Научная статья на тему 'Роль художественно - педагогического музея игрушки имени Н. Д. Бартрама и его значение в сохранении национальных традиций'

Роль художественно - педагогического музея игрушки имени Н. Д. Бартрама и его значение в сохранении национальных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА / ФЕДОСКИНО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова О.В.

В статье рассматривается роль и значение Художественно педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама, как единственного уникального музея игрушки в России, гармонично вошедшего в единое художественно эстетическое образовательное пространство Высшей школы народных искусств (академии). Исключительность музея заключается не только в собрании удивительной коллекции детской игрушки, но и, прежде всего, в усилении устойчивого интереса к изучению области детства, области игрушки и ее роли, в его популяризации, сохранении культурных традиций, памяти о человеке, положившем начало этой коллекции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль художественно - педагогического музея игрушки имени Н. Д. Бартрама и его значение в сохранении национальных традиций»

Педагогика музейной деятельности в области традиционного прикладного искусства

Федотова О.В., кандидат педагогических наук, доцент, и.о. ректора ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», o _fedotova@bk.ru

Fedotova O.V., Phd in pedagogical sciences, associate professor, rector of the Higher School of Folk Arts (academy), o_fedotova@bk.ru

Роль художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама и его значение в сохранении национальных традиций The role of the art pedagogical museum of toys named N.D. Bartram and his meaning in preserving national traditions

Аннотация. В статье рассматривается роль и значение Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама, как единственного уникального музея игрушки в России, гармонично вошедшего в единое художественно-эстетическое образовательное пространство Высшей школы народных искусств (академии). Исключительность музея заключается не только в собрании удивительной коллекции детской игрушки, но и, прежде всего, в усилении устойчивого интереса к изучению области детства, области игрушки и ее роли, в его популяризации, сохранении культурных традиций, памяти о человеке, положившем начало этой коллекции,

Abstract. The article discusses the role and importance of the Art Pedagogical Museum of Toys named N.D. Bartram, as the only unique toy museum in Russia, harmoniously integrated into a single artistic and aesthetic educational space of the Higher School of Folk Arts (academy). The exclusivity of the museum is not only in the collection of an amazing collection of children's toys, but above all in preserving cultural traditions, the memory of the person who initiated this collection and of course in popularizing the museum and increasing sustained interest in studying the field of childhood, the field of toys and its role.

Ключевые слова: музей игрушки, традиционное прикладное искусство, концепция, образовательная деятельность, единое пространство.

Key words: toy museum, traditional applied art, concept, educational activity, single space.

Высшая школа народных искусств является уникальным современным образовательным центром по подготовке кадров в области традиционного прикладного искусства, цель и задачи которого в XXI веке состоят в сохранении культурных традиций и исторического наследия России путем сохранения, возрождения и развития более двадцати трех видов традиционного прикладного искусства, соотнесенных непосредственно с конкретными регионально-историческими центрами традиционного бытования.

Академия имеет многолетний опыт работы и высочайшие успехи по подготовке высококвалифицированных кадров, благодаря созданной современной эффективной системе непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, способствующей развитию и расширению единого образовательного художественно-творческого и научно-исследовательского пространства. ВШНИ является профильным вузом, занимающимся научно-методическим сопровождением не только инновационного учебного процесса в области традиционного прикладного искусства, но и в целом содержания и развития каждого из уникальных видов искусства.

Сегодня много говорится об образовании в сфере культуры и искусства, в том числе о необходимости его развития и модернизации, для того, чтобы образование отвечало требованиям и тенденциям государственной политики. Вместе с тем расширение и преобразование в нашем вузе происходит перманентно, что определяется внешними факторами, современными требованиями и качественными условиями для развития образования и подготовки квалифицированных специалистов.

Присоединение в 2015 г. к Высшей школе народных искусств Художественно-педагогического музея игрушки стало ярким событием не только для сотрудников музея с их сложившимся укладом, но и для вуза, а также для Сергиево-Посадского филиала Высшей школы народных искусств - единственного образовательного учреждения в стране, осуществляющего подготовку специалистов в области дизайна игрушки. «В XXI веке люди, перегруженные техническими средствами, должны задумываться о сохранении связи человека с миром природы. На протяжении всего существования человечества огромное значение имеет уровень развития образования и характер отношения к наследию истории и традициям культуры. Идеальной формой воплощения традиции как способа сохранения человеческого измерения реальности и является музей» [7, с. 8].

