Научная статья на тему 'Региональные программы развития мясной отрасли АПК на период до 2020 года'

Региональные программы развития мясной отрасли АПК на период до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
518
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСНАЯ ОТРАСЛЬ / MEAT INDUSTRY / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / REGIONAL PROGRAMS / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / TARGETS / ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА / МОЩНОСТИ / CAPACITY / OUTPUT

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Небурчилова Нина Федоровна, Волынская Ирина Петровна

Проанализирован ряд законодательных инициатив по поддержке производителей и переработчиков сельскохозяйственного сырья. Выделены основные проблемы, тормозящие развитие перерабатывающих отраслей. Рассмотрены пути и методы решения проблем мясной отрасли в новых региональных программах развития АПК до 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Небурчилова Нина Федоровна, Волынская Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional development programs meat industry agro-industrial complex in 2020

We analyze a number of legislative initiatives to support the producers and processors of agricultural products. The main problems that hinder the development of processing industries. The ways and methods to solve problems of the meat industry in the new regional development programs agro-industrial complex 2020.

Текст научной работы на тему «Региональные программы развития мясной отрасли АПК на период до 2020 года»

Региональные программы развития мясной отрасли АПК

на период до 2020 года

Н. Ф. Небурчилова, канд. эконом. наук, И. П. Волынская,

ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии

За прошедшее пятилетие (2008-2012 годы) в сельском хозяйстве и мясной промышленности произошли существенные положительные сдвиги. Улучшилось состояние сырьевой базы отрасли. Объем производства скота и птицы на убой за этот период увеличился почти на 25%. Однако следует отметить, что прирост наблюдался по всем видам убойных животных и птицы, за исключением крупного рогатого скота.

^ Большое влияние на развитие мясной отрасли АПК оказала принятая в 2007 году «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Эта программа определила основные направления развития этих отраслей народного хозяйства, установила рамки финансового обеспечения и механизмы реализации намеченных мероприятий и показатели их результативности [1].

Меры поддержки мясной отрасли АПК, предусмотренные этой Госпрограммой, обеспечили устойчивые темпы ее роста [2].

Однако в дальнейшем потребовалось принять законодательные акты для повышения эффективности развития, как сельского хозяйства, так и перерабатывающих отраслей в части расширения мер государственной поддержки.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (опубликован 10 августа 2012 г.), в котором предлагается распространить меры государственной поддержки на все организации, занимающиеся первичной и (или) последующей (промышленной) переработкой сельскохозяйственного сырья и реализацией произведенных продуктов переработки, в настоящее время представлен на рассмотрение Минсельхозом РФ [3]. В проекте предусматривается, что гос-

поддержка будет распространяться на организации, в которых доля дохода от реализации таких видов продуктов будет составлять не менее 70% в течение календарного года.

Необходимость расширения сферы господдержки вызвана тем, что до последнего времени материально-техническая база многих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности находится на низком уровне, слабо развита инфраструктура хранения, транспортировки и холодильной обработки скоропортящегося сырья и продовольствия. В связи с этим современное состояние предприятий не обеспечивает необходимые условия для глубокой, комплексной переработки исходного сырья, оптимальных способов хранения и приводит к дополнительным потерям, снижению безопасности и качества производимых пищевых продуктов.

Предлагаемый законопроект будет способствовать повышению доступности долгосрочных заемных средств, что значительно ускорит процесс модернизации сельского хозяйства, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и позволит реализовать меры поддержки, предусмотренные «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (далее - Госпрограмма) [4].

УДК 637.5:332.02

Ключевые слова: мясная отрасль, региональные программы, целевые показатели, объемы производства, мощности.

В рамках Госпрограммы для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности субсидирование процентных ставок по кредитам будет распространяться на закупку сельскохозяйственного сырья с последующей переработкой и приобретением отдельных видов технологического оборудования.

