Научная статья на тему 'Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев Республики Беларусь'

Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3620
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕИ БЕЛАРУСИ / МУЗЕЙНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПОЗИЦИЯ / BELARUSIANS' MUSEUMS / EXHIBITION / MUSEUM STAGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Краснова Евгения Леонидовна

Сегодня музейная театрализация рассматривается как одно из средств установления коммуникационных связей между посетителем и музеем. «Театрализация» (по определению И. А. Щепетковой) включает три взаимосвязанных направления. Первое построение экспозиционного пространства по законам драматургического произведения. Экспозиция предстает в качестве сценической площадки, где экспонаты становятся «актерами», а каждый посетитель «режиссером» своего неповторимого уникального «спектакля», созданного на основе личностного восприятия экспозиции. Второе направлено на привнесение в практику экспонирования выразительных элементов из области театрального действия и других видов зрелищности. Применяются звуковые, световые и шумовые эффекты, игровой презентации экспонатов и другие формы интерактивности. Третье направление применение элементов так называемой внемузейной деятельности. Речь идет о разнообразных театрализованных действах, проводимых музеями в качестве культурно-массовых мероприятий: перфомансы, арт-акции, исторические сюжетные реконструкции и полноценные театральные спектакли. В статье анализируются наиболее яркие примеры подобной театрализации в музеях Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum staging as one of directions of modern communicative tendencies: on an example of museums of Republic of Belarus

Today there are more than experts in the field of museology start to speak about such concept as «museum staging» which they consider as one of means of communication between the visitor and a museum. Under concept of staging, we will mean the definition offered by I.A. Shсhepetkovа where allocates three interconnected directions. The first assumes construction of exposition space under laws of dramaturgic product. The exposition appears as a certain scenic platform where exhibits become «actors», and each visitor ? «director» of the unique «performance» created on the basis of personal perception of an exposition. The second is directed on adscititioun into practice of exhibiting expressive elements from area of theatrical action and other kinds of staginess. It presumes application of various sounds, light and noise effects, game presentation of exhibits and other forms of interactivity. The third direction means itself application of elements so-called outdoor museums activity. It is a question of the various dramatized actions spent by museums as cultural events. It can be modern performances, art actions or historical subject reconstruction and high-grade theatrical performances.

Текст научной работы на тему «Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев Республики Беларусь»

УДК 069.124

Е. Л. Краснова

МУЗЕЙНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ: НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЕВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. традиционное понимание музея как хранителя культурных ценностей претерпело значительную трансформацию. Прежде всего, это связано с новыми тенденциями в области компьютерных технологий и проектирования, а так же информационными возможностями музеев. Появление музеев новых типов (экомузеи, детские музеи, музеи-культурные центры и др.), расширение функций музеев, внедрение программ, направленных на получение разнообразного опыта (игровые занятия для дошкольников, многоуровневые музейно-педагогические программы, работа студий и мастерских и др.), позволяют говорить о неисчерпанном до сих пор коммуникационном потенциале современного музея.

Оказавшись в условиях быстрой смены приоритетов современного общества, музеи вынуждены вступать в конкуренцию с разнообразными досуговыми учреждениями, поэтому весьма актуальной является задача привлечения современного зрителя в залы музея и превращения его пребывания там в яркое и запоминающееся событие. Многие музеологи и экспозиционеры всего мира обсуждают эти задачи, разрабатывают и предлагают свои решения.

Все больше специалистов в области музеологии начинают говорить о таком понятии как музейная театрализация, которая рассматривается как одно из средств установления коммуникационных связей между посетителем и музеем. Предпосылки формирования данного понятия начали проявляться еще в 1930-е гг., однако, наибольшую популярность в музееведческой практике оно приобрело именно сейчас. Среди исследований, освещающих данную проблематику, следует выделить работы Р. Р. Кликса, Т. П. Полякова, И. А. Щепетковой и некоторых других.

Под понятием театрализации, исходя из предложенной И. А. Щепетковой классификации, подразумевается три взаимосвязанных направления. Первое предполагает построение экспозиционного пространства по законам драматургического произведения. Экспозиция предстает в качестве сценической площадки, где экспонаты становятся «актерами», а каждый посетитель - «режиссером» своего неповторимого уникального «спектакля», созданного на основе личностного восприятия экспозиции. Второе ориетнировано на «привнесение в практику экспонирования выразительных элементов из области театрального действия и других видов зрелищности»1. Здесь имеется в виду применение различных звуковых, световых и шумовых эффектов, игровой презентации экспонатов и других форм интерактивности. Третье направление предполагает применение элементов так называемой внемузейной деятельности. Речь идет о разнообразных театрализованных действах, проводимых музеями в качестве культурно-массовых мероприятий. Это могут быть современные

1 Щепеткова И. А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями: Дис. ... канд. культурологии. СПб., 2006. С. 46.

перфомансы, арт-акции или исторические сюжетные реконструкции, а также полноценные театральные спектакли. Таким образом современная музейная деятельность все больше и больше расширяет свои возможности для привлечения широкого круга посетителей.

