Научная статья на тему 'Разновозрастный подход к организации посещения музеев: организационно-педагогический аспект'

Разновозрастный подход к организации посещения музеев: организационно-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2601
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музейный посетитель / возраст / музей / музейные программы / museum visitor / age / museum / museum programs.Введение

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уткина Е. А., Сидельникова К. К.

Данная статья посвящена проблемам, связанных с музейной педагогикой. В статье даётся обзор на индивидуальные программы в российских музеях, которые ориенти-рованы на различные категории музейных посетителей: детей, взрослых, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются особенности психологии и фи-зиологии людей, которые посещают музей. Даётся характеристика различных занятий, таких как: экскурсия, квесты, лекции, научные лаборатории, кружки изобразительного творчества и другие виды образовательных программ, в которых затрагивается история местного края, страны в целом, а также темы искусства, творчества и науки. Также характеризуются условия для посещения музея людьми с ограниченными условиями в столичных музеях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-AGE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF VISITING THE MUSEUMS: ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

This article is devoted to problems related to museum pedagogy. The article provides an overview of individual programs in Russian museums, which are focused on various cat-egories of museum visitors: children, adults, pensioners and people with disabilities. The features of psychology and physiology of people who visit the museum are considered. Characteristics of various activities are given, such as: excursion, quests, lectures, scientific laboratories, fine arts circles and other types of educational programs, which cover the history of the local region, the country as a whole, as well as topics of art, creativity and science. The conditions for visiting the museum by peo-ple with limited conditions in the capital museums of Russia are also characterized.

Текст научной работы на тему «Разновозрастный подход к организации посещения музеев: организационно-педагогический аспект»

УДК 378

РАЗНОВОЗРАСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Уткина Е.А., Сидельникова К.К.

sidelшkova.katerina1997@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация: Данная статья посвящена проблемам, связанных с музейной педагогикой. В статье даётся обзор на индивидуальные программы в российских музеях, которые ориентированы на различные категории музейных посетителей: детей, взрослых, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются особенности психологии и физиологии людей, которые посещают музей. Даётся характеристика различных занятий, таких как: экскурсия, квесты, лекции, научные лаборатории, кружки изобразительного творчества и другие виды образовательных программ, в которых затрагивается история местного края, страны в целом, а также темы искусства, творчества и науки. Также характеризуются условия для посещения музея людьми с ограниченными условиями в столичных музеях России.

Ключевые слова: музейный посетитель, возраст, музей, музейные программы.

MULTI-AGE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF VISITING THE MUSEUMS: ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

Е. Utkina, K. Sidelnikova

sidelnikova.katerinal 997@mail.ru

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia

Annotation: This article is devoted to problems related to museum pedagogy. The article provides an overview of individual programs in Russian museums, which are focused on various categories of museum visitors: children, adults, pensioners and people with disabilities. The features of psychology and physiology of people who visit the museum are considered. Characteristics of various activities are given, such as: excursion, quests, lectures, scientific laboratories, fine arts circles and other types of educational programs, which cover the history of the local region, the country as a whole, as well as topics of art, creativity and science. The conditions for visiting the museum by people with limited conditions in the capital museums of Russia are also characterized.

Keywords: museum visitor, age, museum, museum programs.Введение

На сегодняшний день музейная деятельность - это она из систем, которая функционирует как механизм взаимодействия различных сфер, но тем не менее она не является столь прибыльной как туристическая деятельность. С изменением времени менялись приоритетные функции музея. На данный момент возрастает популярность музея, как места, в котором можно провести досуг. Досуговая функция, являясь производной от просветительской, связана с желанием познания. Однако, музей посещают люди разных возрастов, для которых придумывают различные программы, интерактивы, мастер-

классы. И не всегда молодому человеку будет интересно то, что вызовет восхищение у ребёнка. Решение вопросов, связанных с возрастной педагогикой музейной деятельности, может поспособствовать развитию музейной коммуникации на долгие годы вперед. Каким же образом музейные сотрудники не дают заскучать в музее одновременно и пожилым людям, и детям? В данной области знаний пока что мало работ, в которых анализируются вопросы, связанные именно с досуговой частью музейного функционирования. В связи с этим, в настоящей статье мы поставили цель - рассмотреть программы различных музеев, которые предлагают не только стандартизированные, но и индивидуальные программы для всех возрастов.

