УДК 069.5(574.42):39(=35)
М. А. Солонец, специалист отдела этнографии народов и малых этнических групп Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник (Усть-Каменогорск, Казахстан)
ФОНДОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ (50-ЛЕТИЮ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОГО ОБЛАСТНОГО АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО И ПРИРОДНО-ЛАНДШАФТНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА ПОСВЯЩАЕТСЯ)
Аннотация. Изложена история формирования этнографических коллекций Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника (г. Усть-Каменогорск, Казахстан), посвящённых культуре и быту приживающих на территории многонационального Восточного Казахстана кавказских этнических групп: чеченцев, армян, грузин и азербайджанцев.
Ключевые слова: Восточно-Казахстанский архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, фондовая коллекция, кавказские народы, азербайджанцы, чеченцы, армяне, грузины.
С чего начинается музей? С уникальных старинных предметов, которые сегодня не часто увидишь. Настоящий музей оставляет в душе особое чувство. Ощущение чистого, прекрасного, самого наилучшего из быта минувших дней вызывает чувство любви к своему народу, к своей Родине. Такое творение может создать лишь вдохновленный энтузиаст! Кем и является Николай Алексеевич Зайцев, основатель и руководитель Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.
В далеком 1968 году обычные школьники восьмилетней школы села Бутаково, что вблизи города Риддер, под руководством своего учителя и наставника Зайцева Н. А. начали сбор «редкостей» у жителей Бутаково. Среди собирателей были ученики Н. Полторанина, А. Яковлев, В. Под-горбунский, В. Ермошкин, П. Черепанов и др. [1, с. 43]. Первыми музейными экспонатами, согласно записям главной инвентарной книги 1977 года, были предметы, собранные у местных жителей. Например, пояс (Гик 03) кон. XIX в. сдала Егорова Ульяна Ивановна [2, с. 1], платок (Гик 2-323) нач. ХХ в., сдала Петрова Людмила Агаповна [3, с. 50], прялка расписная (Гик 4-922) нач. ХХ в., сдала Тютенькова Наталья Федоровна [4, с. 97] и др. Именно с них началось формирование коллекции предметов по старообрядческой культуре. Именно эти редкости положили начало фондовой коллекции музея, которому суждено будет стать уникальным и многопрофильным музеем, известным не только по всему Казахстану, но и за его пределами!
Шел 1978 год, музей продолжает развиваться, ему уже присвоен статус областного этнографического музея. В этом же году состоялась экспедиция в Большенарымский район, где под руководством научного сотрудника Яковлева А. А. были собраны первые экспонаты по казахской этнографии [1, с. 56]. Согласно записям главной инвентарной книги это были женский головной убор кемешек (Гик 9-1998) от Энтыкбаева А. села Хайрузовки, алаша (Гик 9-2001) от Урзамено-вой Кульжауар села Жулдыз, сапты-аяк (Гик 9-1994), купленная за 5 рублей у жителя села Жул-дыс Алтыбаева Б., и др. [5, с. 31-33].
Эти экспонаты дали основание для образования нового отдела в этнографическом музее -«Отдела казахской этнографии». Таким образом, музей расширяет границы своей деятельности и, кроме русской этнографии, изучает историю и культуру казахского народа.
1987 год ознаменовался в этнографическом музее декадами культур советских республик. В стенах музея проходили выставки культур народов Советского Союза, после чего у музея появилась возможность приобрести предметы по культуре других народов. В 1989 году в музее создается отдел этнографии малочисленных этнических групп. Таким образом, помимо изучения этнографии русских и казахов, музей начинает изучать историю заселения, культуру и быт других народов Восточного Казахстана [1, с. 184].
Восточный Казахстан - многонациональный уникальный регион, где в мире и согласии живут представители 105 народов. На сегодняшний день в фондах музея-заповедника хранятся предметы, характеризующие культуру около 40 народов. Среди них достойное место занимает коллекция по культуре и быту кавказских народов: чеченцев, армян, грузин и азербайджанцев.
