Научная статья на тему 'Музейная коммуникация в зеркале современных образовательных программ'

Музейная коммуникация в зеркале современных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1413
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Средняк Ксения Вячеславовна

Музейная коммуникация анализируется как одна из важнейших тематических составляющих образовательных программ, актуальность которой определяется расширением возможностей совершенствования в молодёжной политике и в современных стратегиях социального развития в целом. Эмпирической базой исследования являются результаты опросов, проведённых автором среди студентов волгоградских вузов. Проводится сопоставление с российскими и общемировыми практиками музейной деятельности и соответствующими социальными программами. Посредством анализа коммуникативных практик современных музеев выявляются основные проблемы формирования эффективных коммуникаций с целевыми аудиториями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музейная коммуникация в зеркале современных образовательных программ»

УДК 304.2

К.В. Средняк МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Музейная коммуникация анализируется как одна из важнейших тематических составляющих образовательных программ, актуальность которой определяется расширением возможностей совершенствования в молодёжной политике и в современных стратегиях социального развития в целом. Эмпирической базой исследования являются результаты опросов, проведённых автором среди студентов волгоградских вузов. Проводится сопоставление с российскими и общемировыми практиками музейной деятельности и соответствующими социальными программами. Посредством анализа коммуникативных практик современных музеев выявляются основные проблемы формирования эффективных коммуникаций с целевыми аудиториями.

Ключевые слова: социальная коммуникация, музейная коммуникация, образовательная коммуникация, музееведение, социальная память, коммеморативные практики.

В качестве актуального направления коммуникативистики музейная коммуникация обозначила себя сравнительно недавно, что, не в последнюю очередь, определяется формированием музееведения как науки лишь во второй половине XX века. Как тематизация научных исследований - коммуникативность музейной среды очерчивает чрезвычайно широкий круг проблем становления информационного общества: противостояния традиции и массовой культуры, интеграции научных парадигм и идеологических концепций, разработки новых практик социальной памяти. В наше время, время повсеместного распространения новых средств коммуникации, музеи должны активно включаться в процессы перестройки систем взаимодействия с посетителями. Особую сложность представляет привлечение в музеи молодого поколения - активной молодежи, хорошо владеющей современными информационными технологиями. В борьбе за ее внимание музею приходится конкурировать со ставшими привычными и новыми формами проведения досуга, как правило, отличающимися большей аттрактивностью и интерактивностью. Но даже несмотря на очевидную актуальность указанной проблемы, изменения в музеях идут очень медленно, не успевая за переменами в общественной жизни. Коммуникативность музейной среды является одновременно поводом и пространством для взаимодействия посетителя и экспоната. Если по каким-либо причинам музей выбирает непонятную или не соответствующую запросам целевой аудитории форму коммуникации, то и результат оказывается неудовлетворительным. Соответственно, актуализируются тенденции исследования музейной коммуникации как тематической составляющей современных образовательных программ, в рамках которых могут быть реализованы новые направления совершенствования молодёжной политики и социальных стратегий развития в целом.

Эмпирической базой исследования являются результаты опросов, проведённых среди студентов волгоградских вузов, получающих в рамках освоения ими учебных курсов «Музееведение» и «Инфраструктура регионального туризма» задания посетить один из музеев региона и проанализировать его по ряду параметров. Отмечая высокую художественную ценность представленных экспонатов, они зачастую не удовлетворены формой их презентации, которую нередко характеризуют как устаревшую. К числу слабых сторон относится и параметр, связанный с использованием музеями интерактивных технологий - как в выставочном, так и виртуальном пространствах. Получая большую часть информации из сети интернет, молодые люди ждут от музеев интересных, удобных в плане навигации сайтов, регулярного обновления информации о выставках и проектах в соответствующих группах в со-

циальных сетях. Также часто в работах студентов звучит мысль о необходимости создании на базе сайта виртуального музея с возможностью просмотра и изучения истории наиболее значимых экспонатов.

