Научная статья на тему 'Музей игрушки - путь длиною в 100 лет'

Музей игрушки - путь длиною в 100 лет Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
674
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ ИГРУШКИ / КОЛЛЕКЦИИ / КАМИС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАТАЛОГ / МУЗЕЙНЫЙ ФОНД РФ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пунанова Ю.С.

Статья посвящена теме формирования и развития Музея игрушки с 1918г. по 2018 г. В статье рассматривается творческая деятельность основателя музея и первого директора Н.Д. Бартрама, а также деятельность музея в различные периоды его существования. В данной статье говориться и о работе Художественно-педагогического музея игрушки в настоящее время, когда развитие информационных и компьютерных технологий способствовало освоению в музее принципов работы с электронной базой, в которой собраны музейные ценности «Государственным каталогом Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей игрушки - путь длиною в 100 лет»

значимых задач, в числе которых необходимо обратить особое внимание на активизацию информационной и просветительской работы по вопросам сохранения и продвижения русской культуры (в области декоративно -прикладного искусства и народных промыслов) в России и за рубежом. А также обеспечение поддержки уникального бренда Высшей школы народных искусств и укрепление позиций ВУЗа в образовательном пространстве Российской Федерации.

Литература

1. Шаповалова И.А. Взаимодействие произведений художественной литературы и живописи в системе развития общекультурных компетенций будущих специалистов декоративно-прикладного искусства // Сохранение, поддержка и продвижение русской культуры и языка за рубежом. / Под общ. ред. А.П. Лободанова. Вестник МЦМС № 6. - М.: БОС, 2017. - С. 151-162.

2. Максимович В.Ф. Концепция развития народных художественных промыслов как основа качества профессиональной подготовки кадров // Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития: материалы XVII межд. научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, ВШНИ, 2012.

3. Бутов А.Ю. Наука и проблема человека в логике развития культуры Западной Европы (Часть 2) // Гуманитарное пространство. Международный альманах. - 2018, т. № 1. - С. 65 - 91.

События и памятные даты

Пунанова Ю.С., хранитель музейных предметов Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама. 8 963 666 77 09. г. Сергиев Посад, пр. Красной Армии 123, 141304

Punanova Y.S., curator of Museum items Art and pedagogical toy Museum of a name of N. D. Bartram. n.bartram@yandex.ru.

Музей игрушки - путь длиною в 100 лет Toy Museum - a journey of 100 years

Аннотация. Статья посвящена теме формирования и развития Музея игрушки с 1918г. по 2018 г. В статье рассматривается творческая деятельность основателя музея и первого директора Н.Д. Бартрама, а также деятельность музея в различные периоды его существования. В данной статье говориться и о работе Художественно-педагогического музея игрушки в настоящее время, когда развитие информационных и компьютерных технологий способствовало освоению в музее принципов работы с электронной базой, в которой собраны музейные ценности -«Государственным каталогом Российской Федерации».

Ключевые слова: Музей игрушки, коллекции, КАМИС, Государственный каталог, Музейный фонд РФ.

Abstract. The article is devoted to the formation and development of the Toy Museum since 1918. to 2018. The article discusses the creative activity of the Museum's founder and first Director N. D. Of Bartram, as well as the work of the Museum in different periods of its existence. This article speaks about the activities of the Museum of Toys currently, when the development of information and computer technology contributed to the development of the museum of the principles of operation with the electronic database, which contains the value of museums - the «State directory of the Russian Federation».

Keywords: Toy museum, collections, KAMIS, The State Catalogue, Museum fund of the Russian Federation.

Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама -уникальное хранилище музейных предметов, относящихся к миру детства, созданное еще в начале ХХ века. Идея создания музея возникла у художника и коллекционера Николая Дмитриевича Бартрама еще в 1910-х годах. К этому времени Н.Д. Бартрам уже был владельцем собственной коллекции, в которую входили игрушки из разных уголков России и мира, предметы утвари, костюмы, собрание детских портретов. Художник регулярно посещал ведущие центры кустарных промыслов в Московской, Владимирской, Нижегородской губерниях, где приобретал изделия народных мастеров. В этот период художник А. Бенуа на страницах журнала «Аполлон» писал о Н.Д. Бартраме: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой... Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов» [2, 8].