Первые азербайджанские предметы поступили в фонды музея-заповедника в конце 80-х гг. прошлого века. Ими стали женский пояс (КП 8-16712) [6, с. 45] и нагрудное украшение монисто (КП 8-16713) [6, с. 51], датируемые началом ХХ века, бытовавшие в азербайджанской семье. Они были приобретены в 1986 году у жителя г. Усть-Каменогорска Шукюрова Илгара Гастрат оглы, уроженца села Агсбир, Агдатского района, Азербайджанской ССР. Предметы принадлежали его матери [6, с. 19].
До 1999 года в фондах музея-заповедника по азербайджанскому народу имелись только эти предметы. В результате обращения сотрудников музея в 1999 г. к министру культуры Азербайджанской Республики, известному певцу и композитору Поладу Бюль-Бюль оглы, музей получил дарственную коллекцию предметов, характеризующих материальную и духовную культуру азербайджанского народа. Это образцы мужского (КП 23-22786, КП 23-22787) [6, с. 31-33] и женского (КП 23-22781, КП 23-22782, КП-23-22780) [6, с. 37-40] национальных костюмов, музыкальные инструменты - тар (КП 23-22783), гавал (КП 23-22785) и кяманча (КП 23-22784 1-2) [6, с. 82-85], аудиокассеты с песнями Полада Бюль-Бюль оглы, литература по истории и этнографии азербайджанцев. Эта коллекция дала начало самостоятельному разделу в музейной экспозиции по культуре азербайджанского народа [6, с. 19].
Следующее пополнение коллекции произошло в 2006 году, когда Министерство культуры Азербайджана передало музею коллекцию из 90 предметов. В Казахстан ее доставил и передал исполняющий обязанности главного консультанта сектора музейной работы Министерства культуры и туризма Республики Азербайджан Али Гамид оглы Исмайлов [6, с. 20]. Среди них были: костюм девочки, мужской головной убор (КП 45-28516) [6, с. 34], традиционная посуда, оружие (КП 45-28488 (а-б)) [6, с. 34-36], женские ювелирные украшения, сувениры, книги, буклеты, альбомы. Притягивают взгляд образцы керамической посуды (КП 45-28500-КП 45-28507) [6, с. 7078], поражает необычными формами медная посуда (КП 45-28490, КП 45-28491, КП 45-28517 и др.) [6, с. 61-62, 66].
В 2010, 2011, 2016 гг. Посольством Азербайджанской Республики в Республике Казахстан была передана в дар в фонды музея-заповедника коллекция сувенирных изделий [6, с. 20].
Сотрудниками музея-заповедника ведется работа с местной азербайджанской диаспорой, члены которой поддерживают связь с исторической родиной. Так, в 2017 году, благодаря содействию Д. Аскерова, активиста местного азербайджанского этнокультурного объединения «Азе-ри», появилась возможность пополнить фондовую коллекцию. В музей поступили национальные барабаны гоша-нагара (КП 81-38059 а-в), нагара (КП 81-38060), традиционная обувь ичиги (КП 81-38057 1-2) [7, с. 257-264], предметы национального мужского костюма (чуха КПНВ 23-12823, кейнек КПНВ 23-12824) [8, с. 323-325].
На сегодняшний день коллекция предметов музея-заповедника по азербайджанской культуре является самой многочисленной среди кавказских народов.
В 2005 году по инициативе председателя чеченского этнокультурного объединения «Вайнах» Кагермановой Татьяны Абдуловны музею были переданы в дар семейные реликвии представителей чеченской диаспоры: национальные костюмы - мужской, состоящий из черкески, кожаного пояса, рубахи и шапки-папахи (КП 40-27149, КП 40-27150) и женский, состоящий из туники, распашного платья и головного платка (КП 40-27152, КР 40-27153, КР 40-27154) [9, с. 301-309].
В конце 2009 года по окончанию выставки «Под стук вагонных колес», к 65-летию депортации чеченского народа, организованной совместно с этнокультурным объединением «Вайнах», в фонды музея поступили новые предметы: настенный коврик - шамаиль с вышитым изречением из Корана (КП 44-28169) [10, с. 153], мюридка - мужской головной убор, одеваемый во время молитвы (КП 49-29979) [11, л. 190].