Выводы студентов по анализу музеев региона коррелируют с результатами других исследований. Так, в 2012-2013 гг. в рамках подготовки музейных материалов для Германо-российского музея Берлин-Карлсхорст (Берлин, Германия) автором совместно с коллегами из Германии был проведен ряд интервью с молодыми россиянами, занимающимися историей и культурой памяти одного из ключевых событий Второй мировой войны - Сталинградской битвы. В ходе интервью, объясняя свои коммеморативные практики (литературное творчество, занятия исторической реконструкцией, несение вахты на Посту № 1) и т.д., респонденты нередко обращались к музеям, презентующим историю битвы. Они отмечали имеющиеся в них лакуны, которые и заполняются с помощью перечисленных занятий. Например, одна из опрошенных, Дарья Дундукова, рассуждая о своем увлечении генеалогией (в частности, изучение биографии бабушки, ребенком пережившей Сталинградскую битву), отмечала, что с детства военные музеи не привлекали ее: «У меня всегда были такие ассоциации с детства, что музей Панорама [Музей-панорама «Сталинградская битва», г. Волгоград, - К.С.] - это место, где находится только боевая техника. А поскольку я девочка, про боевую технику мне не так интересно знать, как про жизнь людей, например. И поэтому как-то не тянуло меня посещать это место». Более детальное рассмотрение «человеческого измерения» войны, с позиции женщины, ребенка, старика и т.д., наряду с учетом гендерного подхода, - это то, на что, по мнению Дарьи, должны обратить внимание современные военные музеи.

Другой респондент, Виталий Мотыгин, долгое время работавший инструктором Поста № 1 в г. Волгограде, напротив, с детства интересовался Панорамой и представленными в ней экспонатами. Тем не менее в интервью он отметил, что для успешной коммуникации музея с современным посетителем необходимо что-то добавить: «Не просто, чтобы посмотреть за стеклом, а чтобы потрогать, ощутить. Сделать один автомат: 5 рублей кинул и подержал его. Можно интернет-проект запустить от музея, трехмерная галерея, и именно в ней взять экспонат, чтобы его можно было покрутить. И обязательно с историей именно этого конкретного предмета: что это не просто IIIIIТТ, а МИШ такого-то, он был там-то, либо погиб, либо дошел до конца войны». Таким образом, речь здесь идет о представлении в музеи не обезличенных, а персонализированных предметов и их историй. Подобный подход активно используется в европейской музейной практике, нередко превращаясь в своеобразную игру с посетителем. Так, на некоторых выставках, посвященных жизни узников концлагерей в Германии, посетитель на входе получает записку с именем и фамилией конкретного человека. Его задача - не просто познакомиться с темой выставки, но и среди множества представленных предметов и документов найти те, что рассказывают о судьбе данного узника.

В современных условиях меняются и запросы общества относительно используемых музеями моделей коммуникации. Традиционная линейная модель, транслирующая информацию в одном направлении - от куратора выставки к зрителю, постепенно уходит в прошлое. Все большее значение приобретает обратная связь, отражающая реакцию посетителя на увиденное. Она продолжает существовать в виде привычной книги отзывов, которая теперь нередко дополняет экспозицию, сама превращаясь в объект показа. Люди с интересом знакомятся с реакциями других посетителей и нередко делятся своими эмоциями. Помимо этого, некоторые музеи проводят анкетирование после выставки или размещают на выходе специальные стенды со стикерами, на которых зрители фиксируют возникшие вопросы и впечатления. С этой же целью может использоваться и установленная в конце выставки видеокамера. Внимательнее музеи стали относиться и к отзывам в Интернет-пространстве. Они делают их доступными как на своих сайтах, так и в пабликах в социальных сетях, приветствуют активность пользователей на своих страницах. Технология обратной связи позволяет музею увидеть себя со стороны, проанализировать сильные и слабые стороны экспозиции, скоррек-

тировать используемые формы презентации и даже сформулировать идеи относительно будущих выставок.

