Научная статья на тему 'Театр в музее: продолжение традиций княгини М. К. Тенишевой'

Театр в музее: продолжение традиций княгини М. К. Тенишевой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
832
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / МУЗЕЙ / ТЕАТР / ФЛЕНОВО / ТАЛАШКИНО / МАРИЯ КЛАВДИЕВНА ТЕНИШЕВА / ПОСТАНОВКА / THEATRICALIZATION / MUSEUM / THEATER / FLENOVO / TALASHKINO / MARIA KLAVDIEVNA TENISHEVA / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хакимулина Ольга Николаевна, Федченкова Ольга Георгиевна

Статья посвящена проблеме воплощения идеи театрализации музейного пространства на Смоленщине как возрождения традиций княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. В центре внимания деятельность смоленских актеров Людмилы Степановны Лисюковой и Николая Сергеевича Коншина по актуализации, переосмыслению и интерпретации музейной информации, музейного предмета посредством художественно-декоративных, драматургических, театральных, артистических средств. Они внесли огромный вклад в театрализацию музеев не только в Смоленской области, но и по всей России. Первый опыт показа их театрализованных представлений начался в Доме-музее Достоевского городка Старая Русса. Это был первый показ моноспектакля «Никто другой не дал бы мне столько счастья». Использование феномена музейной театрализации неизмеримо расширяет коммуникационный потенциал современного музея. Тема«взаимоотношений» музея и театра (как в теоретической, так и в практической плоскости) носит ярко выраженный междисциплинарный характер и является недостаточно изученной, но весьма интересной. Театрализация призвана повышать эффективность восприятия экспозиции, вызывать активную реакцию ума и чувств посетителей, привлекать различные возрастные группы. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музей и детские театральные коллективы в данном случае выступают в качестве партнеров по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. В музейно-педагогической практике смоленских музеев особое место занимает детский Театр книги, организованный Людмилой Степановной Лисюковой. Этот детский театральный коллектив первым стал «осваивать» музейные площадки Смоленщины. Организация театрального фестиваля-конкурса «Мудрая сова» является закономерным этапом распространения феномена музейной театрализации. Не случайно площадкой для его проведения был выбран историко-архитектурный комплекс «Теремок». Организаторы фестиваля в процессе его создания считали главными задачами продолжение традиций Тенишевского театра во Фленове, активное развитие творческих способностей детей и подростков, бережное отношение к историческому и культурному наследию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theater in museum: Continuation of the tradition of Princess M. K. Tenisheva

The article is devoted to the problem of implementing the idea of theatricalization of the museum space in the Smolensk region, as the revival of the traditions set by Princess Maria Klavdievna Tenisheva. The focus of the article is on the activities of Smolensk actors Lyudmila Stepanovna Lisyukova and Nikolai Sergeyevich Konshin who updated, reinterpreted and reconsidered the information in the museum and the museum itself through artistic, decorative, dramatic, theatrical, artistic means. They made a huge contribution to the theatricalization of museums not only in the Smolensk region, but also throughout Russia. The first time their theatrical performances were held in the house-museum of Dostoevsky in Staraya Russa. It was the one-man show “Nobody else would give me so much happiness.” The use of museum theatricalization immeasurably expands the communicative potential of a modern museum. The subject of “interrelationships” between the museum and the theater (both in the theoretical and in the practical aspect), has an interdisciplinary character and is not well studied, although remains very interesting. Museum pedagogy is an innovative technology in the field of children education. It creates the conditions for immersion of the individual in a specially organized environment. The museum and children’s theater groups in this case act as partners in solving problems related to children’s upbringing and education. In the museum-pedagogical practice of Smolensk museums a special place is occupied by the children’s Theater of Books, organized by Lyudmila Stepanovna Lisyukova. This children’s theater group was the first to “master” the museum sites of the Smolensk region. The organization of the theater festival and competition “WISE OWNL” is a logical step in the development of museum theatricalization.