В руководстве и управлении деятельностью музея, который работает в рамках единой концепции и программы развития академии, ВШНИ опирается на Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, согласно которой должно «обеспечиваться сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, как основы российского общества, воспитания детей и молодежи в духе гражданственности, а также сохранение и развитие общероссийской идентичности народов России, единого культурного пространства страны, повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве, что является одним из стратегических национальных приоритетов и способствует укреплению национальной безопасности» [8].

Первоначальный анализ деятельности Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама, знакомство с существующей материально-технической базой на момент присоединения показал, что существует ряд глобальных проблем, требующих конструктивных решений.

Безусловно, все надежды на сохранение и развитие музея игрушки для детей невозможны без укрепления, создания качественной интерактивной современной материальной базы в качестве определяющего фундамента, которая и создает образ, имидж и репутацию музея. Именно с этого момента была начата совместная работа, которая продолжается и в настоящий момент, сумевшая вывести уникальный и единственный исторически созданный музей игрушки в России (которому исполнилось в 2018 г. 100 лет) на новый и современный, в том числе инновационный информационно-технический, уровень, при этом сохранив его исконное предназначение.

Стоит отметить, что для решения возникающих проблем нужен комплексный инновационный подход ко всем направлениям деятельности Сергиево-Посадского института игрушки, в том числе и концептуальный подход в развитии Художественно-педагогического музея игрушки. Предполагаемая инновационная модель построения образовательного художественно-эстетического пространства в области игрушки нашла отражение в разработанной концепции развития музея на 2017-2020 гг. Она призвана способствовать сохранению и структурированию накопленного опыта, повышению эффективности использования ресурсов, бережному сохранению и популяризации музейного фонда, стимулированию развития и обогащения уникальной области [5].

Новые современные требования, предъявляемые к деятельности музеев, формируют многообразие направлений музейной деятельности, что будет способствовать развитию интегрированного пространства в области игрушки, в котором музей должен позиционироваться как многофункциональный современный культурно-образовательный городской центр в рамках музейно-научного сотрудничества и научно-педагогического взаимодействия с Сергиево-Посадским институтом игрушки - филиалом Высшей школы народных искусств.

Следует отметить, что важность для Сергиево-Посадского художественно-педагогического музея игрушки сегодня определяется тремя взаимосвязанными аспектами: сохранением культурных традиций, обеспечением связи времен и высоким кадровым потенциалом. Как писал Б.А. Столяров: «Сохраняя материализованные свидетельства явлений и процессов природы, памятники культуры и искусства, он передает поколениям эстафету культуры, находящейся в состоянии непрерывного становления» [7, с. 9].

Роль Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама бесспорно состоит в первую очередь в сохранении и презентации уникальных коллекций игрушек «Советская промышленная игрушка», «Русская и зарубежная игрушка», «Народная игрушка», в которых отражаются культурные национальные традиции народа, существующие на протяжении многих веков; в сохранении живописных и графических произведений, хранящихся в музейном фонде «Живопись. Графика. Рисунок. Плакат», в демонстрации возможности передачи опыта, а также дальнейшего использования профессиональных, конструкторско-технологических и

исторических знаний в процессе образовательной, научно-исследовательской и практической, проектировочной деятельности студентами института игрушки и в содействии при подготовке высокопрофессиональных кадров.

Значимость музея заключается в предоставлении исключительной возможности привлечения молодежи к изучению культуры, к получению образования в области игрушки, повышению интереса к Сергиево-Посадскому институту игрушки и музею как к образовательным, художественным и культурным учреждениям России, звучание которых усиливается, благодаря проведению многочисленных внутренних и выездных тематических выставок, организацией и проведением ежегодного международного научно-практического мероприятия - Бартрамовские чтения, посвященного выявлению и обсуждению проблем современного состояния и перспектив развития игрушки в России, роли игрушки в воспитании, развитии и социализации детей. К числу мероприятий, способствующих пробуждению интереса у молодого поколения в столице игрушечного центра с целью ранней профориентации личности, относятся активные формы взаимодействия с детьми и подростками: обзорные экскурсии, музейно-образовательные программы, постоянно действующие тематические мастер-классы, музейная игротека, творческая работа кукольного театра «Бартрам», проведение праздничных семейных мероприятий - все, что направлено на популяризацию музея и игрушки, что может привлечь, заинтересовать и удержать внимание ребенка. При этом важным аспектом в деятельности музея является возможность сохранения памяти о человеке - Н.Д. Бартраме, положившем начало продолжению развития национальных традиций, сохранению национального эстетического идеала, познанию культурных традиций, связи прошлого, настоящего и будущего и обеспечению собрания уникальных коллекций детских игрушек.