Некоторые регионы Российской Федерации уже разработали и осуществляют финансирование программ развития пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе мясной отрасли АПК или наметили мероприятия в рамках подпрограмм, принятых в составе региональных целевых программ развития АПК на 20132020 гг.

В Центральном федеральном округе большой удельный вес в переработке мяса занимают предприятия Московской области.

Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013-2020 годы» была утверждена постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 №1066/32 [5].

В Программу включены семь Подпрограмм, среди которых можно выделить две основные Подпрограммы, которые предусматривают мероприятия по увеличению производства мяса и наращиванию производственных

Таблица 1. Показатели целевых подпрограмм Московской области до 2020 года

Задачи, направленные на достижение цели Показатели, характеризующие достижение цели Ед. изм. Базовое значение показателя (на 2011 г.) Планируемые значения по годам

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Подпрограмма II «Развитие отрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»

Наращивание объемов производства продукции мясного и молочного животноводства, отрасли яичного птицеводства и аквакуль-туры; расширение ассортимента и повышение качества мясных и молочных продуктов Производство говядины от скота мясных пород и их помесей тыс т 0.3 0.5 0.7 1 1.5 1.9 2.4 3.5 5

Производство свинины тыс т 46.1 50 54 58 63 67 71 75 80

Производство говядины от бычков молочных пород тыс т 1.6 3.2 3.5 3.9 4.5 5.5 7 8.5 10.5

Подпрограмма III «Техническая и технологическая модернизация организаций агропромышленного комплекса, обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства в Московской области»

Создание условий для формирования сырьевых зон перерабатывающих предпри- тяий Московской области, региональных систем заготовки мяса и молока, их первичной и глубокой переработки, хранения, транспортировки и поставки продукции в торговые сети Прирост мощностей по убою скота и его первичной переработке тыс. тонн - 20 40 40 39

Объем производства полуфабрикатов мясных в % к пред.пе-риоду 100 104 102 102 102 102 102 102 102

Формирование и развитие региональных продовольственных (мясных и молочных) кластеров Количество образованных кластеров единиц - 1 1 1 1 1 1 1 1

мощностей:

-Подпрограмма II «Развитие отрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»;

- Подпрограмма III «Техническая и технологическая модернизация организаций агропромышленного комплекса, обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства в Московской области».

Выбор задач обусловлен тем, что в сельскохозяйственных организациях Московской области, крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах населения наблюдается устойчивая тенденция сокращения производства говядины, обусловленная снижением численности поголовья крупного рогатого скота и недостаточным

количеством мясного скота в специализированных организациях, низким уровнем скороспелости и качества мяса пород молочного направления.

В мясном балансе Московской области говядина занимает последнее место и составляет всего 12,9 процента.

В таблице 1 приведены основные показатели этих двух подпрограмм (II и III).

В результате реализации мероприятий Подпрограммы II к 2020 году планируется увеличить объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) до 390,5 тыс. тонн.

Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) в 2020 году составит 140 процентов к уровню 2011 года. При этом производство го-

вядины от скота мясных пород вырастет в 16,7 раза, производство говядины от бычков молочных пород - в 6,6 раза, а производство свинины - в 1,7 раза.

Задачи Подпрограммы Ш предусматривают:

-стимулирование внутрихозяйственной первичной и глубокой переработки продукции животноводства, ее подработки и подготовки к реализации;

-создание условий для формирования сырьевых зон перерабатывающих предприятий Московской области;

-развитие региональных систем заготовки мяса, их первичной и глубокой переработки, хранения, транспортировки и поставки продукции в торговые сети;

-формирование и развитие

Таблица 2. Показатели реализации Программы по развитию мясной отрасли Нижегородской области

ед.

изм.

Полуфабри- тыс.

каты мясные тонн

Колбасные тыс.