Текст научной работы на тему «Театр в музее: продолжение традиций княгини М. К. Тенишевой»

2018

ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ

Т. 9. Вып. 1

МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВО

УДК 069.12

Театр в музее: продолжение традиций княгини М. К. Тенишевой

О. Н. Хакимулина, О. Г. Федченкова

Смоленский государственный институт искусств, Российская Федерация, 214020, Смоленск, ул. Румянцева, 8

Для цитирования: Хакимулина О. Н., Федченкова О. Г. 2018. Театр в музее: продолжение традиций княгини М. К. Тенишевой. Вопросы музеологии, 9 (1), 55-63. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.105

Статья посвящена проблеме воплощения идеи театрализации музейного пространства на Смоленщине как возрождения традиций княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. В центре внимания — деятельность смоленских актеров Людмилы Степановны Ли-сюковой и Николая Сергеевича Коншина по актуализации, переосмыслению и интерпретации музейной информации, музейного предмета посредством художественно-декоративных, драматургических, театральных, артистических средств. Они внесли огромный вклад в театрализацию музеев не только в Смоленской области, но и по всей России. Первый опыт показа их театрализованных представлений начался в Доме-музее Достоевского городка Старая Русса. Это был первый показ моноспектакля «Никто другой не дал бы мне столько счастья». Использование феномена музейной театрализации неизмеримо расширяет коммуникационный потенциал современного музея. Тема «взаимоотношений» музея и театра (как в теоретической, так и в практической плоскости) носит ярко выраженный междисциплинарный характер и является недостаточно изученной, но весьма интересной. Театрализация призвана повышать эффективность восприятия экспозиции, вызывать активную реакцию ума и чувств посетителей, привлекать различные возрастные группы. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музей и детские театральные коллективы в данном случае выступают в качестве партнеров по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. В музейно-педагоги-ческой практике смоленских музеев особое место занимает детский Театр книги, организованный Людмилой Степановной Лисюковой. Этот детский театральный коллектив первым стал «осваивать» музейные площадки Смоленщины. Организация театрального фестиваля-конкурса «Мудрая сова» является закономерным этапом распростране-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

ния феномена музейной театрализации. Не случайно площадкой для его проведения был выбран историко-архитектурный комплекс «Теремок». Организаторы фестиваля в процессе его создания считали главными задачами продолжение традиций Тенишев-ского театра во Фленове, активное развитие творческих способностей детей и подростков, бережное отношение к историческому и культурному наследию. Ключевые слова: театрализация, музей, театр, Фленово, Талашкино, Мария Клавдиевна Тенишева, постановка.

Анализ такого феномена современной культуры, как театрально-музейный спектакль, то есть спектакль, поставленный на специфической музейной «сценической площадке» (в выставочном пространстве или музейном комплексе), невозможен без выяснения характеристик культурного контекста, в котором он происходит. Этот феномен связан с процессом, известным в музеях разных профилей с 1970-х годов под названием «театрализация в музеях». В то же время изучение этого процесса приводит к необходимости анализа особенностей построения и функционирования музейной экспозиции и театральных представлений, к сравнению двух видов деятельности — музейной и театральной, а также существующих связей между музеем и театром.

Современный музей — это не только научно-просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-культурных ценностей. Сегодня музей — это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции занимает художественная организация досуга, интеграция познавательной, развлекательной и художественной функций1.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. традиционное понимание музея как хранителя культурных ценностей претерпело значительную трансформацию. Это связано прежде всего с новыми тенденциями в области компьютерных технологий и проектирования, а также информационными возможностями музеев. Появление музеев нового типа (экомузеи, детские музеи, музеи — культурные центры и т. д.), расширение функций музеев, внедрение программ, направленных на получение разнообразного опыта (игровые занятия для дошкольников, многоуровневые музейно-педаго-гические программы, работа студий и мастерских и т. д.), позволяют говорить о до сих пор неисчерпанном коммуникационном потенциале современного музея2.

