Научная статья на тему 'Развитие форм художественной самодеятельности Пензенской области во второй половине 20 века'

Развитие форм художественной самодеятельности Пензенской области во второй половине 20 века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
835
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРУЖКОВАЯ РАБОТА / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / FORMS OF AMATEUR TALENT GROUPS / SECTION WORK / FOLK ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кондратенко Наталья Владимировна

В статье рассмотрен вопрос об особенностях развития региональных форм художественной самодеятельности в период сформировавшейся потребности населения в самовыражении через непрофессиональное творчество. Анализируется массовый характер художественной самодеятельности, ее культурно-историческая преемственность, обеспечивающая устойчивость социокультурных технологий деятельности в учреждениях культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FORMS OF AMATEUR TALENT GROUPS IN PENZA REGION IN THE SECOND PART OF 20 CENTURY

The question about particular features of the development regional forms of amateur talent groups in the period formed needs of population in self-expression trough unprofessional creation (work) is examined in the article. The massive nature of amateur talent groups, its cultural and historical continuity providing stability of sociocultural technologies of activity in institutes of culture are analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие форм художественной самодеятельности Пензенской области во второй половине 20 века»

УДК 371.383 ББК 77.2

РАЗВИТИЕ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 ВЕКА

Кондратенко Наталья Владимировна,

заведующая учебной частью филиала СамГУПС в г. Пензе, ул. Володарского, д. 98/5, г. Пенза, Россия, 440000,

[email protected]

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос об особенностях развития региональных форм художественной самодеятельности в период сформировавшейся потребности населения в самовыражении через непрофессиональное творчество. Анализируется массовый характер художественной самодеятельности, ее культурно-историческая преемственность, обеспечивающая устойчивость социокультурных технологий деятельности в учреждениях культуры.

Ключевые слова

Формы художественной самодеятельности, кружковая работа, народное творчество.

Одной из институциональных форм организации культурной жизни общества являются учреждения культуры, в частности, клубы. Исследование технологий деятельности этих учреждений в разные исторические периоды позволяет обобщить культурно-исторический опыт их работы с целью синтезировать традиции и новации в развитии сферы досуга, с одной стороны, а с другой - продемонстрировать связь этих форм с запросами повседневной жизни людей, потребностями общественного развития. Изучение региональных аспектов функционирования учреждений культуры дает представление об особенностях их развития на конкретных этапах истории. Их изучение важно и в целях противодействия духовно-нравственной деградации современного российского населения. Академик Жуков В.И. в одной из своих

работ подчеркивает: «Необходимо проведение государством последовательной политики духовного обновления общества, совершенствование человеческой индивидуальности на основе многовековой культуры России при сохранении культурной преемственности всех периодов развития общества. 1 Формирование подобной политики также должно основываться на прошлом опыте, изучении динамики разных форм творческого развития личности, в том числе и в формах художественной самодеятельности. Развитие творческих сил населения будет способствовать формированию конструктивных основ культурной политики Российской Федерации в целом и ее регионов.

1 Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. Т. 1. Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985 - 2005). - М.: Издательство РГСУ 2007. С. 530.

После Великой Отечественной войны в Пензенской области, как и по всей стране, требовалось возрождение культурно-просветительных форм работы с населением. Во время войны территория области находилась в тылу, ее население составляли люди, вносящие непосильный вклад в развитие материально-технической базы фронта и тыла. Сверхурочные работы, нерегулярный отдых ослабляли развитие культурно-просветительной работы. Тем не менее, эта работа велась и среди сельских жителей, и среди рабочих городских промышленных предприятий. По окончании войны, в первые послевоенные годы, основным видом учреждений культуры в городе Пензе и в области оставался клуб как центр культурно-просветительной и культурно-досуговой работы среди населения. Это были сельские клубы и избы-читальни, профсоюзные клубы и красные уголки. К их деятельности предъявлялись требования повышать культурный уровень широких слоев населения, сочетая различные формы и методы воспитательной работы с организацией культурного отдыха, удовлетворения потребностей в общении, образовании, развлечениях, реализации творческих возможностей.

