большой фотопортрет прадеда, а моим любимым занятием было разглядывание старых семейных фотографий из жизни в Барнауле. Домашние вспоминали Степана Яковлевича с любовью, почтением, словами глубокой благодарности. А ещё он оставил семье наставление всего из трёх слов - честность и порядочность в делах - ставших семейным девизом на годы вперед. В Барнауле же и сегодня память о Степане Яковлевиче Яковлеве - человеке, нашедшем в себе мужество в начале XX века вступить в борьбу против жестокой монополии в торговле, в защиту права на свободную конкуренцию - хранит замечательный памятник архитектуры - Дом Яковлева.
Список источников и литературы
1. ГААК, Ф. 141, оп. 2, д. 2, Л. 10.
2. ГААК, Ф. 141, оп. 2, д. 2, Л. 12.
3. ГААК, Ф. 141, оп. 2, д. 2, Л. 16.
4. ГААК, Ф. 141, оп. 2, д. 2, Л. 38.
5. ГААК, Ф. 141, оп. 2, д. 2, Л. 45, 45 об., 46, 46 об., 47.
6. ГААК, Ф. 141, оп. 2, д. 2, Л. 48, 48 об., 49.
7. ГААК, Ф. 141, оп. 2, д. 2, Л. 86, 86 об., 87.
8. ГААК, Ф. 141, оп. 2, д. 2, Л. 9.
9. ГААК, Ф. 141, оп. 2, д. 2, Л. 91.
10. ГАТО. Ф. 3. оп. 12. д. 4045. Л. 23.
11. К неплатежу торг. дома «Яковлев и Поляков» // Торгово-промышленная газета. - 1913. - 28 июля. -С. 3-4.
12. «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом Яковлева», нач. ХХ в. и его регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» : приказ Министерства культуры Российской Федерации № 1189 от 1 нояб. 2012 г.
13. Коммерческий телеграф. - 1913. - № 168. - 17 июня. - С. 4.
14. Жизнь Алтая. - 1916. - 13 сентября.
15. Станченко, В. И. Степан Яковлевич Яковлев (1866-1918) барнаульский предприниматель. История, рассказанная правнуком / В. И. Станченко. - Москва : МЦНМО, 2015. - 134 с.
16. Станченко, В. И. Семья Яковлевых (1866-1986) / В. И. Станченко. - Москва : МЦНМО, 2016. - 289 с.
УДК 371.233.4:37.013
А. Л. Тимофеева Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье автор анализирует влияние теории музейной коммуникации на включение театрализации в музейные программы. Выделяет особый «коммуникационный» подход к определению
театрализации в музейном пространстве. Предлагает своё определение «театрализации» в рамках современной музейной деятельности.
Ключевые слова: театрализация, музей, музейная педагогика, теория музейной коммуникации.
A. L. Timofeeva Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
THE THEORETICAL-METHODOLOGICAL APPROACHES TO THEATRICAL WITHIN THE CONTEMPORARY MUSEUM AND EDUCATIONAL ACTIVITIES
In this article, the author analyzes the influence of the theory of the Museum communication on the understanding of theatrical performance in the Museum's programs. Allocates a special «communications» approach to the definition of theatricalisation in Museum space. The author offers a definition of «theatricality».
Keywords: theatrical, museum, museum educational, the theory of Museum communication.
На современном этапе, феномен театрализации в контексте музейных программ изучается специалистами в области музейной педагогики. Как отмечает С. Л. Троянская, музейная педагогика в настоящее время определяется как междисциплинарная область научного знания, которая занимается исследованием целей и задач, принципов, содержания, методов, форм реализации образовательной деятельности музеев, ориентированной на передачу культурного опыта [1, с. 12]. Исследователь также замечает, что музейная педагогика на современном этапе функционирует на стыке четырёх наук: психологии, педагогики, музееведения и искусствоведения [1]. Музейное образование, по мнению М. Ю. Юхневич, относится к сфере неформального: «... оно демократично, лишено жёстких схем и распространяется буквально на все группы общества» [2, с. 7].
В 60-х годах двадцатого века, теория музейной коммуникации задала вектор развития не только музееведению в целом, но и её отдельной области - музейной педагогики. Господство коммуникационной теории подтолкнуло исследователей к переосмыслению некоторых общих ключевых аспектов обеих дисциплин. Специалисты музейной сферы стали по-новому интерпретировать роль посетителей в музее: «... меняется отношение к самой аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникационного процесса [. ]» [2, с. 6]. Изменение понимания роли посетителей в музее привело к переосмыслению функций музея. Постепенно в научном мире получили признание две классификации музейных функций. Обе известны по именам своих создателей А. М. Разгона и Д. А. Равиковича [1]. И в каждой группе присутствует «своя» образовательная функция (у А. М. Разгона, она носит название «просветительской», а у Д. А. Равиковича «образовательной и воспитательной»). Вследствие всех перечисленных изменений, музейные специалисты стали искать новые формы работы с аудиторией, и их внимание привлек феномен театрализации. Исследователи музейной теории и практики стали трактовать термин театрализации, исходя из принципов концепции музейной коммуникации. Данный подход мы условно назовем «коммуникационным».