изделия тонн

мясо и мясо-

продукты (в %

пересчете на мясо)

Прирост про-

изводствен-

ных мощностей по убою скота и его тыс. тонн

первичной переработке

2011

2012

Прогноз

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

39.5 40 42 46 48 50 52 54

35 36 36.5 38 40 42 44 47

36 36.7 38 42.1 45.2 48.4 51.9 55

- - 10 8 - - - 10

39.3

36.6

36.1

33.2

43.2

35.8

региональных продовольственных - мясных кластеров.

В Приволжском федеральном округе ряд областей и республик разработали программы по развитию сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей промышленности.

Нижегородская область реализует областную целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы" (далее - Программа), которая утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 4 декабря 2012 года № 882 [6].

В программе целый раздел посвящен развитию пищевой и перерабатывающей промышленности Нижегородской области, которая представляет собой одну из стратегических отраслей экономики, призванных обеспечить население Нижегородской области необходимыми продуктами питания.

В этом разделе приведены направления развития и мясной отрасли, как одной из ведущих отраслей аграрно-промышленного комплекса, в частности предусматривается:

- строительство современных объектов по первичной переработке убойного скота и птицы;

- реконструкция и модернизация существующих мясоперерабатывающих производств;

- развитие взаимовыгодных связей между мясокомбинатами и

сельхозпроизводителями, занятыми выращиванием скота и птицы;

- расширение ассортимента вырабатываемой продукции (мяса в тушах, полутушах, отрубах, расфасованного и упакованного для торговых сетей);

- развитие логистической инфраструктуры.

До 2020 года планируются к вводу в эксплуатацию 3 современных мясокомбината, 13 производственных объектов по убою и первичной переработке скота с увеличением мощности по производству мяса на 17 тыс. тонн в год, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов на 5,3 и 13 тыс. тонн соответственно. Программой также предусматривается расширение производства мясных полуфабрикатов и колбасных изделий из мяса кур-бройлеров.

В таблице 2 приведены показатели основных результатов реализации Программы по мясной отрасли АПК.

В результате к концу 2020 года будет обеспечено доведение объемов производства колбасных изделий до 47 тыс. тонн в год, мясных полуфабрикатов до 54 тыс. тонн в год.

В Саратовской области в настоящее время реализуется Ведомственная целевая программа «Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области» на 2013-2015 годы, утвержденная приказом Минсельхоза Саратовской обла-

сти №127-пр от 13 мая 2013 года [7].

Целевыми индикаторами Программы предусматривается прирост производственных мощностей по убою скота и его первичной переработке в размере 9,6 тыс. т или 34,3% к уровню 2012 года. Производство колбасных изделий возрастет с 121,5 до 129,5 тыс. т (рост на 7% к уровню 2012 года).

Мясная промышленность области является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей по переработке сельскохозяйственной продукции. Она включает 7 крупных предприятий: ОАО «Мясокомбинат Бала-ковский», Базарно-Карабулакский мясокомбинат, ООО Мясокомбинат «РАМФУД», ООО Мясокомбинат «Дубки», ООО «Регио-нэкопродукт Поволжье», ООО «Дымок», ООО «Митэк».

Несмотря на позитивные изменения в развитии перерабатывающей промышленности Саратовской области, произошедшие в 2008-2012 годах, в настоящее время имеется ряд проблемных вопросов.

Не хватает современных мощностей по первичной переработке скота на предприятиях мясной промышленности

По состоянию на 1 января 2012 года мощности предприятий мясной промышленности по переработке скота составляли 25 тыс. тонн мяса в год, при этом износ оборудования по убою и первичной переработке скота достиг 90%.

В 2012 году за счет ввода в эксплуатацию новых убойных цехов на базе ООО «Основа», ИП Даврещан А. К. Ртищевского района, ИП Магдеев И. Д. Петровского района, СПССК «Первый» Вольского района мощности по первичной переработке скота увеличены на 3 тыс. т мяса в год.

