ценностей, толерантности, патриотизма.
Международная Волонтерская Модель ООН — это уникальное мероприятие, проводимое впервые в мире. Оно посвящено обсуждению проблемы «Студенческое добровольчество как фактор улучшения жизни в развивающихся странах». Это — еще одна ступень в формировании активного гражданского общества.
Таким образом, волонтерское движение «Бумеранг» в Программе развития деятельности студенческих объединений ТГУ имени
Г.Р. Державина добилось значительных результатов в рамках выполнения всех проектов, что заметно повышает интерес студентов к организуемым мероприятиям и вызывает желание вступать в ряды разных добровольческих групп. Данная Программа стимулирует творческую активность студентов, улучшает культурно-воспитательную и научно-исследовательскую базу добровольческих объединений вуза, материально-техническое обеспечение образовательной и научной деятельности университетской молодежи.
О
собенности развития клубных учреждений южного казахстана в 60-е годы хх века
УДК 351.858(091); 379.8(091) Айнур Уалиханова
Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауезова (Шымкент, Казахстан)
В статье рассматривается вопросы развития и становления клубных учреждений Южного
Казахстана в 60-е годы ХХ века. Анализируются статистические данные по архивным материалам.
Ключевые слова: клубные учреждения, культурно-просветительная работа, культура.
In article it is considered questions of development and formation of club establishments of Youzhny
Kazakhstan in the 60th years of the XX century. It is analyzed statistical data on archival materials.
Keywords: club establishments, cultural and educational work, culture.
Клубные учреждения являются одним из ной составной частью исторического опыта
важнейших звеньев системы социальных ин- Казахстана и значимым источником данных
ститутов воспитания. За годы становления и для поиска путей совершенствования мето-
развития постсоветских стран, и в частности дов воспитания молодого поколения. Кроме
Казахстана, клубные учреждения накопили того, историко-культурная проблематика, в
богатейший и важнейший опыт работы по силу сложившихся предпочтений в пользу
организации воспитания населения. В насто- инновационно-технологической и экономи-
ящее время изучение истории развития клуб- ческой тематики, подчас еще ускользает от
ных учреждений очень актуально ещё и по- внимания исследователей, а это приводит к
тому, что история культурно-досуговой ра- отставанию этой области исторической нау-
боты и клубных учреждений является важ- ки от требований жизни.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 137-141 137
Общий материал по истории культурного строительства и культурно-досуговой работы, как составной части этого строительства, содержится в трудах ученых России и Республики Казахстан, а также в статьях партийных и государственных деятелей. Но это очень общий материал и его недостаточно для определения содержания и основных направлений работы клубных учреждений Казахстана, в том числе Южного региона республики. В связи с этим мы начали изучать архивные материалы Южного Казахстана с целью определения особенностей развития клубных учреждений этого региона в указанный период.
Ценность архивных материалов состоит в том, что, во-первых, эти материалы впервые подверглись исследовательской обработке; во-вторых, они ценны тем, что на их основе мы можем воссоздать картину становления и развития клубных учреждений в историческом, статистическом, педагогическом аспектах и определить содержание их работы.
Выбранный этап — 60-е годы ХХ века — отличается сложными политическими и социально-экономическими условиями. Определение и выбор периода исследования объясняется еще и ростом в это время числа клубных учреждений, изменением их типов, подготовкой и воплощением в реальность новых научно-практических методов воспитания молодежи в клубных учреждениях. А Южный регион Казахстана мы выбрали для исследования в силу его многона-циональности населения, а соответственно, интересного опыта организации интернационального воспитания средствами клубных учреждений.
Клубные учреждения с первых дней своего становления в силу своего самодеятельного, добровольного, самоуправляющегося характера были особенно востребованы для выполнения политико-воспитательной функции. Как писала Н.К. Крупская, «клубы сплачивают массы, дают им возможность испытывать одинаковые духовные переживания, что всегда сближает» [1, с. 27].
Если взять проблему развития у человека
таких качеств, как активность, нравственность, ответственность, то и в этом смысле клубные учреждения были в высшей степени полезным воспитательным инструментом, поскольку они представляют собой социальный институт, главная цель которого — трудовое, нравственное, эстетическое, патриотическое и т.д. воспитание социально активной личности, неравнодушной ко всему происходящему.