В современном обществе с его быстрой сменой приоритетов музеи вынуждены вступать в конкуренцию с разнообразными досуговыми учреждениями, поэтому весьма актуальной является задача привлечения современного зрителя в залы музея и превращения его пребывания там в яркое и запоминающееся событие3. Ключевым положением в рамках нашего исследования становится утверждение Е. А. Розенблюма, что музей и музейная экспозиция есть «не иллюстрация к учебнику, а инструмент формирования и совершенствования личности»4.

Чтобы привлечь внимание аудитории, российские музеи все чаще прибегают к представлениям. Театрализация призвана повышать эффективность восприятия

1 Нагорский, 2004.

2 Щепеткова, 2006.

3 Негорюхин, 1989.

4 Розенблюм, 1997. С. 113.

экспозиции, вызывать у посетителей умственную и эмоциональную реакцию, привлекать различные возрастные группы людей. Нужно сказать, что термин «театрализация в музее» не определен ни в одном словаре музейных терминов, отсутствует в музейной энциклопедии, но при этом довольно широко употребляется в литературе.

Наиболее подробно и глубоко проблемы театрализации разработаны в трудах заведующей экспозиционно-выставочным отделом Всероссийского музея А. С. Пушкина, кандидата культурологии И. А. Щепетковой5. В своих работах она выделяет три основных направления театрализации музея. Во-первых, это «драматургический» подход к современной выставке, который проявляется в установке художников на представление целостного художественного образа выставки, а не только на научно обоснованный показ экспонатов. Во-вторых, введение элементов и знаков из других «культурных языков» в экспозиционную структуру музея. Автор анализирует этот процесс и характеризует его как «второй тип театрализации музея». Это музыкальное, шумовое, игровое, обучающее сопровождение основной экспозиционной линии — популярная в настоящее время интерактивность музея. Третьим типом театрализации музея И. А. Щепеткова считает театрализованные постановки, спектакли, концерты и вечера, непосредственно связанные с музейными предметами. В монографии «Музей: метаморфозы театральности» автор представляет театрализацию как прием музейной выставки, прослеживает эволюцию выставки музея как культурного феномена, предлагает собственную типологию театрализации музея и исследует феномен театрализации как представление, поставленное в пространстве музея.

Н. В. Нагорский6 отмечает педагогические и рекреационные технологии в современной индустрии музейного досуга.

Смоленский опыт постановки собственных театральных спектаклей в музее и применение специфического языка театра при создании музейных экспозиций рассматриваются в работах Л. С. Лисюковой7, О. Джеско8. Этот опыт открывает нам творческий потенциал М. К. Тенишевой. Мы обратились к этой теме, так как область взаимоотношений музея и театра (как в теоретической, так и в практической плоскости) носит ярко выраженный междисциплинарный характер и является недостаточно изученной, но весьма интересной.

Традиция театрализованных представлений в имениях была заложена в XVIII в. На Смоленщине были популярны театры в усадьбах. Наиболее известные театральные представления связаны с Новоспасским (имение Глинок), Хмели-той (имение Грибоедовых) и, конечно же, с театром М. К. Тенишевой в Талашкино и сельскохозяйственной школой во Фленове. Неудивительно, что именно в истори-ко-архитектурном комплексе «Теремок», который расположен на хуторе Фленово, в бывшей сельскохозяйственной школе сегодня проходит большое количество театрализованных представлений. Здесь в конце XIX в. был создан центр искусства и просвещения. Создательница этого центра — меценат и коллекционер, актриса, певица — княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.

5 Щепеткова, 2005а; Щепеткова, 2006; Щепеткова, 2005б.

6 Нагорский, 2004.

7 Лисюкова, 2016.

8 Джеско, 2004.

Позволим напомнить некоторые факты из ее биографии. Родилась Тенишева в Петербурге 20 мая 1858 г. в дворянской семье. В 1881 г. уехала в Париж, где получила музыкальное образование и стала профессиональной певицей. Там же училась живописи, увлеклась коллекционированием предметов искусства и народного быта.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию. Большую часть времени она проводила в имении А. Н. Николаева (дяди первого мужа) под Смоленском, там она встретила свою лучшую подругу детства — Екатерину Константиновну Святополк-Четвертинскую (урожденную Шупинскую) по прозвищу «Киту». В этот же период в Петербурге она познакомилась с крупнейшим российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей, одним из зачинателей электромеханического производства в нашей стране — князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым9.