Распространяя данный подход на само музейное пространство, музеи как бы допускают посетителя в «святая святых» и приглашают его к соучастию, сотворчеству в создании экспозиции. Методологически этот подход опирается на такие принципы как user generated content («генерируемое пользователями содержание») и participatory museum («музей соучастия»). В рамках данной музейной парадигмы, описанной в монографии американского дизайнера-экспозиционера Нины Саймон [1], посетители музеев больше не являются пассивными потребителями того, что им предлагают. Меняется модель коммуникации внутри музейного пространства: зрители получают возможность вступать во взаимодействие между собой по поводу музейных предметов и исходящих от них импульсов, приглашаются к дополнению и обогащению выставки. Они привносят в презентацию собственные темы, расширяют выставку и побуждают последующих посетителей реагировать на это. Так, примером использования подобного подхода является инсталляция из вешалок, выполненная группой западноевропейских художников и представленная на выставке «Желая реального. Современное австрийское искусство» [2]. Используя обычные вешалки для одежды, авторы как бы создают из них новую реальность. В ходе демонстрации выставки в ряде городов, посетителей приглашали приносить из дома собственные вешалки и дополнять ими произведение. Люди охотно откликнулись на предложение, было принесено несколько тысяч новых предметов, в итоге сама инсталляция приобрела совершенно новую форму и смысл.

Большое значение для современного зрителя также имеет личное переживание. В ходе подготовки материала для уже упоминавшегося проекта по коммеморативным практикам Сталинградской битвы, было выявлено, что все большую популярность среди молодежи приобретают реконструкции отдельных эпизодов отечественной истории. Один из основателей волгоградского клуба исторической реконструкции «Пехотинец» Антон Артамонов отмечал, что несмотря на присутствие в составе клуба людей разного возраста, наибольший интерес реконструкторская деятельность вызывает именно у молодежи. Молодые люди самостоятельно шьют себе форму, изготавливают макеты оружия, в архивах и библиотеках изучают карты сражений и свидетельства очевидцев, после чего пытаются как бы «проиграть» эпизод. Подобные реконструкции вызывают живой отклик у жителей города, посмотреть на них приходят целыми семьями. Особенно активно себя проявляют дети и подростки: после мероприятия они подходят к реконструкторам, задают вопросы, просят подержать макеты оружия или сфотографироваться в форме.

Музеям следует учитывать эту важность ощущений для современного зрителя, который все хочет «прочувствовать», «потрогать». Именно поэтому многие экспозиционеры отказываются от традиционных музейных витрин, заменяя их свободных доступом посетителя к музейному предмету или его макету. Некоторые экспонаты даже имеют указатели, что их нужно трогать руками, примерять или использовать иным образом. При этом данная парадигма применима практически к любому музею, вне зависимости от его вида и тематики: зрителю будет одинаково интересно одеть на себя шинель, чтобы понять, сколько она весит и как ощущали в ней себя солдаты, или попробовать написать несколько строк пером, подобно великим литераторам XIX века.

Не последнюю роль в выстраивании успешной коммуникации между музеем и его целевой аудиторией играет и используемый набор технических средств. Прогресс в технике открывает безграничные возможности в плане организации экспозиционного пространства. Он не только разгружает его за счет перенесения части текстовых или иллюстративных материалов в цифровую форму, но и позволяет воссоздавать виртуальную реальность в пространстве реальной выставки, моделировать объекты и ситуации. Подобный подход также предоставляет большую свободу посетителю, требуя от него активности. Человек не просто движется в пространстве выставки, следуя исключительно за мыслью куратора и потребляя все то, что последний ему предлагает: благодаря расположению информации на нескольких

уровнях он может выбирать, на чем именно он хочет или не хочет останавливаться. «На поверхности» находится только мета-информация, ориентирующая его в общем направлении выставки и расставляющая концептуальные акценты. Для более детального проникновения в тему ему необходимо самостоятельно посмотреть видео, надеть наушники и послушать интервью, с помощью гаджета познакомиться с историей объекта и т.д.