Создание экспозиции в качестве сценически построенного драматургического произведения представляет собой сложный творческий процесс, направленный на соединение двух видов деятельности, музейной и театральной, каждая из которых имеет свои задачи и векторы воздействия. Несмотря на то, что эти две области на первый взгляд кажутся весьма отдаленными друг от друга, тем не менее, они имеют много общего, потому что «как отдельные сцены составляют действие, которые складываются в спектакль, так и тематические комплексы складываются в экспозиции отдельных залов, а затем в единое, стройное зрелище - экспозицию музея»2. Каждый элемент экспозиции имеет строго определенную позицию, изменение которой может привести к искажению первоначального замысла и сюжетного построения всей экспозиции. Главное же отличие музейной экспозиции от театра состоит в том, что в последнем, как правило, «вещи выступают в качестве смыслового фона для организации стилистического единства изобразительного ряда постановки, помогая актеру играть свою роль, а в музейной экспозиции вещи становятся «актерами», метафорическими символами своих «хозяев» или исторических процессов и событий, свидетелями которых они являлись»3. Кроме того, «в театре развитие действия происходит, главным образом, во времени, а в музейной экспозиции - в пространстве»4. Итак, следуя обозначенным особенностям экспозиции («спектакля») следует отметить, что практика создания таких экспозиций приобретает все большую популярность, т.к. помогает не только расширить информационно-коммуникационное поле музейной аудитории, но и доставить огромное удовольствие от просмотра.

Музейная практика последних десятилетий свидетельствует о том, что в деятельности ведущих музеев Беларуси утверждается особый характер экспозиции, предстающей в роли центра, аккумулирующего разнообразные возможности. Например, элементы театрализации активно внедряются в повседневную деятельность музеев. Рассмотрим некоторые примеры, свидетельствующие о развитии различных форм театрализации в белорусских музеях.

Государственный музей истории белорусской литературы известен своими постоянно сменяющимися экспозициями и выставками, которые раскрывают ту или иную страницу многовековой истории белорусской литературы. Фольклорно-этнографическая выставка «Дом - моя вселенная» знакомит с языческими и христианскими традициями, календарными праздниками и семейной обрядностью белорусов, с богатым песенно-лирическим народным наследием. В воссозданном интерьере деревенской хаты посетители могут увидеть предметы быта, которыми пользовались наши деды и прадеды. Маршрут экспозиции организован по кругу, поскольку круг с древнейших времен является символом дневного, годового и жизненного циклов человека. Друг за другом, расположены четыре времени года, где продемонстрированы языческие и христианские праздники, связанные с определенным сезонным периодом. На примере интерьера простого крестьянского дома можно проследить особенности ментальности и традиционной культуры белорусов. Каждый предмет, расположенный в комплексе, имеет свое место, создавая, таким образом, единый многогранный образ. Оказавшись в экспозиционном зале, человек погружается в мир богатого материального и духовного культурного наследия. Создается впечатление, что созданные образы оживают:

2 Крейн А. З. Жизнь музея. М., 1979. С. 132.

3 Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?». М., 2003. С. 109.

4 Там же. С. 110.

слышатся отзвуки музыки, представляются веселые обрядные хороводы, народные игры и песни. Экспозиция предстает перед нами в качестве «произведения» народного творчества со своим интригующим сюжетом, яркими героями и поучительной фабулой. Так, экспонаты, с одной стороны, и зрители - с другой, становятся полноценными участниками этого спектакля, который способен превратить посещение музея в настоящее событие.

Зрелищно развернутая непосредственно к посетителю музея экспозиция играет главную роль в культурной коммуникации. Создание условий для сопереживания, а не простого запоминания данных, превращает посетителя из объекта воздействия музейной коммуникации в активного ее участника. Возможность увидеть, ощутить, услышать создает дополнительные ощущения от восприятия экспозиции. Некоторые экспозиционеры считают, что «введение в экспозицию движущихся элементов является одним из средств театрализации»5, способных привлечь в музей посетителей разных возрастных категорий.

Так, например, в Детском музее, расположенном в городе Полоцке, экспозиция в большей степени рассчитана на посетителей дошкольного и школьного возраста, но и взрослым оказывается не менее интересно окунуться в загадочный мир предметов. В музее представлен «мир привычных вещей», рассмотренный в познавательном ракурсе. В первом зале представлены комплексы: часы, весы и меры веса, колокола. Во втором зале - звуковоспроизводящие аппараты, фотоаппараты, самовары, филателия и филокартия. В компьютерном зале музея можно ознакомиться со всеми временными выставками, проходившими в музее, освоить азы работы на компьютере, поиграть в игры, развивающие логическое мышление, память, внимание, воображение. Исходя из того, что познание ребенком окружающей действительности происходит не только путем визуального восприятия, но и при помощи тактильного контакта, экспозиция построена таким образом, чтобы ребенок мог получить полноценную информацию. В отличие от классических экспозиций, этот музей лишен стеклянных витрин - большинство экспонатов доступно маленьким посетителям. Первый экспозиционный зал открывает предметный мир ребенка, для которого даже обычные часы не просто хронометр, а загадочный и сказочный механизм. Возможность потрогать экспонаты, испробовать их в действии, узнать об особенностях применения тех или иных предметов опытным путем, помогает создать особенную атмосферу игрового пространства. Такое решение позволяет добиться активного включения каждого ребенка в общение, как с музейными предметами, так и между собой. Практика большинства музеев показывает, что введение разного рода звуковых, световых и видеоэффектов способствует развитию коммуникационного потенциала музея, делает его более привлекательным и доступным.

