Научная статья на тему 'Художественно-педагогическому музею игрушки им. Н. Д. Бартрама 100 лет'

Художественно-педагогическому музею игрушки им. Н. Д. Бартрама 100 лет Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
379
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ ИГРУШКИ / КОЛЛЕКЦИИ / ИСТОРИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Озерова О.В.

Статья посвящена истории формирования и развития Музея игрушки с 1918 г. по 2018 г. В статье рассматривается творческая деятельность основателя музея и первого директора Н.Д. Бартрама, а также деятельность музея в различные периоды его существования, в том числе, в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественно-педагогическому музею игрушки им. Н. Д. Бартрама 100 лет»

Озерова О.В., кандидат педагогических наук, Сергиево-Посадский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», заместитель директора по музейной и научной деятельности, ozerova_72@list. ги.

Ozerova О. К, candidate of pedagogical sciences, Sergiyev Posad Branch of Higher School of Folk Arts (Academy), Deputy Director of Museum and scientific activities, ozerova_72@list. ru

Художественно-педагогическому музею игрушки им. Н.Д. Бартрама 100 лет Art and pedagogical Museum of toys named after N. D. Bartram - 100 years

Аннотация. Статья посвящена анализу исторических этапов формирования и развития Музея игрушки с 1918 г. по 2018 г. В статье представлена характеристика творческой деятельности основателя музея и первого директора Н.Д. Бартрама, а также выявлены особенности реализации деятельности музея в различные периоды его существования, в том числе, в настоящее время.

Ключевые слова: Музей Игрушки, коллекции, юбилей, Н.Д. Бартрам.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the historical stages of formation and development of the toy Museum from 1918 to 2018.the article presents the characteristics of the creative activity of the Museum founder and the first Director N. D. Bartram, as well as the features of the implementation of the Museum in different periods of its existence, including the present.

Keywords: Toy museum, collections, history, development

2018 год - юбилейный, связанный со знаменательной датой - 100 летием со дня основания Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама. Одной из основных задач Музея игрушки являлось и является научно-исследовательская работа в сфере определения характера влияния игрушки на воспитание морально-волевых качеств личности ребенка, формирование творческих возможностей детей, развитие художественных и конструктивно-технических способностей, влияния игрушки на развитие мышления и речи. Планы в этом направлении у сотрудников музея большие, но прежде, необходимо рассказать, как формировался музей за последние сто лет, с того момента, когда у Н. Д. Бартрама возникла идея создания музея.

Идея создания Музея принадлежит Николаю Дмитриевичу Бартраму, художнику, коллекционеру, педагогу, увлеченному народным искусством и народной игрушкой. На страницах журнала «Аполлон» художник А. Бенуа писал: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой... Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов» [9].

В научном архиве музея есть запись: «В советское время Н.Д. Бартрам работал в различных комиссиях и отделах Наркомпроса, в Отделе охраны памятников старины при Московском Совете рабочих и крестьянских депутатов, был действительным членом Академии художественных наук» [14]. Все это позволяло Николаю Дмитриевичу на базе своей коллекции начать формировать Музей для детей.

В 1918 году Н.Д. Бартрам в своей квартире (г. Москва Зубовский бульвар) открывает Музей игрушек. Однако через несколько месяцев музейные экспонаты переезжают в особняк (г. Москва Смоленский бульвар д. 8), принадлежавший художнице и коллекционеру Е.И. Лосевой, сыгравшей значительную роль в организации музея и ставшей второй супругой художника. Ее кисти принадлежит единственный портрет Н.Д. Бартрама, написанный в 1920-е г., ныне хранящийся в Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама.

Все экспонаты размещались по разделам: игрушки кукольного театра, народная игрушка, книги и обучающие игры. Коллекция музея пополнялась за счет игрушек, поступавших из дворянских и купеческих особняков, Александровского дворца в Царском Селе, Ливадийского дворца, Строгановского училища, национализированных частных коллекций и игрушечных магазинов. Н.Д. Бартрам создавал Музей «нового типа» с элементами производственно-практического характера. Так, помимо коллекции, в стенах музея происходил показ технологических процессов изготовления игрушек.

В 1925 г. музею выделяют отдельное здание на Кропоткинской улице, д. 12/2, (ныне Пречистенка), где сейчас размещается Государственный музей A.C. Пушкина. Музейная экспозиция занимает 5 залов (общая площадь 600 кв.м.), в которых организовываются просмотры спектаклей кукольных театров г. Москвы, работают курсы мастеров художественной игрушки.

