обходимые правила действия воспроизводятся самостоятельно, поскольку они надежно закреплены в долговременной памяти субъекта педагогического процесса.
• третий уровень усвоения «эвристический» характеризуется умением субъекта педагогического процесса применять информацию, в нестандартных ситуациях и при решении нетиповых задач.
• четвертый уровень усвоения «исследовательский» характеризуется умением выполнять исследовательскую и изобретательскую деятельность, которые приносят человечеству так
Библиографический список
называемую объективно новую информацию, то есть информацию, обогащающую существующую науку.
Таким образом, целеполагание педагогического процесса предполагает определение и нормирование объема усвоения учебного материала, что оказывает влияние, во-первых, на познавательные возможности студентов; во-вторых, выполняются требования стандарта образовательной области; в-третьих, точно определяется допустимое время на подготовку студента; в-четвертых, обозначается структура и содержание дидактических единиц.
1. Бобылева О.А. Развитие идеи целеполагания в построении обучения в отечественной дидактике: середина 50-х - 80-е гг. 20 века: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Хабаровск. 2008.
2. Гумерова Н.Л. Развитие педагогического целеполагания у учителей общеобразовательных школ: аксиологический подход: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва: 2008.
3. Гладких В.Г. Теоретические основы целевого управления учреждением образования: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2001.
4. Ильевич Т.П. Технология проектирования учебных задач в контексте личностно-ориентированного целеполагания: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2001.
5. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. Москва: Педагогика, 1990.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989.
References
1. Bobyleva O.A. Razvitie idei celepolaganiya vpostroenii obucheniya v otechestvennoj didaktike: seredina 50-h - 80-e gg. 20 veka: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Habarovsk. 2008.
2. Gumerova N.L. Razvitie pedagogicheskogo celepolaganiya u uchitelej obscheobrazovatel'nyh shkol: aksiologicheskij podhod: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: 2008.
3. Gladkih V.G. Teoreticheskie osnovy celevogo upravleniya uchrezhdeniem obrazovaniya: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2001.
4. Il'evich T.P. Tehnologiya proektirovaniya uchebnyh zadach vkontekste lichnostno-orientirovannogo celepolaganiya: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2001.
5. Ball G.A. Teoriya uchebnyh zadach: Psihologo-pedagogicheskij aspekt. Moskva: Pedagogika, 1990.
6. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogika, 1989.
Статья поступила в редакцию 27.03.17
УДК 378.1
Molchan E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy) Sergiev Posad Branch of Higher School of Folk Arts (Sergiev Posad, Russia),
E-mail: [email protected]
Maikova V.P., Doctor of Sciences (Philosophy), Moscow State Regional University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
SERGIEV POSAD BRANCH OF HIGHER SCHOOL OF FOLK ARTS AND ART PEDAGOGICAL MUSEUM OF TOYS NAMED AFTER N.D. BARTRAM AS A RESEARCH AND EDUCATION CENTER IN THE FIELD OF RUSSIAN FOLK TOYS. The paper considers a problem of reforming the culture, science and education as a process of integration into the modern era. It is shown that one solution is to create a single complex for scientific, educational, artistic, museum activity. The work reveals the concept and function of scientific-educational complex as a unique school of excellence in the field of Russian folk toys. It presents the potential for conversion Russian toy market with distinctive national flavor into a serious competitor on the world market. The paper identifies research potential of HPMI name N. D. Of Bartram and secondary vocational education in VSNI, the result of which becomes a developed and defended thesis projects, prepared exhibits used in exhibition activities.
Key words: holistic interdisciplinary approach, artistic creation, education, scientific and research activities, museum, research and education center, Russian folk toys.
Э.М. Молчан, канд. пед. наук, Сергиево-Посадский филиал Высшая школа народных искусств, г. Сергиев Посад,
E-mail: [email protected]
В.П. Майкова, д-р филос. наук, Московский государственный областной университет, г. Москва,
E-mail: [email protected]
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ФИЛИАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ ИМЕНИ Н.Д. БАРТРАМА КАК НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В ОБЛАСТИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
В работе рассмотрена проблема реформирования культуры, науки и образования как интеграционного процесса в современную эпоху. Показано, что одним из решений является создание единого комплекса по научной, образовательной, творческой, музейной деятельности. Раскрыты понятия функции научно-образовательного комплекса как уникальной школы мастерства в области русской народной игрушки. Представлена потенциальная возможность превращения рынка российских игрушек с самобытным национальным колоритом в серьезного конкурента на мировом рынке. Выявлен научно-исследовательский потенциал ХПМИ имени Н.Д. Бартрама и среднего профессионального образования в ВШНИ, результатом реализации которого становятся разработанные и защищенные дипломные проекты, готовые экспонаты, используемые в выставочной деятельности.