В 1892 г. они обвенчались. Вячеслав Николаевич дал жене духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и мецената. Получив средства на осуществление задуманных проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где ее муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске. В те же годы состоялось ее знакомство с Ильей Ефимовичем Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования10.

Делом всей жизни Марии Клавдиевны Тенишевой стало Талашкино, которое супруги приобрели у Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской в 1893 г., оставив имение под ее управлением. В Талашкине М. К. Тенишева с подругой реализовали общую мечту, в основе которой лежали просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как «жизнетворческой силы».

На рубеже XIX-XX вв. Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России, аналогичный подмосковному Абрамцеву, — место встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». Неорусский стиль в искусстве — «родом» из Талашкино. Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, С. В. Малютин, М. В. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, Н. К. Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели11.

Мария Клавдиевна сама была замечательным художником-эмальером. Среди ее работ были и крупные: напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, бронзовое блюдо с изображением стилизованной совы, пластина с изображением совы, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем и многие другие12. Свои работы М. К. Тенишева выставля-

9 Тенишева, 1991.

10 Новиков, 2013.

11 Тенишева, 1991. С. 151.

12 Джеско, 2004.

ла в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906-1908), Союзе декоративных искусств. В 1914 г. она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен ее учениками в Праге в 1930 г. Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий. Истинной страстью Марии Клавдиевны Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела на публику неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске. В 1911 г. Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина»13.

В Талашкине Мария Клавдиевна реализовала свою мечту о создании театра. Сразу после окончания строительства здания в нем были поставлены пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Пушкина. Эскизы для спектаклей писали художники, бывшие в Талашкине. Главным художником выступал Сергей Васильевич Малютин. В 1901 г. специально для театра переоборудовали флигель, оформление которого выполняли С. В. Малютин и М. К. Тенишева14.

Театр в Талашкине имел и свои отличительные особенности: с одной стороны, он сохранял традиции любительского усадебного театра, с другой — преследовал и просвещенческие цели. Так, М. К. Тенишева вспоминала: «Я заметила, что ребята очень увлекаются игрой на сцене. Первое представление состоялось на Рождество. Все праздники прошли в репетициях и приготовлениях, и, таким образом, школьникам не удалось пойти в отпуск на все праздники. Актерами у нас были ученики, ученицы, учителя и мои домашние. Между учениками обнаружились очень способные исполнители. Режиссером была я сама. Мы вместе читали роли, я объясняла характер изображаемого лица, требования сценических условностей, учила плавной, ясной читке, умению бойко подавать реплики. Все это будило мышление учеников, развивало их, делало игру сознательнее»15.

Сама М. К. Тенишева выступала не только как режиссер постановок, но и как автор двух пьес: «Трефовый король на сердце» и водевиль «Заблуждение» — пьеса с героем-учителем. Летом 1904 г. на сцене талашкинского театра была поставлена опера «О мертвой царевне и семи богатырях». Либретто написала сама Тенише-ва на сюжет сказки А. С. Пушкина, музыку — Н. П. Фомин, декорации выполнили А. П. Зиновьев и В. В. Бекетов. Актерами стали ученики и педагоги: всего участвовали шестьдесят человек. Постановка вышла профессиональной во всех отношениях. Фомин использовал русские народные песни, Бер прекрасно их разучил с хором; великолепно звучал оркестр балалаечников; костюмы и декорации писались по мотивам тех памятников старины, которые хранились в талашкинском музее. Конечной целью постановки был сбор средств в пользу вдов и сирот воинов, погибших в Русско-японскую войну.

13 Новиков, 2013.

14 Журавлева, 1992. С. 143.

15 Тенишева, 1991. С. 151.

Гордостью Тенишевой был оркестр под руководством В. В. Андреева, В. А. Ли-дина, В. Т. Насонова16.