Одним из приоритетных направлений клубной работы продолжало оставаться развитие народного творчества и художественной самодеятельности. В рамках этого направления организуются драматические, музыкальные, хоровые и танцевальные кружки, устраиваются выставки самодеятельных народных художников, резчиков и вышивальщиц, проводятся вечера художественной самодеятельности и праздники народного творчества.

Художественная самодеятельность позволяла реализовать сущность культурно-просветительной работы, носящей массовый характер и охватывающей разные слои населения, вовлекать людей в политическую, производственную и культурную жизнь. Одновременно участие в художественной самодеятельности способствовало развитию творческой инициативы и совершенствованию исполнительских навыков кружковцев.

Наиболее распространенной формой показа результатов творчества был вечер-концерт. Для его проведения привлекались все кружки, ансамбли и коллективы, работающие в клубе, при этом использовались различные формы и жанры самодеятельного искусства. Вечер-концерт традиционно начинался с вступительного слова или специального доклада. Затем, обычно, следовало выступление самодеятельного духового, струнного или джаз-оркестра. В каждом отделении концерта были обязательны: художественное чтение, вокальные, музыкальные и хореографические номера, а завершался концерт, чаще всего, скетчем, короткой пьесой шутливого содержания или одноактной пьесой.

Выездные концерты художественной самодеятельности осуществлялись агитационными бригадами. Работа агитбригады являлась составной частью общей работы сельского клуба, избы-читальни, профсоюзного клуба или красного уголка. Агитбригады составлялись из наиболее активных и, преимущественно, молодых участников художественной самодеятельности: певцов-солистов, танцоров, чтецов, рассказчиков, баянистов, балалаечников, частушечников, небольших вокальных ансамблей и танцевальных групп в зависимости от возможности клуба. Состав агитбригады обычно не превышал 6-10 человек из-за необходимости частых переездов.

Выезжая в колхозы, выступая в цехах и красных уголках предприятий со специально подготовленными программами, этот боевой отряд художественной самодеятельности проводил агитацию средствами искусства. Темы выступлений были разнообразны, и, как правило, были приурочены к важным событиям трудовой жизни коллективов. Для работников колхозов и совхозов темами выступлений были - весенний сев, уборка урожая, избирательная кампания. Для обслуживания промышленных предприятий - выполнение производственных планов, улучшение качества выпускаемой продукции, трудовая дисциплина, борьба с недостатками в работе коллектива, экономия средств и др. Программа культурно-агитационной бригады обычно включала в себя, кроме

художественной части, и политико-просветительную работу, представляющую собой проведение беседы или чтение лекции. Номера художественной части отбирались по принципу возможности их исполнения на небольших площадках, на открытом воздухе, на народном гулянии и т.п. Это были одноактная пьеса, скетч, миниатюра, рассказ, стихотворение, песня, сольные или дуэтные вокальные, музыкальные и танцевальные номера.

По содержанию все номера должны были быть агитационными, доводящими в художественной форме до сознания зрителей определенную идею. К репертуару агитбригад выдвигалось требование использовать лучшие произведения советских поэтов, писателей и композиторов, а также одноактные пьесы, сценки и миниатюры советских драматургов.

Архивные материалы сохранили описание одного из таких мероприятий - это работа агитбригады клуба фабрики «Маяк революции», организованная для оказания шефской помощи селу и культурного обслуживания колхозников во время уборки урожая 1950 года. Автомашина с членами агитбригады была оформлена лозунгами, посвященными уборке урожая, портретами И.В. Сталина и Л.П. Берии, цветами, на боковых бортах - выполненные на фанере фотомонтажи-выставки о работе академиков И.В. Мичурина и Т.Д. Лысенко. Поездка куль-тбригады длилась три дня, за которые она посетила 10 колхозов, где давала свои концерты. До начала концертов рядом с импровизированной сценой оборудовался стол, здесь колхозникам выдавались журналы, газеты и настольные игры. Созданию праздничной атмосферы содействовало исполнение аккордеонистом музыкальных произведений, предваряющих начало мероприятия. 2

Зачастую уровень мастерства непрофессиональных исполнителей подвергался критике со стороны компетентных зрителей. Однако при этом не следует забывать о том, что аудитория, перед которой выступали участники агитбригад, как правило, не имела профессионального образования, отличалась невзыскательностью

2 ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. -Д. 24. - Л. 24.

