Научная статья на тему 'Ведомственные музеи в Республике Казахстан - проблемы, перспективы'

Ведомственные музеи в Республике Казахстан - проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
406
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ МУЗЕИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МУЗЕЕВ / МУЗЕЙНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уайсова Ш.Н.

В статье рассматриваются пути сохранения и популяризации историко-культурного наследия в му-зеях предприятий, организаций и учреждений, вносящих значительный вклад в развитие кадрового по-тенциала республики и являющихся важной составляющей формирования положительного имиджа ор-ганизации и инструментом «мягкой силы» отечественной культуры, науки и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведомственные музеи в Республике Казахстан - проблемы, перспективы»

сущности театрализации, которую расчленяют на составные элементы с их последующим переносом на пространство музейной экспозиции. «Экспозиция предстает в качестве сценической площадки, где экспонаты становятся «актерами», а каждый посетитель - «режиссером» своего неповторимого уникального «спектакля», созданного на основе личностного восприятия экспозиции» [3, с. 31]. Результаты использования приёма метафоры считаются приемлемыми музейными специалистами, и вопрос об истинной сущности театрализации они игнорируют. Но даже если «забыть» о проблеме природы театрализации и сфокусировать внимание на приведённом выше в качестве цитаты сравнении, то становится ясно, что оно не совсем корректно. В данном контексте актуальным является вопрос: кто же является зрителем, если посетителям экспозиции отводится роль режиссеров.

Исходя из теории музейной коммуникации, можно сделать вывод, что «режиссером» выставки является её куратор или музейный работник, который организует экспозиционное пространство в соответствии с определенным планом. Но в современной теории коммуникации заключен парадокс, согласно которому у музейной экспозиции есть два режиссёра: музейный служащий и посетитель. Посетитель экспозиции совмещает в себе одновременно две ипостаси: и режиссера, и зрителя. «Они (посетители - ред.) принимают отправляемые им сообщения (не только намеренные, но и скрытые, ненамеренные) по-разному (или не принимают их вовсе) в контексте различных индивидуальных и социальных кодов» [5, с. 80].

В заключении отметим, что проблема корректного понимания механизма работы театрализации в музейных программах, требует дальнейшего изучения. Помимо этого, дополнительного исследования требует вопрос о сущности функций театрализации с точки зрения теории режиссуры. Поскольку выявление и описание функций театрализации будет способствовать пониманию процесса интеграции феномена театрализации в музейную деятельность.

Список литературы

1. Троянская, С. Л. Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии общекультурной компетенции / С. Л. Троянская. - Ижевск : Ассоциация «Научная книга», 2007. - 139 с.

2. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей : учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. -Москва, 2001. - 154 с.

3. Краснова, Е. Л. Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев Республики Беларусь / Е. Л. Краснова // Вопросы музеологии. - 2012. - № 1(5).

- С. 31-34.

4. Менш, П. Коммуникация: язык экспозиции / Петер ван Менш // Вопросы музеологии. - 2014. - № 1(9).

- С. 254-272.

5. Шерер, М. Зритель в экспозиции / М. Шерер // Вопросы музеологии. - 2013. - № 1(7). - С. 79-84.

УДК 069.6(574)

Ш. Н. Уайсова музей Департамента внутренних дел, Астана, Казахстан

ВЕДОМСТВЕННЫЕ МУЗЕИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН - ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматриваются пути сохранения и популяризации историко-культурного наследия в музеях предприятий, организаций и учреждений, вносящих значительный вклад в развитие кадрового потенциала республики и являющихся важной составляющей формирования положительного имиджа организации и инструментом «мягкой силы» отечественной культуры, науки и образования.

Ключевые слова: культурное развитие, ведомственные музеи, информатизация музеев, музейные образования, техническая оснащенность.

S. N. Uaisova

Museum of the Ministry of Internal Affairs, Astana, Kazakhstan

THE DEPARTMENTAL MUSEUMS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN - THE PROBLEMS, THE PROSPECTS

The article examines the ways of preserving and popularizing the historical and cultural heritage in museums of enterprises, organizations and institutions that make a significant contribution to the development of the

republic's personnel potential and are an important component of the formation of a positive image of the organization and an instrument of «soft power» of national culture, science, and education.