Однако вопрос по первичной переработке скота остается сложным. В связи с этим одним из приоритетных направлений программы является строительство новых мясохладобоен и реконструкция имеющихся предприятий по убою скота в муниципаль-

Таблица 3. Целевые показатели по вводу мощностей по переработке скота в Саратовской области

Наименование годы

2013 год 2014 год 2015 год

(прогноз) (прогноз) (прогноз)

Ввод мощностей по переработке скота 3.1 3.2 3.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных районах области. К концу 2015 года планируется увеличение мощности по убою и переработке скота на 9,6 тыс. тонн.

Запланирована модернизация убойных цехов на Базарно-Кара-булакском, Балаковском и Ново-узенском мясокомбинатах, ООО «Саратовская мясная компания». Этими предприятиями планируется приобретение и пуск в эксплуатацию нового технологического оборудования по переработке свиней и крупного рогатого скота, холодильного оборудования и оборудования по утилизации биологических отходов.

В первом полугодии 2013 года ожидается введение в работу новой мясохладобойни СПССК «Амир» Советского района и стационарного убойного цеха СПССК «Север» в Романовском районе.

Для обеспечения потребностей населения высококачественной свининой на территории области реализуются инвестиционные проекты:

- по строительству свинокомплекса ООО «Рамфуд Поволжье» на территории Калининского муниципального района с выходом к 2015 году на годовую мощность 150 тыс. голов откормочного поголовья с производством 11 тыс. т свинины в живой массе (срок реализации 2013-2015 годы);

- строительство свинокомплекса, осуществляемое компанией-инвестором ООО «КоПи-тания» на территории Энгельс-ского муниципального района с выходом к 2014 году на годовую мощность 108 тыс. голов откормочного поголовья с производством 12 тыс. т свинины в живой массе.

Для обеспечения производства свинины по замкнутому циклу от сырья до готовой продукции, ее реализации и утилизации отходов планируется строительство комплекса по убою и

первичной переработке свиней. Инициатор проекта ООО «Русская свинина, Волга». Суть проекта - создание двух современных высокотехнологичных животноводческих комплексов по производству и реализации свинины беконного качества производственной мощностью 100000 голов (11,3 тыс. т мяса) в год каждый на территории Советского муниципального района.

В таблице 3 приведены целевые показатели по вводу мощностей по переработке скота.

Мощности мясоперерабатывающих предприятий в настоящее время составляют 135 тыс. т колбасных изделий, 15 тыс. т мясных полуфабрикатов и 20 млн условных банок консервов.

В целях повышения конкурентоспособности продукции и расширения рынков сбыта будет продолжена модернизация и реконструкция ООО «Агротэк», ООО «Дубки», ООО «Регионэкопро-дукт - Поволжье», ООО «Митэк» и ряда других предприятий. Саратовская область занимает в России третье место по объему производства колбасных изделий, первое место среди регионов ПФО, на долю области в регионе приходится до 25% всех объемов производства этой группы продуктов.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия № 7 П от 24 января 2012 г. утверждена Отраслевая целевая программа «Развитие производства, убоя и глубокой переработки свиней в Республике Мордовия на 2012-

2014 годы»[8].

Цели программы:

- сокращение поставок по импорту за счет производства товарного мяса отечественного производства на базе создания современных комплексов по убою скота;

- создание благоприятных экономических условий для устойчивого развития мясной промышленности.

Для достижения поставленных целей в Программе намечены следующие задачи:

- осуществить строительство новых и увеличить мощности действующих предприятий по убою и глубокой переработке свиней;

- реализовать внедрение новых технологических процессов по убою и комплексной переработке свиней на основе инновационных ресурсосберегающих технологий с использованием современного эффективного оборудования;

- расширить ассортимент вырабатываемой продукции, увеличить сроки ее хранения (мясо в тушах, полутушах, отрубах, расфасованного и упакованного для торговых сетей);

- увеличить сбор и переработку побочных сырьевых ресурсов (шкур, кишок, крови, кости, эндокринно-ферментного и специального сырья и пр.) для выработки различных видов продукции;

- за счет использования современных технологий обеспечить улучшение экологической обстановки в промышленных зонах предприятий.