Интерес представляют настоящая праздничная бурка верта (КП 65-33745), выполненная из высококачественного белого войлока, каракулевая шапка холхозан куй (КП 65-33746) и сувенирный кинжал в бархатном футляре (КП 65-3347), переданные в фонды музея-заповедника
в 2012 году [12, с. 84-89]. Эти редкости музею передал житель села Бескарагай ВКО Боранкулов Тельман Алемжанович. По словам сдатчика, эти предметы подарил ему уроженец Чеченской Республики Садыков Рамзан, которые он привез с Кавказа специально для подарка [13, с. 61].
Коллекция музея, характеризующая самобытную культуру чеченского народа, не многочисленна, но, несмотря на это в значительной мере передает самобытную культуру вайнахов.
Фондовая коллекция экспонатов, характеризующих историю, культуру и быт армянского народа, также немногочисленна. Основу коллекции составляет книжный фонд, состоящий из книг на армянском и русском языках художественного, поэтического и исторического характера, учебников и книг, знакомящих с богатым культурным наследием армянского народа.
Коллекция начала формироваться с середины 2000-х годов. В 2007 году А.М. Карапетян -председатель Ассоциации армянских культурных центров «Наири» Республики Казахстан передал в дар коллекцию предметов из более чем 30 экспонатов, среди которых: национальный духовой музыкальный инструмент зурна (КП 50-30070) [14, л. 49], сувенир хачкар крест-камень (КПНВ 11-7862), панно «Армянский алфавит» (КПНВ 11-7865), традиционная посуда (КПНВ 11-7864 1-7, КПНВ 11-7863) [15, с. 151-155].
Активисты местного армянского этнокультурного объединения «Арарат» принимали активное участие в формировании коллекции.
В 2006 году по просьбе музея заместитель председателя армянского этнокультурного объединения «Арарат» Сероп Георгиевич Геворкян приобрёл на свои средства и доставил из Еревана экспонаты по культуре Армении: детский головной убор (КП 45-28418) [16], резное панно «Ме-сроп Маштоц и армянский алфавит» (КП 45-28417) [16, с. 128-129], сувенир «Хачкар» деревянный (КП 55-31346) [17, с. 186].
Особую этнографическую ценность представляет деревянная ступа с пестом нач. ХХ в. (КП 48-29604), переданная в дар председателем армянского этнокультурного объединения «АРАРАТ» К. М. Нариманяном в 2007 году. Ступка принадлежала его тёще - Гуар Федраковне Аракелян (1912-1979 гг.), а затем жене - Анжеле Акоповне Нариманян [18, с. 308].
Невероятно красивый металлический свадебный букет роз (КП 23-22588) хранится в фондах музея. Букет когда-то принадлежал армянской семье, ранее живущей в Усть-Каменогорске [19, с. 106]. Семья приехала в Усть-Каменогорск в 60-е гг. ХХ в., букет в день свадьбы подарили супруге Семеновой Надежде Александровне, армянке, 1939 г.р., уроженке г. Ереван. Подобный букет было принято дарить невесте на свадьбу, он символизирует чистоту и красоту невесты. Льняное полотенце с традиционной вышивкой (КП 29-24453) бытовало в семье Овсепян Валентины Арутьюновны, 1939 г.р., уроженки г. Зайсан, армянки по национальности [20, с. 182].
Кроме предметов быта, в фондах хранится небольшая коллекция культовых предметов. В 2011 году армянский священник Маркос Саргсян, служащий в армянском храме Сурб Карапет (Святого Карапета) города Алматы, передал в дар музею-заповеднику молитвенник на армянском языке (КП 66-34027), репринтное издание библии на западно-армянском языке, 1906 г. (КП 6634026), иконы армянские «Распятие Иисуса Христа» (КП 66-34031), «Святой апостол Варфоломей» (КП 66-34030), «Житийная икона Святого Григория Просветителя» (КП 66-34029), «Богоматерь с младенцем Иисусом Христом» (КП 66-34032) [21, с. 154-164].
В 2014 году на Левобережном комплексе музея-заповедника гостеприимно распахнула двери Грузинская усадьба конца Х1Х века-начала ХХ веков.