Ключевые слова: целостный междисциплинарный подход, художественное творчество, образование, научно-исследовательская деятельность, музейное дело, научно-образовательный комплекс, русская народная игрушка.
Интенсивные интеграционные процессы в современном мире генерируют целый ряд изменений в области культуры, науки, образования. Постоянное совершенствование, ответственность, активность, переоценка существующего до сих пор способа мышления и деятельности, формирование особой духовной компетентности, способной оживлять знание, - таков неполный перечень задач в сфере культуры и образования, актуализированных глобализацией. Изменения, происходящие в нашей стране, курс на импортозамещение, на возрождение национального самосознания, русской культуры меняют преемственность научно-образовательной системы в области искусства, художественного творчества [1]. В учебные программы общего образования вносятся региональные, этнокультурные компоненты, увеличивается объем соответствующей учебной и методической литературы, создаются студии, мастерские, галереи, открываются новые специальности, новые факультеты, растет количество средних, специальных, высших и поствузовских образовательных учреждений, которые осуществляют подготовку специалистов в этой сфере.
Такая положительная тенденция обусловила острую необходимость в профессионалах, которые бы владели целостной системой знаний в области культурологии, педагогики, этно-ху-дожественного мастерства. Весьма перспективным в этой области является опыт объединения Сергиево-Посадского филиала Высшей школы народных искусств (СПФ ВШНИ) и Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама (ХПМИ имени Н.Д. Бартрама) - несомненных лидеров в системе русской народной художественной культуры в области игрушки. Практически все разрабатываемые образовательные концепции здесь ориентированы на активное, созидательное участие самой широкой музейной аудитории в формировании культурной среды региона. Ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением. Это комплекс, который создается студентами, педагогами, сотрудниками музея. Специфика такого комплекса в том, что он сочетает в себе общекультурные, профессиональные, образовательные компетенции, отвечает современным требованиям в области культуры и образования [2]. Сохраняя свои предначертательные функции, в комплексе Сергиево-Посадский филиал Высшая школа народных искусств и Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бар-трама становятся центром творчества и науки, центром образовательной и исследовательской деятельности в области традиционно-прикладного искусства.
Овладевая принципами художественного языка народной игрушки, постигая ее содержание, художественно-выразительные свойства, чему способствует уникальный фонд музея, и одновременно приобретая знания и умения благодаря образовательной деятельности педагогов СПФ ВШНИ, в соединении музейных и образовательных традиций, насчитывающих в общей сложности около 200 лет (СПФ ВшНи более 80 лет, ХПМИ имени Н.Д. Бартрама около 100 лет), студенты и преподаватели, сотрудники музея, возрождают идею основателя музея Н.Д. Бартрама, забытую в советские времена. Раскрывая замысел создания музея, исследователь Е.В. Тараненко писал, что музей игрушки создается исходя из потребностей учебных заведений в наглядном преподавании, он активно включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Он является плодом общих усилий, совместного творчества преподавателя и студента, которые вместе занимаются собиранием или изготовлением пособий.