Популярность Музея игрушек в те годы уступала только Третьяковской галерее. Новаторские методы в работе музея привлекали детей, родителей, педагогов. Н.Д. Бартрам руководил музеем до самой смерти (1931).

Россия издавна славилась народными самодельными изделиями, немаловажное место среди которых занимают игрушки, изготовленные из дерева, папье-маше, глины, ткани, соломы и другого материала. На всю страну были известны сергиевские игрушки. Наверное, не случайно после смерти Н.Д. Бартрама в 1931 г. музей переводят именно в Сергиев Посад, всегда славившийся игрушечными промыслами. Уже на рубеже XVIII - XIX вв. в Сергиевом Посаде получил развитие игрушечный промысел. «Русская игрушечная столица», «столица потешного царства» - все эти названия наглядно показывают, насколько тесно история города связана с историей игрушки. Существует легенда, согласно которой Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и раздаривал детям.

Согласно архивным документам «В конце 1931 года Музей был переведен в Загорск и размещен в одном из зданий Лавры, где была полностью развернута экспозиция и организован развернутый фонд» [13].

В 1937 году Музей был передан в Научно-исследовательский Институт Игрушки в ведении Промкооперации, но экспозиции и фонды продолжали размещаться в стенах Лавры. За время пребывания Музея в Промкооперации, совершенно недооценивалось значение музейной работы, что, конечно, повлияло на проведение научно-исследовательской, культурно-просветительской работы, а также отразилось на учете и хранении музейных предметов. В 1946 году по постановлению Совета Министров РСФСР Музей был передан в ведение Академии Педагогических наук как самостоятельное учреждение. Музей приобрел самостоятельность, но своего здания так и не получил. В 1956 году, согласно архивным документам, Музей размещался в здании Института Игрушки в г. Загорске, непригодном как для экспозиционной и культурно-просветительской работы, так и для хранения экспонатов. Штат сотрудников Музея всего 8 единиц.

Музей Игрушки сотрудничал с Художественно-техническим Советом по игрушке при Министерстве Просвещения, принимал участие в проводимых Советом мероприятиях, выполняя функции научного учреждения, изучающего вопросы игрушки и роли ее в воспитании детей различных возрастов. В архиве музея сохранились записи «Еще в начале своего становления музей посещали отечественные и иностранные писатели: Жан Ришар, Анри Мальро, А. Блок, музееведы и исследователи, в частности ученый Н.А. Смелов, который характеризуя Музей Игрушки, писал, что он стоит в первых рядах Музеев мирового значения» [6].

В 1957 г. Академией Педагогических Наук РСФСР планируется строительство музея народного образования в Ленинграде, в котором будет выделено место и Музею Игрушки. Разговоры о переезде Музея продолжались, а фонды и экспозиции с игрушками находились не в лучшем состоянии. «В 1962 году с Музеем еще больше осложнилась ситуация. В системе Академии педагогических наук был создан Дом пропаганды Педагогических знаний, который решил упразднить музей» [10]. Музей был переименован в постояннодействующую выставку игрушки, а штат сотрудников сокращен до двух человек. В поддержку Музея высказывались писатели, педагоги, искусствоведы, журналисты. Так в архиве Музея сохранились записи в которых говорится об уникальности Музея, который необходимо сохранять и поддерживать: «Коллекции Музея, несомненно, будут способствовать развитию детской фантазии и детского творчества. Они воспитывают вкус детей и ведут их в мир прекрасного» [10]. В защиту музея были опубликованы письма, подписанные А.Л. Барто, C.B. Михалковым, C.B. Образцовым, дочерями Н.Д. Бартрама, в котором излагалась трагическая судьба Музея. Так Музей сохранился на правах лаборатории Дома пропаганды Академии педагогических наук.

В 1965 г. на Всесоюзной выставке игрушек в г. Москве в центральном выставочном зале (манеж) Музей игрушки экспонировал свои коллекции. В книге отзывов сохранилась запись: «громадное воспитательное значение и заслуживает большой благодарности от посетителей», «законсервированные, вернее спрятанные, сокровища Загорского музея показатель отношения деятелей культуры к нашей народной культуре и к памяти к такому нашему настоящему деятелю культуры каким был Н.Д. Бартрам - отдавший весь пыл своей души, все свои огромные знания, тонкий вкус делу народной культуры игрушки» [4].

В апреле 1967 г. выходит решение Исполкома Загорского городского Совета депутатов трудящихся о передаче здания 1-Дома Советов в г. Загорске Академии педагогических наук для организации музея игрушки, к сожалению, не воплотившееся в реальность [5].