Такой подарок для музея-заповедника сделал меценат города, генеральный директор ТОО «Беакрис» господин Гомарели Гиви Отарович. Усадьба была построена на его личные средства. Ее строительство - это акт дарения и поддержки музея-заповедника [22, с. 49].
Кроме строительства дома, Гиви Отарович обеспечил его подлинными грузинскими предметами быта, общим количеством около 120 единиц. Большинство экспонированных в доме предметов изготовлены фирмой господина Гомарели Г. О., часть этнографических материалов доставлены Гиви Отаровичем из самой Грузии [22, с. 50].
Особый интерес и этнографическую ценность представляют традиционные грузинские ковры ручной работы, которые спускаются со стен на кровати, называемые «пардаги», бытовавшие когда-то в грузинской семье (КП 74-36132-КП 74-36134) [23, 144-150].
Не меньший интерес вызывает традиционная столовая утварь - чаши, кувшины, рога -ханци, чинчилы, горшки, сковороды «кеци». В фондах музея хранятся подлинные кеци, ранее бытовавшие на кухнях грузинских хозяек (КПНВ 20-11435-КПНВ 20-11442) [24, с. 46-51].
Все предметы, переданные Гомарели Г. О., уникальные, и занимают достойное место в постоянной музейной экспозиции.
Так сформировалась фондовая коллекция предметов, характеризующих культуру кавказских народов. В будущем перед отделом этнографии народов и малочисленных этнических групп стоит задача по дальнейшему пополнению коллекции. Первостепенной задачей является приобретение национальных костюмов, детских костюмов, а также верхней одежды. Для этого сотрудники планируют продолжать собирательскую работу с Министерствами культуры и посольствами кавказских стран, а также представителями кавказских диаспор Восточного Казахстана.
Список литературы
1. Каирбекова, Ж. Ж. Музей, открытый миру. Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографически и природно-ландшафтный музей-заповедник / Ж. Ж. Каир-бекова, В. П. Лабецкая, А. А. Яковлев. - Караганда : ТОО «Литера», 2014. - 507 с.
2. Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник (ВКОЭМЗ). Главная инвентарная книга (Гик) 1. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 1977. - 99. с.
3. ВКОЭМЗ. Гик 2. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 1977. - 99. с.
4. ВКОЭМЗ. Гик 4. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 1977. - 99. с.
5. ВКОЭМЗ. Гик 9. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 1977. - 99. с.
6. Солонец, М. А. Каталог. Коллекция азербайджанских предметов в собрании музея-заповедника. -Усть-Каменогорск : Изд-во Вост.-Казахстан. обл. архитектур.-этнограф. и природно-ландшафт. музея-заповедника, 2017. - 112 с.
7. ВКОЭМЗ. Книга поступлений основного фонда (КП) 81. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2017. - 399 с.
8. ВКОЭМЗ. Книга поступлений научно-вспомогательного фонда (КПНВ) 23. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2017. - 402 с.
9. ВКОЭМЗ. КП 40. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2005. - 399 с.
10. ВКОЭМЗ. КП 44. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2006. - 399 с.
11. ВКОЭМЗ. КП 49. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2008. - 200 л.
12. ВКОЭМЗ. КП 65. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2012. - 401 с.
13. Солонец, М. А. Первый дом джигита - бурка // Достьщ-Дружба. - 2013. - № 3. - С. 56-61.
14. ВКОЭМЗ. КП 50. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2008. 200 л.
15. ВКОЭМЗ. КПНВ 11. - Усть-Каменогорск: [б. и.], 2008. 400 с.
16. ВКОЭМЗ. КП 45. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2006. 380 с.
17. ВКОЭМЗ. КП 55. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2010. 400 с.
18. ВКОЭМЗ. КП 48. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2007.400 с.
19. ВКОЭМЗ. КП 23. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 1998. 200 л.
20. ВКОЭМЗ. КП 29. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2003. 400 с.
21. ВКОЭМЗ. КП 66. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2012. 401 с.
22. Солонец, М. А. Другой красы душа не понимает... // Достыщ-Дружб». - 2014. - № 4. С. 48-57.
23. ВКОЭМЗ. КП 74. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2014. - 398 с.
24. ВКОЭМЗ. КПНВ 20. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2014/2015. - 400 с.