В настоящее время существуют целые экспозиции, построенные исключительно на принципах интерактивности. Одним из подобных примеров является Парламентариум (Раг-НатеПагшт, Брюссель, Бельгия) - музейно-выставочный центр, в котором рассказывается история Европейского союза [3]. Уже на входе посетитель получает ¡Раё, являющийся ключом к экспозиции. Сама выставка практически лишена традиционных экспонатов - аутентичных предметов или документов. Печатные тексты также не представлены. Выставочное пространство организовано за счет цифровых инсталляций, фотографий, интерактивных витрин и встроенных в стены интерактивных панелей, «оживить» которые можно как раз с помощью полученного на входе устройства. Для удобства посетителей все они помечены специальным значком. Информация доступна на всех официальных языках Европейского союза.

Интерес представляет и расположенная на полу одного из залов огромная карта Европы, путешествовать по которой возможно с помощью передвижной интерактивной тумбы со сканирующим устройством. Вы выбираете любой интересующий европейский город, останавливаетесь на нем, после чего на дисплее тумбы отображается информация об объекте и предлагается к просмотру небольшой фильм.

Еще один зал выставочного центра имеет овальную форму и имитирует зал заседаний Европейского парламента. В нем демонстрируется 360-градусная интерактивная видеопанорама, позволяющая зрителю почувствовать себя участником заседания этого представительного органа власти. Представлены в пространстве выставки и персональные истории депутатов, при этом посетитель сам выбирает, с какими именно биографиями он желает познакомиться. Благодаря использованию возможностей глобальной сети, информация о последних событиях, касающихся политической истории Евросоюза, моментально становится частью выставки и транслируется на специальных дисплеях.

С точки зрения технического оснащения российские музеи все еще уступают западноевропейским, хотя общественный запрос на широкое использование интерактивных технологий в музейном пространстве очевиден. Во многом это обстоятельство объясняется сложностями с финансированием подобного рода проектов: средств, поступающих из федерального и региональных бюджетов, зачастую не хватает, а для серьезной работы по самостоятельному привлечению средств (гранты, конкурсы, спонсорство) у музеев, как правило, нет временных и человеческих ресурсов. Присутствует и мировоззренческий момент, связанный с включением технических средств в выставочное пространство: часто музеи, закупив компьютеры, аудиотехнику, проекторы и т.д., используют это крайне ограниченно, т.к. кураторы выставок привыкли работать «по старинке» и не до конца представляют себе варианты использования технических новшеств в музее. Вместе с тем, современная музейная парадигма предполагает поощрение посетителей к использованию на выставках собственных мультимедийных устройств. Если раньше музеи запрещали делать фотографии на выставках или взимали за это плату, то сейчас они не меньше посетителей заинтересованы в том, чтобы пришедший на выставку человек отметился («зачекинился») на месте с помощью специального мобильного приложения, сделал фото в музее и немедленно поделился им со своими подписчиками в социальных сетях.

В современном мире на первый план выходит социальная функция музея. Все большее значение он приобретает в качестве культурного и образовательного пространства, места проведения досуга для всей семьи. В последние годы популярность приобрела «Ночь музеев»: большинство музеев региона готовят к этой дате разнообразные программы, включающие в себя не только тематические экскурсии, но и концерты, мастер-классы, лекции, игры и чаепития. Растущий интерес россиян к этому событию свидетельствует о том, что му-

зеям необходимо включать интерактивные программы в свою повседневную деятельность. Наибольшую активность в этом направлении демонстрирует Приволжский филиал ГЦСИ «Арсенал»: помимо выставок современного искусства здесь регулярно проводятся творческие встречи, лекции, мастер-классы, кинопоказы и концерты [4]. Руководство центра активно сотрудничает с различными образовательными, социальными и культурными организациями города, предоставляя площадку для совместной работы. Так, в 2013-2014 гг. Арсенал стал местом проведения встреч театрального кружка «Кот Станиславского», участниками которого являются актеры, театральные критики, преподаватели и студенты нижегородских вузов. В настоящее время в Центре разрабатывается комплексная программа выходного дня, запуск которой состоится после открытия основного здания Арсенала, находящегося в настоящее время на реконструкции. Из числа других нижегородских музеев отдельные интерактивные формы взаимодействия с аудиторией предлагают Нижегородский государственный историко-архитектурный музей заповедник «Усадьба Рукавишниковых» (детские костюмированные праздники и игровая программа «В купеческом доме» [5]), литературно-мемориальный музей Н.А. Добролюбова (игровые экскурсии, тематические чаепития, театральные постановки - совместно с ТЮЗом и детским театром «Вера» [6]), Нижегородский государственный художественный музей (лекции по истории и теории искусства, тематические интерактивно-игровые экскурсии, изостудия, мастер-классы по квиллингу, историческому танцу, песочной анимации [7]), Русский музей фотографии (фотошкола, мастер-классы и творческие встречи с ведущими российскими фотографами [8]).

