Keywords: East-Kazakhstan Regional Reserve of Architecture and Ethnography, Nature and Landscape, museum collection, Caucasian people, фондовая коллекция, кавказские народы, Azerbaijanis, Chechens, Armenians, Georgian.
УДК 069.15:792
А. Л. Тимофеева, преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА: ФУНКЦИИ
Аннотация. Статья продолжает серию публикаций, посвящённых осмыслению теоретических вопросов включения элементов театрализации в структуру современной музейной коммуникации. Содержание понятий «театрализация», «театрализованная программа» проанализировано с точки зрения теории режиссуры праздников и теории музейного дела. Охарактеризована функциональная нагрузка театрализованных программ; представлен авторский взгляд на состав отличительных особенностей функций театрализованной музейной программы.
Ключевые слова: музей, театрализация, театрализованные музейные программы, функции театрализованных музейных программ, коммуникативная функция, просветительная функция, воспитательная функция, образовательная функция.
В работе «Теоретические и практические аспекты театрализации в культурно-образовательной деятельности современного музея» были выделены два подхода к пониманию термина «театрализация» специалистами музейной сферы, и определены как «коммуникативный» и «театральный». В исследование Е. Л. Красновой «Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев республики Беларусь» раскрыт первый, «коммуникативный» подход [1]. Е. Л. Краснова определяет театрализацию как «одно из средств установления коммуникативных связей между посетителем и музеем» [1, с. 31]. Отметим, что в приведенном определении не учитывается специфика понятия, которое сформировалось в области теории режиссуры, из-за чего происходит последующее искажение его сущности. Дальнейший анализ «коммуникативного» подхода потребовал более углубленного изучения темы о теоретических основах театрализации, и обстоятельного раскрытия вопроса о функциях театрализованных представлений и программ.
Согласно Большому толковому словарю, функция - это «значение, назначение чего-либо»; «направление деятельности» [2]. Метод театрализации в силу своей специфики несёт лишь одну функцию - адаптации любого материала для сценического воплощения специфическими выразительными средствами, характерными для театра. В учебном пособии педагога и режиссера массовых празднеств Э. В. Вершковского можно найти следующее описание сущности феномена: «театрализация, как творческий метод массовых форм органически объединяет две важнейшие линии режиссуры - художественно-образную организацию материала и художественную организацию действия самой массы (артистов театрализованной группы - Ред.)» [3, с. 19]. Сам процесс театрализации не имеет какой-либо ценности, но его результат - театрализованные представления (или театрализованные музейные программы) обладают как определенной значимостью, так и некими функциями. Необходимо отметить, что театрализованные программы, могут выступать частью определенного праздника, а как подчеркивает Н. М. Андрейчук, «праздник - это первичная форма человеческой культуры», которая имеет свои функции [4, с. 6]. К сожалению, среди исследователей отсутствует единый подход к вопросу о сущности функциях праздников. А. В. Бенифанд в своём труде перечисляет следующие направления: идеологическое, коммуникативное, организационное и воспитательное [5]. Н. М. Андрейчук предлагает следующие функции: консолидирующую, ритмизирующую время, коммуникативную, рекреационную и другие [4]. Характерными чертами праздника являются его масштабность и элемент консолидации больших масс людей.
Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). Научный журнал № 3 (17) 2018
Но не всякая театрализованная программа может являться частью праздника и обладать его функциями. Следует отметить, что чаще всего театрализованные музейные программы являются самостоятельными культурными событиями малого масштаба, вследствие чего их нельзя причислить к какому-либо празднику. Соответственно, функции таких театрализованных программ могут существенно отличаться от функций праздника. Рассмотрим те «направления деятельности», которыми могут обладать театрализованные музейные программы.
Первая функция, которую условно назовём «коммуникативная», связана с господствующей коммуникативной теорией, согласно которой посетитель музея отныне является полноправным участником своеобразной «беседы» с предметами экспозиционного пространства. Но, помимо невербального диалога, посетителей театрализованной программы в музее ждёт живое общение с экскурсоводом и актёрами, которые причастны к непосредственной реализации мероприятия. Исследуемый вид программ совмещает в себе элементы экскурсионного дела и режиссуры праздников, последний элемент включает в себя все действия режиссёра (или аниматоров) по управлению вниманием и эмоциональной реакцией зрительской аудитории. В процесс управления партитурой зрительского внимания включены все целенаправленные действия режиссёра-постановщика. Именно в режиссуре праздников зритель представления некогда превратился в непосредственного «соучастника сценического действа», и стал главным героем любого театрализованного празднества. Более того, Э. В. Вершковский особо подчеркивал важность элемента введения зрительного зала в сценическое действо, автор высказывал мысль о том, что формирование художественного образа представления возможно «не только средствами театра, но и включением в действие зрителя» [3, с. 18].
