Научная статья на тему 'Народные театральные коллективы Урала в системе художественного творчества в эпоху «Развитого социализма»'

Народные театральные коллективы Урала в системе художественного творчества в эпоху «Развитого социализма» Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
226
37
Поделиться
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / РЕПЕРТУАР НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ / САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Заельская Светлана Александровна

В статье рассматривается деятельность народных театральных коллективов Урала как важнейших структурных элементов в системе художественного творчества в хронологических рамках эпохи общественного застоя. Показаны основные проблемы в работе изучаемых коллективов, определены особенности формирования репертуара и специфика методической и практической помощи народным коллективам со стороны учреждений профессионального искусства.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Заельская Светлана Александровна,

FOLK THEATRES OF URALS IN THE ARTS SYSTEM DURING THE “DEVELOPED SOCIALISM” EPOCH

This article examines the activities of Urals folk theaters as a major structural element in the art system during the epoch of social stagnation. The author reveals the main problems of the theatre groups, defines features of the repertoire formation. The specifics of the methodological and practical assistance to the folk theatres provided by the professional art institutions are studied.

Текст научной работы на тему «Народные театральные коллективы Урала в системе художественного творчества в эпоху «Развитого социализма»»

УДК 792.08 (С173)

Заельская Светлана Александровна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества и социально-политических теорий Оренбургского государственного педагогического университета

НАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ УРАЛА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»

Аннотация:

В статье рассматривается деятельность народных театральных коллективов Урала как важнейших структурных элементов в системе художественного творчества в хронологических рамках эпохи общественного застоя. Показаны основные проблемы в работе изучаемых коллективов, определены особенности формирования репертуара и специфика методической и практической помощи народным коллективам со стороны учреждений профессионального искусства.

Ключевые слова:

народные театры, художественное творчество, репертуар народных театров, самодеятельное творчество, художественная самодеятельность.

Zaelskaya Svetlana Aleksandrovna

PhD in History, Assistant Professor, National History and Socio-Political Theories Department, Orenburg State Pedagogical University

FOLK THEATRES OF URALS IN THE ARTS SYSTEM DURING THE “DEVELOPED SOCIALISM” EPOCH

Summary:

This article examines the activities of Urals folk theaters as a major structural element in the art system during the epoch of social stagnation. The author reveals the main problems of the theatre groups, defines features of the repertoire formation. The specifics of the methodological and practical assistance to the folk theatres provided by the professional art institutions are studied.

Keywords:

folk theaters, artistic creativity, repertoire of folk theaters, amateur creativity, amateur performances.

Художественная самодеятельность в эпоху общественного застоя являлась непосредственным фактором советского образа жизни, превратилась в один из мощных потоков культуры социалистического общества. Художественное творчество рассматривалось как деятельность любого художественного коллектива и его работников, специально направленная на создание художественных произведений, призванных воздействовать на психологию, мировоззрение человека, формирование его духовного мира.

В изучаемый хронологический период получила дальнейшее развитие высшая форма художественной самодеятельности - народные театры. В представленной статье понятие народный театр используется в значении звания, которое присваивалось отличившимся постоянно действующим непрофессиональным самодеятельным коллективам, располагающим необходимыми условиями для подготовки спектаклей. Появление народных коллективов признавалось важнейшим рубежным моментом в развитии самодеятельного художественного творчества в 1960-е - 1980-е годы. Являясь лучшими, образцовыми, народные коллективы становились методическими, консультативными центрами, оказывали практическую помощь кружкам и коллективам цехов, красных уголков.

В течение исследуемого периода на Урале фиксируется рост числа сети народных театров. К примеру, в Оренбургской области в 1965 г. насчитывалось 8 народных театров, а в 1974 г. их количество увеличилось до 12. Лучшими среди них являлись Орский народный театр музыкальной комедии, Бузулукский и Сорочинский народные театры. Исследуемые коллективы, обладая высокой мобильностью, проникали в самые отдаленные села своего и соседних районов, выступали с интересным и содержательным репертуаром.

Так, народные коллективы в сезоне 1973-1974 гг. показали 214 спектаклей и обслужили около 50 тыс. сельских зрителей. Успешно работали Асекеевский театр (режиссер З.Г. Валишина), Новосергиевский (режиссер А.С. Ермолина), Ташлинский (режиссер В.В. Козлов) и др. В 1973 г. Сорочинскому народному театру за лучший молодежный спектакль Н. Думбадзе «Не беспокойся, мама» было присвоено звание лауреата и вручен диплом первой степени ЦК ВЛКСМ [1, с. 329]. В 1975 г. в Оренбургской области 51 самодеятельный коллектив был удостоен звания народного, в их числе самодеятельный театр музыкальной комедии, выступавший на сценах Москвы [2].

В 1970 г. в Пермской области имелось 11 народных театров. Среди них выделялся Чернушинский народный театр, который в феврале 1970 г. поставил новый спектакль В.Н. Собко «Сохрани мою тайну». Студия театра выпустила «Оперу о царе Салтане», которая получила высокую оценку со стороны маленьких зрителей и местной прессы. В районном доме культуры, где располагался народный театр, условия для работы коллектива были плохие, помещение практически не отапливалось. Вместе с тем при театре работала студия по специальному учебному плану, а также был создан художественный совет. Суксунский народный театр в изучаемый период переживал глубочайший кризис, связанный с отсутствием у местного населения интереса к самодеятельному искусству и желания принимать участие в работе коллектива. Тем не менее после длительного перерыва в 1969 г. театр оживил свою работу. Связано это было с именем режиссера Н.А. Сохарева, который сумел организовать две новые постановки. Руководителем Березовского народного театра с 1967 г. являлся Р. Харламов, не имевший специального образования. Этим обстоятельством объяснялся слабый уровень театральных постановок коллектива. После отъезда Харламова театр по существу перестал работать. Однако участники собирались сами без руководителя, репетировали спектакль В.В. Шкваркина «Чужой ребенок» [3].

В 1970 г. в Челябинской области насчитывалось 6 народных театров, лучшими из которых являлись Октябрьский народный театр кукол и Троицкий народный театр. Кроме того, в указанной области большой популярностью у детей пользовались театральные кружки кукол, которых в 1970 г. насчитывалось 17 [4]. В 1975 г. в Челябинской области в ведении областного управления культуры насчитывалось 23 самодеятельных коллектива, которым было присвоено звание «народный». Из них 8 хоровых, 8 театральных, 3 танцевальных, 3 агитбригады, 1 оркестр народных инструментов. Их сеть была распределена по районам неравномерно. Среди вышеназванных коллективов народные театры Троицкого районного дома культуры (режиссер В.Е. Игнатьев) и Верхнеуральского районного дома культуры (режиссер Б.М. Нужнов) в изучаемый хронологический период работали стабильно и постоянно, вели существенную творческую и учебно-воспитательную работу, выпускали по три-четыре спектакля в год. Вместе с тем, народный театр Троицкого районного дома культуры являлся лауреатом смотра-конкурса народных театров и театральных коллективов, посвященного 50-летию образования СССР, а народный театр Верхнеуральского районного дома культуры - лауреатом областного смотра-конкурса, который проходил в июле 1975 г. в Челябинске [5].

В 1974 г. в Удмуртской республике насчитывалось 8 народных театров системы Министерства культуры. К ним относились Алнашский, Киясовский, Красногорский, Кез-ский, Можгинский, Увинский, Селтинский, Якшур-Бодьинский, которые работали на базе районных домов культуры. В пяти народных театрах работали режиссеры с высшим образованием. Несколько лет без режиссеров работали коллективы Селтинского и Кезского народных театров. Можгинский народный театр получил звание народного в 1960 г. Под руководством режиссера Б.И. Куляпина театр осуществил постановку двух пьес -«Блудный сын» Э. Ранета, с которой коллектив участвовал в смотре «Театральная весна-

73», и «Барабанщица» А.Д. Салынского, за что на зональном смотре народных театров в Уфе получил диплом II степени. Якшур-Бодьинский театр получил звание народного в 1970 г. В фестивале «Театральная весна-73» театр принял участие со спектаклем Г.С. Мамлина «Обелиск». В сентябре 1973 г. за высокое исполнительское мастерство и пропаганду национальной драматургии Алнашскому национальному драматическому коллективу было присвоено высокое звание «народный». В репертуаре театра - «Батрак» М.П. Петрова, «Зангари» Л. Перевощикова, «Жить хочется» по повести П.А. Блинова, «Женитьба» Н.В. Гоголя. Алнашский народный театр дал 40 спектаклей в своем районе. С 1970 г. на базе районного дома культуры существовал Красногорский народный театр. Условия для полноценной работы коллектива отсутствовали. Тем не менее 23 февраля 1974 г. театр дал спектакль А.П. Ларченко «Одна береза знает». В 1972 г. было присвоено звание народный Киясовскому коллективу, в репертуаре которого присутствовала пьеса «Накануне» А.Н. Афиногенова и несколько одноактных произведений. Увинский народный театр 22 февраля 1974 г. продемонстрировал постановку пьесы Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие...». Спектакль прошел на стационаре четыре раза и был с успехом встречен зрителем [6].

Народные театры ставили своей основной задачей помощь в формировании человека будущего, открытие подрастающему поколению мира искусства, воспитание у молодых людей высокого эстетического вкуса. К примеру, молодежному театральному коллективу самодеятельного театра юного зрителя Дворца культуры «Октябрь» города Ижевска Президиум областного совета профессиональных союзов за большую воспитательную и творческую работу в 1967 г. присвоил звание «народного». На 1970 г. в репертуаре театра насчитывалось восемь пьес русских и советских авторов. Среди них были спектакли «Двадцать лет спустя» М.А. Светлова, «Голый король» и «Снежная королева» Е.Л. Щварца, «Модель 18-68» Б.А. Голлера и т. д. Большую признательность зрителя получил спектакль «Годы. события», автором пьесы и режиссером которого являлся Ж.В. Соломин. Каждый спектакль самодеятельного коллектива оставлял у зрителей светлое, жизнерадостное впечатление. Спектакли народного театра юного зрителя, как одного из лучших в республике, неоднократно высоко оценивались жюри смотров народных театров и театральных коллективов. В актерском коллективе в 1970 г. занималось около 50 человек - это молодые рабочие, студенты, школьники. Коллектив отличала высокая дисциплинированность, товарищество, стремление к овладению актерским мастерством. В 1970 г. шесть человек этого коллектива поступили в Свердловское и Саратовское театральные училища. Молодые актеры сами являлись пропагандистами своего театра в цехах заводов, на предприятиях, в учебных заведениях города. Руководил работой театра с 1966 г. выпускник Московского института культуры Ж.В. Соломин. Театр часто проводил беседы со зрителями, используя различные методы конкретно-социологических исследований с целью повышения профессионального мастерства коллектива и воспитания художественного вкуса. Только за сезон 1970 г. театром было дано 30 спектаклей и обслужено свыше 15 тыс. зрителей [7, с. 182-183.].

Народные театры принимали активное участие в смотрах и конкурсах, которые, как правило, демонстрировали рост актерского мастерства и исполнительской культуры участников коллективов. Составной частью республиканского фестиваля самодеятельного искусства в Удмуртии, посвященного 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, являлся республиканский смотр народных театральных коллективов, проходивший с 13 мая по 3 июня 1970 г. В смотре приняло участие 5 народных театров профсоюзов общей численностью 170 человек. Народный театр Дворца культуры «Юбилейный», народный театр юного зрителя Дворца культуры «Октябрь» и народный театр города Глазова на респуб-

ликанском смотре были награждены дипломами I степени. Русский и удмуртский народные театры Дворца культуры машиностроителей были награждены дипломами II степени. Репертуар всех народных театров был целенаправлен, идейно выдержан в духе времени. Народный театр дворца культуры «Юбилейный» на смотре показал спектакль «Власть тьмы» по пьесе Л.Н. Толстого. В коллективе данного народного театра воспитались и выросли в профессиональном плане хорошие актеры, такие как В. Корнев (контролер ОТК), Р. Харалдина (контролер), Санникова (учительница), которые на смотре были награждены дипломами I степени. Большой популярностью среди трудящихся пользовался коллектив Удмуртского народного театра Дворца культуры машиностроителей, которому за пропаганду удмуртского национального искусства среди трудящихся сельской местности была присуждена премия комсомола Удмуртии. К смотру коллектив подготовил и показал спектакль «Катя» по пьесе Ф.Г. Кедрова [7, с. 186-187.].

Кудымкарский театр драмы в декабре 1974 г. провел городской и окружной смотр самодеятельности. Председателем жюри являлся главный режиссер театра В. Гуляев, который осуществил руководство генеральными репетициями самодеятельных театральных коллективов Коми-Пермяцкого автономного округа [8].

В мае 1975 г. в Перми проходила неделя народного театра. Лауреатами областного фестиваля стали 7 народных коллективов: народный театр молодежи Дворца культуры им. В.И. Ленина за постановку спектакля А.П. Чехова «Вишневый сад»; народный театр Соликамского дворца культуры бумажников за спектакль Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие.»; народный театр Дворца культуры металлургов г. Лысьвы за спектакль по «Поднятой целине» М.А. Шолохова; народный театр Кыновского дома культуры за спектакль Н.Е. Вирты «Земля»; народный театр Кунгурского районного дома культуры за спектакль Б.М. Равенских, М.Л. Анчарова «Драматическая песня»; народный театр Добрянского районного дома культуры за драму Ю.М. Нагибина, Ц.С. Солодаря «Суджанские мадонны»; Бардымский народный театр за спектакль С. Джамала «Черные розы» [9, с. 149].

