Научная статья на тему 'Влияние фестивалей и смотров народного творчества на развитие художественной самодеятельности Урала в 1960-1970-е годы'

Влияние фестивалей и смотров народного творчества на развитие художественной самодеятельности Урала в 1960-1970-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1600
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПЕРТУАР КОЛЛЕКТИВОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НАРОДНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / ФЕСТИВАЛИ И СМОТРЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА / AMATEUR TALENT GROUPS / CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS / FOLK GROUPS / FESTIVALS AND PARADES OF FOLK ART / REPERTOIRE OF AMATEUR GROUPS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заельская Светлана Александровна

В статье исследуется процесс воздействия фестивалей, смотров, конкурсов народного творчества на рост активности самодеятельных художественных коллективов. В территориальных рамках Урала изучены особенности фестивального движения эпохи общественного застоя, выявлены тенденции развития художественной самодеятельности. Определены итоги и последствия исследуемого процесса для развития самодеятельного искусства Уральского региона. Сделан вывод об увеличении количественного состава творческих коллективов и возрастании качественного уровня исполнительского мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FESTIVALS AND SHOWS OF FOLK ART AND THEIR INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF AMATEUR TALENT GROUPS IN THE URALS DURING THE 1960S-1970S

The article examines the ways by which the festivals, reviews, competitions of folk art influenced the activities of amateur art groups. The author studies the definite features of the folk festivals in the Urals at the epoch of social stagnation, determines the results and consequences of the studied process for the development of amateur art in the Ural region. The article comes to the conclusion that the number of members of the creative teams and the level of their skills were increasing.

Текст научной работы на тему «Влияние фестивалей и смотров народного творчества на развитие художественной самодеятельности Урала в 1960-1970-е годы»

УДК 7(47056)

ВЛИЯНИЕ ФЕСТИВАЛЕЙ И СМОТРОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРАЛА В 1960-1970-е ГОДЫ

© 2013 С.А. Заельская

Оренбургский государственный педагогический университет

Поступила в редакцию 16.09.2013

В статье исследуется процесс воздействия фестивалей, смотров, конкурсов народного творчества на рост активности самодеятельных художественных коллективов. В территориальных рамках Урала изучены особенности фестивального движения эпохи общественного застоя, выявлены тенденции развития художественной самодеятельности. Определены итоги и последствия исследуемого процесса для развития самодеятельного искусства Уральского региона. Сделан вывод об увеличении количественного состава творческих коллективов и возрастании качественного уровня исполнительского мастерства. Ключевые слова: художественная самодеятельность, культурно-просветительные учреждения, народные коллективы, фестивали и смотры народного творчества; репертуар коллективов художественной самодеятельности.

В представленной статье на материалах Урала исследуется влияние фестивалей, смотров, конкурсов народного творчества на становление и развитие художественной самодеятельности в эпоху «развитого социализма». Художественная самодеятельность являлась управляемой (государством и общественными организациями) социально-педагогической системой, имеющей регламентированную организационно-творческую структуру, функционирующей в условиях свободного времени и служащей просвещению трудящихся. Это форма культурно-творческой организации масс, вовлечение их в самодеятельность, средство нравственно-эстетической социализации человека1.

Серьезную роль в развитии и совершенствовании художественной самодеятельности, повышении мастерства участников, овладении новым репертуаром, развитии различных жанров творчества играли фестивали, смотры, конкурсы, проводимые в 1960-х - 1980-х годах в масштабах как страны, так и республик, областей. В изучаемый хронологический период каждая знаменательная дата советской истории закономерно становилась поводом для всесоюзных и всероссийских фестивалей, смотров, конкурсов самодеятельного творчества. Таким образом, деятельность самодеятельных коллективов практически полностью была подчинена графику сменяющих друг друга мероприятий, посвященных политическим датам, постановлениям партии и правительства. Тематика фестиваля или смотра определяла выбор репертуара. К участию в смотре допускались те исполнители и коллективы, которые в обязатель-