Благодаря усилиям директора музея, общественности Музей Игрушки остался в г. Загорске, в 1969-1970 годах под фонды и экспозицию ему предоставили здание на Хотьковском проезде д. 2. Как отмечала Г.Л. Дайн, экспозиции размещались в просторных залах, окна задрапированы светлым шелком, музейные предметы были выставлены в новых стеклянных витринах., Сотрудники музея продолжали работать, проводить инвентаризацию, описывать предметы, составлять научные паспорта, выезжать в научно-исследовательские командировки, а Музей постепенно осваивал новые площади, но не долго.

В 1975 г. Музею игрушки выделяют отдельное помещение, к тому же в одном из самых красивых уголков г. Сергиев Посад, неподалеку от Троице -Сергиевой Лавры, на берегу Келарского пруда. Этот краснокирпичный особняк на проспекте Красной Армии д. 123 (здание бывшего коммерческого училища), где музей располагается и сегодня, возведено в конце XIX века как учебное заведение для мальчиков.

Согласно материалам, подготовленным в Художественно-педагогическом Музее игрушки для комиссии по проверке деятельности музея, в начале 1980-х гг. новая администрация столкнулась с крайне низким уровнем научно-исследовательской работы в Музее. Из 30 тыс. музейных предметов, только 30% прошли первичную научную обработку, велась недостаточная исследовательская работа, педагогическая и искусствоведческая, серьезным сдерживающим моментом музейной деятельности являлся недостаточный учет музейных ценностей. С середины 1980-х г. создается новая система музейного учета, отвечающая требованиям по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР.

В 1990-х г. расширяются международные контакты Музея, коллекция музея пополняется новыми экспонатами, организована выставка исторических игрушек ГДР, действуют выставка «История и развитие русской народной игрушки».

В этот период игрушка определяется как особый вид искусства «...в котором живопись, графика, скульптура, а также элементы декоративного и театрального искусства, которые предстают в целостно-синтетической форме. Игрушка ставится в один ряд с любым другим предметом культуры» [1].

С 2015 года Художественно-педагогический музей игрушки был присоединен к Высшей школе народных искусств. В 2017 году Музею присвоено имя своего основателя и первого директора Н.Д. Бартрама.

Фонды музея огромны, они собирались на протяжении 100 лет. Ни один выставочный зал не способен разместить их в полном объеме, зато с помощью временных тематических выставок как внутри музейных, так и вне музейных можно познакомиться с интересными экспонатами - свидетелями прошлого. Только за последние два года были созданы временные выставки, посвященные 100-летию Октябрьской Революции 1917 г., «По морям, по волнам», «85 ВНИИИ», «Герои любимых мультфильмов» представляющие огромный интерес для всех поколений.

В фондах музея хранится уникальная коллекция негативов на стеклянных пластинах, собранная в течении прошлого столетия. При проведении работ по сохранению и изучению архивной документации музейного фонда удалось создать интереснейшую выставку истории музея за 100 лет в фотографиях.

В ходе подготовки к 100-летию музея сотрудниками музея совместно с главным хранителем музейных предметов Семеновой А.Р. за 2018 г. было создано и выгружено в Госкаталог Российской Федерации свыше 8тыс. научных паспортов музейных предметов.

На сайте музея постоянно отображаются постоянные новости музея в том числе и книга отзывов. С помощью сайта мы рассчитываем на сотрудничество с коллегами по музеям, искусствоведами, историками, и другими заинтересованными людьми.

Придя в музей, хочется посмотреть на «живые» предметы истории, прикоснуться к ним взглядом, почувствовать свою сопричастность.

За последний период в музее произошли определенные изменения: в частности, в 2018 г. организована постоянная экспозиция «Советская промышленная игрушка», насчитывающая 1343 музейных экспоната представляющих прекрасную иллюстрацию промышленной игрушки за 70 лет и отражающей взгляды на воспитание, образование, особенности бытового уклада и моду. Проведена реэкспозиция выставочного зала «Народная игрушка». Музейный фонд насчитывает более 23000 музейных предметов: игрушки из дерева, глины, папье-маше, ткани, кости, археологические игрушки с XIV в. Коллекция «Народной игрушки» из собрания музея считается одной из самых полных и интересных в стране.