С целью интенсификации производства товарного мяса, комплексной переработки всех видов основного, побочного сырья и отходов на современных высокотехнологичных предприятиях необходимо обеспечить до-

Таблица 4. Показатели по вводу новых мощностей в Республике Мордовия

Показатели Ед. изм. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Всего за 3 года

Ежегодный прирост производства мяса свинины на кости тыс. тонн 8 2 4 14

млн руб. 880 220 440 1 540

Таблица 5. Основные показатели отраслевой целевой программы

Наименование показателя Ед. 2011 (база) 2012 2013 2014

Производство мяса - свинины на кости тыс. тонн 12 20 22 26

Выручка от реализации (при цене 110 тыс. рублей за тонну) млн руб. 1 320 2 200 2 420 2860

Рост выручки от реализации % х 166.7 110 118.2

Численность занятых в производстве чел. 147 167 188 236

полнительный ввод мощностей по переработке продукции в объеме 14 тыс. тонн мяса на кости в год, а также расширить ассортимент выпускаемой продукции.

В таблице 4 приведены показатели по приросту мощностей по производству в республике мяса свиней.

Мероприятиями программы предусматривается не только создание и увеличение мощностей по убою и глубокой переработке свиней и строительство складов хранения (холодильников) мяса и мясной продукции, но и приобретение высокотехнологичного оборудования и специализированного автотранспорта.

В таблице 5 представлены показатели программы «Развитие производства, убоя и глубокой переработки свиней в Республике Мордовия на 2012-2014 годы».

К 2014 году производство свинины увеличится более чем в два раза, при этом численность сотрудников, занятых в этом производстве, возрастет всего в 1,6 раза.

При условии, что цены производителей сохранятся на существующем уровне, к концу рассматриваемого периода выручка от реализации свинины возрастет более чем в два раза.

В Сибирском федеральном округе наиболее интенсивно будут развиваться Новосибирская и Омская области.

В Новосибирской области приказом Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 03.08.2012 № 50-нпа утверждена ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной

продукцип, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2013 - 2020 годы». [9]

Заготовкой и переработкой мяса в области занимаются 8 мясокомбинатов, 4 крупных мясоперерабатывающих предприятия, 68 мясохладобоен, 158 средних и малых предприятий, цехов по производству колбас, пельменей и мясных полуфабрикатов, 150 индивидуальных предпринимателей.

По состоянию на 1 января 2012 года производственная мощность всех мясных предприятий составляла 184 тыс. тонн в год (в убойном весе), при этом использование производственных мощностей достигало 66,4%.

Личное потребление мяса и мясных продуктов в Новосибирской области составляет 84% от рациональной нормы на душу населения, рекомендуемой Институтом питания РАМН. В то же время за пределы области вывозится 40% мясных продуктов.

Программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Среди основных направлений программы рассматривается «развитие переработки продукции животноводства». Мероприятия по развитию переработки продукции животноводства ставят своей целью обеспечить население мясными продуктами на основе увеличения промышленного производства мяса за счет прироста мощностей по убою скота и его первичной переработке на 1,8 тыс. тонн и повышения качества

продукции.

Для наращивания производства мяса предусматривается:

- осуществить строительство современных и модернизацию действующих предприятий по первичной и глубокой переработке скота;

- внедрить новые технологические процессы по организации убоя, комплексной переработке скота и продуктов убоя на основе инновационных ресурсосберегающих технологий с использованием роботов и высокоэффективного оборудования;

- расширить ассортимент вырабатываемой продукции (мяса в тушах, полутушах, отрубах, расфасованного и упакованного для торговых сетей) и увеличить сроки ее хранения с 7 до 30 суток;

- увеличить сбор и переработку побочных сырьевых ресурсов (шкур, кишок, крови, кости, эндокринно-ферментного и специального сырья и пр.) для выработки различных видов продукции и довести интегрированный показатель глубины переработки до 90-95%;

- снизить экологическую нагрузку на окружающую среду в зоне работы предприятий.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 27 мая 2013 г. N П-13-31 утверждена ведомственная целевая программа "Развитие глубокой переработки продукции свиноводства в Омской области на 2012-2015 годы" [10].