Стимулировать музеи к позитивным изменениям призваны различные грантовые программы и конкурсы. Самой заметной с точки зрения практических результатов стала, пожалуй, конкурсная программа «Меняющийся музей в меняющемся мире», финансируемая Благотворительным фондом В. Потанина. Программа была запущена в 2003 г. и за прошедшее время для участия в ней было подано 4 500 заявок из разных уголков России. Победителями конкурса, получившими финансирование в размере до 2 млн руб. на реализацию одного проекта, стали 206 музеев из 49 регионов страны [9,10]. Программа ориентирована на продвижение инновационных подходов и интерактивных технологий в музейном деле, расширение возможностей использования музейного пространства, развитие партнерских связей между музеями и организациями из других профессиональных сфер, формирование междисциплинарного взаимодействия.

Таким образом, можно в сфере современного музееведения можно обозначить следующие проблемы, связанные с коммуникативными практиками:

1) устаревшие экспозиционные концепции и методы презентации материала; недостаточно своевременная реакция на меняющийся мир;

2) стремление к прямолинейности в изображении событий, отсутствие проблемности в экспозициях;

3) посетитель как правило выступает в роли «ведомого» и не имеет возможности оказать влияние как на конкретную экспозицию, так и на музейный ландшафт в целом;

4) низкая степень международной кооперации, включения в мировое музейное и научное пространство;

5) устаревшая материальная база музеев, медленное обновление кадров;

6) неконкуретноспобность музеев в условиях борьбы за потребителя, отсутствие навыков в поисках средств на реализацию собственных проектов;

7) отсутствие целенаправленной и профессиональной работы по продвижению музеев и выставок, а также представление о музеях как о чем-то скучном и консервативном, ставшее стереотипом общественного сознания.

Построение эффективной коммуникации с различными целевыми аудиториями, учет их потребностей и интересов, получение обратной связи от посетителей - необходимое условие для выживания музея в современных условиях.

Библиографический список

1. The Participatory Museum: a book by Nina Simon [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.participatorymuseum.org/ (Дата обращения: 21.09.14).

2. Желая реального. Современное австрийское искусство: анонс [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ncca.ru/events.text?filial=3&id=2420 (Дата обращения: 04.09.14).

3. Parliamentarium - Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. eu-roparl.europa.eu/visiting/en/visits/parlamentarium.html. Дата обращения: 04.09.14;

4. Государственный центр современного искусства - Нижний Новгород [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ncca.ru/main?filial=3. (Дата обращения: 06.09.14).

5. Интерактивные и костюмированные программы в Усадьбе Рукавишниковых [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ngiamz.ru/filialy/usadba-rukavishnikovykh/usadba-interaktivnye-programmy.html. (Дата обращения: 04.09.14).

6. Государственный литературно-мемориальный музей Н.А. Добролюбова - Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dobrolyubov-museum.ru/. (Дата обращения: 04.09.14).

7. Нижегородский государственный художественный музей - Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.artmuseumnn.ru/informatsiya/ (Дата обращения: 04.09.14).

8. Русский музей фотографии - Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fotomuseum.nnov.ru/school.html (Дата обращения: 04.09.14).

9. Программа «Меняющийся музей в меняющимся мире» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://museum-beta.fondpotanin.ru/program (Дата обращения: 01.09.14).

10. «Ниже Нижнего». Передвижная выставка по городам Поволжья: анонс [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ncca.ru/events.text?filial=3&id=2185. (Дата обращения: 01.09.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.