После революции 1917 г. для Н.Д. Бартрама сложились благоприятные обстоятельства, позволяющие воплотить в жизнь его идею о Музее игрушек. «В советское время Н.Д. Бартрам работал в различных комиссиях и отделах Наркомпроса, в Отделе охраны памятников старины при Московском Совете рабочих и крестьянских депутатов, был действительным членом Академии художественных наук» [6, 3]. Все это позволяло Николаю Дмитриевичу, на базе своей коллекции, начать формировать музей для детей. Начало музея было положено 17 октября 1918 года (Протокол № 5 от 17 октября 1918 г. заседания Подотдела национального музейного Фонда), а 26 октября 1918 года Президиумом Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса обсуждался вопрос об ассигновании средств на приобретение игрушек для музея (Протокол № 27 от 26 октября 1918 г.). Сначала музей размещался в квартире Н.Д. Бартрама на Зубовском бульваре. Через несколько месяцев музейные экспонаты переехали в особняк на Смоленском бульваре в Москве, принадлежавший художнице и коллекционеру Евдокии Ивановне Лосевой (урожденной Чижовой), которая сотрудничала с коллекционером. Эта женщина сыграла значительную роль в

организации музея (ее кисти принадлежит единственный живописный портрет Н.Д. Бартрама, написанный в 1920-е годы). Площадь, отведенная под экспозицию, составляла 200 кв.м. В четырех комнатах музея были представлены следующие разделы: народная игрушка, игрушки кукольного театра, обучающие игры, занимательные книги. Основанный в 1918 году для посетителей музей открылся только в 1921 году. В собрании Музея игрушки сохранилась афиша художника И.С. Ефимова с надписью-девизом: «Дети, идите в свой музей!». В 1922 году Московский техникум кустарной промышленности организовал при музее отдел художественной игрушки. Н.Д. Бартрам старался придать музею производственно-практический характер, создавая музей «нового типа». На основе собранной коллекции в стенах музея была развернута экспозиция с демонстрацией технологических процессов по изготовлению различных игрушек.

Коллекция музея активно пополнялась игрушками из магазинов, царских дворцов, Строгановского училища, дворянских и купеческих особняков. Так в этот период поступают: игрушки немецкой фирмы М. Штайфф из московского магазина «Мюр и Мерилиз», музыкальные автоматы из Екатерининского и Гатчинского дворцов, коллекция фарфора из фонда Оружейной палаты и Строгановского училища. Количество музейных экспонатов возрастало и возникла необходимость в расширении выставочных площадей. В 1924 году для Музея игрушки выделяют один из красивейших особняков Москвы - усадьбу Хрущевых-Селезневых, расположенную по адресу - ул. Пречистенка, дом 12 (сейчас размещается Государственный музей А.С. Пушкина). В 1925 году Н.Д. Бартрам представлял свой музей на Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности в Париже. Диплом, врученный на этой выставке Н.Д. Бартраму, хранится и по сей день в музейном собрании.

В 1925-1926 годах при музее были организованы просмотры кукольных театров Москвы. В 1927 году был снят четырехминутный фильм «Приключения болвашки», который и сейчас демонстрируется в залах музея. В здании на Пречистенке были открыты курсы по изготовлению игрушки, а с 1929 года начала работать производственная мастерская, которой руководил сам Н.Д. Бартрам. Изделия этой мастерской продавались в музейном киоске. Замечательная коллекция игрушек, превосходно собранная и оформленная экспозиция, новаторские приемы работы с детьми - все это способствовало небывалой популярности «детского музея». Так согласно докладной записке заместителю Президента Академии Педагогических Наук РСФСР от заведующей музеем Е.М. Можаевой: «По посещаемости он, не столь уж большой, уступал разве что Третьяковской галерее. Посещаемость музея в Москве в 1928-1931 гг. достигла 60000 человек в год» [4, 22-23]. За первые 14 лет существования Музея игрушки в Москве проводилась научно-исследовательская работа по истории игрушки, педагогике, были сделаны статьи и научные работы. Музей принимал участие в организации

Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1923 году и 1-ой Всесоюзной выставки игрушек в 1932 г.