Мясной подкомплекс Омской области является одной из важнейших составляющих АПК по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом. Вместе с тем, в нем накопилось наибольшее количество нерешенных проблем.

Одной из важных проблем в отрасли свиноводства остается недостаток современных мощностей по убою и переработке свинины, а также относительно невысокий уровень глубины переработки свинины на существующих мясокомбинатах.

В настоящее время в Омской

области практически отсутствуют мощности по переработке сопутствующей продукции (крови, шкур и жиросырья, кишок, эндо-кринно-ферментного и специального сырья, технического сырья и прочее).

Реализация Программы позволит обеспечить к 2015 году:

- увеличение производства свинины сельскохозяйственными организациями Омской области на 28,1% и достижение объемов 72,9 тыс. тонн в год;

- прирост производственных мощностей по убою и глубокой переработке свинины на 21,18 тыс. тонн.

Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы приведены в таблице 6.

Кроме производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка продукцией свиноводческой отрасли, реализация мероприятий Программы обеспечит создание не менее 928 дополнительных рабочих мест к 2016 году.

Таким образом, рассмотренные региональные программы-представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления стратегией экономического развития региона (республики, края, области), способом приоритетной концентрации ресурсов для реше-

Таблица 6. Показатели реализации ведомственной программы в Омской области

№ п/п Наименование мероприятия Программы и его единица измерения Ожидаемый результат

Факт 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

1 Прирост производственных мощностей по убою и глубокой переработке мяса свиней в год (тыс. тонн) - 13.2 - 7.98

2 Прирост выручки от реализации продукции свиноводства к предыдущему году (%, тыс. рублей) 1.2 4 4 4

39.3 137.6 144 149

3 Создание дополнительных рабочих мест - 230 316 382

ния неотложных, первоочередных проблем в сфере АПК. Проектированием и реализацией программ управляют структуры исполнительной власти региона. Главная цель каждой программы - достижение намеченных результатов и обеспечение ее эффективности.

В процессе реализации программы оценка ее эффективности осуществляется путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей с их плановыми значениями. Проводится также сравнение фактических сроков реализации мероприятий программы с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.

В случае выявления отклоне-

ний фактических результатов в отчетном году от запланированных устанавливаются их причины и принимаются соответствующие решения: о сокращении бюджетных ассигнований на ее реализацию на очередной финансовый год и плановый период или о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий или государственной программы в целом, начиная с очередного финансового года. и

Контакты:

Нина Федоровна Небурчилова, Ирина Петровна Волынская Тел.: +7 (495) 676-6731

Литература

1. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», М., ФГНУ «Росинформагротех», 2007

2. Небурчилова Н. Ф., Волынская И. П., Петрунина И. В., Чернова А. С. «Тенденции развития мясной отрасли АПК в период с 2008 по 2012 гг.» // Мясная индустрия. 2013. №4. С. 9 - 13.

3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (опубликован 10 августа 2012 г.)

4. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». М., ФГБНУ «Росинформагротех», 2012.

5. «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 №1066/32)

6. "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 4 декабря 2012 года № 882)

7. «Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области» на 2013-2015 годы (утверждена Приказом Минсельхоза Саратовской области №127-пр от 13 мая 2013 года)

8. «Развитие производства, убоя и глубокой переработки свиней в Республике Мордовия на 2012-2014 годы» (утвержденаПриказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия№ 7 П от 24 января 2012 г.

9. «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2013 - 2020 годы» (утвержденаПриказом Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 03.08.2012 г. № 50-нпа)

10. "Развитие глубокой переработки продукции свиноводства в Омской области на 2012 - 2015 годы" (утвержденаПриказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 27 мая 2013 г. N П-13-31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.