Обзор литературы

Уже более века вопросами музейной коммуникации занимались за рубежом. Российская теория начала складываться в конце Х1Х-ХХ веков и выражалась она в трудах основателей педагогических, школьных и детских музеев (Н.Д. Бартрам, А.У. Зеленков и др.). Просветительской деятельностью музеев в начале XX века занимались такие педагоги как А. Бакушинский, Ф. Шмидт и др.

Методы

В ходе представленного научного исследования были использованы следующие методы исследования: наблюдение, изучение СМИ, литературы. Теоретическую базу составили теоретические положения и опубликованные результаты современной зарубежной и отечественной науки.

В научном мире современные сотрудники, проведя исследование, выделяют четыре типа возрастов музейного посетителя:

1. возраст - дети;

2. возраст - взрослые;

3. возраст - пожилые;

4. возраст - люди с ограниченными возможностями здоровья; которые в свою очередь могут делиться на свои подтипы.

Каждый тип имеет свои особенности психологии и физиологии. Дошкольники, дети от 3 до 6 лет, как правило, являются самыми маленькими посетителями музеев. У них высокая зрительная активность. Они любят рассматривать визуальные объекты, замечают многие их характерные признаки и задают множество вопросов о предметах. Ведущий вид деятельности для дошкольников в музее - игра. В игре они воспроизводят различные ситуации, приобретая жизненный опыт на доступном им уровне [1].

Однако, дети такого возраста, да и вообще дети, не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном. Поэтому музейные сотрудники стараются разнообразить посещение музея различными играми или мастер-классами. Например, в журнале «Мир музея» в статье «Большой секрет для маленьких» автор Людмила Рязанцева рассказывает читателям, как организовывает досуг маленьких посетителей Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный

музей-заповедник. «На интерактивных внемузейных мероприятиях во время рассказа с элементами театрализации демонстрируются яркие муляжи растений и увеличенных макетов насекомых, чучел животных и цветных изображений различных видов флоры и фауны» [2]. Также в этом музее заповеднике существуют и другие программы для детей дошкольного и школьного возраста. Например, «Рыбка золотая и серебряная» - эта программа позволяет познакомиться дошкольникам с ихтиофауной Волго-Каспийского бассейна, а проводит урок Русалочка, что помогает музейщику завоевать больший интерес малышей. Или «Пенёк-теремок» знакомит детей с насекомыми, которые живут в древесине. Муляжи насекомых, которые участвуют в театрализованном представлении, помогают лучше узнать мир насекомых детям.

Музейные программы помогают раскрыть одну из важнейших тем школьного образования, которая поднимается и на уроках истории и на классных часах - это Великая Отечественная Война. И именно на реальных предметах этого времени можно ощутить дух того времени. Сургутский краеведческий музей проводит традиционные классные часы для школьников 5 классов под названием «Классный час. Второе сентября 1943 года». Основной этап мероприятия проходит в выставочном пространстве - инсталляции школьного класса, где ученикам предлагается полностью сменить привычную обстановку. Занятие выстроено такие образом, что за 45 минут урока школьники проживают один день своих сверстников из военного 1943 года. Согласно журналу «Мир Музея» данная программа позволяет формировать патриотическое сознание детей и подростков, а также распространять знания о защитниках Отечества. Также в музее проводятся занятия: «Цена одной телеграммы», которая знакомит с этапами жизни Героя Советского Союза Тулебая Ажимова, «Занятие «Оружие Великой Победы», содержащее информацию о лучших образцах советского вооружения, созданных в годы Великой Отечественной войны, освещает историю разработки и боевого применения такого оружия, как танк Т-34, самолёт-штурмовик ИЛ-2, бомбардировщик Ту-2 и легендарная «Катюша».

