Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм взаимодействия участников системы обеспечения населения мясом и мясопродуктами'

Организационно-экономический механизм взаимодействия участников системы обеспечения населения мясом и мясопродуктами Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
145
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ МЯСОМ И МЯСОПРОДУКТАМИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / УБОЙНЫЙ ПУНКТ / GENERAL AVAILABILITY IN MEAT AND MEAT PRODUCTS / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM / AGRICULTURAL PRODUCERS / MEAT PROCESSING PLANTS / SLAUGHTERHOUSES

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Радостева Э.М.

Выявлены основные тенденции обеспеченности населения Пермского края мясом и мясопродуктами. Проведен анализ объемов производства мяса скота и птицы, объемов потребления мяса и мясопродуктов населением региона. Предложена модель организационно-экономического взаимодействия участников системы обеспечения населения мясом и мясопродуктами. Рассчитан прогноз производства и потребления мяса и мясопродуктов в Пермском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN PARTICIPANTS SYSTEM SECURITY PUBLIC MEAT AND MEAT PRODUCTS

The main tendencies of availability of Perm region of meat and meat products were identified. The analysis of production of meat and poultry, consumption of meat and meat products population of the region was implemented. The model of organizational and economic cooperation between the participants of the system providing the population with meat and meat products was intended. Forecast of production and consumption of meat and meat products Perm region was designed.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм взаимодействия участников системы обеспечения населения мясом и мясопродуктами»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338.43

Э.М. Радостева

ст. преподаватель, кафедра коммерции и маркетинга в АПК, ФГБОУВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия

им. Д.Н. Прянишникова»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЯСОМ И МЯСОПРОДУКТАМИ

Аннотация. Выявлены основные тенденции обеспеченности населения Пермского края мясом и мясопродуктами. Проведен анализ объемов производства мяса скота и птицы, объемов потребления мяса и мясопродуктов населением региона. Предложена модель организационно-экономического взаимодействия участников системы обеспечения населения мясом и мясопродуктами. Рассчитан прогноз производства и потребления мяса и мясопродуктов в Пермском крае.

Ключевые слова: обеспеченность населения мясом и мясопродуктами, организационноэкономический механизм, сельскохозяйственные товаропроизводители, мясоперерабатывающие предприятия, убойный пункт.

E.M. Radosteva, senior Lecturer of the department of commerce and marketing in agriculture Perm State Agricultural Academy named after DN Pryanishnikov

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN PARTICIPANTS SYSTEM SECURITY PUBLIC MEAT AND MEAT PRODUCTS

Abstract. The main tendencies of availability of Perm region of meat and meat products were identified. The analysis of production of meat and poultry, consumption of meat and meat products population of the region was implemented. The model of organizational and economic cooperation between the participants of the system providing the population with meat and meat products was intended. Forecast of production and consumption of meat and meat products Perm region was designed.

Keywords: general availability in meat and meat products, organizational-economic mechanism, agricultural producers, meat processing plants, slaughterhouses.

В настоящее время в Пермском крае существует ряд проблем, связанных с обеспеченностью населения мясом и мясопродуктами. В крае за анализируемый период 2000-2011 гг. во всех категориях хозяйств наблюдается тенденция снижения объемов производства мяса скота и птицы в живом весе на 20,7%, в убойном весе на 16,8% что составило 31,4 тыс. тонн и 16,4 тыс. тонн соответственно.

При этом проведенное исследование регионального рынка мяса и мясопродуктов подтверждает, что он чрезвычайно перспективный и социально значимый. В настоящее время потребление мяса в Пермском крае в среднем растет на 1,5% в год. Пермский край, как индустриальный регион с более чем 2,6 млн жителей, потребляет ежегодно свыше 150 тыс. тонн мяса и мясных продуктов (табл. 1).

В целом, в 2011 г. товаропроизводители Пермского края обеспечили жителей региона мясом и мясопродуктами наполовину. Коэффициент самообеспечения мясом и мясопродуктами составил 51,4%, тогда как его значение в 2000 г. было 71,0% .

Разница в снижающемся удельном весе мяса и мясопродуктов местного произ-

№ 12 (16) - 2012

105

Проблемы экономики и менеджмента

водства в товарных ресурсах региона и возрастающем потреблении населением данной продукции компенсируется резко возросшим ввозом продовольствия на территорию Пермского края. За анализируемый период 2000-2011 гг. ввоз мяса увеличился в 2 раза.

В ходе анализа обеспеченности населения края мясом и мясопродуктами было установлено, что при сокращении производства продукции и увеличении ее ввоза, наблюдается увеличение вывоза мясной продукции за пределы края в 2011 г. по сравнению с 2000 г. более чем в 7 раз.