Более того, в специфических условиях восточных республик Советского Союза клубные учреждения стали тем типом просветительской организации, который решал особые задачи, стоявшие перед культурно-просветительной работой того времени, а именно, например, в условиях многонационального Казахстана, — выполнение функции интернационального сплочения трудящихся. Благодаря товарищескому общению, участию в клубных мероприятиях представители различных национальностей хорошо узнавали друг друга, учились взаимному доверию и уважению.
В начале 60-х годов ХХ века количество клубных учреждений по видам и ведомствам составляло:
Типы клубных учреждений всего
в том числе в сельской местности
Клубные учреждения системы Министерства культуры СССР: В том числе:
Областной дом народного творчества
Городские дома культуры
Районные дома культуры
Клубы слепых и глухонемых
Сельские клубы
Избы-читальни
Красные юрты
Автоклубы
Клубы колхозов
Клубы профсоюзов
Клубы прочих ведомств и
организации
Итого клубных учреждений всех типов и ведомств:
184 177
1 2 15 2
84
27 25
28
13
84
27 25
28 113 113 125 74
7 7
429 371
Здесь мы видим, что в начале 60-х годов ХХ века в Южно-Казахстанской области работало 429 клубных учреждений [3, д. 214, с.1]. Однако, согласно исследованиям известного профессора, доктора педагогических наук Е.О. Омара, в Казахстане в этот период число клубных учреждений составляло 5140 [2, с. 188]. Такое расхождение можно объяснить тем, что большинство клубных учреждений Южно-Казахстанской области того периода не отвечало требованиям, предъявляемым к клубному учреждению как социальному институту, а соответственно, они не могли удовлетворять возникающие потребности населения региона в культурном отдыхе, не могли организовывать культурно-просветительную работу. В некоторых населенных пунктах сельской местности у клубов не было даже соответствующих помещений, в других — число клубных учреждений явно не могло охватить всего населения. Например, в Сары-агачском районе работало всего 8 клубов, Чаяновском районе — 13, Ильичевском районе — 8 и т.д., а это самые многонаселенные и многонациональные районы Южного Казахстана.
В целях разрешения этой проблемы в 1965 году была поставлена задача преобразовать сельские клубы, расположенные в центральных усадьбах колхозов, совхозов, сельсоветов, в сельские Дома культуры с приданием им статуса головного клубного учреждения.
Клубные работники национальных окраин, по большей части, осваивали опыт России, где наилучшей формой организации, осуществляющей просвещение в сельской местности, показала себя изба-читальня. Учитывая специфику области, успешно продолжали свою работу передвижные виды клубных учреждений, такие как «красные юрты», вагоны-клубы, автоклубы и т.п. Эти виды клубных учреждений успешно вели такие виды деятельности, как справочная работа, библиотечное обслуживание, проведение докладов, лекций, бесед, которые акцентировали внимание на разъяснении основных задач Советской власти и
правительства.
В 60-е годы ХХ века в области существовало более 25-ти «красных юрт». Они работали непосредственно в центральных усадьбах отгонного животноводства. Работники «красных юрт» не только выдавали книги или обменивали старые книги на новые, но также доносили до читателей краткое содержание книг, которые могли бы им помочь в повседневной работе. При «красных юртах» работали советы, где обсуждались задачи Коммунистической партии, для чего руководителям «красных юрт» приходилось держать тесную связь с секретарями партийных организаций.
Одновременно с «красными юртами» действовали автоклубы, которые вели большую разъяснительную и пропагандистскую работу среди тружеников сельского хозяйства, особенно на участках отгонного животноводства. Только в 1960 году они организовали 860 выездов. На разные темы было прочитано 1158 лекций, на которых присутствовало 23757 человек, поставлены 362 концерта, проведено 206 тематических вечеров. Агиткультбригады создали 17 сценариев, с которыми выступили в районах области. Организовали 88 встреч с «маяками семилетки» среди чабанов и новаторов производства. Киноустановки автоклубов продемонстрировали 2472 кинофильма, выпустили 318 стенгазет, в том числе световых — 124. Особенно хорошо налажена была работа автоклубов Сузакского, Чаяновского, Сары-агачского районов.