В течение всего изучаемого периода профессиональные учреждения искусства Урала оказывали существенную помощь сельской художественной самодеятельности. За отдельными коллективами народных театров были закреплены работники искусств, которые помогали в подборе репертуара и подготовке к предстоящему смотру или конкурсу. Над народными театрами шефствовали профессиональные театры, оказывали им материальную помощь, участвовали в приеме и обсуждении спектаклей, создавали консультационные пункты для сельской художественной самодеятельности.

В помощь сельским народным театрам проводили крупные мероприятия коллективы Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури. К примеру, в 1964 г. в Янаульском районе БАССР был проведен десятидневный семинар руководителей самодеятельных коллективов. Ставились танцевальные номера, проходили занятия по гриму и актерскому мастерству в драматических кружках Чекмагушевского, Бижбуляк-ского, Хайбуллинского, Баймакского, Учалинского районов [10].

Большую помощь народным театрам, художественной самодеятельности оказывали региональные отделения Всероссийского театрального общества. Режиссеры и артисты профессиональных театров систематически выезжали в народные театры, участвовали в приеме спектаклей, помогали в их подготовке, проводили разборы спектаклей, занятия по сценической речи, мастерству актера, гриму, сценическому действию. К примеру, на базе Оренбургского областного драматического театра были созданы и работали лаборатории режиссеров и художников народных театров [11].

В 1965-1966 гг. специалисты Свердловского отделения Всероссийского театрального общества регулярно просматривали спектакли народных театров и крупных драма-

тических коллективов, обсуждали их с участниками, что, несомненно, способствовало повышению художественного уровня самодеятельных коллективов [12]. Театры Свердловской области осуществляли помощь подшефным народным театрам. Например, в Красноуфимском народном театре генеральную репетицию спектакля «Город на заре» обсудили главный режиссер театра юного зрителя Ю.Е. Жигульский и завлит В. Паверман. Драматический театр Свердловской области шефствовал над Талицким народным театром. В 1974 г. в драматическом театре состоялась творческая встреча коллектива народного театра с профессиональными артистами. Руководители и режиссеры народных театров, драматических коллективов и школьных драматических кружков регулярно приглашались на генеральные репетиции и сдачу новых спектаклей. К примеру, режиссер Талицкого народного театра неоднократно выезжал в Свердловск для консультаций [13]. В Талицкий народный театр для оказания помощи в репетициях спектакля выезжал завлит драматического театра А. Воловик. Кроме того, драматический театр помог народному театру изготовить оформление для спектакля. Семинары для руководителей театральных кружков являлись действенной помощью. На организованном Домом народного творчества месячном семинаре режиссеров сельских драматических коллективов вели преподавание по режиссуре и актерскому мастерству народный артист УССР Г. Полежаев, по истории русского и советского театра Л. Немченко [12].

За 1968-1971 гг. Челябинским отделением Всероссийского театрального общества совместно с областным Домом художественной самодеятельности и Домом народного творчества было организовано и проведено 7 десятидневных семинаров для режиссеров народных театров и драматических коллективов области. На три семинара приглашались преподаватели из Москвы [14].

Заслуженный артист РСФСР Ю.П. Васильев выезжал в город Ачит Свердловской области, где провел репетицию спектакля «А зори здесь тихие.». В дальнейшем именно за этот спектакль Ачитский народный театр получил звание лауреата Всероссийского смотра народных театров [13]. В 1977 г. на областном семинаре режиссеров народных театров режиссер театра юного зрителя Л. Вайсман провел 20 часов занятий по режиссуре, а педагог по сценической речи Г. Самокаева - 18 часов [15].

Более девяти лет в Пермской области работала областная лаборатория режиссеров народных театров, которая в начале 1970-х гг. переросла в зональную. 25-28 марта 1974 г. на базе профсоюза Пермского областного драматического театра прошло занятие зональной лаборатории режиссеров народных театров. Художественный руководитель Пермского драматического театра, член правления Пермского отделения Всероссийского театрального общества И.Т. Бобылев выступил с докладом на тему «Работа режиссера и актера в процессе создания спектакля». Было просмотрено и обсуждено четыре спектакля. В работе семинара приняло участие 57 человек из Свердловской, Тюменской, Курганской, Пермской и других областей. В течение 1975 г. Пермское отделение Всероссийского театрального общества провело пять консультаций для театральной самодеятельности колхоза «Россия» [16]. В мае 1979 г. в Перми состоялось очередное занятие зональной лаборатории режиссеров народных театров в форме театрально-педагогической конференции, посвященной Международному году ребенка. На совещании всесторонне была обсуждена тема «Роль театрального самодеятельного искусства в формировании личности подростка». В данном мероприятии приняло участие 100 человек [17].