В 1930 году «разгрузочная комиссия», работавшая в Москве, постановила перевести Музей игрушки из Москвы в подмосковный г.Загорск (современный г. Сергиев Посад). «В конце 1931 года музей был переведен в Загорск и размещен в одном из зданий Лавры, где была полностью развернута экспозиция и организован развернутый фонд» [5, 3].

После смерти Н.Д. Бартрама в 1931г. директором стал Д.Г. Барамзин, воспитанник М.И. Ульяновой, человек, влюбленный в игрушку. В 1937 году музей был передан в Научно-исследовательский Институт Игрушки в ведении Промкооперации. Но экспозиции и фонды продолжали размещаться в стенах Лавры. В 1937-38 гг. была начата полная инвентаризация музейных предметов и оформление инвентарных книг. За время пребывания музея в Промкооперации, совершенно недооценивалось значение музейной работы, что, конечно, повлияло на проведение научно-исследовательской, культурно-просветительской работы, а также отразилось на учете и хранении музейных предметов.

В июле 1941 года, в связи с начавшейся ВОВ, музей был свернут. Военные годы оказались для музея роковыми. На фронте погиб Д.Г. Барамзин. Помещение, занимаемое музеем, было взято под госпиталь, музей закрыли, а фонды перенесли в здание Института Игрушки, где для хранения фондов было выделено 368 кв. м. Но полноценная работа Музея игрушки не была развернута и для посещения музей был закрыт. Музейные предметы были расположены в неприспособленном помещении, рядом с производственными мастерскими Института. Сохранность музейных ценностей не была обеспечена, значительная часть экспонатов находилась в ящиках. Научная работа не велась, план работы не утверждался. Музей по существу являлся хранилищем, которое посещали только работники Института и студенты. Реставрация почти не производилась. Переучет в 1944-1945 гг. показал хищения экспонатов из хранилища в монастырской стене Лавры во время войны. Этим переучетом была установлена утрата в количестве 10496 экспонатов.

В 1946 году по постановлению Совета Министров РСФСР музей был отделен от Института Игрушки и передан в ведение Академии Педагогических Наук как самостоятельное учреждение. Музей приобрел самостоятельность, но своего здания так и не получил, музейные ценности продолжали размещаться в ящиках. В 1956 году, согласно архивным документам ХПМИ музей размещался в здании Института Игрушки в г. Загорске, на площади 403 кв.м., включая 68 кв.м. коридора, в непригодном как для экспозиции и проведения культурно-просветительской работы, так и для хранения экспонатов. По архивным сведениям, 1954-1956 гг. из фондов в лаборатории Института сотрудникам выдавались игрушки, которые в отведенные сроки не всегда возвращались, часто после работы с ними требовалась реставрации. «За время пребывания в подчинении Института

Игрушки, музей вынужден был выдавать работникам Института уникальные экспонаты, что совершенно недопустимо по отношению к музейным ценностям» [3, 4]. Заведующая музеем Е.М. Можаева писала докладные записки на имя директора Института о недопустимости такого отношения к музейным экспонатам. Несмотря на работу музейных сотрудников, состояние Музея игрушки в 1950-е годы оставляло желать лучшего. Директор Института Баранов говорил об этом в докладных записках, отмечая плачевное состояние музея, старое и зачастую непригодное экспозиционное оборудование, отсутствие необходимой мебели, буфета. Музей был неприспособлен к культурному обслуживанию зрителя. Отсутствовали средства для художественного оборудования, электрификации. Внутри -музейное хозяйство оставалось на уровне 1918-1920гг.

В 1957 г. из журнала «Москва» стало известно о том, что Академией педагогических наук РСФСР планируется в 1958 году строительство музея народного образования, в котором будет выделено место и Музею игрушки. Разговоры о переезде продолжались, а фонды и экспозиции с игрушками находились не в лучшем состоянии. В 1962 году дело с музеем еще больше осложнилось. В системе Академии педагогических наук создался Дом пропаганды Педагогических знаний, который решил упразднить Музей игрушки, переименовав его в постоянно действующую выставку игрушки, штат был сокращен до двух человек. Заведующая музеем Е.М. Можаева привлекала общественность к сложившейся ситуации, писателей, педагогов, искусствоведов, журналистов, которые стали активными борцами за музей. В 1967 году дочери Н.Д. Бартрама - М.Н. Бартрам и А.Н. Изергина, работавшие в свое время в Музее игрушки, обратились с письмом к председателю Совета Министров СССР А.И. Косыгину, в котором излагалась трагическая судьба музея.