Усадебный театр быстро приобрел популярность. Здание было рассчитано на двести мест, было хорошо оборудовано, имело обширную сцену. Даже по скудно сохранившимся документам можно сделать вывод, что деятельность любительского театра в Талашкине является одной из ярких страниц художественной деятельности М. К. Тенишевой.

Современная Смоленщина продолжает развивать заложенные М. К. Тенише-вой и ее сподвижниками традиции. Одними из основоположников театрализации в музеях Смоленщины являются Людмила Степановна Лисюкова и Николай Сергеевич Коншин. Они внесли огромный вклад в театрализацию музеев не только в Смоленской области, но и по всей России.

Первый опыт показа их театрализованных представлений начался в Доме-музее Достоевского городка Старая Русса. Это был первый показ моноспектакля «Никто другой не дал бы мне столько счастья», состоявшийся в мае 1981 г. Спектакль основывался на письмах Анны Григорьевны Достоевской, в роли которой предстала Людмила Степановна Лисюкова. После этого он был показан в музеях Ф. М. Достоевского в разных городах и странах17. Но именно в смоленском Музее скульптуры Сергея Тимофеевича Коненкова чаще всего происходит слияние двух искусств: изобразительного и театрального. Происходит это не случайно, ведь там находится бюст Федора Михайловича Достоевского. Он признан лучшим в мире скульптурным портретом писателя.

Нам посчастливилось вживую увидеть моноспектакль «Никто другой не дал бы мне столько счастья» 10 ноября 2016 г., который был посвящен 195-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского. Одновременно он стал вечером памяти Заслуженного артиста России, режиссера этого спектакля, педагога, замечательного человека, которого знали и любили смоляне, — Николая Сергеевича Коншина. Кстати, следует отметить, что в стенах этого музея неоднократно был представлен моноспектакль «Портрет» по первой части одноименной повести Н. В. Гоголя, в котором актер воплотил образ Художника.

Людмила Степановна Лисюкова также является руководителем Театра книги Смоленской областной библиотеки для детей и молодежи им. И. С. Соколова-Ми-китова. Она не просто учит своих воспитанников театральному мастерству, художественному слову, а старается развивать их всесторонне. В этом театре играют дети от четырех лет, они участвуют в различных спектаклях в музеях города Смоленска и России. Так, например, 8 октября 2017 г. маленькие артисты Театра книги вместе со своим наставником Людмилой Степановной посетили Музей А. Т. Твардовского на хуторе Загорье. Юные актеры читали стихи в доме Твардовских: поэтические строки и самого Александра Трифоновича, и других смоленских поэтов, и, конечно, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Юными актерами в музее-усадьбе была сыграна «Лесная сказка» про доброго Мухоморчика18.

16 Журавлева, 1992.C. 143.

17 Лисюкова, 2016.

18 Смоленский государственный музей-заповедник: сайт историко-архитектурного комплекса «Теремок». URL: http://www.smolensk-museum.ru/catalog/teremok (дата обращения: 20.03.2018).

Приятно вспомнить, что восемь лет назад на хуторе Загорье проходили съемки документально-игрового фильма «Три жизни поэта» (реж. Ю. М. Кузавков, ВГТРК «Культура», студия «Центр национального фильма»), где роль Саши Твардовского сыграл юный актер Театра книги третьеклассник Алеша Зайченков.

Артисты Театра книги совершили еще одно удивительное путешествие: 26 ноября 2017 г. в село Новоспасское Ельнинского района. Они представили большую творческую программу, которая включала сказку «Мухоморчик» и литературную композицию «Ах, сказки Пушкина!». Завершилось выступление детей любимыми стихами юных исполнителей, посвященными своим мамам.

В том же году, 23 апреля, прошел первый театральный Фестиваль-конкурс «Мудрая сова». Площадкой для его проведения был выбран историко-архитектур-ный комплекс «Теремок». Организаторы фестиваля главными его задачами определили продолжение традиций Тенишевского театра во Фленове, активное развитие творческих способностей детей и подростков, бережное отношение к историческому и культурному наследию. И действительно, конкурс привлек большое количество выступающих, свои творческие работы представили более сорока участников и творческих коллективов Смоленщины. Первый Фестиваль-конкурс театрального искусства «Мудрая сова» прошел очно, в один тур, по номинациям: «Художественное чтение», «Драматические театры», «Кукольные театры». Он помог выявить и представить наиболее талантливые, яркие коллективы Смоленщины в жанре театрального искусства. У этого фестиваля есть все шансы стать традиционным19.