Marina А. Solotetz, Specialist of the Ethnography Department East-Kazakhstan Regional Reserve of Architecture and Ethnography, Nature and Landscape
(Ust'-Kamenogorsk, Kazakhstan) [email protected]
ETHNOGRAPHIC COLLECTION OF CAUCASIAN PEOPLES (THE PAPER IS DEDICATED TO THE 50th ANNIVERSARY OF THE EAST-KAZAKHSTAN REGIONAL RESERVE OF ARCHITECTURE AND ETHNOGRAPHY, NATURE AND LANDSCAPE)
Abstract. The article outlines history of accumulation ethnographic collections by the East-Kazakhstan Regional Reserve of Architecture and Ethnography, Nature and Landscape (Ust'-Kamenogorsk, Kazakhstan) that are devoted to culture and everyday life of several Caucasian peoples that reside in the multi-ethnic Eastern Kazakhstan, such as Chechens, Armenians, Georgians, Azerbaijanis.
Keywords: East-Kazakhstan Regional Reserve of Architecture and Ethnography, Nature and Landscape, museum collection, Caucasian people, фондовая коллекция, кавказские народы, Azerbaijanis, Chechens, Armenians, Georgian.
УДК 069.15:792
А. Л. Тимофеева, преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА: ФУНКЦИИ
Аннотация. Статья продолжает серию публикаций, посвящённых осмыслению теоретических вопросов включения элементов театрализации в структуру современной музейной коммуникации. Содержание понятий «театрализация», «театрализованная программа» проанализировано с точки зрения теории режиссуры праздников и теории музейного дела. Охарактеризована функциональная нагрузка театрализованных программ; представлен авторский взгляд на состав отличительных особенностей функций театрализованной музейной программы.
Ключевые слова: музей, театрализация, театрализованные музейные программы, функции театрализованных музейных программ, коммуникативная функция, просветительная функция, воспитательная функция, образовательная функция.
В работе «Теоретические и практические аспекты театрализации в культурно-образовательной деятельности современного музея» были выделены два подхода к пониманию термина «театрализация» специалистами музейной сферы, и определены как «коммуникативный» и «театральный». В исследование Е. Л. Красновой «Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев республики Беларусь» раскрыт первый, «коммуникативный» подход [1]. Е. Л. Краснова определяет театрализацию как «одно из средств установления коммуникативных связей между посетителем и музеем» [1, с. 31]. Отметим, что в приведенном определении не учитывается специфика понятия, которое сформировалось в области теории режиссуры, из-за чего происходит последующее искажение его сущности. Дальнейший анализ «коммуникативного» подхода потребовал более углубленного изучения темы о теоретических основах театрализации, и обстоятельного раскрытия вопроса о функциях театрализованных представлений и программ.
Согласно Большому толковому словарю, функция - это «значение, назначение чего-либо»; «направление деятельности» [2]. Метод театрализации в силу своей специфики несёт лишь одну функцию - адаптации любого материала для сценического воплощения специфическими выразительными средствами, характерными для театра. В учебном пособии педагога и режиссера массовых празднеств Э. В. Вершковского можно найти следующее описание сущности феномена: «театрализация, как творческий метод массовых форм органически объединяет две важнейшие линии режиссуры - художественно-образную организацию материала и художественную организацию действия самой массы (артистов театрализованной группы - Ред.)» [3, с. 19]. Сам процесс театрализации не имеет какой-либо ценности, но его результат - театрализованные представления (или театрализованные музейные программы) обладают как определенной значимостью, так и некими функциями. Необходимо отметить, что театрализованные программы, могут выступать частью определенного праздника, а как подчеркивает Н. М. Андрейчук, «праздник - это первичная форма человеческой культуры», которая имеет свои функции [4, с. 6]. К сожалению, среди исследователей отсутствует единый подход к вопросу о сущности функциях праздников. А. В. Бенифанд в своём труде перечисляет следующие направления: идеологическое, коммуникативное, организационное и воспитательное [5]. Н. М. Андрейчук предлагает следующие функции: консолидирующую, ритмизирующую время, коммуникативную, рекреационную и другие [4]. Характерными чертами праздника являются его масштабность и элемент консолидации больших масс людей.