В Пермской области в 1979 г. постоянно действовали консультации для художественной самодеятельности при учреждениях профессионального искусства. При Пермском театре оперы и балета такие мероприятия проводились для руководителей хоровых, вокальных, танцевальных коллективов, для дирижеров духовых и симфонических оркест-

ров, художественных оформителей. При Пермском драматическом театре осуществлялись консультации для руководителей драматических коллективов, художественных оформителей спектаклей [18]. Три раза в год Пермский театр кукол регулярно проводил на селе семинары режиссеров самодеятельных театров кукол, а также оказывал помощь по вопросам репертуара, режиссуры, художественного оформления [17].

В культурно-шефской работе на селе профессиональные учреждения культуры использовали такие формы работы, как заключение договоров с совхозами о творческом содружестве, индивидуальное шефство работников профессионального искусства над сельскими учреждениями и коллективами художественной самодеятельности. Так, Башкирским академическим театром драмы им. М. Гафури был заключен договор о шефстве, сотрудничестве, взаимопомощи с колхозом им. Чапаева Кармаскалинского района. Театр шефствовал над коллективом народного театра Кармаскалинского районного дома культуры. 19 февраля и 5 апреля 1980 г. состоялись шефские спектакли в колхозе им. Чапаева. В первых числах июня 1980 г. во время летних гастролей проводились занятия с коллективом народного театра Калтасинского районного дома культуры по сценической речи, гриму, актерскому мастерству [19, с. 108.]

Таким образом, в исследуемый период на территории Урала фиксируется количественный рост театральных коллективов, носящих звание «народный». В этот же период отмечается качественный рост профессионального мастерства актерских коллективов изучаемых учреждений. Это явление стало следствием шефской помощи, оказываемой региональными отделениями Всероссийского театрального общества и профессиональными учреждениями культуры Урала сельской художественной самодеятельности. Профессиональные коллективы осуществляла методические консультации по вопросам репертуара, а актеры и режиссеры оказывали практическую помощь в постановке спектаклей и концертных программ.

Ссылки:

1. Заельская С.А., Иванова А.Г. Специфика и проблемы культурной деятельности театральных коллективов в условиях общественного «застоя» и зарождения художественного многообразия культур в период перестройки (1964-1991 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 6-2. С. 323-330.

2. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 65. Д. 44. Л. 155.

3. ГАПК. Ф. Р-949. Оп. 1. Д. 53. Л. 1-3.

4. ОГАЧО. Ф. Р-1390. Оп. 2. Д. 60. Л. 3, 5.

5. ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп. 1. Д. 1327. Л. 1.

6. ЦГАУР. Ф. Р-1490. Оп. 1. Д. 1105. Л. 1-3.

7. Культурное строительство в Удмуртии : сб. док. и материалов (1941-1875 годы). Ижевск, 1977. 272 с.

8. ПГАНИ. Ф. 8187. Оп. 1. Д. 544. Л. 22.

9. Заельская С.А. Влияние фестивалей и смотров народного творчества на развитие художественной само-

деятельности Урала в 1960-1970-е годы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 5. С. 146-150.

10. ЦГИАРБ. Р-1910. Оп. 2. Д. 330. Л. 18.

11. ГАОО. Ф. Р-2568. Д. 781. Оп. 1. Л. 23.

12. ГАСО. Ф. Р-1919. Оп. 1. Д. 282. Л. 1-2.

13. ЦДООСО. Ф. 334. Оп. 1. Д. 22. Л. 45.

14. ОГАЧО. Ф. Р-1655. Оп. 1. Д. 149. Л. 11.

15. ГАСО. Ф. Р-1919. Оп. 1. Д. 377. Л. 30.

16. ПГАНИ. Ф. 8187. Оп. 1. Д. 544. Л. 20-21.

17. Там же. Д. 290. Л. 24.

18. ПГАНИ. Ф. 1. Оп. 94. Д. 6. Л. 3-4.

19. История культуры Башкортостана. Вып. 5. Культурная жизнь в Башкортостане : сб. док. и материалов. 1960-1994 гг. Уфа, 1995. 330 с.