Коммуникационный подход наиболее полно раскрыт в работе Е. Л. Красновой. В его рамках автор рассматривает театрализацию как «одно из средств установления коммуникативных связей между посетителем и музеем» [3, с. 31]. Но, заметим, что функцию коммуникации выполняет диалог, общение между двумя (и более) сторонами (например: музейный предмет - посетитель или куратор - музейный предмет - посетитель), но никак не театрализация, поскольку у этого феномена иная природа. Опыт работы в качестве преподавателя кафедры режиссуры праздников, позволяет нам предложить следующее определение театрализации. Театрализация - это адаптация любого материала для сценического воплощения специфическими выразительными средствами, характерными для театра. Театрализацией так же называют действо, которое мы наблюдаем на сцене (полученное в результате вышеописанной адаптации материала). В свою очередь театрализованная музейная программа может выполнять задачу «установления коммуникативных связей», поскольку на всём протяжении программы её создатели стараются наладить диалог со зрительской аудиторией. Интерпретация термина театрализации, данная Е. Л. Красновой, не учитывает его специфики, что ведёт к искажению его сущности.
Использование коммуникативного подхода наиболее ярко выражается в применении единообразного приёма - метафоры. Например, в рамках семиотического подхода, процесс коммуникации в музейном пространстве сравнивают с чтением текста, в результате чего музейные предметы предстают существительными, связи между предметами - это глаголы, а вспомогательные средства, включающие в себя дизайн помещения - это прилагательные и наречия [4]. Подобный подход предполагает рассмотрение
сущности театрализации, которую расчленяют на составные элементы с их последующим переносом на пространство музейной экспозиции. «Экспозиция предстает в качестве сценической площадки, где экспонаты становятся «актерами», а каждый посетитель - «режиссером» своего неповторимого уникального «спектакля», созданного на основе личностного восприятия экспозиции» [3, с. 31]. Результаты использования приёма метафоры считаются приемлемыми музейными специалистами, и вопрос об истинной сущности театрализации они игнорируют. Но даже если «забыть» о проблеме природы театрализации и сфокусировать внимание на приведённом выше в качестве цитаты сравнении, то становится ясно, что оно не совсем корректно. В данном контексте актуальным является вопрос: кто же является зрителем, если посетителям экспозиции отводится роль режиссеров.
Исходя из теории музейной коммуникации, можно сделать вывод, что «режиссером» выставки является её куратор или музейный работник, который организует экспозиционное пространство в соответствии с определенным планом. Но в современной теории коммуникации заключен парадокс, согласно которому у музейной экспозиции есть два режиссёра: музейный служащий и посетитель. Посетитель экспозиции совмещает в себе одновременно две ипостаси: и режиссера, и зрителя. «Они (посетители - ред.) принимают отправляемые им сообщения (не только намеренные, но и скрытые, ненамеренные) по-разному (или не принимают их вовсе) в контексте различных индивидуальных и социальных кодов» [5, с. 80].
В заключении отметим, что проблема корректного понимания механизма работы театрализации в музейных программах, требует дальнейшего изучения. Помимо этого, дополнительного исследования требует вопрос о сущности функций театрализации с точки зрения теории режиссуры. Поскольку выявление и описание функций театрализации будет способствовать пониманию процесса интеграции феномена театрализации в музейную деятельность.
Список литературы
1. Троянская, С. Л. Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии общекультурной компетенции / С. Л. Троянская. - Ижевск : Ассоциация «Научная книга», 2007. - 139 с.
2. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей : учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. -Москва, 2001. - 154 с.
3. Краснова, Е. Л. Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев Республики Беларусь / Е. Л. Краснова // Вопросы музеологии. - 2012. - № 1(5).
- С. 31-34.
4. Менш, П. Коммуникация: язык экспозиции / Петер ван Менш // Вопросы музеологии. - 2014. - № 1(9).
- С. 254-272.
5. Шерер, М. Зритель в экспозиции / М. Шерер // Вопросы музеологии. - 2013. - № 1(7). - С. 79-84.
УДК 069.6(574)
Ш. Н. Уайсова музей Департамента внутренних дел, Астана, Казахстан
ВЕДОМСТВЕННЫЕ МУЗЕИ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН - ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассматриваются пути сохранения и популяризации историко-культурного наследия в музеях предприятий, организаций и учреждений, вносящих значительный вклад в развитие кадрового потенциала республики и являющихся важной составляющей формирования положительного имиджа организации и инструментом «мягкой силы» отечественной культуры, науки и образования.
Ключевые слова: культурное развитие, ведомственные музеи, информатизация музеев, музейные образования, техническая оснащенность.
S. N. Uaisova
Museum of the Ministry of Internal Affairs, Astana, Kazakhstan
THE DEPARTMENTAL MUSEUMS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN - THE PROBLEMS, THE PROSPECTS
The article examines the ways of preserving and popularizing the historical and cultural heritage in museums of enterprises, organizations and institutions that make a significant contribution to the development of the