Важно понимать, что театрализация, как, впрочем, и все другие средства выразительности, правомерна только тогда, когда не подменяет экспозицию, а оттеняет ее, делая более привлекательной для не отягощенных научными знаниями посетителей, то есть когда театральный подход не выходит за рамки вспомогательного средства. При соблюдении этого условия театральные средства и приемы — идеальные коммуникационные средства для музея любого профиля. Во-первых, они всегда привлекают внимание, доступны всеобщему восприятию, и их коммуникационные возможности проверены различными общественными институтами и не одним поколением зрителей. Во-вторых, способны решить проблему внутреннего темпоритма экспозиции, так как целенаправленно создаются для внешнего, а не внутреннего действия. В-третьих, они априори не претендуют на доминирующее положение, изначально являясь лишь средством, а не самоцелью. Как и в театре, когда присутствуют все элементы оформления, они должны не демонстрировать себя, а способствовать максимальному раскрытию исполнительского искусства. В-четвертых, они не являются константой, а значит, мобильны и дают возможность для бесконечных экспозиционных интерпретаций. Музейным работникам остается только найти их верную дозировку.

В Смоленской области приемы театрализации в музеях применяются более 20 лет. Театрализация вдыхает в музеи новую жизнь, делая их интересными и увлекательными для посетителей.

Сегодня все чаще сотрудники музеев говорят о театрализации музея. При этом они имеют в виду более зрелищную и более выстроенную, «драматургическую» подачу материалов, смелую и неожиданную интерпретацию музейного предмета

19 Тенишева, 1991. С. 151.

в «тексте» экспозиции, использование приема моделирования и принципа интерактивности, привнесение в экспозицию специфических знаков, характерных для языков других искусств, а также расширяющуюся из года в год программу мероприятий, которую по инерции называют «внемузейной».

Литература

Валери П. 1993. Проблема музеев. Об искусстве. М.: Искусство. Джеско О. 2004. Мир эмалей княгини Марии Тенишевой. М.: [б. и.].

Журавлева Л. С. 1992. Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Смоленск: Смоленский государственный педагогический институт им. К. Маркса. Лисюкова Л. С. 2016. Послесловие к спектаклю. Смоленское отделение Союза театральных деятелей

России (ВТО). Смоленск: [б. и.]. Нагорский Н. В. 2004. Музей и досуг. Педагогiчнi та рекреацтш технолога в сучаснш тдустри

дозвшля. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/nagorsky.htm (дата обращения: 20.03.2018). Негорюхин Б. Н. 1989. Содружество музея и театра. Музеум 4 (162): 75-80. Новиков В. И. 2013. Тенишев и Тенишева. Москва: [б. и.].

Розенблюм Е. А. 1997. Время и пространство в музейной экспозиции или 30 лет спустя. На пути

к музею XXI века. M. Тенишева М. К. 1991. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство.

Щепеткова И. А. 2006. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителем: автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб. Юренева Т. Ю. 2004. Музееведение. Учебник. М.: Академический Проект.

Статья поступила в редакцию 27 марта 2018 г.; рекомендована в печать 4 июня 2018 г.