Внедряя целостный междисциплинарный подход к преподаванию народного искусства в области игрушки как синкретического феномена, воспроизводящего традиционные мотивы языком традиционно-прикладного искусства, художественным языком, на основе интеграции музейной деятельности в учебно-воспитательный процесс через различные собрания и другие формы деятельности, во взаимосвязи с преподаванием конкретных учебных дисциплин: моделирование и конструирование кукольного костюма, материаловедение и технология производства игрушек, технология отделки игрушек, история игрушки, народные художественные промыслы и орнамент, компьютерные технологии в дизайне игрушки ХПМИ имени Н.Д. Бартрама во взаимосвязи с СПФ ВШНИ перерастают в не имеющий аналогов в России и мире научно-образовательный комплекс. Он формирует среду для поисковой активности в особом, специфическом направлении художественного творчества, успешность которого гарантируется тем, что здесь создается новый путь для деятель-
ности, развития старинных традиций в области русской народной игрушки. Организованная как творчески развивающаяся среда комплексная музейно-образовательная площадка способствует получению информации беспрерывно и из большого числа источников, созданию новой педагогической и музейной обстановки через сотворческую деятельность, приобщенную к многовековой истории страны. Это позволяет реализовать современные подходы для творческого проявления личности и самовыражения, где каждый человек познает и себя, и мир в деятельности, в самореализации, а, не наблюдая за ним со стороны. Каждое новое знание, каждый бит информации становится не одним, а несколькими тысячами новых знаний, так как перегруппировывается, интегрируется со всем социальным опытом и личностными особенностями в творческую деятельность.
Меняется технология организации образовательного процесса, которая преобразовывается в творчески развивающую образовательную среду, способствующую взаимному развитию каждого из участников образовательного процесса и самого процесса. Реализовывается понимания себя как «я - творец своего профессионального становления».
Такой научно-образовательный комплекс вместе со всем существом воспитания представляет для государства наивысший интерес в его внутренней политике, так как речь идет об этическом будущем собственного народа.
Знакомство с историей страны через игрушку происходит на опыте, при котором формируется не односторонность сознания, что происходит отдельно в музее и отдельно в вузе, а развивается всестороннее, целостное мировоззрение, включающее патриотические чувства, желание творить, изучать, принимать участие в жизни страны, развивать человека, при этом воспитывается взаимоуважение на основе сотрудничества всех субъектов му-зейно-образовательного действа [3].
Раскрывая научно-исследовательский потенциал ХПМИ имени Н.Д. Бартрама и среднего профессионального образования в ВШНИ сотрудники музея, преподаватели и студенты развивают научно-исследовательскую деятельность как творческо-ис-следовательскую, включающую элементы моделирования, конструирования и технологию производства игрушки. Результатом научно-исследовательской работы становятся разработанные и защищенные дипломные проекты, готовые экспонаты, которые используются в выставочной деятельности.
Созданный научно-образовательный комплекс в области русской народной игрушки - это уникальное учебное, научно-исследовательское учреждение, одной из задач которого является коллекционирование, хранение, экспонирование бесценных собраний народной игрушки, это школа мастерства, опыта, вынесенного исторической жизнью народного художественного промысла. Это возможность говорить о традициях и истории игрушечного творчества на языке прошлого и настоящего, объединенного идеей народного самосознания, пропитанного отеческим духом [4].
Научно-образовательный комплекс позволит реализовать поставленные государством задачи в области культуры, образования, науки, художественного творчества, экономики. Это создаст потенциальную возможность превратить рынок российских игрушек с самобытным национальным колоритом в серьезного конкурента на мировом рынке.
В новых условиях образовательной практики, заключающихся в устойчивом и динамичном развитии культуры знаний, в скорости получения необходимой информации, в современных экономических требованиях многократного перепрофилирования в профессии научно-образовательный комплекс способствует воплощению нового требования к школе - позаботиться о развитии всего человека целиком, а не частично, приводить в действие силу мышления творческой личности через взаимовлияние между средой и студентом, педагогом и обучающимся - изменение одного из них вызывает изменение другого. В такой обстановке конечный результат -новое знание ученика- влияет не только на него самого, но и на учителя - учитель тоже получает новое знание [5].
Научно-образовательный комплекс идет вне любого определенного метода обучения. Это, скорее философская проблема, относящаяся к мировоззрению, вопросам развития человека, знания и педагогики, важнейшая часть общих культурных изменений, происходящих в настоящее время. Новые взгляды на здоровье, духовность, политику, бизнес, экономику, искусство тесно связаны с новыми подходами в обучении детей для их дальнейшего успешного вступления в новое изменяющееся общество.
Библиографический список
1. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию1 декабря 2016 г. Москва, Кремль. Available at: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/53379
2. Тараненко Е.В. Музейный компас. Профильное обучение. 2006; 6 - 7: 3 - 5.
3. Некрасова Н.А. Народное искусство России в современной культуре. Москва: «Коллекция М.», 2003: 256.