Заельская Светлана Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества и социально-политических теорий. E-mail: sv_a_z@mail.ru

ном порядке исполняли произведения о Ленине, Партии, труде и т.п.2

Большое значение для развития народного творчества имел Всероссийский смотр художественной самодеятельности, который проходил в 1963-1965 гг. во всех республиках СССР. В смотре активно участвовали агитбригады, народные театры, хоровые коллективы и группы, оркестры и инструментальные ансамбли, танцевальные коллективы, самодеятельные композиторы, поэты, отдельные исполнители, создатели любительских фильмов. В рамках смотра сельской художественной самодеятельности были проведены декады народного творчества.

С октября 1963 г. до января 1965 г. в Оренбургской области проводился смотр сельских самодеятельных коллективов. На заключительном областном смотре в декабре 1964 г. выступило 1448 человек от всех районов области. Большую и разнообразную программу показали на смотре участники художественной самодеятельности Первомайского и Саракташского районов, которым присудили по итогам смотра первое и второе места. Высокую оценку получил на зональном смотре в Свердловске танцевальный коллектив совхоза «Ленинский» Первомайского района, который выступал на заключительном концерте Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности в Москве. В ходе указанного мероприятия в клубах и домах культуры районов Оренбургской области прибавилось около 400 кружков художественной самодеятельности. Например, в Оренбургском районе во время смотра было создано 62 самодеятельных коллектива, в том числе 15 хоровых, 17 драматических, 11 танцевальных, 5 музыкальных кружков3.

В октябре и ноябре 1964 года во всех районах Удмуртской республики проходили зональные и районные смотры сельской художественной самодеятельности. Как правило, они начинались отчетами культурно-просветительных учреждений и местных оргкомитетов о выполнении принятых обязательств. В период смотра на клубных сценах выступило свыше полутора тысяч коллективов художественной самодеятельности, в которых участвовало около 14 тыс. человек. На заключительном республиканском смотре, проходившем в г. Ижевске 12 и 13 декабря, приняло участие около 500 самодеятельных артистов из всех районов республики4.

После завершения смотра сельской художественной самодеятельности, подведения его итогов в 1966-1967 годах был проведен Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства, посвященный 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Это было одно из самых массовых и представительных событий в истории развития народного творчества.

Всесоюзный фестиваль оказал серьезное влияние на дальнейшее качественное и количественное развитие художественной самодеятельности. Так, в Свердловской области с марта 1965 г. проходил III Всесоюзный фестиваль народного творчества, посвященный 50-летию Великой Октябрьской революции, в котором участвовало около 400 тыс. человек. В итоге активизировалась концертная деятельность коллективов художественной самодеятельности, увеличилось число театрализованных праздников и представлений на 37 %, количество участников художественной самодеятельности возросло на 25%, на 32% увеличилось количество любительских объединений и клубов по интересам. Происходило возрождение массовых народных и фольклорных праздников, были организованы смотры-конкурсы по различным жанрам народного творчества5. Специфика народного художественного творчества Свердловской области в середине 1960-х гг. заключалась в том, что в области работали коллективы нетрадиционных жанров, таких как пантомимы, эстрадного танца, цирковые, танцев в стиле «брейк», рок музыки, джазовые ансамбли6.

В Свердловской области в 1965 году было создано свыше 30 новых молодежных фольклорных коллективов, самодеятельных национальных ансамблей, что свидетельствовало о возрастании интереса к народным традициям. Появились областные клубы, пользующиеся большой популярностью. К примеру, фольклорные, клубы любителей русской песни, клуб гармонистов «Играй, гармонь». Потребность в общении любителей популярной музыки привела

к созданию областного рок-клуба, объединившего свыше 400 человек. Впервые в рамках фестиваля был проведен смотр-конкурс вокально-инструментальных ансамблей сельских районов области «Талицкая осень», в котором приняли участие 14 эстрадных коллективов из 10 районов Свердловской области7.

С 6 по 16 февраля 1967 г. в Оренбурге прошел зональный смотр народных театров с участием коллективов БАССР, Куйбышевской, Пензенской и Оренбургской областей8.

Существенную роль в развитии художественной самодеятельности сыграл Всесоюзный фестиваль самодеятельного творчества, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Особенностью фестиваля было то, что он состоял из цикла самостоятельных мероприятий в области художественного самодеятельного творчества.

В Оренбургской области в областном смотре сельской художественной самодеятельности, посвященном 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, приняли участие 27 хоровых и 46 вокальных коллективов, 13 солистов-инструменталистов, 161 солист-вокалист9. В Коми-Пермяцком автономном округе в смотре художественной самодеятельности участвовало 424 коллектива самодеятельности и отдельных исполнителей. Всего более 12 тыс. человек были задействованы в мероприятиях смотра. В период смотра было дано две тысячи концертов и вновь создано 57 коллективов художественной самодеятельности10.

В 1972-1973 гг. проходил Всесоюзный смотр художественной самодеятельности, посвященный 50-летию образования СССР. В период подготовки и проведения смотра органами и учреждениями культуры Урала была проделана огромная работа по организации новых и укреплению действующих самодеятельных коллективов, обогащению содержания их деятельности, повышению исполнительского мастерства участников.

В смотре художественной самодеятельности в Удмуртской республике приняло участие 1064 коллектива с числом участников 38 тыс. человек, работающих в сельских клубах и домах культуры. Среди них Марийский танцевальный коллектив сельского клуба Граховского района, которому было присвоено звание лауреата Всероссийского смотра. На смотре зоны Урала в Перми исполнительское искусство продемонстрировали 170 самодеятельных артистов республики, Мало-пургинский и Алнашский народные хоры11.

В Свердловской области на всех этапах Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности участвовало 40 тыс. самодеятельных артистов-колхозников, рабочих и слу-

жащих совхозов, сельской интеллигенции. В рамках данного мероприятия прошли выставки картин сельских самодеятельных художников и произведений мастеров декоративно-прикладного искусства, выставки работ сельских фотолюбителей, смотры народных театров, сельских драматических коллективов12. Организованно, с творческой выдумкой прошли смотры в Пригородном, Байкаловском, Пышминском, Артинс-ком, Шалинском и других районах Свердловской области, в городах Ивделе, Богдановиче, Верхней Салде13. В заключительных показах смотра приняло участие 54 хоровых, 74 танцевальных коллектива, 43 инструментальных ансамбля, 365 индивидуальных исполнителей. Хоровая капелла Племзавода «Пионер», фольклорная исполнительница Нурисламова из Первоуральска (пластический этюд) и исполнитель на гармониках собственного производства Сараев из Пригородного района стали лауреатами смотра в Перми14.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ в 1972-1973 гг. в Пермской области был проведен областной смотр сельской художественной самодеятельности как часть Всероссийского смотра, посвященного 50-летию образования СССР. В смотре приняло участие 150 коллективов и около 7 тыс. участников. Особое внимание было уделено разнообразию жанров. Кроме песен, танцев появились композиции, исполненные инструментальными оркестрами15.

В марте-апреле 1972 года в Пермской области состоялся смотр народных театров и драматических коллективов, в которых приняло участие 510 клубных учреждений, представленных 4722 участниками. Репертуар драматических коллективов был выдержан в духе времени. Среди представленных произведений были «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Трибунал» А.Е. Макаён-ка, «Разведчицы» И.М. Соболева и др. Хорошо выступили на смотре Кунгурский, Частинский, Добрянский народные театры16.

В ноябре-декабре 1972 года в Пермской области были проведены районные и зональные смотры хоровых, танцевальных и музыкальных коллективов и отдельных исполнителей, в которых приняли участие 18,5 тыс. человек из 650 культурно-просветительных учреждений. Большое внимание уделялось произведениям, прославляющим героику сегодняшнего дня, трудовые подвиги советского народа, коммунистическую партию, Ленина и Родину.

Анализ репертуара показывает, что за период смотра в указанной области было просмотрено 507 произведений вокально-хорового жанра. Из них на долю советских коммунистических

песен приходилось 87%, на долю русских, украинских, грузинских народных песен - 16%, произведений самодеятельных авторов - 6,7%17. Преобладающее большинство хоровых коллективов пели в народной манере, сохраняли и развивали народные песенные традиции Урала. Хорошо выступили коллективы Осинского, Большесосновского, Еловского, Юсьвинского районных домов культуры, ансамбли песни и танца г.Кудымкара, Нердвинского сельского дома культуры Карагайского района, Зюкайско-го дома культуры Верещагинского района и др. В смотре приняли участие вокально-инструментальные ансамбли, в которых работало 4675 человек. Лучшими ВИА были признаны: ансамбль «Юность» Карагайского районного дома культуры, мужской ансамбль Рябковского сельского дома культуры Чернушинского района, дуэт Зюкайского городского дома культуры Верещагинского района и др. В смотре приняло участие 38 оркестров народных инструментов с количеством участников 533 человека, 36 эстрадных оркестров с 280 участниками, 76 инструментальных ансамблей с 548 участниками. Удачно выступили оркестры народных инструментов Частинско-го районного дома культуры, Альняшинского сельского дома культуры Чайковского района, Пожвинского городского дома культуры Юсь-винского района, Ильинского районного дома культуры. Эти коллективы работали творчески в хорошей исполнительской манере, интересно подбирали репертуар.

Вместе с тем исполнительский уровень ряда художественных коллективов и отдельных исполнителей был недостаточно высок. Часто встречалось маловыразительное пение, нечеткая дикция. Несмотря на названные недочеты смотр способствовал количественному росту коллективов художественной самодеятельности, а 81 коллектив и отдельные исполнители Пермской области получили звание лауреатов18.

Смотр художественной самодеятельности, посвященный 50-летию образования СССР, в Челябинской области прошел организованно во всех 25 районах области. В смотре приняло участие 511 сельских клубов, районных и сельских домов культуры из 56619. В исполнении хоровых и вокальных ансамблей прозвучали произведения о партии, Родине, уральском крае. Звучали также произведения местных композиторов. К примеру, произведения И.И. Шутова «Родной Урал» и Е.В. Степанова «Песня о Пластовском совхозе». В ходе смотра отличились танцевальные коллективы: русский народный хоровод «Посеяли лебеду на берегу» Береговского клуба Каслинского района, хоровод по сказкам П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» Октябрьско-

го районного дома культуры, «Латвийский танец» клуба совхоза Красноармейского района. Выдающихся успехов добились оркестр баянистов Брединского районного дома культуры, исполнивший «Органную прелюдию соль-минор» И.С. Баха, и духовой оркестр Октябрьского дома культуры Красноармейского района, сыгравший «Неаполитанскую песню» П.И. Чайковского. Смотр выявил ряд положительных моментов в развитии самодеятельного творчества Челябинской области. Увеличился количественный состав коллективов, и возрос качественный уровень исполнения. Более требовательной и ответственной стала работа руководителей художественной самодеятельности по подбору репертуара20.

В 1973-1974 гг. в Свердловской области проходил телевизионный фестиваль «Моя родная сторона». В нем участвовали хоровые, танцевальные, инструментальные коллективы и отдельные исполнители народных песен. В фестивале приняло участие около 4800 человек, представлявших все виды народного искусства. На фестивале прозвучали современные советские песни, новые песни уральских композиторов, русские народные песни. Телевизионный фестиваль являлся продолжением и завершением Первого областного фестиваля народного творчества, который проходил с апреля 1971 г. по апрель 1972 г. В мероприятии приняли участие более тринадцати тысяч песенников, частушечников, исполнителей старинных обрядов, исполнителей на редких народных инструментах. Праздники народного искусства в рамках областного фестиваля фольклора прошли в Нижне-сергинском, Сысертском, Каменском, Байкалов-ском, Туринском районах, городах Богдановиче, Верхней Салде, Сухом Логу, Полевском21.

В 1975-1977 гг. в стране проводился I Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества. Открытие фестиваля повсеместно сопровождалось культурно-массовыми мероприятиями. Коллективы художественной самодеятельности в рамках первого тура приняли активное участие в мероприятиях, связанных с проведением праздника 30-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Повсеместно прошли праздники духовой музыки, марш-парады духовых оркестров, массовые выступления танцевальных коллективов. Мероприятия на местах завершились массовыми митингами у памятников советским воинам, погибшим в Великой Отечественной войне.

В Пермской области в 1975 году в фестивале приняло участие 8219 коллективов художественной самодеятельности, в которых участвовало 150 тыс. человек. В ходе фестиваля было

вновь создано 518 коллективов. В мае 1975 года в Перми проходила Неделя народного театра. Лауреатами областного фестиваля стали 7 народных коллективов: Народный театр молодежи Дворца культуры им. В.И. Ленина - за постановку спектакля А.П. Чехова «Вишневый сад»; народный театр Соликамского Дворца культуры бумажников - за спектакль Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие...»; народный театр Дворца культуры металлургов г.Лысьвы - за спектакль М.А. Шолохова «Поднятая целина»; народный театр Кыновского Дома культуры -за спектакль Н.Е. Вирты «Земля»; народный театр Кунгурского районного дома культуры - за спектакль Б.М. Равенских, М.Л. Анчарова «Драматическая песня»; народный театр Добрянско-го районного дома культуры - за драму Ю.М. Нагибина, Ц.С. Солодаря «Суджанские мадонны»; Бардымский народный театр - за спектакль Сахиба Джамала «Черные розы»22.

В ходе первого Всесоюзного фестиваля в Челябинской области, а в нем участвовало 9 тыс. коллективов и 145 тыс. исполнителей, были проведены творческие отчеты перед населением, значительно пополнился состав участников художественной самодеятельности, повысился идейно-художественный уровень и исполнительское мастерство многих коллективов самодеятельного искусства. В ходе фестиваля были выявлены недостатки. К ним относилось неравномерное развитие жанров самодеятельного народного творчества. Наиболее слабое развитие получили духовые оркестры, ансамбли народных инструментов, кружки изобразительного и прикладного искусства23.

Заключительные концерты победителей I Всесоюзного фестиваля народного творчества трудящихся в Челябинской области вылились в большие, яркие, незабываемые праздники, посвященные 60-летию Великого Октября. Особых успехов добились Дворцы культуры тракторостроительного объединения и металлургического завода. Народные коллективы «Самоцветы» и «Уральский сувенир» вышеназванных Дворцов культуры с большим успехом выступили в Румынии и ГДР24.

В ходе I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества убедительно была продемонстрирована высокая социальная мобильность художественной самодеятельности. В Пермской области в I Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества участвовало свыше 160 тыс. человек25. В фестивале приняло участие более 8200 коллективов художественной самодеятельности. За время фестиваля в Пермской области было вновь создано 518 коллективов. В 1975 году силами самодея-

тельности было дано 33100 спектаклей и концертов, которые посетило около 6 млн. зрителей. В городах и районах концерты включали все жанры самодеятельного творчества. В областном центре состоялись праздник духовой музыки, Неделя народных театров и смотр агитационно-художественных бригад, которые зафиксировали успехи художественной самодеятельности. Танцевальным коллективам Пермского политехнического института, Дворца культуры им. В.И. Ленина г.Соликамска, хоровому коллективу комбината шелковых тканей г.Чайковский, оркестру народных инструментов Платошинского сельского дома культуры Пермского района было присвоено звание «народный»26.

Таким образом, в исследуемый период фестивали и смотры художественной самодеятельности во многом способствовали росту творческой активности самодеятельных коллективов. Несмотря на существенные недостатки увеличился количественный состав коллективов и возрос качественный уровень исполнительского мастерства. Более требовательной и ответственной стала работа руководителей художественной самодеятельности по подбору репертуара. Художественная самодеятельность обогатилась новыми чертами, достигла новых высот не только в массовости, но и в мастерстве.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Каргин А.С. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства. М.: Музыка, 1990. С.70.

2 Деятельность клубов: народное художественное творчество. Аналитический обзор. М.: ГИВЦ МК РФ, 2001. С.61.

3 Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф.8034. Оп.1. Д.165. Л.6-7.

4 Культурное строительство в Удмуртии. Сборник документов и материалов (1941-1975 годы). Ижевск: Удмуртия, 1977. С.130.

5 Центр документации общественных объединений Свердловской области (далее - ЦДООСО). Ф.4. Оп.112. Д.78. Л.139.

6 ЦДООСО. Ф.4. Оп.112. Д.78. Л.144.

7 ЦДООСО. Ф.4. Оп.112. Д.78. Л.149, 151.

8 Государственный архив Оренбургской области (далее

- ГАОО). Ф. Р-1469. Оп.2. Д.1087. Л.46.

9 ГАОО. Ф. Р-2568. Д.787. Оп.1. Л.86.

10 Пермский государственный архив новейшей истории (далее - ПГАНИ). Ф.200. Оп.58. Д.12. Л.33.

11 Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф. Р-1490. Оп.1. Д.674. Л.215.

12 ЦДООСО. Ф.4. Оп.83. Д.167. Л.132.

13 Государственный архив Свердловской области (далее

- ГАСО). Ф. Р-2354. Оп.1. Д.821. Л.4.

14 ГАСО. Ф. Р-2354. Оп.1. Д.821. Л.16.

15 ПГАНИ. Ф.105. Оп.354. Д.1031. Л.23-25.

16 ПГАНИ. Ф.105. Оп.300. Д.121. Л.9-10.

17 ПГАНИ. Ф.105. Оп.300. Д.121. Л.10-11.

18 ПГАНИ. Ф.105. Оп.300. Д.121. Л.13-15.

19 Объединенный государственный архив Челябинской области (далее - ОГАЧО). Ф. Р-1390. Оп.2. Д.103. Л.1.

20 ОГАЧО. Ф. Р-1390. Оп.2. Д.103. Л. 4-6.

21 ЦДООСО. Ф.4. Оп.83. Д.167. Л.132-133.

22 ПГАНИ. Ф.105. Оп.304. Д.32. Л.62-63.

23 ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп.1. Д.1542. Л.3-4.

24 ОГАЧО. Ф. Р-1605. Оп.1. Д.203. Л.2.

25 ПГАНИ. Ф.105. Оп.354. Д.1970. Л.1.

26 ПГАНИ. Ф.105. Оп.354. Д.1435. Л.19.

THE FESTIVALS AND SHOWS OF FOLK ART AND THEIR INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF AMATEUR TALENT GROUPS IN THE URALS DURING THE 1960S-1970S

© 2013 S.A. Zaelskaya

Orenburg State Pedagogical University

The article examines the ways by which the festivals, reviews, competitions of folk art influenced the activities of amateur art groups. The author studies the definite features of the folk festivals in the Urals at the epoch of social stagnation, determines the results and consequences of the studied process for the development of amateur art in the Ural region. The article comes to the conclusion that the number of members of the creative teams and the level of their skills were increasing.

Keywords: amateur talent groups, cultural and educational institutions, folk groups, festivals and parades of folk art; repertoire of amateur groups.

Svetlana Zaelskaya, Candidate of History, Senior Lecturer of the Chair of History of Motherland and Socio-Political Theories. E-mail: sv a z@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.