^нтггш + I ■ I I ■
^ Социально-культурная деятельность 145
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Ю. А. Сапарова
ЮКГУ им. М. Ауезова (г. Шымкент, Казахстан)
Данная статья посвящена рассмотрению художественного творчества в послевоенные годы в Казахстане. Особо отмечена роль культурно-досуговых учреждений в период освоения целины.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, художественное творчество, жанровая структура.
The art culture development stage is enlighted in this article. Especially the soviet virgin lands time cultural leisure institutions are mentioned by the author. An art culture is appered the new structure of genre diversity. The nation of poly nationalism was enhanced dominated in our society.
Key words: socail-culture activities, art culture development stage, genre structure.
В первые послевоенные годы перед Казахстаном не стояли, как перед другими республиками Советского Союза, задачи непосредственного восстановления разрушенной материальной базы культуры, преодоления губительных последствий войны. Более того, в годы войны Казахская республика явилась одним из районов сосредоточения эвакуированных сюда деятелей науки и культуры, что способствовало непосредственному творческому общению. Однако Казахстан в первые послевоенные годы также испытывал существенные трудности в культурном строительстве, в том числе и в развитии художественного творчества. Материальная база культуры нуждалась в пополнении и развитии: сказывались как общие, так и специфические, порожденные местными условиями трудности (отгонное хозяйство, животноводство, особенности быта и расселения). Отдаленность, территориальная разбросанность колхозных и совхозных поселков требовали создания новых, особых культур-
но-досуговых учреждений, оснащенных современными техническими средствами распространения культуры. Ими стали автоклубы, давшие возможность доставлять животноводам в самые отдаленные районы книги и газеты, кинофильмы, устраивать концерты, организовать лекции, беседы, обмен передовым опытом посредством магнитофонной записи.
Отрицательно сказались на развитии искусства (самодеятельного и профессионального) несправедливые и неоправданно резкие оценки органами партийно-государственного руководства творчества отдельных представителей художественной интеллигенции. В творческих организациях в ряде случаев деловой разговор подменялся наклеиванием ярлыков отдельным талантливым ученым, писателям, работникам театра, кино и музыки. И все же в целом художественное творчество в республике развивалась. В культурно-досуговых учреждениях проводились концерты, многое де-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 145-149
.....
ш
146 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь
лалось для поиска народных талантов. От кружковой работы клубы постепенно переходили к организации студий, народных театров, филармоний и других крупномасштабных форм. Вместе с тем, не утратили своего значения и мобильные, камерные формы.
В художественном творчестве 50-х годов широко распространились агитбригады. Они выступали на полевых станах, в цехах, на фермах. Форма агитбригады была привнесена в казахское художественное творчество из центральных районов России. Влияние русской культуры на казахскую еще больше усилилось в период освоения целинных земель. Весной 1954 года по призыву ЦК КПСС на целинные земли Казахстана прибыли сотни тысяч девушек и юношей. Из их числа стали создаваться самодеятельные духовые оркестры, оркестры русских народных инструментов, эстрадные ансамбли и даже симфонические оркестры.
Историография освоения целины весьма обширна. К 20-летию освоения целины была создана значительная литература, насчитывающая свыше полутора тысяч наименований. Определенный вклад в разработку истории освоения целины вносят материалы научных сессий, конференций, симпозиумов, посвященных юбилеям подвига, десятилетию и т.д.
Подъем целины внес коренные изменения в экономику, культуру и быт новых районов. За 10 лет было создано 589 новых зерносовхозов (см.: 1), только в Казахстане за семь лет (1954-1960 годы) было поднято 25,5 миллионов гектаров целинных и залежных земель (2, с. 437), из них в северных областях поднято 17 миллионов (2, с. 437).
На целину прибыли сотни тысяч людей со всех концов страны. В результате рост населения в крае происходил более быстро, чем в республике. Так, за десятилетие население республики выросло на 153,56%, а в Целинном крае - на 183%. При этом следует отметить, что рост сельского населения происходил за счет прибывших трудящихся из РСФСР, Украины, Белоруссии и других братских республик. Все это предопределило своеобразие развития художественного творчества Казахста-
на в этот период.
В период освоения целинных земель сеть культурно-досуговых учреждений как в старых, так и во вновь созданных поселках интенсивно расширилась, развивались новые формы культурно-досуговой работы, создавались новые культурно-просветительные учреждения, активно использовались передвижные средства: агитмашины, автоклубы, агитационно-художественные бригады и т.д. Наполнялась новым содержанием и работа традиционных национальных учреждений культуры: домов культуры, «красных юрт», агитпунктов, «красных уголков», сельских клубов и т.д.
В целинные районы было направлено на постоянную работу около 300 работников культуры. Свыше 20 высококвалифицированных специалистов из аппарата подведомственных Министерству культуры республиканских учреждений были направлены для оказания методической и практической помощи культпросветработникам на местах.
В этот период был стали выпускаться новые газеты и журналы. В 1956 году начала выходить республиканская литературная газета «Казак дебиетЬк В марте 1956 года вышел первый номер сатирического журнала на казахском и русском языках «Ара» («Шмель»). С 1958 года стал выходить общественно-политический журнал «Культура и быт» на казахском языке. Следует отметить, что первые газеты и журналы печатались на казахском, русском, корейском, чеченском, уйгурском и узбекском языках.
В условиях освоения целинных и залежных земель остро ощущалась большая нужда в специалистах не только с высшим, но и со средним образованием - в художественных руководителях домов культуры и клубов, баянистах, пианистах, хоровых и оркестровых дирижерах и т.п. Незначительный процент среди специалистов культпросветработы составляли национальные кадры. Во время поднятия целины впервые после 1927 года на целинных землях стали возрождаться айтысы (устно-поэтическое состязание самодеятель-
.....
I I I ■ М I I I
Социально-культурная деятельность 147
ных певцов).
Обратимся, например, к отдельным конкретным формам художественной самодеятельности, которые получили признание у целинников в годы освоения целины. Мы беседовали с первоцелинниками, работниками культуры и участниками художественной самодеятельности тех лет. Было выяснено, что многие юноши и девушки тогда охотно включались в агитбригады и самодеятельность. Программы агитбригад посвящались актуальным темам. Их участники считают, что работа над сценариями духовно обогащала их. Молодежь специально следила за музыкальными передачами по радио, по телевизору (с 1958 года), перечитывали сборники стихов, поэтические подборки газет и журналов. Создавая сценарии, репетируя, участники открывали для себя мир поэзии, красоту искусства.
Работа агитбригад повышала гражданскую активность и эстетическую культуру участников.
Активисты и участники художественной самодеятельности проводили вечера отдыха. Об этом заранее знали рабочие совхоза, и поэтому на вечер молодежи старались прийти все, кто может.
Молодежь своими силами организовывала хоровые, драматические, оркестровые, хореографические самодеятельные коллективы, ансамбли песни и пляски. К 1960 годам многим из этих коллективов было присвоено звание «народные». Они пополнили культурно-досуговую работу новыми формами и методами, ранее не известными в истории казахского народа.
Освоение целины сопровождалось количественным и качественным ростом художественной самодеятельности. Если в 1953 году при клубных учреждениях работало 15 тысяч различных кружков с участием в них 200 тысяч человек, то в 1962 году в клубах системы Министерства культуры действовало более 22 тысяч коллективов, где развивали свои способности около 400 тысяч человек.
По инициативе общественных организаций и самих трудящихся стали проводиться
массовые фестивали молодежи, смотры, декады по самым различным жанрам искусства, творческие отчеты перед населением, эстафеты культуры и другие массовые мероприятия.
Такие формы, как смотры, фестивали и декады, давали возможность оценить не только рост художественной самодеятельности, но и выявить новое ее содержание. Широкое развитие художественной самодеятельности на целинных землях показал областной смотр сельской художественной самодеятельности, который проходил осенью 1954 года в г. Акмолинске. Важнейшими чертами этого смотра были массовость, интернационализм самодеятельного искусства. На смотре выступили 513 человек, что на 320 участников больше, чем в 1953 году.
В том же году по области было создано более 670 хоровых, драматических, танцевальных и других кружков, в которых принимали участие около 8 тысяч человек.
В целях дальнейшего развития сельской художественной самодеятельности ЦККП Компартии Казахстана 3 мая 1955 года принял постановление «О проведении смотров художественной самодеятельности в 1955 году». ЦК Казахстана обязал партийно-советские органы провести во второй половине 1955 года смотры во всех районах и областях республики, широко привлекая к участию в них тружеников. В соответствии с этим постановлением почти повсеместно в республике проводились сельские, районные и областные смотры, фестивали песни.
В Кокчетавской области в районных и областных праздниках песни и пляски участвовало много представителей национальных меньшинств: немцы, поляки, ингуши, чеченцы и др. Из общего количества участников сводных хоров районов 35% составляли представители национальных меньшинств. Например, в Чкаловском районе в сводным хоре приняло участие 160 человек, в Келлерском районе -156 человек из числа национальных меньшинств. Пропагандируя творчество национальных меньшинств и русского народа, коренная национальность стала забывать свое
.....
ш
148 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь
народное творчество, и даже многие не знали свой язык. Исследователи того периода считали, что идет взаимообогащение культур народов ССР, но мы видим, что со временем потеряли почти все свое народное достояние, которое сейчас восстанавливается.
Новым явлением в области казахской музыкальной самодеятельности считается хоровое пение и оркестровое самодеятельное исполнение на национальных инструментах. До революции казахи не знали ни хорового пения, ни оркестров.
На республиканском смотре 1955 года выступал один казахский хор, а в 1960 году их уже было четыре, причем они с успехом исполняли произведения а капелла. Более ста оркестров казахских народных инструментов были созданы в учреждениях культуры Казахстана.
Возрождалась еще одна форма. Это народные театры. В Кустанае в 1962 году народные театры поставили 90 спектаклей и обслужили 20 тысяч зрителей. Репертуар многих драматических коллективов мало отличался от репертуара профессиональных театров. В 1960 году в ДК «Металлург» г. Шымкент работал театр оперетты, в его репертуаре не было ни одной оперетты казахского народа (3, с. 46).
Важную роль в развитии художественной самодеятельности и художественно-просветительной работы на целине играла творческая интеллигенция. Так, в Есилском районе Целиноградской области был создан «Совет интеллигенции», организовавший в клубе «Малую Третьяковку». В ее фонд вошло 300 репродукций. В соответствии с указаниями ЦК КПСС органы культуры РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии, Закавказья, Прибалтики, Средней Азии приняли программы культурной шефской работы с первоцелинни-ками, в которую были вовлечены 282 театра, 42 филармонии и другие концертные организации, 58 музеев, 4860 библиотек и более 6 тысяч клубных учреждений.
В течение лета и осени 1954 года в районах освоения целинных и залежных земель
побывало много театральных коллективов и концертных бригад. С большой радостью встречали целинники бригады артистов из Москвы, Ташкента и Алма-Аты, дававших концерты прямо на полевых станах. Больше других побывали на новых землях Казахстана артисты Москвы.
Большую популярность у зрителей имели концертные бригады народных артистов Казахской ССР Ж. Омаровой, Р. Баглановой, заслуженных артистов Казахской ССР И. Абишева и С. Бадаевой, артистки У. Оуру-дукловой и других. Приезжая в село, они первым делом интересовались состоянием народного художественного творчества. Если его в колхозе или в совхозе вообще не существовало, они помогали организовать коллективов, собирали людей, рассказывали о том, как должны работать те или иные кружки, выявляли наклонности участников, советовали, в каком жанре применить свои способности, рекомендовали репертуар. Если кружки работали, первым делом просматривали их выступления, указывали на недостатки, помогали их исправить.
Благодаря шефству над целиной крупнейших городов, организаций культуры и искусств братских республик широкое развитие получили такие формы, как декады литературы и искусства, фестивали, Только за 19601965 годы в Целиноградской области было проведено 20 фестивалей, за два последующих года в области побывало на гастролях около 200 коллективов из центральных городов страны. Огромное воспитательное значение для целинников имели творческие встречи с писателями и композиторами, которых было организовано более 1100.
Развитие художественного творчества на целине послужило импульсом для активизации художественного творчества во всей республике. При каждом клубе был, как правило, образован хоровой коллектив, который исполнял массовые советские песни. Широкое развитие получила танцевальная самодеятельность: создавались многочисленные ансамбли песни и танца, возникли хореографические
.....
I I I ■ М I I I
Социально-культурная деятельность 149
студии. Отмечался рост изобразительной самодеятельности. В самодеятельных коллективах стала налаживаться планомерная учебно-творческая работа, были упорядочены организация концертной работы, проведение смотров, конкурсов художественного творчества.
Особенностью послевоенного периода было то, что рост численности участников художественного творчества был несколько заторможен, задержан, а в некоторых районах и прерван войной. Вплоть до конца 50-х годов коллективы художественного творчества восстанавливали свои ряды, переживали огромные материальные, кадровые, организационно-творческие трудности.
Важным фактором развития художественного творчества явился в послевоенный период Всесоюзный фестиваль советской молодежи в 1956-1957 годах, проходивший впервые в нашей стране в связи с подготовкой к VI Всемирному фестивалю в Москве. При подготовке к фестивалю на местах проводили районные и областные смотры художественного творчества. В ходе их проведения было создано немало новых коллективов художественного творчества. По инициативе общественных организаций в послевоенные годы в Казахстане регулярно проводились массовые фестивали творчества молодежи, смотры, декады самодеятельного искусства, творческие отчеты самодеятельных коллективов. Новый импульс развитию самодеятельного творчества был дан республиканскими смотрами художественного творчества 1955 года, 1960 года, 1963 года, во время которых многочисленные коллективы выступали в совхозах, колхозах, на стройках, фабриках и заводах, шахтах и рудниках, школах и вузах, городах и районных центрах. В 1960 году существовало уже 170 самодеятельных коллекти-
Примечания
1. 10 лет освоения целины: [материалы межвуз. научных конференций] [январь 1960 г.]. - Алма-Ата, 1964.
2. Народное хозяйство ССР в 1960 году: [сборник статей]. - М., 1961.
3. Канапин, А. Новые формы культурно-просветительной работы / А. Канапин. - Алма-Ата, 1963.
вов. Это в несколько раз больше, чем на республиканском смотре в 1955 году. Такая массовость особенно примечательна еще и потому, что отбор участников был значительно строже и требования к ним - намного выше, чем прежде.
Художественное творчество самодеятельность республики развивались на основе дружбы народов. Среди ее участников были представители различных национальностей, в том числе казахи, русские, украинцы, татары, узбеки, корейцы, уйгуры, немцы. Национальные коллективы часто выступали со своими народными песнями и танцами, демонстрируя тесную взаимосвязь и взаимообогащение культур.
Можно сказать, что в этот период в художественном творчестве Казахстана прочно укрепилось и стало доминировать такое ее качество, как полинациональность. Истоки ее сложны и противоречивы. С одной стороны, они связаны с давлением центра, стремившегося воплотить еще с 20-х годов идею создания культуры социалистической по содержанию и интернациональной по форме. Полинациональность проявилась в том, что в республике в равной мере создавались и действовали казахские, русские, уйгурские ансамбли песни и пляски, эстрадные группы, домбровые, струнные и симфонические оркестры, большие многоголосые хоры, крупные танцевальные коллективы, состоящие из участников самых различных национальностей. Особое развитие получили народные хоры и оркестры народных инструментов, также имевшие многонациональные составы.
В репертуаре этих хоров большое место занимают песни, рожденные на целинных просторах Казахстана, на стройках и высокогорных пастбищах. Созданию песен помогали многочисленные конкурсы.