Для детей возраста с 5 до 10 класса Политехническим музеем города Москвы было создано 2 вида занятости и в зависимости от класса ученикам предоставляется тот или иной вид кружка, где они постепенно погружаются в мир физики, химии, биологии, радиотехники, а также математики. Более 100 уроков по школьной программе помогут детям гораздо лучше понять, запомнить и полюбить тот или иной раздел естественных и точных наук. Обучение в игровой форме и обучение через практику, обучение с удовольствием - вот главный принцип данной лаборатории. Дети могут принимать участие в экспериментах и просто наблюдать за приборами. Данный проект будет интересен не только мальчикам, но и девочкам. Не только школьникам, но и студентам.

Для более старшего возраста предусмотрены иные виды работы с посетителем. В музейной работе со студентами главенствующими формами образования традиционно считаются экскурсионные и лекционные занятия. Од-

ной из интересных и продуктивных форм работы является подготовка и проведение тематических экскурсий в музеях самими студентами. Музеи организуют для молодежи дискуссионные клубы и диспуты, музейные беседы и семинары. Наиболее активно работают со студентами Ульяновский музей истории, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Ярославский художественный музей, Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва).

Также изобразительные кружки в музеях будут интересны всем детям, вне зависимости от их возраста. В Клубе любителей искусства школьники 5-7 классов существенно расширяют и углубляют знания полученные на уроках истории, как следует изучая при этом соответствующие залы ГМИИ. Старшеклассники могут попробовать себя на искусствоведческом поприще. Клуб юных искусствоведов для учащихся 8-11 классов дает возможность изучать шедевры любимых мастеров среди колон Пушкинского и посещать интереснейшие московские выставки, мастерские художников, даже совершать экскурсионные поездки в европейские и древнерусские города. А для тех, кто в школу еще только собирается, есть Изостудия (5-6 лет), где малыши вдохновляются увиденным в музее, а потом рисуют сами, и Семейные группы (5-7 лет), где вместе с малышами приобщаются к искусству позволено и родителям. К сожалению, попасть сюда не так-то просто: желающих много, а прием проводится лишь раз в году, в сентябре месяце.

Для взрослого посетителя чаще предусмотрена обычная экскурсия, которую проводит экскурсовод. Да и сами взрослые зачастую предпочитают такое времяпрепровождение в музее или же просто свободный самостоятельный осмотр. А для того немного процента музейный работник может предложить различные виды, например, квестов, которые в последнее время набирают все большую популярность среди людей. Также Музей Востока может предложить взрослой аудитории изостудию «Живопись для души», куда принимают желающих учиться с любым уровнем подготовки.

Также, взрослый посетитель принимает активное участие в различных программах, которые создаются в музее для взаимодействия родителей с детьми. Например, программы «Музей и семья» или «В музей всей семьей», которые начали появляться в российских музеях в 90-е годы двадцатого столетия, включают разные виды и формы работ с семейным посетителем. Кроме задачи «обучить» музей выполняет здесь задачу объединить детей и родителей на занятиях в залах музея для совместного проведения досуга и общения. Перспективным является создание для семейных посетителей специальных путеводителей, которые содержат краткий рассказ об экспозиции, помогающий родителям при посещении музея быть «гидами» для своих детей. Путеводители обычно содержат задания для детей, которые они выполняют вместе с родителями в музее.

Пенсионеров зачастую называют «забытыми» посетителями. Однако, в музеях по всей стране можно увидеть мероприятия, которые могут быть ин-

тересны для людей старшего возраста. Приобщение пожилых посетителей к музею может происходить через организацию студий народного мастерства, где народные умельцы в возрасте поделятся секретами вышивки, плетения, резьбы по дереву, ковке, лепке. Музейные лектории выходного дня также могут быть интересны для пенсионеров.