Вторая функция получила условное название «просветительской». «Просвещение -распространение знаний, образования, культуры» [2]. Это направление работы театрализованных музейных программ обусловлено экспозиционной деятельностью музея. Из-за специфики работы музейных учреждений театрализованные программы часто выступают своеобразным «рупором», через который происходит трансляция тех или иных знаний и образов.
Третья функция театрализованных музейных программ - «воспитательная» - перекликается с одноименной функцией, свойственной феномену праздника, по классификации А. В. Бенифан-да. Например, праздник и театрализованная музейная программа могут воспитывать любовь к малой родине через приобщение аудитории к материальному и нематериальному духовному наследию. Красноярский краевой краеведческий музей с 2016 года на своей базе ведёт подготовку и представляет публике театральные спектакли, в качестве драматургической основы для которых берутся произведения В. П. Астафьева [6]. Выбор формы музейных мероприятий связан с желанием администрации музея содействовать сохранению и репрезентации нематериального культурного наследия писателей-сибиряков. Спектакли создаются при поддержке актёров Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина, но все роли в музейных постановках исполняют воспитанники (дети от 6 до 14 лет) театральной студии «Сибирячок», которая работает на базе музея.
Четвёртая функция, условно названная «образовательной», обусловлена спецификой базы проведения театрализованных музейных программ. С. Л. Троянская в своём пособии отмечает: «Деятельность музеев направлена на удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия» [7, с. 9]. Исследователь также определяет примерный период отечественной истории, в котором в деятельности музейных учреждений появился образовательный уклон: «Своеобразным учебно-образовательным центром с середины XIX века стал Политехнический музей, где проводились циклы лекций и экскурсий для учащихся, курсы для педагогов, создавались экспозиции по обучению школьным предметам, для занятий со слепыми, глухими детьми» [7, с. 13]. Театрализованные музейные программы могут включать в канву сценария как отдельные научные данные, затем адаптированные для зрителя методом театрализации так и целые микроблоки, содержащие образовательные занятия.
Следует отметить, что в данной статье рассмотрены лишь самые очевидные из возможных направлений деятельности театрализованных программ. Вопрос о функциях программ на базе музеев и учреждений музейного типа требует дальнейшего изучения, с возможным количественным изменением функций в любую сторону.
Список литературы
1. Краснова, Е. Л. Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев республики Беларусь // Вопросы музеологии. - 2012. -№ 1. - С. 31-34.
2. Функция [Электронный ресурс] / Грамота.ру, справочно-информационной портал. - Электрон. дан. - Москва, 2000-2018. - Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=функция&all=x (дата обращения: 29.03.2018 г.).
3. Вершковский, Э. В. Режиссура массовых клубных представлений : учеб. пособие. - Ленинград : Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской, 1981. - 72 с.
4. Андрейчук, Н. История и теория праздничной культуры: учеб. пособие. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014. - 95 с.
5. Бенифанд, А. В. Праздник: сущность, история, современность. - Красноярск : Изд-во Касноярского [гос.] ун-та, 1986. - 140 с.
6. Швецова, О. «Дети-детям, доступно и всерьёз...» // Музей. - 2017. - № 11. - С. 63-66.
7. Троянская, С. Л. Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии общекультурной компетенции : учеб. пособие. - Ижевск : Ассоц-я «Научная книга», 2007. - 139 с.
Alla L. Timofeeva, Lecturer Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
SOCIAL FUNCTIONS OF THEATRICALIZED MUSEUM PROGRAMS
Abstract. The paper continues a series of articles devoted to understanding some theoretical issues of inclusion of theatricalization elements into a structure of the today's museum communication. The terms "theatricalization" and "theatrical program" are considered from the viewpoint of celebration directing theory and museology theory. The author briefly describes functional load of theatricalized programs and outlines her own opinion on a set of peculiarities of functions that are fulfilled by a theatricalized museum program.
Keywords: a museum, to theatricalize, theatricalized museum programs, social functions of theatricalized museum programs, communication function, educational functions.