к художественному уровню исполнительства. Главное, чтобы было доступно, наглядно и весело. Таким образом, с задачей пропаганды и агитации кружковцы успешно справлялись. Актуальным в работе коллективов художественной самодеятельности, как и в деятельности агитбригад было не только проведение концертов ради отдыха трудящихся, но и использование их как средства искоренения недостатков в работе. Например, агитбригада «Велосипед» велосипедного завода в резкой сатирической форме вскрывала недостатки в производственной жизни завода - брак в производстве, косность при внедрении новой техники, волокиту с рационализаторскими предложениями и другое.

Во второй половине 1940-х годов строгого учета кружков художественной самодеятельности в Пензенской области не велось. Однако работниками Пензенского областного Дома народного творчества с помощью переписки с районами и выездов в районы было подсчитано, что в 1946 году в области работали 374 драматических, 193 хоровых, 38 музыкальных и 20 танцевальных коллективов. В самом городе Пензе функционировали 47 драматических, 12 хоровых, 17 музыкальных и 13 танцевальных коллективов. Однако в статистических материалах не упоминаются кружки изобразительного искусства, собирателей фольклора. Следует иметь в виду, что фольклор в этот период не рассматривался самими жителями села и малых городов, как нечто далекое и утраченное. Возраст старшего поколения, многодетные семьи хранили в своей среде множество песен, пословиц и поговорок, сказок. Само художественное творчество рассматривалось как повседневное занятие множества умельцев, среди которых были и руководили самодеятельных кружков. Они руководствовались принципом: научи тому, что умеешь делать сам. Поэтому из участников кружков набирались и руководители творческих коллективов.3

Кружки художественной самодеятельности привлекались к участию в различных массовых политических и производственных кампаниях. Так, в 1946 году в период подготовки к выборам

3 ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 28.

в Верховный Совет СССР для обслуживания избирателей города Пензы была оборудована агитмашина, предоставленная в распоряжение общегородской молодежной культбригады, состоящей из 42 человек. Концертные бригады создавались и для обслуживания колхозников во время весенней посевной кампании. Они выезжали на полевые станы и давали концерты для тружеников села. Обязательным было выступление агитбригад во время общегородского празднования Дня Победы, которые давали концерты в центральных парках и на площадях города.

Если в городах области в послевоенные годы существовали профессиональные театры, то сельские жители были лишены возможности регулярно посещать театры. Чтобы приблизить театральное искусство к жителям села, составляющим большую часть населения Пензенской области, в районных домах культуры особое внимание стали уделять развитию театральной самодеятельности, которая должна была восполнить отсутствие этого виды профессионального искусства на селе. Драматические кружки сельских клубов и изб-читален готовили одноактные пьесы, которые было проще поставить неподготовленным профессионально самодеятельным артистам. Периодически организовывался конкурсный вечер одноактных пьес, на котором выступали лучшие драматические кружки сельских клубов и изб-читален.

Стимулом развития театральной самодеятельности в Пензенской области стало участие ее коллективов в 1947 году во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности, который проводился в ознаменование 30-летия Советской власти. Задачами этого смотра стали развитие художественной самодеятельности на селе, широкое вовлечение в самодеятельные коллективы колхозников, сельской интеллигенции, рабочих и служащих МТС и совхозов, членов их семей, организация новых коллективов, выявление наиболее способных участников и лучших коллективов художественной самодеятельности, показ их достижений широкой общественности. По районам области в смотре приняли участие 507 коллек-

тивов из 21 района, в которых участвовало более пяти тысяч человек.

Подготовка к участию во Всероссийском смотре стала стимулом для создания новых самодеятельных коллективов. Было вновь организовано более ста самодеятельных коллективов общей численностью около тысячи человек. Это были драматические, хоровые и танцевальные коллективы, вокальные ансамбли, ансамбли песни и пляски, оркестры народных инструментов, духовые оркестры и инструментальные ансамбли. В смотре также приняли участие более 400 человек индивидуальных исполнителей на различных инструментах, чтецы, рассказчики, сказители, частушечники, певцы, танцоры, исполнители эстрадных жанров, художники, мастера художественных ремесел. 4 Всего в смотре художественной самодеятельности на областном этапе приняли участие более 700 человек. 5 В этом же году Пензенская область приняла участие во Всесоюзном смотре самодеятельного театрального искусства, в котором приняло участие множество самодеятельных театральных коллективов рабочих и служащих. Смотр предполагал многоуровневую организацию: сначала это фабрично-заводские смотры, затем - городские, областные и республиканские.6 Среди кружковой работы особенно активно развивалась музыкальная самодеятельность. В отчете о деятельности Пензенского областного Дома народного творчества за 1948 год приводятся такие сведения о коллективах музыкальной самодеятельности. В области 474 музыкальных и вокальных кружка, из них 404 кружка сельской музыкальной и хоровой самодеятельности. Среди музыкальных самодеятельных коллективов были оркестры щипковых народных инструментов, духовые оркестры, джаз-оркестры, инструментальные ансамбли, кружки баянистов, аккордеонистов, дуэты, трио и квартеты всех жанров, хоровые кружки народной песни, а также вокальные ансамбли, ансамбли песни и пляски. Охват населения кружками му-

4 ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 12. - Л. 93.

5 ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 12. - Л. 94.

6 ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 7. - Л. 60; Д. 19. -

Л. 16.

зыкальной самодеятельности составлял около шести с половиной тысяч человек. 7

Отсутствие профессиональных музыкантов в сельских клубах потребовало от областного Дома народного творчества организации для художественных руководителей музыкальных кружков специальных учебных занятий. Чаще всего это были лекции-концерты на определенную тему, например: «Ознакомление с лучшими произведениями русской классической музыки, рекомендуемыми к исполнению в музыкальной самодеятельности». Лекция иллюстрировалась исполнением произведений композиторов, о творчестве которых говорил лектор - профессиональный музыкант.

Следует отметить, что если самодеятельных духовых оркестров в области насчитывалось десять, и все они были сосредоточены в городе Пензе, то из всего количества хоровых кружков (320 в области) большая часть функционировала на базе сельских клубов, изб-читален и районных домов культуры (271 хоровой коллектив).8

Дальнейшему развитию хоровой самодеятельности способствовала организация в 1949 году объединенных сельских хоровых коллективов. В каждом районе области был организован объединенный хор на основе хоровых коллективов сельских культпросветучреждений, для чего каждый из последних обязывался создать хоровой кружок. Для объединенных хоровых коллективов утверждался общий репертуар, состоящий из старинных песен, а также современных, отражающих жизнь района, из припевок и танцев. Все участники объединенного хора были одеты в русские народные костюмы. Почти при каждом хоре работала танцевальная группа, которая сопровождала хороводные песни и выступала отдельно.

Объединенные хоры стали основой для организации новой формы проведения смотра художественной самодеятельности в области. Между районами организовывалось соревнование за право участия хоровых коллективов на Областном празднике песни, который с 1953

7 ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 20. - Л. 61.

8 ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 20. - Л. 63.

года проводился ежегодно осенью после уборки урожая.

Обязательным было включение в репертуар сельских хоровых коллективов, наряду с народными песнями, песен советских композиторов В.И. Мурадели, А.В. Александрова, С.С. Туликова, А.А. Бабаджаняна и других. Исполнялись также арии из опер «Садко» Н.А. Римско-го-Корсакова, «Русалка» А.С. Даргомыжского, «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Иван Сусанин» М.И. Глинки и др.

Расширению театральной самодеятельности области способствовал открытый в 1955 году в Пензе театр народного творчества. На сцене театра выступали 18 лучших самодеятельных коллективов области. Особенностью их работы стали постановки многоактных пьес и рост профессионализма режиссеров и исполнителей.

Уникальной формой проявления социально-творческой позиции советских людей и всего образа жизни этой эпохи была шефская деятельность. Шефство было безвозмездной широко распространенной формой интеллектуальной, физической, образовательной помощи города жителям села, воинским подразделениям, детским домам, заводам и фабрикам. В рамках шефской помощи городские профессиональные художественные коллективы оказывали творческую помощь самодеятельным коллективам, выезжая в сельскую местность с концертами и консультативной помощью художественной самодеятельности села. То же делали и самодеятельные коллективы, выезжая в подшефные колхозы и совхозы.

С 50-х годов в стране в целом и в Пензенской области также стали активнее развиваться кружки изобразительного (живопись, скульптура, графика), декоративно-прикладного искусства. В 1956 г. был открыт Всесоюзный заочный университет изобразительного искусства, обучение в котором осуществлялось бесплатно по следующей схеме. Всякий желающий получить образование в сфере изобразительного творчества присылал по почте свои работы или привозил их лично, а художник-профессионал давал заключение и составлял рекомендации по

овладению навыком изобразительной, пластической техники. Поскольку в советское время почтовые отправления были недороги, состоять в переписке с мастерами-профессионалами мог любой житель Пензенской области.

Результаты деятельности самодеятельных художников, создававших свои студии и кружки, стали демонстрироваться на городских смотрах работ самодеятельных художников из числа рабочих и служащих. Смотры освещались через городскую печать и радио. В клубах, домах культуры и красных уголках предприятий, в учебных заведениях создавались кружки изобразительного и декоративно-прикладного искусства. На занятиях этих кружков читались лекции на разные темы: по вопросам литературы, истории и теории изобразительного искусства, то есть велась учебно-воспитательная работа. В период проведения смотров организовывались выставки работ самодеятельных художников.

Работы, представляемые на смотр, отличались разнообразием. Здесь можно было увидеть: живописные, графические, скульптурные произведения, произведения декоративно-оформительского и народного прикладного искусства. Тематика произведений изобразительного искусства: картин, плакатов, портретов, рисунков (акварель, карандаш, уголь), гравюр, скульптуры из мрамора, гипса, дерева, пластилина, резьбы по дереву, кости, пластмассе, чеканки по металлу могла быть самой разнообразной. На выставках стали появляться также гончарные изделия, керамика, изделия из папье-маше, кружевоплетение, ковроткачество, художественная вышивка, аппликация, выпиливание, выжигание и др.

В 1960-е годы наблюдалось быстрое повышение образовательного и культурного уровня населения области. Если в 1913 году в Пензенской губернии число неграмотного взрослого населения достигало 80 %, а 52 % детей школьного возраста оставалось вне школы, то к концу 1960-х в школах обучалось 300 тысяч учащихся, в высших и средних учебных заведениях занималось 42 тысячи студентов. 9 Значительно воз-

9 ГАПО. - Ф. р-2357. - Оп. 1. - Д. 428. - Л. 19-20.

росла прослойка городской и сельской интеллигенции, это были выходцы из среды рабочих и колхозников, которые закончили высшие и средние специальные учебные заведения. Рост кружковой работы свидетельствовал о значительном уровне духовного развития, возросших интеллектуальных потребностях населения Пензенской области. Предметом особого внимания учреждений культуры было вовлечение в художественную самодеятельность подростков. Художественные кружки и студии пополнялись молодежью, которая приходила на производство после окончания средней школы. Общая тенденция омоложения коллективов художественной самодеятельности повлекла развитие новых самодеятельных жанров: кинолюбительство, фотолюбительство, создавались театры чтеца, агиттеатры, студии современных бальных танцев и цирковые коллективы. Особенно молодежь привлекала хореографическая самодеятельность. 10

Наиболее крупными в этот период были Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, проходивший с 1963 по 1965 годы, и Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства, посвященный 50-летию Октябрьской революции, который проходил в 1966-1967 годах. Особенностью этих смотров стало привлечение к участию в них большой массы молодежи. На областных этапах смотра выступало 90 % молодежи от общего числа участников, за счет молодежи также происходило значительное обновление коллективов.

1960-е годы были отмечены также введением в практику проведения смотров зональных показов сельской художественной самодеятельности. Лучшие коллективы показывали свои концертные программы в крупнейших административных и культурных центрах региона, в которых принимали участие и пензенские самодеятельные артисты. 11

С 1968 году повсеместно в области стали создаваться автоклубы, предназначенные для проведения массово-политической и культурно-просветительной работы в населенных пун-

10 ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 65. - Л. 79.

11 ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 65. - Л. 8.

ктах, не имеющих стационарных клубных учреждений, на фермах, в полеводческих и тракторных бригадах колхозов и отделениях совхозов. Деятельность автоклубов напрямую способствовала расширению аудитории агитационно-художественных бригад за счет проведения концертных выступлений в отдаленных и малых селах и деревнях области.

В парках культуры и отдыха городов и районных центров Пензенской области новой формой обслуживания стали недели отдыха рабочих и служащих конкретных предприятий, учреждений и организаций, где коллективы художественной самодеятельности предприятий, клубов и домов культуры проводили концерты. Кроме того, каждое воскресенье для детей и подростков в парке давались спектакли и концерты художественной самодеятельности.

В 1970-е годы происходит дальнейшее расширение сети учреждений культуры Пензенской области, вместе с этим растет число кружков художественной самодеятельности. К 1980-му году в области действовали народные и академические хоры, ансамбли песни и танца, оркестры (духовые и народных инструментов, симфонические и эстрадные, инструментальные и вокально-инструментальные ансамбли), кружки народного и бального танца, драматические коллективы, агитационно-художественные бригады, кружки кинолюбителей, фотолюбителей, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Возрастной состав этих кружков был обширен - от детей до людей старшего поколения.

Новой формой развития художественной самодеятельности в области стала организованная в 1974 году Пензенская областная народная филармония. В Положении о работе народной филармонии написано: «Основной задачей народной филармонии является систематический показ творческих отчетов коллективов сельских районов области и промышленных предприятий городов Пенза, Кузнецк, Сердобск, Каменка. Творческие отчеты проводятся как тематические концерты...».12

Работа Пензенской областной народной филармонии и организация Дней культуры нашли свое продолжение и в следующем десятилетии.

С 1986 года к художественной самодеятельности добавилось проведение спортивных мероприятий. Смотры народной филармонии стали проходить под названием «День культуры и спорта».

Наряду с этим все более широкие масштабы принимали мероприятия новых форм организации отдыха, не связанные с художественной самодеятельностью - танцевальные вечера, дискотеки, спортивные мероприятия.

В области в 80-е годы велась работа по выявлению и организации семейных художественных ансамблей, что было новым словом в организации художественной самодеятельности. Часто творческие смотры художественной самодеятельности проводились в форме вечера отдыха трудовых династий и семейных ансамблей.

Таким образом, развитие художественной самодеятельности Пензенской области во второй половине 20 века представляло собой региональное проявление общероссийской динамики художественно-культурной, культурно-просветительной работы. В рассматриваемый период художественная самодеятельность области приобрела массовый характер, выразившийся в значительном расширении охвата населения этим видом непрофессионального творчества. Культурно-историческая преемственность отразилась в появлении новых, оригинальных форм организации художественной самодеятельности на основе накопленного опыта, что обеспечивало устойчивость развития социокультурных технологий деятельности в учреждениях культуры.

12 ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 105. - Л. 18.

Список литературы

1. ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. -- Д. 24. - Л. 24.

2. ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 28.

3. ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 12. - Л. 93.

4. ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 12. - Л. 94.

5. ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 7. - Л. 60.

6. ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 19. - Л. 16.

7. ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 20. - Л. 61.

8. ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 20. - Л. 63.

9. ГАПО. - Ф. р-2357. - Оп. 1. - Д. 428. - Л. 19-20.

10. ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 65. - Л. 79.

11. ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 65. - Л. 8.

12. ГАПО. - Ф. р-2584. - Оп. 1. - Д. 105. - Л. 18.

13. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. Т. 1. Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985 - 2005). - М.: Издательство РГСУ, 2007. - 556 с.

DEVELOPMENT FORMS OF AMATEUR TALENT GROUPS IN PENZA REGION IN THE SECOND PART OF 20 CENTURY

Kondratenko Natalia Vladimirovna,

Deputy Director of Studies Institute branch of SamGUPS in Penza, Volodarskogo st. 98/5, Penza, Russia, 440000,

[email protected]

Abstract

The question about particular features of the development regional forms of amateur talent groups in the period formed needs of population in self-expression trough unprofessional creation (work) is examined in the article. The massive nature of amateur talent groups, its cultural and historical continuity providing stability of sociocultural technologies of activity in institutes of culture are analyzed.

bywords

Forms of amateur talent groups, section work, folk art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.