В качестве примера работы с пожилыми посетителями музея обычно называют Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян в селе Ко-птелово Алапаевского района Свердловской области. Здесь разработана программа «Музей - место общения». В ее рамках проводятся тематические вечера «Коптеловские посиделки»: «Золотые свадьбы», «Война через судьбы ветеранов», «Наши земляки», «Встреча вдов войн» и другие. В музее организуются выставки членов клуба садоводов-любителей, выставки под девизом «Творчество без границ». Коптеловский музей в работе с пенсионерами исходит не из своих коллекций, а от потребностей этой категории посетителей. Наилучший эффект дают совместные встречи ветеранов и детей. Музей нужен людям пожилого возраста как средство общения, место, где можно рассказать о себе, осознать себя как частицу истории, место самореализации, поскольку для них актуальна потребность «посильного вклада» в развитие общества [2].

Пожилой посетитель тоже быстро устает и воспринимает информацию уже не так, как человек в расцвете своих лет. Но они так же хотят посещать музеи и быть в «гуще событий». Просто нужно найти к ним подход. Разработать специальные программы, которые будут интересны людям третьего возраста. Многие из них любят делиться своим опытом с молодым подрастающим поколением. Музейный проект вечеров подобного формата, как различные «мастер-классы» или истории из жизни пожилых людей могут стать популярными среди разновозрастной аудитории.

Последняя среда каждого месяца - день льготного посещения музея для лиц пенсионного возраста в музее янтаря города Калининград. В этот день сотрудники музея проводят различные интерактивные программы - мастер-классы, викторины, тематические экскурсии, интеллектуальные игры. Программа неизменно находит активный отклик у посетителей музея старшего возраста. Люди, ранее принимавшие активное участие в различных сферах общественной деятельности, с возрастом начинают чувствовать себя исключенными из социальной жизни. И тематические интерактивные и творческие программы - универсальный вид досуга, который способствует самовыражению, уменьшению социальной изоляции, дает возможность активного общения и получения новых знаний и навыков.

Интерактивные исследовательские маршруты по экспозициям музея и игровые формы вовлекают участников в познавательный процесс и совместное обсуждение решения возникающих задач, что, в свою очередь, способствует тренировке памяти, интеллектуальной активности и, конечно же, дружескому общению. На мастер-классах и творческих занятиях при изготовле-

нии несложных сувениров посетители приобретают новые навыки и умения, которые, надеемся, позволят им разнообразить вечернее времяпровождение, обрести новое хобби или просто создавать на радость родным и близким замечательные подарки.

Однако, четвертый возраст - люди с ограниченными возможностями в свою очередь нужно разделить на несколько подгрупп, т.к. в работе с данными людьми необходим особенный подход и внимание. Наибольшее внимание таким людям уделяется в Санкт-Петербурге. На сайте городского туристского бюро можно увидеть целый ряд программ, представляющихся людям с ограниченными возможностями. В государственном музее-заповеднике Гатчина программа «Ощущение дворца» — это возможность для незрячих и слабовидящих детей старше 6 лет интересно и с пользой провести досуг: познакомиться с Гатчинским дворцом и его коллекциями, приобщиться к культурным ценностям разных эпох в контексте музейного пространства. Программа представляет собой занятие-экскурсию, в которую входит посещение Вестибюля, Парадной лестницы и четырех парадных залов дворца: Аванзала, Мраморной столовой, Тронной Императора Павла I, Белого зала. Слушая рассказ экскурсовода, изучая буклеты с рельефно-графическими изображениями и небольшими комментариями по Брайлю, прикасаясь к деталям интерьера и специально изготовленным копиям основных экспонатов, ребята смогут узнать об истории, архитектуре, убранстве дворца и его владельцах.

В московском Музее-панораме «Бородинская битва», музее «Кутузовская изба» и «Музей Героев Советского Союза и России» при входе установлены пандусы и опорные поручни на лестницах. Во входной зоне музеев можно получить напрокат (бесплатно) кресло-каталку. Для доступа в экспозиционные залы Музея-панорамы установлены два вертикальных подъёмника. Для доступа в экспозиционный зал «Музея Героев Советского Союза и России» установлены лифты.