Принцип построения театрализованных форм, когда участники музейного «действа» одновременно становятся и его актерами, и зрителями, стал нормой для фольклорных праздников, которые проводятся в различных музеях страны. Среди них Национальный исторический музей, Ветковский музей народного творчества, Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта и некоторые другие.

Постоянным организатором разного рода театрализованных действий является Ветков-ский музей народного творчества, который известен не только своей уникальной экспозицией, но и организацией на ее основе ярких запоминающихся праздников. Среди них воспроизведение каждую весну обряда «Пахаванне стралы», который известен с XVII в., но в настоящее время сохранился только в деревне Казацкие Болсуны Ветковского района. Этот народный обряд завершает весенние праздники и проводится на сороковой день после Пасхи. Люди водят хороводы и поют песни, а потом «закапывают стрелу», что символизирует окончание

5 Кликс Р. Р. Художественное проектирование экспозиций. М., 1978. С. 276.

весны и начало лета. Обряд соответствует двум критериям отбора, в соответствии с которыми он попадает под условия придания ему статуса историко-культурной ценности: содержит уникальные образцы древних хороводов и песен, театрализации обрядовых ритуалов, а также материальных проявлений местной культуры - народный костюм. Обряд внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Обращение к средствам театрализации, направленных на непосредственный контакт с аудиторией, представляется естественным и оправданым. Основа театрализации - это драматургически осмысленный текст визуально организованной в пространстве экспозиции. Вместе с тем, театрализация сегодня применяется как метод рекреационно-познавательной формы работы музея с посетителями. Однако практика показывает, что в музее следует использовать театрализацию в органичном единстве с сущностью и тематической направленностью экспозиции. Разнообразные спектакли, представления, концерты, балы, исторические реконструкции и т. д. углубляют и разворачивают представленную тематику под «живым» и более демонстративным углом, превращают музей в центр культурной коммуникации.

Информация о статье

Автор: Краснова Евгения Леонидовна - магистр культурологии, научный сотрудник, Беларусь, Витебский областной краеведческий музей. Zheka bv@rambler.ru

Заглавие: Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев Республики Беларусь.

Абстракт: Сегодня музейная театрализация рассматривается как одно из средств установления коммуникационных связей между посетителем и музеем. «Театрализация» (по определению И. А. Щепет-ковой) включает три взаимосвязанных направления. Первое — построение экспозиционного пространства по законам драматургического произведения. Экспозиция предстает в качестве сценической площадки, где экспонаты становятся «актерами», а каждый посетитель — «режиссером» своего неповторимого уникального «спектакля», созданного на основе личностного восприятия экспозиции. Второе - направлено на привнесение в практику экспонирования выразительных элементов из области театрального действия и других видов зрелищности. Применяются звуковые, световые и шумовые эффекты, игровой презентации экспонатов и другие формы интерактивности. Третье направление — применение элементов так называемой внемузейной деятельности. Речь идет о разнообразных театрализованных действах, проводимых музеями в качестве культурно-массовых мероприятий: перфо-мансы, арт-акции, исторические сюжетные реконструкции и полноценные театральные спектакли. В статье анализируются наиболее яркие примеры подобной театрализации в музеях Беларуси. Ключевые слова: музеи Беларуси, музейная театрализация, экспозиция.

On article

Author: Krasnova Evgenia Leonidovna - M.A. (in Cultural Studies), curator, Belarus, The Vitebsk Regional History Museum. Zheka by@rambler.ru

Title: Museum staging as one of directions of modern communicative tendencies: on an example of museums of Republic of Belarus

Abstract: Today there are more than experts in the field of museology start to speak about such concept as «museum staging» which they consider as one of means of communication between the visitor and a museum. Under concept of staging, we will mean the definition offered by I.A. Shсhepetkovа where allocates three interconnected directions. The first assumes construction of exposition space under laws of dramaturgic product. The exposition appears as a certain scenic platform where exhibits become «actors», and each visitor — «director» of the unique «performance» created on the basis of personal perception of an exposition. The second is directed on adscititioun into practice of exhibiting expressive elements from area of theatrical action and other kinds of staginess. It presumes application of various sounds, light and noise effects, game presentation of exhibits and other forms of interactivity. The third direction means itself application of elements so-called outdoor museums activity. It is a question of the various dramatized actions spent by museums as cultural events. It can be modern performances, art actions or historical subject reconstruction and high-grade theatrical performances.

Key words: Belarusians’ museums, exhibition, museum staging.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.