Клубы как важный инструмент массово-политической работы организовывали различные мероприятия: лекции и доклады, читки и беседы на разные темы, например «Коммунистическая партия — организатор и вдохновитель побед советского народа», «Героическое прошлое Советского народа», «Хлеб — народное богатство», «Как бороться с потерями зерна», «Защита Отечества — важнейшая функция государства, дело всего народа, священный долг каждого гражданина СССР», «Задачи по укреплению оборонной мощи страны в свете решений ХХ1 съез-
да КПСС» и т.п. Такие лекции воспитывали у трудящихся чувство патриотизма, коллективизма, трудолюбия. Всего в 1960 году в области силами клубных учреждений было организовано 7197 лекций, в них приняло участие более 600 тысяч человек.
Известно, что со второй половины 50-х годов ХХ века в клубных учреждениях начала использоваться такая форма работы, как «тематический вечер». В 1960-е годы эта форма работы стала активно развиваться. Только в 1960 году в области были проведены 3972 тематических вечера, на которых присутствовали 584835 человек. Это были вечера молодежи, вечер костюмов, вечер вальсов и т.п. Чаще всего на таких молодежных вечерах проводились беседы на темы: «Любовь к труду», «О бодрости, бесстрашии, об уверенности в победе нашего дела», «Родина — наша гордость» и т.д., целью которых было воспитание у молодежи трудолюбия и патриотизма.
Также в регионе работали различные кружки: хоровые, хореографические, драматические, музыкальные. Всего в начале 60-х годов ХХ века работало 458 кружков, а занято в них было 4763 человек. Крайне интересен опыт кружков кройки и шитья, а также художественно-машинной вышивки, потому что некоторые из посещающих эти кружки таким образом обрели профессию. В 1960 году курсы выпустили 112 специалистов, которые в дальнейшем продолжили работу по массовому пошиву в ателье, а в 1965 году их число составляло 197.
Анализ архивных материалов Областного управления культуры и клубных учреждений показывает, что пристальное внимание было уделено работе художественной самодеятельности. Нам известно, что в целом советское государство уделяло большое внимание развитию художественной самодеятельности. В области ежегодно проводились районные, областные смотры художественной самодеятельности. Смотр начинался, как правило, с отчетов перед населением сельских клубов и домов культуры о работе за истекший год. Далее начинался концерт
коллективов художественной самодеятельности. Затем проводились заключительные районные, областные, республиканские показы. Лучшие коллективы области выступали на Республиканском смотре. В областном смотре, который проводился в 1960 году, коллективы художественной самодеятельности Сары-агачского, Чаяновского районов заняли призовые места. Победители республиканских смотров и фестивалей получали право на участие во Всесоюзных смотрах.
В 1965 году на сцене Кремлевского Дворца съездов и Колонного зала Дома Союзов состоялись заключительные концерты Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности, в которых приняли участие самодеятельные коллективы Чаяновского района Южно-Казахстанской области.
Наиболее интересно работали в городе Чимкенте такие клубные учреждения, как Дворец металлургов, Дворец завода прессов-автоматов. Они проводили свою работу по новому методу, который заключался в том, что коллективы культурно-просветительных учреждений выезжали непосредственно в рабочие кварталы, где демонстрировали кинофильмы, давали концерты, читали лекции на международные и бытовые темы, на темы воспитания детей и отношения к ним родителей. К ХХ11 съезду КПСС клубы проводили работу по пропаганде материалов съезда, выступая как опорные пункты партии. Была обновлена наглядная агитация, сценарии агитбригад этих клубов, организованы выезды в районы для обслуживания хлопкоробов.
Агитационно-художественные бригады (агитбригады) — наиболее боевой жанр художественной самодеятельности. Во все времена в их творческой деятельности наблюдалось настойчивое стремление к более четкой тематической направленности программ, высокой политической остроте, к более тесной связи с жизнью, задачами правительства и Коммунистической партии. В 1960 году в каждом районе силами агитбригад было организовано по 10—12 выступлений, а в 1965
году это число увеличилось вдвое.
Наряду с вышеуказанными видами, шло совершенствование и других жанров художественной самодеятельности. В регионе наиболее успешно развивались такие массовые формы художественной самодеятельности, как театрализованные праздники и праздники песни.