Keywords: cultural development, departmental museums, informatization of museums, museum education, technical equipment.

В этом году мы празднуем юбилейную дату - 25-летие нашей Независимости. За четверть века жизнь общества значительно изменилась, как и отношение к историко-культурным ценностям. Новое поколение граждан Казахстана испытывают естественный интерес к истории и культуре своего народа. Музейные учреждения республики призваны удовлетворить эту общественную потребность на должном профессиональном уровне. К сожалению, определенный процент музейных экспозиций устарел, и не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Отсутствует техническая оснащенность, а это, учитывая потребности сегодняшнего обывателя, порождает проблемы при подаче материала. К тому же, большинство музейных выставок односторонне отображают исторические процессы, замалчивают многие проблемы, противоречия и трудности, имевшие место в прошлом, не освещают деятельность ряда крупных исторических личностей.

Следует отметить, что особое место в культурном развитии занимают ведомственные музеи. Ведомственные музеи - это музеи различного профиля, которые подчиняются министерствам и ведомствам, отвечающие задачам представления и содействия развитию какого-либо отраслевого ведомства: образования, путей сообщения, здравоохранения, силовых ведомств (обороны, внутренних дел и

т. д.) [1].

На сегодняшний день в Казахстане их численность не достигает и десяти [2]. Многие из них хранят в своих стенах замечательные собрания, выступают инициаторами значительных научных и культурных мероприятий. Работа музеев, которые рассматривают и выставляют историю учреждения, заключается и в том, что они принимают активное участие в культурной жизни города. К сотрудничеству привлекаются специалисты различных областей, как то историки, этнографы, краеведы, педагоги, представители СМИ и др. Повышается уровень профессионализма как сотрудников, так и специалистов, способствующих развитию и функционированию данных музеев. Ведомственные музеи вносят вклад в воспитание подрастающего поколения, возникает интерес к определенной профессии. Воспитание гармонично развитой личности, эстетического восприятия, удовлетворение потребностей духовной жизни могут происходить и в стенах подобных музеев.

Современные реалии таковы, что на сегодняшний день процесс создания ведомственных музеев проходит ряд затруднений, организация находится в начальной стадии, поэтому очень важен опыт, который накоплен музеями всех категорий. Музейные образования, выполняя задачи типичные для любого музея, становятся одновременно частью ведомственной структуры, что позволяет внести свою лепту в развитие культурной жизни общества. На протяжении многих лет корпоративные и ведомственные музеи незаслуженно находились в положении полузабытого непрофильного актива, который можно в любой момент закрыть. Однако в последние годы как общество, так и профессиональное сообщество начали осознавать ту роль, которую играют корпоративные и ведомственные музеи в нашей жизни и в деле сохранения культурного и природного наследия.

Походы в ведомственные музеи имеют свои особенности. Иногда это маленькие помещения и чтобы попасть к экспонатам, нужно пройти проверку местной службы безопасности. Чаще всего договариваться об экскурсии нужно заранее, и она может быть только групповая - любителя ходить по музеям в одиночку тут не ждут, следует отметить, что экскурсии в ведомственных музеях бесплатные. Здесь всегда хранятся только подлинники документов, предметов, практически отсутствуют копии.

Процесс возникновения и становления ведомственных музеев своеобразен, состоит из нескольких ступеней. Первая, музей создается по общественной инициативе ветеранов, сотрудников, руководителей ведомства и др., на общественных началах. Вторая, юридически неопределенной является в большинстве случаев статус музея. В ряде случаев музей отсутствует в своем прямом качестве в структуре ведомства. Третья, ориентация функций такого музея преимущественно на интересы сохранения корпоративного исторического опыта и традиций ведомства.

Традиция создавать ведомственные музеи в ведомствах, предприятиях и учреждениях получила своеобразный размах при советском государстве. Вначале роль такого музея в местной культурной жизни проявлялась в привлечении большого количества людей, прежде всего, работников ведомства к деятельности музея не только в качестве посетителей, но и в качестве активных участников самой музейной деятельности. Ведомственные общественные музеи занимались пропагандой боевых, трудовых, революционных традиций советского народа. Сотрудниками музея являлись ветераны ведомства, не имеющие специальной музейной подготовки. Ведомственные общественные музеи приобретали с получением паспорта музея определенную поддержку от областных органов культуры (право

на методическую консультацию и практическую помощь сотрудников государственных историко-краеведческих музеев, например, в составлении тематико-экспозиционных планов).