В залах имеются рельефно-графические мнемосхемы движения, подписанные шрифтом Брайля, а также пиктограммы с символами доступности и направлениями движения. Оборудованы два информационно-справочных терминала в вестибюле и информационные киоски в панорамном и экспозиционных залах с удобным пониженным уровнем расположения. В экспозиционных залах установлена беспроводная сеть Wi-Fi и размещены QR-коды, что позволяет посетителям с ограничениями по слуху самостоятельно получать информацию о музейных предметах. Фильм о биографии и творческом наследии Ф.А. Рубо, который демонстрируется в музейной экспозиции, снабжен субтитрами.

Заключение

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в музее всё чаще предусматриваются программы для разных возрастов музейного посетителя. Данная задача - сделать информацию в удобной и понятной форме для всех возрастов,

становится всё более приоритетной. Но, к сожалению, как показало исследование, редко, когда музей может предоставить специализированные программы для всех возрастов музейного посетителя. К тому же нужно обязательно вовлекать родителей маленького экскурсанта в процесс познания для лучшего усвоения информации ребенком и поддержания дисциплины и порядка. Каждый возраст заслуживает особого подхода и внимания со стороны музейного работника и музея.

Литература

1. 20 музеев Москвы с детскими кружками. [Электронный ресурс] URL: http://workingmama.ru/ (дата обращения 12.12.2018).

2. Детские студии при музеях. [Электронный ресурс] URL: https://letidor.ru/obrazovanie/detskie-studii-pri-muzeyah.htm (дата обращения 14.12.2018).

3. Искусствоведческие и педагогические идеи А.В. Бакушинского. [Электронный ресурс] URL: https://articlekz.com/article/5578 (дата обращения 12.12.2018).

4. Категории музейных посетителей. [Электронный ресурс] URL: http://http://studopedya.ru/1-62649.html (дата обращения 27.11.2018).

5. Квесты в музее. [Электронный ресурс] URL: https://www.inlearno.ru/event/8137-top-5-kvestov-v-muzee/ (дата обращения 13.12.2018).

6. Лекции и печеньки: образовательные программы для взрослых от музеев и не только. [Электронный ресурс] URL: https://peterburg2.ru/articles/lekcii-i-pechenki-obrazovatelnye-programmy-dlya-vzroslyh-ot-muzeev-i-ne-tolko-30974.html (дата обращения 13.12.2018).

7. Музей без барьеров/Музей-панорама «Бородинская битва. [Электронный ресурс] URL: http://1812panorama.ru/visitors/museum-without-barriers (дата обращения 12.12.2018).

8. Музейные программы. [Электронный ресурс] URL: http://museum.fondpotanin.ru/projects?n=8166978 (дата обращения 12.12.2018).

9. Научные лаборатории Политехнического музея. [Электронный ресурс] URL: https://polymus.ru/ru/pop-science/video/channels/nauchnye-laboratorii/ (дата обращения 14.12. 2018).

10. Периодическая печать «Мир Музея». М. 2010, № 10. 278 с.

11. Периодическая печать «Мир Музея». М. 2010, №11 279 с.

12. Программы музея янтаря г. Калининград. [Электронный ресурс] URL: https://www.ambermuseum.ru/home/exhibs_and_projs/for_pensioners (дата обращения 14.12.2018).

13. Рязанцева Л. Большой секрет для маленьких. Журнал «Мир музея». Москва, 2011. С. 36-37.

14. Специальные программы для инвалидов по зрению и слуху. [Электронный ресурс] URL: http://ispb.info/tourist/disable/specialnye_programmy_dlja_invalidov_po_zreniju_i_s/ (дата обращения 12.12.2018).

15. Сургутский краеведческий музей. [Электронный ресурс] URL: http://skmuseum.ru/children/ (дата обращения 14.12.2018).

Сведения об авторах

Уткина Е.А., студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань,

Россия.

Сидельникова К.К., студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Дата поступелния 10.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.