Не только проблемы улучшения материально-технической базы клубных учреждений, привлечения масс к художественной самодеятельности необходимо было решить руководящим органам партии, правительству и профсоюзам. Остро стояла проблема подготовки кадров для клубных учреждений. Многие клубные учреждения очень нуждались в профессиональных культпросветработниках. Например, в 1960 году в 429 клубных учреждениях работали только 268 культпросветработников, в частности в Георгиевском районе в 22 клубных учреждениях в 1960 году работали всего 9 культпросветработников [3, д. 213, с. 1—22]; в Арысском районе в 18 клубах — 11 человек [3, д.215, с. 1—18]. Некоторые клубные учреждения вообще не были обеспечены кадрами.
В связи с этим правительство организовало краткосрочные курсы культпросветработников, а в 1967 году в городе Чимкент
был открыт Чимкентский педагогический институт культуры, который стал первым в Казахстане и пятым в СССР. В этом институте был открыт факультет культурно-просветительная работа со специализациями: руководитель самодеятельного хорового коллектива, руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов.
Изучая архивные материалы, мы определили следующие недостатки клубной работы в Южном Казахстане в 60-е годы ХХ века:
• отсутствие во многих населенных пунктах клубных помещений;
• недостаток музыкальных инструментов, национальных и театральных костюмов;
• нехватка кадров: профессиональных культпросветработников и художественных руководителей, что тормозило развитие этой сферы.
Таким образом, можно сделать вывод, что клубные учреждения Южного Казахстана в 60-е годы ХХ века проводили определенную работу по политическому просвещению и развитию самодеятельного творчества масс. Во второй половине 60-х годов ХХ века кадровый потенциал культпросветработников увеличился в связи с открытием Чимкентского педагогического института культуры, что позволило в дальнейшем совершенствовать культурно-просветительную работу.
Примечания
1. Крупская, Н. К. Задачи внешкольного образования в Советской России / Н. К. Крупская // Пед. соч. — Москва : Педагогика, 1959. — Т. 7.
2. Омар, Е. О. Мектептен тыс мекемелерде тэрбие ж^мысын ^йымдастырудыц негiздерi / Е. О. Омар. — Шымкент, 2009.
3. Южно-Казахстанский Областной архив. — Ф. 304, о. 1, св. 21.
Этнокультурный туризм
в республике саха (якутия)
УДК 008:379.85
С. Н. Федорова
Московский государственный университет культуры и искусств Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
В статье рассматривается определение и ресурсы этнокультурного туризма в Республике Саха (Якутия). Особое внимание уделяется его культурологическому значению, а также необходимости освоения природно-культурного наследия народов региона в локальных проявлениях этнических культур.
Ключевые слова: Якутия, этнокультурный туризм, культурный туризм, этническая культура, природно-культурное наследие.
In article definition and resources of ethnocultural tourism in the Republic of Sakha (Yakutia) is considered. The special place is given in its culturological value, development of a natural cultural heritage of the people of the region in local manifestations of ethnic cultures.
Keywords: Yakutia, ethnocultural tourism, cultural tourism, ethnic culture, natural cultural heritage.
Туризм в ХХ веке предстал как новая культурная форма, как специфический процесс организации и освоения мирового социокультурного пространства, как образ жизни, как динамичная область экономики. Сложность феномена туризма заключается в его практической реализации, которая обусловлена двумя противоречивыми тенденциями. В одном случае туризм предоставляет свободу выбора, передвижения, освоения, гетерогенность, одобрение сосуществования индивидуального опыта культур, готовность к взаимодействию, стремление к плюрализму, а не к одинаковости. Во втором — глобальная туристская экспансия допускает возможность трансформаций ценностных ориентиров идентичности, что приводит к разбалансированности этнокультурной целостности и конструированию искусственной идентичности.
Туризм как явление современной культуры воспроизводит себя в функциональной сущности культуры, элементах и средствах культуры, факторах влияния на культуру, что свидетельствует о культурологической сущности туризма, и особенно такого его подвида, как этнокультурный туризм.
Роль и значение этнокультурного туризма в мире постоянно возрастает, а интенсивность его развития во многом определяется признанием ценности культурного и природного потенциала страны, региона, народа, что становится привлекательным не только с культурологических позиций, но и для бизнеса. Такой подход к культурному туризму стимулирует динамику перехода от традиционных установок о «ресурсах для культуры» к концепции «культура как ресурс».
Понятие «этнокультурный туризм» появилось и закрепилось в массовом сознании
142 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 142-144