4. Максимович В.Ф. Концепция развития народных художественных промыслов как основа качества профессиональной подготовки кадров. Декоративно-прикладное искусство и образование. Электронный научный журнал 2012; 2.
5. Майкова В.П. Целостный подход к проблемам теории познания. Идеи. Методы. Решения. Berlin: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2011: 70.
References
1. Poslanie Prezidenta V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyul dekabrya 2016 g. Moskva, Kreml'. Available at: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/53379
2. Taranenko E.V. Muzejnyj kompas. Profil'noe obuchenie. 2006; 6 - 7: 3 - 5.
3. Nekrasova N.A. Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennojkul'ture. Moskva: «Kollekciya M.», 2003: 256.
4. Maksimovich V.F. Koncepciya razvitiya narodnyh hudozhestvennyh promyslov kak osnova kachestva professional'noj podgotovki kadrov. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal 2012; 2.
5. Majkova V.P. Celostnyj podhod k problemam teorii poznaniya. Idei. Metody. Resheniya. Berlin: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2011: 70.
Статья поступила в редакцию 23.03.17
УДК 374.31
Omarov M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Omarova M.M., senior teacher, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
THE EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN CITY SCHOOLS. The article examines the theoretical justification and analysis of factors influencing psychological safety of educational environment. To assess psychological security of students in Kaspiisk we have chosen the technique of diagnostics of psychological safety of the educational environment of the school developed by I. A. Baeva. Analysis of the relevant characteristics of the educational environment shows that the most important characteristics of the school environment for high school students are the relationship with teachers and students. Thus, for high school students school seem to be, first of all, the place where they acquire knowledge, develop their intelligence. To a lesser extent, this is the place where they could develop their life skills and satisfy their cognitive interest. Only half of high school students experience positive emotions at school and noted that at school they like to learn.
Key words: safety, social environment, personality, pedagogical activity, educational process, diagnostics, educational environment, high school, school, need, study.
М.М. Омаров, канд. пед. наук, доц. каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.М. Омарова, ст. преп. каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический
университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПЕРЕЖИВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ
В статье исследуется теоретическое обоснование и анализ факторов, влияющих на психологическую безопасность субъектов образовательной среды. С целью оценки психологической защищённости учеников г. Каспийска нами была выбрана методика диагностики психологической безопасности образовательной среды школы, разработанная И.А. Бае-вой. Анализ значимых характеристик образовательной среды показал, что наиважнейшими характеристиками школьной среды для старшеклассников является взаимоотношение с учителями и учениками. Таким образом, для старшеклассников школа представляется, прежде всего, тем местом, где они получают знания, развивают свой интеллект. В меньшей степени - это то место, где бы они смогли развить свои жизненные умения и удовлетворить познавательный интерес. Лишь половина старшеклассников испытывают положительные эмоции в школе и отмечают, что в школе им нравится учиться.
Ключевые слова: безопасность, социальной среде, личность, педагогическая деятельности, образовательный процессе, диагностика, образовательная среда, старшеклассники, школа, потребность, исследование.
В условиях модернизации образования, введения новых ФГОС, ориентации на развитие личности учащегося в учебно-воспитательном процессе, важно учитывать степень психологической безопасности, переживаемой учащимися в школе, поскольку без удовлетворения базовой потребности в безопасности затруднено возникновение потребностей более высокого уровня и в частности потребности в саморазвитии и самоактуализации [1].
Интерес к психологической безопасности в социальной среде в отечественной психологии возник в 90-е годы XX века. Так, по мнению А.Н. Сухова психологическая безопасность - это состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное [2]. В.А. Дмитриевский отмечает, что психологическая безопасность в учебных учреждениях во многом связана с психотравмирующими ситуация-
ми, педагогическим общением, затруднениями в педагогической деятельности [3].
Баева И.А. под психологической безопасностью образовательной среды понимает состояние, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [4; 5].
Психологическая безопасность личности в образовательном процессе понимается И.А. Баевой как состояние сохранности психики, находящейся под влиянием педагогических воздействий, что предполагает поддержание определенного баланса между педагогическими воздействиями на человека, окружающей средой и его устойчивостью, т. е. способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды.