Научная статья на тему 'Репертуарная политика в сфере художественной самодеятельности и ее осуществление на Урале в 1960-е - 1980-е годы'

Репертуарная политика в сфере художественной самодеятельности и ее осуществление на Урале в 1960-е - 1980-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
258
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА "РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА" / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕПЕРТУАР / НАРОДНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / СМОТРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заельская С.А.

В статье исследуется региональная специфика процесса формирования репертуара творческих коллективов в сфере художественной самодеятельности на материалах Уральского региона. Выявлены и изучены формы и методы осуществления шефской помощи творческих союзов и обществ коллективам художественной самодеятельности в плане подбора идеологически выверенного репертуара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Заельская С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репертуарная политика в сфере художественной самодеятельности и ее осуществление на Урале в 1960-е - 1980-е годы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

"Козел отпущения (искупления)". Библейское выражение, возникшее из описания, существовавшего особого обряда у древних евреев, особого обряда возложения грехов всего народа на живого козла. В нашей речи употребляется в значении: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину: несущий ответственность за других.

"Плясать под чужую дудку". Выражение употребляется в значении: действовать не по собственной воле, а по произволу другого. Восходит оно к греческому историку Геродоту (V в. до нашей эры), который в своей книге "Истории рассказывает, что персидский царь Кир после покорения мидян рассказал им следующую басню: "Один флейтист, увидевший рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул ее и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сетях, он сказал им: "Перестаньте плясать: когда я играл на флейте, вы не хотели выходить и плясать". Аналогичное выражение есть в Евангелии: "Мы играли вам на свирели, и вы не плясали", т.е. не хотели исполнить нашу волю.

"Незаменимых у нас нет". Исток этой фразы в книге французского писателя Луи Антуана Караччиоли "Искусство быть довольным собой" (1759г.). Он написал: "Незаменимых людей нет: в политике, как и в прочих занятиях, привычка и навык делают большую часть работы". Эту фразу приписывают Сталину. Выступая на ХVИ съезде ВКП(б), он сказал: "Эти зазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы... Их надо снимать с руководящих постов, не взирая на заслуги в прошлом".

Яркие крылатые фразы и выражения, глубокие по своему содержанию, истории и смыслу не рождаются на пустом месте. За каждой из них стоит неординарная личность или событие. Иногда они загораются, словно звезда на небе, а иногда проходят долгий путь к всеобщему признанию. Их истории не менее интересны, чем биографии выдающихся людей. И самое главное, крылатые слова и выражения обогащают наш великий русский язык, помогают нам быть в общении раскрепощенными и уверенными в себе. Список использованной литературы:

1. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск: Перемена, 2006. С. 3-16.

2. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: Академия, 2006.

3. Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1. С. 56-59.

4. Кочнова К.А. Речевая коммуникация: учебное пособие. Н.Новгород, 2015.

5. Кочнова К.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2013. 202 с.

6. Чанчина А.В. Мотивированность: сущность понятия // Х Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. Нижний Новгород, 2006.

© Волочинская А.А., 2015

УДК 7(470.56)

С.А.Заельская,

канд. ист. наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация

Е-mail: sv_a_z@mail.ru

РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НА УРАЛЕ В 1960-Е - 1980-Е ГОДЫ

Аннотация

В статье исследуется региональная специфика процесса формирования репертуара творческих коллективов в сфере художественной самодеятельности на материалах Уральского региона. Выявлены и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

изучены формы и методы осуществления шефской помощи творческих союзов и обществ коллективам художественной самодеятельности в плане подбора идеологически выверенного репертуара.

Ключевые слова

Эпоха "развитого социализма", художественная самодеятельность, репертуар, народные коллективы,

смотры художественной самодеятельности, Урал.

Художественная самодеятельность в эпоху "развитого социализма" стала непосредственным фактором советского образа жизни, превратилась в один из мощных потоков культуры социалистического общества. Проблемы репертуара художественной самодеятельности являлась предметом постоянного внимания со стороны Министерства культуры СССР, органов культуры на местах, творческих организаций. Коллегия Министерства культуры СССР 21 февраля 1969 г. приняла постановление «О задачах органов культуры, связанных с созданием и распространение репертуарной литературы для художественной самодеятельности». 4 июля 1969 г. было принято постановление «О состоянии и мерах улучшения идейно -художественного качества произведений для художественной самодеятельности».

Выполняя указания вышеназванных документов, многие издательства, центральные и республиканские, увеличили выпуск произведений для художественной самодеятельности. Издательства «Музыка» и «Советский композитор» стали издавать специальные серии в помощь художественно самодеятельности. Центральные издательства, такие как «Музыка», «Искусство», «Молодая гвардия», «Советская Россия» и другие регулярно издавали серии и отдельные сборники, пособия, указатели для самодеятельных кружков. Издательства «Искусство», «Советская Россия» выпускали библиотеки в помощь художественной самодеятельности. Башкирское книжное издательство выпустило авторские сборники песен и романсов М. Валеева, З. Исмагилова, Х. Ахметова (2 сборника), Р. Муртазина, Р. Сальманова, К. Рахимова, Т. Каримова, Х. Ибрагимова. Изданы два сборники башкирских народных песен, которые включали песни и романсы башкирских композиторов, пять сборников пьес для фортепиано, один для баяна, три для детей [5, с. 84].

В исследуемый хронологический период усиливалось внимание коллективов художественной самодеятельности к местной тематике. Улучшалась деятельность в этом плане местных издательств, областных центров народного творчества. Руководителям изучаемых коллективов разъяснялась необходимость поисков самобытного материала местного звучания. К примеру, анализ репертуара самодеятельных коллективов, показывает, что за период смотра агитационно-художественных бригад, проходившего в 1972 г. в Пермской области, было просмотрено 507 произведений вокально-хорового жанра. Из них на долю советских коммунистических песен приходилось 87%, на долю русских, украинских, грузинских народных песен - 16%, произведений самодеятельных авторов - 6,7% [7, л. 10-11]. Преобладающее большинство хоровых коллективов пели в народной манере, сохраняя и развивая народные песенные традиции Урала. Удачно выступили оркестры народных инструментов Частинского районного дома культуры, Альняшинского сельского дома культуры Чайковского района, Пожвинского городского дома культуры Юсьвинского района, Ильинского районного дома культуры. Эти коллективы работали творчески в хорошей исполнительской манере, интересно подбирали репертуар [4, с. 148].

Смотр художественной самодеятельности, посвященный 50-летию образования СССР, в Челябинской области прошел организовано во всех 25 районах области. В смотре приняло участие 511 сельских клубов, районных и сельских домов культуры из 566 [6, л. 1]. В исполнении хоровых и вокальных ансамблей прозвучали произведения о партии, Родине, уральском крае. Звучали произведения местных композиторов. К примеру, произведения И.И. Шутова «Родной Урал» и Е. В. Степанова «Песня о Пластовском совхозе». Выдающих успехов добились оркестр баянистов Брединского районного дома культуры, исполнивший «Органную прелюдию соль-минор» И. С. Баха и духовой оркестр Октябрьского дома культуры Красноармейского района, исполнивший «Неаполитанскую песню» П.И. Чайковского. Смотр выявил ряд положительных моментов в развитии самодеятельного творчества Челябинской области. К примеру, более требовательной и ответственной стала работа руководителей художественной самодеятельности с подбором репертуара [4, с. 149].

В 1973-1974 гг. в Свердловской области проходил телевизионный фестиваль «Моя родная сторона». В

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

нем участвовали хоровые, танцевальные, инструментальные коллективы и отдельные исполнители народных песен. В фестивале приняло участие около 4800 человек, представлявшие все виды народного искусства. На фестивале прозвучали современные советские песни, новые песни уральских композиторов, русские народные произведения. Телевизионный фестиваль являлся продолжением и завершением первого областного фестиваля народного творчества, который проходил с апреля 1971 по апрель 1972 гг. В мероприятии приняли участие более тринадцати тысяч песенников, частушечников, исполнителей старинных обрядов, исполнителей на редких народных инструментах [9, л. 132-133].

С середины 1960-х гг. дальнейшее развитие получила авторская самодеятельность. Возросло количества людей, умеющих специфическим языком искусства рассказать о наиболее значимых событиях в жизни страны, района, воспеть Родину, свой край. Многие произведения самодеятельных авторов включались в различные репертуарные сборники, исполнялись самодеятельными коллективами. Различные фестивали самодеятельной песни собирали десятки тысяч исполнителей и слушателей. К примеру, 8-11 апреля 1975 г. в областном доме народного творчества состоялся отчетный концерт и семинар композиторов -любителей Челябинской области, в котором приняло участие 16 самодеятельных композиторов из Челябинска, Троицка, Златоуста, Миасса, Кыштыма. В программе концерта было представлено 45 произведений самодеятельных композиторов [6, л. 40].

Областной смотр сельской художественной самодеятельности, посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Ленина показал, что репертуар художественной самодеятельности стал разносторонним и интересным, шире было представлено творчество местных авторов, произведений о В. И. Ленине, Родине, трудовых подвигов советского народа [2, л. 87]. Вместе с тем, анализ выступлений коллективов художественной самодеятельности Пермской области на областных праздниках 1975-1976 гг. показывал, что в репертуаре коллективов преобладают темы советской Родины и партии, жизни трудящихся и крестьянства, произведения высокого гражданственного звучания и лирического, уральского плана, музыка, песни и танцы народов СССР и стран социалистического содружества [8, л. 33].

Народный театр балета г. Березники Пермской области возник на базе хореографического кружка Дома культуры энергетиков в 1959 г. В 1976 г. в студии работало более 200 человек. В репертуаре балета были представлены «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Жизель» А. Адана и более 40 различных произведений - дивертисментов и миниатюр, поставленных на музыку П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Ф. Шопена, Э. Грига, Ф. Шуберта, К. Глюка, Л. Минкуса [8, л. 110].

Большую помощь народным театрам, коллективам художественной самодеятельности оказывали региональные отделения Всероссийского театрального общества. Режиссеры и артисты профессиональных театров систематически выезжали в народные театры, участвовали в приеме спектаклей, помогали в их подготовке, проводили разборы спектаклей, занятия по сценической речи, мастерству актера, гриму, сценическому действию [2, л. 23]. К примеру, на базе Оренбургского областного драматического театра были созданы и работали лаборатории режиссеров и художников народных театров [1, л. 23]. Коллектив Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури в 1964 г. в Янаульском районе БАССР организовал десятидневный семинар для руководителей самодеятельных коллективов. Ставились танцевальные номера, проходили занятия по гриму и актерскому мастерству в драматических кружках Чекмагушевского, Бижбулякского, Хайбуллинского, Баймакского, Учалинского районов [10, л. 18].

Репертуарно-редакционные коллегии министерств совместно с творческими союзами Всероссийского хорового общества, Всероссийского театрального общества стали проводить различные конкурсы по созданию новых художественных произведений для самодеятельности. В 1965 - 1966 гг. специалисты Свердловского отделения Всероссийского театрального общества регулярно просматривали спектакли народных театров и крупных драматических коллективов, обсуждали их с участниками, что, несомненно, способствовало повышению художественного уровня репертуара самодеятельных коллективов [3, л. 1].

Таким образом, в изучаемый хронологический период осуществлялись практические меры по совершенствованию репертуарной деятельности коллективов художественной самодеятельности, проводилась значительная работа по обеспечению художественной самодеятельности полноценным идеологически выверенным репертуаром. Росла заинтересованность со стороны самодеятельности к

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

использованию опыта, традиций, репертуара профессионального искусства. Во многом этому способствовала активность Всероссийского театрального общества. Таким образом, все вышеперечисленное свидетельствовало о богатстве проявлений и расцвете народного творчества в эпоху общественного застоя. Список использованной литературы:

1. Государственный архив Оренбургской области (далее - ГАОО). Ф. Р-2568. Д. 781. Оп. 1.

2. ГАОО. Ф. Р-2568. Д. 787. Оп. 1.

3. Государственный архив Свердловской области. Ф. Р-1919. Оп. 1. Д. 282.

4. Заельская С.А. Влияние фестивалей и смотров народного творчества на развитие художественной самодеятельности Урала в 1960 - 1970-е годы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 15. № 5. Самара : изд-во Самарского научного центра РАН, 2013. С. 146-150.

5. Заельская С.А. Региональные отделения Союза композиторов РСФСР и их деятельность по развитию музыкальной культуры Урала в 1960-1980-е годы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 3 (41): в 2- ч. Ч. II. С. 83 - 85.

6. Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. Р-1390. Оп. 2. Д. 103.

7. Пермский государственный архив новейшей истории (далее - ПГАНИ). Ф. 105. Оп. 300. Д. 121.

8. ПГАНИ. Ф. 105. Оп. 354. Д. 1433.

9. Центр документации общественных объединений Свердловской области. Ф. 4. Оп. 83. Д. 167.

10. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Ф. Р-1910. Оп. 2. Д. 330.

© Заельская С.А., 2015

УДК 908

Е.Н. Закерова

студентка факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация

ПОСЕЛОК ПЕРВОМАЙ (ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ)

Аннотация

Статья посвящена изучению истории малой родины - рабочего поселка "Первое мая".

Ключевые слова Первомай, село, Нижегородский край

Вот так всегда: воспоминания трону, Перелистаю юность я свою, Покажется: у беленькой березки Девчонкой я стою. Пригрезятся опять: сады над Пырой, И звонкий щебет птиц в садах. Уедешь вдаль и будешь долго-долго Ты вспоминать поселок Первомай!

Самое прекрасное место на свете - это родина! У каждого человека есть своя родина, и каждый беззаветно любит ее.

Балахнинский район Нижегородской области - родина великого героя Кузьмы Минина. Есть в нем удивительный небольшой рабочий поселок - Первое мая (около пятидесяти домов). Жители часто

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.