Контактная информация:

Хакимулина Ольга Николаевна — канд. ист. наук, доц.; taymirnord@mail.ru Федченкова Ольга Георгиевна — студент; fedchenkova_1998@mail.ru

Theater in museum: Continuation of the tradition of Princess M. K. Tenisheva

O. N. Khakimulina, O. G. Fedchenkova Smolensk State Institute of Arts,

Russian Federation, 214020, Smolensk, ul. Rumyantseva, 8

For citation: Khakimulina O. N., Fedchenkova O. G. 2018. Theater in museum: Continuation of the tradition of Princess M. K. Tenisheva. The Issues of Museology, 9(1), 55-63. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.105 (In Russian)

The article is devoted to the problem of implementing the idea of theatricalization of the museum space in the Smolensk region, as the revival of the traditions set by Princess Maria Klavdievna Tenisheva. The focus of the article is on the activities of Smolensk actors Lyudmila Stepanovna Lisyukova and Nikolai Sergeyevich Konshin who updated, reinterpreted and reconsidered the information in the museum and the museum itself through artistic, decorative, dramatic, theatrical, artistic means. They made a huge contribution to the theatricalization of museums not only in the Smolensk region, but also throughout Russia. The first time their theatrical performances were held in the house-museum of Dostoevsky in Staraya Russa. It was the one-man show "Nobody else would give me so much happiness." The use of museum theatricalization immeasurably expands the communicative potential of a modern museum. The subject of "interrelationships" between the museum and the theater (both in the theoreti-

cal and in the practical aspect), has an interdisciplinary character and is not well studied, although remains very interesting. Museum pedagogy is an innovative technology in the field of children education. It creates the conditions for immersion of the individual in a specially organized environment. The museum and children's theater groups in this case act as partners in solving problems related to children's upbringing and education. In the museum-pedagogical practice of Smolensk museums a special place is occupied by the children's Theater of Books, organized by Lyudmila Stepanovna Lisyukova. This children's theater group was the first to "master" the museum sites of the Smolensk region. The organization of the theater festival and competition "WISE OWNL" is a logical step in the development of museum theatricalization. Keywords: theatricalization, museum, theater, Flenovo, Talashkino, Maria Klavdievna Teni-sheva, production.

References

Valeri P. 1993. Problema muzeev. Ob iskusstve. [The problem of museums. About art]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Dzhesko O. 2004. Mir emalei kniagini Marii Tenishevoi. [The world of enamel princess Maria Tenisheva]. Moscow. (In Russian)

Zhuravleva L. S. 1992. Kniaginia Mariia Klavdievna Tenisheva. [Princess Marya Klavdievna Tenisheva].

Smolensk: Smolenskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut im. K. Marksa. (In Russian) Lisiukova L. S. 2016. Posleslovie k spektakliu. [Afterword to the play]. Smolenskoe otdelenie Soiuza teatral'nykh

deiatelei Rossii (VTO). Smolensk. (In Russian) Nagorskii N. V. 2004. Muzei I dosug. [Museum and leisure]. Pedagogichni ta rekreatsiini tekhnologii v suchasnii industrii dozvillia. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/nagorsky.htm (accessed: 20.03.2018). (In Russian)

Negoriukhin B. N. 1989. Sodruzhestvo muzeia I teatra. [Commonwealth of the Museum and Theater].

Muzeum 4 (162): 75-80. (In Russian) Novikov V. I. 2013. Tenishev I Tenisheva. [Tenishev and Tenisheva]. Moscow. (In Russian) Rozenblium E. A. 1997. Vremia i prostranstvo v muzeinoi ekspozitsii ili 30 let spustia. [Time and space

in the museum exposition or 30 years later]. Na puti k muzeiu XXI veka. Moscow. (In Russian) Tenisheva M. K. 1991. Vpechatleniia moei zhizni. [Impressions of my life]. Leningrad: Iskusstvo. (In Russian) Shchepetkova I. A. 2006. Teatralizatsiia muzeinogo prostranstva kak forma vzaimodeistviia s posetitelem [Theatricalization of the museum space as a form of interaction with the visitor]: avtoref. dis. ... kand. kul'turologii. SPb. (In Russian) Iureneva T. Iu. 2004. Muzeevedenie. Uchebnik. [Museology. Textbook]. Moscow: Akademicheskii Proekt. (In Russian)

Received: March 27, 2018 Accepted: June 4, 2018

Author's information:

Olga N. Khakimulina — PhD, Associate Professor; taymirnord@mail.ru; Olga G. Fedchenkova — student; fedchenkova_1998@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.