С целью усиления значимости позиционирования и продвижения музея игрушки в городе Сергиев Посад, являющегося исторически сложившимся игрушечным центром с точки зрения культурного, воспитательного и семейного значения, необходимо создание на его базе системы дополнительного образования детей и взрослых: творческих студий, клубов по интересам, клубов выходного дня, семейных абонементов; передвижных выставок произведений традиционного прикладного искусства, созданных в головном вузе и филиалах, мероприятий культурно-просветительской деятельности музейного театра кукол.

Стоит отметить развитие музейно-педагогической составляющей деятельности вуза, включение в образовательные программы учебных и производственных практик исследовательской деятельности в Художественно-педагогическом музее игрушки имени Н.Д. Бартрама для студентов всех специализаций и профилей Высшей школы народных искусств. Создание условий для научного обеспечения и музейно-научного сопровождения образовательного и художественно-творческого процесса образовательной деятельности по образовательной программе дизайна

игрушки. Таким образом, в настоящее время работа музея в составе ВШНИ должна включать в себя функции:

• сохранение и приумножение изделий, представляющих художественную, культурно-историческую и национальную ценность;

• обеспечение преемственности лучших традиций;

• формирование и структурирование музейного фонда;

• формирование и обогащение единого художественно-образовательного эстетического пространства;

• воспитание художественно-эстетического вкуса и содействие творческого профессионального и культурного роста студентов путем демонстрации и предоставления для изучения и проведения исследований лучших образцов фондохранилища;

• формирование коллекции изделий в качестве учебных и методических пособий;

• демонстрация экспозиций при презентации деятельности института на встречах, семинарах, конференциях и т.д.;

• проведение лекций для студентов ВШНИ по направлениям (для повышения профессионального уровня в области традиционного прикладного искусства и в области игрушки);

• проведение ранней профориентационной работы с молодежью, в частности с обучающимися общеобразовательных учебных заведений и учреждений дополнительного образования;

• развитие воспитательной и просвещенческой деятельности;

• организация и составление выставочных экспозиций;

• расширение международного сотрудничества.

В заключение, возвращаясь к вопросу вхождения Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама в состав Высшей школы народных искусств, мы видим, что данный шаг является серьезным стимулом для дальнейшего целенаправленного развития и значимым фактором во взаимодействии и формировании единого художественно-эстетического образовательного пространства, единой системы подготовки высококвалифицированных специалистов на местах с учетом современных требований, а также способствует эффективному решению одной из основных задач государственной политики Российской Федерации по сохранению культурного наследия.

Литература

1. Баранова Д.Н. История развития Сергиево-Посадского института игрушки и его роль в области подготовки специалистов по созданию игрушки // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 1. - С. 1015. - URL: .http://dpio.ru/arxiv/v1/v8_3.htm (дата обращения 28.03.2019).

2. Высшая школа народных искусств: история становления академии. Коллективная монография / Под науч. ред. В.Ф. Максимович. -СПб.: ВШНИ, 2018. - 188 с.

3. Концепция развития Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама на 2017-2020 гг. - СПб.: ВШНИ (и), 2016. - 22 с.

4. Максимович В.Ф. Пути обновления профессионального образования в традиционном прикладном искусстве // Вопросы культурологии. - 2013. - № 8. - С. 8-16.

5. Максимович В.Ф. Развитие Художественно-педагогического музея игрушки как фактор совершенствования образования и культуры России / Музей - универсальное культурно-образовательное пространство: теория и практика. Монография // Общая научная редакция Л.М. Ванюшкиной. - СПб.: ВШНИ, 2015.

6. Озерова О.В. Художественно-педагогическому музею игрушки им. Н.Д. Бартрама 100 лет // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. - № 3. - С. 7-13. - URL: http://dpio.ru/arxiv/v1/v8_3.htm (дата обращения 15.12.2018).

7. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учебное пособие. - М.: Высш. шк., 2004 - 216 с.

8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. -URL: http://mid.ru>foreign policy/official documents/-/asset (дата обращения 15.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.