Историческая связь поколений очень важна в образовательной деятельности музея. Для решения этой важной задачи были разработаны и проводятся образовательные мероприятия для различных возрастных категорий посетителей: «Масленичные гуляния с русской красавицей»; «От

Пасхи до Троицы»; «Воинская слава. Военно-морской флот»; «Яркая и щедрая ОСЕНЬ»; «Поздняя осень - свадебная пора»; «Масленица веселая с игрушками знакомая»; «При солнышке тепло, при матери добро»; «Спорт в игре - радость детворе». Так только в 2017 г. в музее проведено мастер-классов, а музей посетило свыше 30 тыс. человек.

Одной из важных составляющих музейной деятельности являются научные исследования. Исследования игр и игрушек позволяют составить яркое представление о материальной культуре конкретного исторического периода, т.к. игрушки - важнейшие носители информации о своей эпохе. Уникальной частью коллекции музея являются игрушки детей династии Романовых: коляска-лебедь, в которой катали детей, заводная птичка в клетке, музыкальные игрушки «Пианистка» и «Арфиска», железная дорога с паровозом, вагонами, зданиями вокзала, представляющая достижения науки и техники конца XIX в. нач. XX в. Особое место занимают игрушки известных промыслов, отражающие культурные особенности регионов: филимоновская и дымковская игрушка, вырезанные из дерева сергиево-посадская и богородская игрушки.

В течении 100 лет в музее сформировалась коллекция изображений детей в произведениях живописи, рисунка, графики, фарфоровой скульптуре. Со времен Н. Д. Бартрама музей собирает коллекцию детских книг с иллюстрациями известных художников: И. Билибина, Т. Мавриной, В. Васнецова.

Жители разных городов и стран привозят в Музей игрушки своих детей, чтобы познакомить их с удивительной коллекцией. «Уверенно можно сказать, что Художественно-педагогический музей игрушки выполняет важную и необходимую в настоящее время работу по сохранению и изучению памятников истории и культуры нашей и других стран» [1].

Литература

1. Архив ХПМИ. Материалы, подготовленные в Художественно-педагогическом Музее игрушки для комиссии по проверке деятельности музея. Опись 5, № 1. - Сергиев Посад, 1990.

2. Архив ХПМИ им. Н.Д. Бартрама. Акт о передаче Музея игрушки из Наркомпроса в систему Всекомпроса. - Загорск, 1933.

3. Архив ХПМИ им. Н.Д. Бартрама. Книга для записи впечатлений о музее 1941-1944 гг. - Загорск.

4. Архив ХПМИ им. Н.Д. Бартрама. Выписка из книг отзывов Всесоюзной выставке игрушек в Москве в центральном выставочном зале (манеж). - Загорск, 1965 г.

5. Архив ХПМИ им. Н.Д. Бартрама. Решение Исполкома Загорского городского Совета депутатов трудящихся. Протокол № 2 от 7.04.1967 г.

6. Баранин. Докладная записка председателю президиума Всекомпромсовета от директора Института. Копия, Архив ХПМИ. - Загорск. 1954-1956.-С. 8,10.

7. Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. -М.: Советский художник. 1979.

8. Бартрам Н.Д., Овчинникова И.Е. Музей игрушки - JL: «ACADEMIA» 1938.

9. Бенуа А. Игрушки // Аполлон, № 2, 1912.

10. Конобеевская. Письмо заведующей сектором пропаганды педагогических знаний Дома пропаганды АПН СССР Кулакову И. А. Научный архив ХПМИ. Опись 4, № 7. - Загорск, 1968.

11. Можаева Е.М. Материалы по истории музея игрушки. Доклад о работе Музея игрушки в Президиум Академии Педагогических наук РСФСР заведующей музеем. Научный архив ХПМИ. Опись 2, № 19. - Загорск, 1957.

12. Можаева Е.М. Материалы по истории музея игрушки. Доклад о работе Музея игрушки в Президиум Академии Педагогических наук РСФСР заведующей музеем. Архив ХПМИ. - Загорск, 1957.

13. Можаева Е.М. Докладная записка председателю Президиума Всекопромсовета от заведующей Музеем Игрушки. Материалы по истории Музея Игрушки. Научный архив ХПМИ. Опись 4, № 2. - Загорск. 1936.

14. Перевезенцева Т.Г. Николай Дмитриевич Бартрам (к 100 летию со дня рождения). Буклет. Научный архив ХПМИ. Опись 4, № 26. - Загорск, 1973. 15. Шихман Б.С. Музей игрушки - М.: ЭКРАН. Еженедельный журнал «Рабочей газеты». № 1. 1927.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.