Музей игрушки остался в г. Загорске, в 1969-1970 гг. под фонды и экспозицию музея предоставили здание на Хотьковском проезде. Экспозиции размещались в просторных залах, окна были задрапированы светлым шелком, музейные предметы были выставлены в новых стеклянных витринах. Музей постепенно осваивал новые площади, сотрудники продолжали работать, проводить инвентаризацию, описывать предметы, составлять научные паспорта, выезжать в научно-исследовательские командировки.

На протяжении всей своей истории музей переживал различные трудности. В г. Загорске Музей игрушки переходил из одного здания в другое, музейные фонды и экспозиции неоднократно переезжали. В 1975 году музей был размещен в кирпичном особняке на проспекте Красной Армии д. 123 (здание бывшего коммерческого училища), неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры, на берегу Келарского пруда, где располагается и сегодня.

В 1980-х гг. в музее были созданы основные структурные единицы: отдел учета и хранения, научно-исследовательский отдел, экскурсионно-

массовый отдел. Такая структура позволяла правильно организовать фонды, реализовать развитие исследовательских работ по педагогики игрушки, способствовала полной научной инвентаризации и каталогизации (согласно постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 05.01.90. №5/ 1-2). Была организована стажировка ведущих сотрудников и специалистов в лучшие музеи страны. В этот период разрабатываются новые формы работы с детьми, мастерами и художниками по народной и профессиональной игрушке, расширяются контакты с учреждениями Госкомитета СССР по народному образованию, организациями системы АПН СССР. Разрабатывается концепция музея, определяющее направление научно-исследовательской и просветительской деятельности с учетом специфики предметов и возрастного состава посетителей музея.

В 1990-х годах расширились международные контакты Художественно-педагогического музея. В 1990 году в залах Музея игрушки демонстрировалась выставка исторических игрушек ГДР из г. Зоннеберга и г. Зайффена. Часть игрушек из дерева была подарена музею.

С 2015 года, согласно приказу Минобрнауки России, Художественно -педагогический Музей игрушки был присоединен к высшему учебному заведению, и в настоящее время является структурным подразделением Сергиево-Посадского филиала федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)». В настоящее время Художественно-педагогический музей игрушки насчитывает в своих фондах более 166 тыс. музейных предметов основного и 1210 музейных предметов научно-вспомогательного фондов. Музей включает в себя следующие фонды: фонд русской народной игрушки, фонд зарубежной игрушки, советской промышленной игрушки и фонд живописи и графики. В марте 2017 г. Министерством культуры Российской Федерации музейные предметы были закреплены в порядке универсального правопреемства основного фонда и научно-вспомогательного фонда за ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».

В настоящее время музей активно развивается, проводятся образовательные программы, мастер-классы, организуются выставки в том числе выездные в других музеях страны. Так, в 2017 г. Художественно-педагогический музей принимал участие в выставках: «Хрупкое чудо на новогодней елке» ГБУК г. Москвы МГОМЗ «Коломенское», «Система дизайна в СССР» ФГБУК ВМДПНИ, «Зеленоград-космосу» ГБУК г. Москвы «Музей Зеленограда», «Мир детства» в Московском обл. гор. окр. Черноголовка с. Ивановское ГБУК МО Военно-технический музей. В соответствии с наличием государственного задания в 2017г. были проведены выставки: «Русская красавица», «Моя семья», «Герои любимых мультфильмов», «Рожденный Октябрем». Дополнительно организованы выставки: «По морям по волнам», «История одного детства. Романовы»,

фотовыставка «История музея за 100 лет», проведена реэкспозиция зала «Русской и зарубежной игрушки», а также «Русской народной игрушки».