В таких музеях история рассматривалась только через достижения и успехи в производстве, в социалистическом соревновании, в социальной сфере, самодеятельном творчестве. Но даже при таком однообразии эти музеи играли важную социальную роль обеспечения преемственности поколений, поскольку они были максимально приближены к своим коллективам. Работа ведомственного общественного музея не замыкалась на истории самого учреждения, ведомства, хотя отражение его истории являлось главной задачей ведомственных общественных музеев.

В годы развала Советского союза, а также последующие годы, когда очаги культуры, такие как библиотеки, клубы, театры оказались практически беззащитными, имели место плановые закрытия вышеназванных учреждений. В исключительно сложном положении оказались корпоративные музеи, не имевшие статуса самостоятельного юридического лица, а таковыми являлись практически все профильные ведомственные музеи. В новом, приватизированном предприятии финансирование музеев не представлялось возможным, что в свою очередь повлекло их ликвидацию. По определенным причинам коллекционный фонд не сохранился. Своего решения ждут проблемы и технического характера, с начала 90-х годов ХХ века основной акцент переносится на применение средств и методов мультимедиа и использование глобальных средств связи. Информатизация музеев способствует как развитию и популяризации музейного дела, так и углублению его научно-исследовательской деятельности с использованием новейших технологий. Однако существует ряд проблем внедрения новых информационных технологий, и в первую очередь это вопрос финансирования.

Современные ведомственные общественные музеи выступают и как новые формы связи с общественностью, что мы наблюдаем на примере музейных образований МВД, ДВД. Обеспечена презентационная функция, что дает основание утверждать, что ведомственные музеи все же имеют перспективную линию развития. Курирует работу данных музеев Министерство внутренних дел Республики Казахстан.

В целом, музеи РК, как ведомственные, так и республиканского, мирового значения, нуждаются в первую очередь как в финансовой так и технической поддержке. Не лишним будет и поддержка меценатов. Требуется современные методы в управлении, необходимы регулярные тренинги, семинары, конференции по музейному делу. Не секрет, что ведомственные музеи и сотрудники данных музеев не всегда имеют возможность принимать участие в разного рода проектах, исследованиях, а также получении грантов. При реформировании музейной отрасли нашей республики хотелось бы обратить внимание на проблемы ведомственных и корпоративных музеев.

Обобщая информацию о ведомственных общественных музеях, можно утверждать, что потребность в возникновении таких музеев гораздо глубже, чем идеологическая (политическая) конъюнктура. Это связано с формированием качественных изменений человека как работника, его поведенческих мотиваций, социально-психологических факторов, а также с интересами корпоративной культуры ведомства.

Список источников

1. Ведомственные музеи [Электронный ресурс] / Российская музейная энциклопедия. - Электрон. дан. -Москва, 2002. - Режим доступа : http://www.museum.ru/rme/sci_ved.asp (дата обращения: 04.02.2017 г.).

2. Список музеев Казахстана [Электронный ресурс] / История Казахстана = National Digital History of Kazakhstan : портал. - Электрон. дан. - Астана, 2016. - Режим доступа: http://e-history.kz/ru/contents/view/674 (дата обращения: 15.02.2017 г.).

УДК 069.02:7.071(=1.571.15-81)

А. А. Чернова, О. В. Одинцова Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

МУЗЕЙНОЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТРУДОВ ЭТНОГРАФА А. В. АНОХИНА, КАК ОСНОВА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ АЛТАЯ

В статье рассматривается наследие этнографа А. В. Анохина как ценный источник для изучения музыкальной культуры народов Алтая. Труды ученого находятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Томском областном краеведческом музее им. М. Б. Шатилова, Национальном музее Республики Алтай им. А. В. Анохина, Государственном музее литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул). Основной акцент делается на документировании музыкальной культуры народов Алтая в музейных собраниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.