75-82.
URL: http://www.tsputru/fb/hum/4(16) 2015/files is/assets/common all/the downloads/publication.pdf
3. Makarova-Taman N. G. Detskiye muzei v Rossii i za rubezhom [Children's museums in Russia and abroad]. Moscow: Institute 'Open Society', 2001. 128 p.