В системе учета и хранения используется программа КАМИС. В 2017г. Музей игрушки начал работать с Государственным каталогом РФ. Старая система музейного учета предметов в Художественно-педагогическом музее игрушки перестала отвечать требованиям действующего законодательства, компьютерные технологии, используемые в музее, стали не совместимы с компьютерными технологиями других музеев, свободный доступ населения к музейным коллекциям ограничен. Все это явилось предпосылками к внедрению Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации в Художественно-педагогический музей игрушки. Используя новые информационные технологии, музей вносит свой вклад в решение одной из самых актуальных проблем современности - в проблему доступности мирового культурного наследия для широких слоев населения. Государственный каталог - это электронная база данных, содержащая основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда всей нашей страны, предназначена для того, чтобы обеспечить доступ к информации о культурном наследии России, как специалистам, так и обычным пользователям.

В ходе реализации данного проекта в музее было создано информационное обеспечение деятельности по регистрации в установленном порядке музейных предметов и музейных коллекций Музейного фонда РФ. Предоставлена возможность расширенного поиска основных сведений о наиболее значимых музейных предметах и музейных коллекциях, включенных в состав Музейного фонда. Открыт свободный доступ граждан к информации о музейных предметах и популяризация на основе создания в рамках портала всероссийской электронной площадки для проведения мультимедийных виртуальных выставок.

Для работы с Госкаталогом в структуре Художественно-педагогического музея игрушки был организован отдел учета и хранения музейных предметов, имеющих в своем функционале работу по заполнению научных карточек в Компьютерную автоматизированную музейно-информационную систему (далее - КАМИС) выгрузкой их на интернет-портал Госкаталога. Сотрудники музея, заполняя базу данных Госкаталога РФ, обязательно регистрируют сведения о музейных предметах и музейных коллекциях, включенных в состав Музейного фонда с помощью создания электронной карточки научного описания в КАМИС. Так на основании заявки от 06.03.2017г. № 449 на 27.03.2017 в Госкаталог Музейного фонда РФ выгружено 5826 карточек научного описания.

В 2017 году Художественно-педагогическому музею игрушки было присвоено имя своего основателя и первого директора Н.Д. Бартрама. «Уверенно можно сказать, что Художественно-педагогический музей игрушки выполняет важную и необходимую в настоящее время работу по

сохранению и изучению памятников истории и культуры нашей и других стран» [1, 5].

Литература

1. Архив ХПМИ. Материалы, подготовленные в Художественно-педагогическом Музее Игрушки для комиссии по проверке деятельности музея. Опись 5, № 1. - Сергиев Посад, 1990. - 5 с.

2. Бенуа А. Игрушки // Аполлон, № 2, 1912. - 106 с.

3. Можаева Е.М. Докладная записка зав. музеем игрушки на имя Вице-президента Академии педагогических наук РСФСР Маркушевича А.И. Научный архив ХПМИ. Опись 2, № 71. - Загорск, 1954. - 6 с.

4. Можаева Е.М. Докладная записка заместителю Президента Академии Педагогических Наук РСФСР от заведующей Музеем Игрушки. Научный архив ХПМИ. Опись 2, № 16. - Загорск, 1956. - с. 23,25,27.

5. Можаева Е.М. Докладная записка председателю Президиума Всекопромсовета от заведующей Музеем Игрушки. Материалы по истории Музея Игрушки. Научный архив ХПМИ. Опись 4, № 2. - Загорск. 1936. - 5 с.

6. Перевезенцева Т.Г. Текст буклета «Николай Дмитриевич Бартрам» (к 100-летию со дня рождения). Научный архив ХПМИ. Опись 4, № 26. -Загорск, 1973. - 9 с.

Пути совершенствования системы подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства

Шульгина А.А., преподаватель Омского филиала «Высшей школы народных искусств (академия)»,

Shulgina А.А., teacher of the Omsk branch of the "Higher School of Folk Arts (academy) "

e-mail: shulginaalla@mail.ru, 89136264855

Особенности преподавания дисциплины «Пластическая анатомия» в системе подготовки специалистов художественных специальностей среднего профессионального образования Peculiarities of teaching the discipline «Plastic anatomy» in the system of training specialists in art specialties of secondary vocational education

Аннотация. Представленная статья является сравнительной характеристикой учебных программ и особенностей преподавания пластической анатомии. В статье раскрыты особенности реализации учебных программ для специальностей, 54.02.03 «Художественное оформление изделий текстильной и лёгкой промышленности», 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам), 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям), 54.02.05 «Живопись (по видам)».

Ключевые слова: пластическая анатомия, раздел, учебная дисциплина, программа учебной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.