Таблица 1 - Обеспеченность населения Пермского края мясом и мясопродуктами (в пересчете на мясо)

Показатели 2000г. 2005г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2011г. к 2000г., %

Производство, тыс. тонн 97,5 85,1 83,4 77,2 77,3 80,5 81,1 83,2

в том числе, на душу населения, кг 33,9 29,4 30,5 28,5 28,5 29,6 30,8 90,8

Потребление, тыс. тонн 140,3 140,4 151,2 149,5 154,4 154,8 157,7 112,4

Потребление на душу населения, кг 45,0 49,8 55,8 57,6 62,8 66,5 68,0 151,1

Ввоз, включая импорт, тыс. тонн 41,7 66,6 77,9 87,9 92,2 91,0 91,2 218,7

Вывоз, включая экспорт, тыс. тонн 2,0 8,0 10,2 12,1 14,5 15,5 14,5 7,3 раза

Уровень самообеспеченности, % 70,8 57,9 55,2 50,4 57,1 52,0 51,4 19,4п.п.

Источник: расчеты автора по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат)

Данная ситуация характеризуется неурегулированностью организационноэкономических взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с мясоперерабатывающими предприятиями.

В настоящее время не во всех муниципальных образованиях, где сосредоточено производство мясных ресурсов, имеются убойные пункты, что дестабилизирует как развитие мясного скотоводства, так и перерабатывающих производств. Из-за их отсутствия товаропроизводители вынуждены производить крестьянский забой, что снижает качество мясного сырья, увеличивает его потери и в целом снижает эффективность его производства. Построенные несколько десятилетий назад многие пункты по убою и переработке скота были выведены из эксплуатации, т.к. физически и морально устарели. Существующие пункты по убою скота имеют незначительные производственные мощности или сооружены на базе санитарных боен.

106

№ 12 (16) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Крупные мясокомбинаты Пермского края также закрыли убойные цеха, работают в основном на сырье, завозимом из других регионов и импортном сырье. Предприятия мясной промышленности не заинтересованы в поиске и закупе скота, его транспортировке к убойному пункту, забою и доставке мяса-сырья к месту переработки.

Сельскохозяйственные товаропроизводители региона по причине отсутствия в достаточном количестве убойных пунктов вынуждены реализовывать живой скот в соседние регионы (Башкирию, Удмуртию, Татарстан).

При этом в условиях современного экономического кризиса большинство сельскохозяйственных организаций, функционирующих в мясном скотоводстве, несут убытки в связи с отсутствием налаженных каналов сбыта мяса по ценам, покрывающим издержки производства, а также не имеют финансовой самостоятельности для расширения производства.

Сложившаяся ситуация определяет необходимость взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей, мясоперерабатывающих предприятий и торговли в процессе доставки потребителю качественного и безопасного продукта, произведенного и переработанного на территории края.

Решение существующей проблемы нами предлагается на основе развития инфраструктуры мясного рынка путем формирования инфраструктуры мясной отрасли, включающей в себя производство, убой, переработку, реализацию мяса и мясной продукции, сервисное, научное и финансовое обеспечение (рис. 1).

Создание сети убойных пунктов позволит производителям и перерабатывающим предприятиям заниматься крупно-товарным производством, иметь налаженные каналы поставки и сбыта и благодаря инвестиционной привлекательности создадут предпосылки для вливания дополнительных вложений со стороны инвесторов.

Создание убойных пунктов в районах с наиболее высокой плотностью заготовок мяса расширит ассортимент и повысит конкурентоспособность продукции. Глубокая переработка мясного сырья позволит получить дополнительно до 18-20% продукции из отходов производства, т. к. при переработке скота вне убойных пунктов модулей полностью используется только до 70% живой массы, в то время как в условиях высокотехнологичного производства до 100% всех видов сырья может быть эффективно переработано. Рекомендуется создание небольших, оснащенных современным оборудованием, специализированных убойных пунктов.

Для реализации проекта по строительству убойного пункта предполагается привлечение инвестиций в размере 20000,0 тыс. руб., которые будут израсходованы на: приобретение помещения для пункта по убою скота; приобретение и монтаж оборудования по убою, разделке, переработке и хранению готовой продукции; обеспечение водоснабжения; обеспечение водоотведения; обеспечение электроэнергией. При этом период окупаемости проекта составит около 4 лет, при средней рентабельности 38%.

При выборе оптимальной мощности и места расположения пункта по убою крупного рогатого скота необходимо руководствоваться наличием транспортных и инженерных коммуникаций, трудовых ресурсов, источников энергоснабжения, возможности реализации продукции. В первую очередь целесообразно сосредоточиться на наличии развитой инфраструктуры для эффективного выполнения работ и учесть объемы производства мяса в близлежащих территориях.

№ 12 (16) - 2012

107

108 №12 (16)-2012

Государственное регулирование системы обеспечения населения мясом и мясопродуктами

Субсидирование части затрат на Субсидирование Социальная

производство и реализацию мяса части затрат, продоволь ствен н

говядины, на поддержку племенного связанных с ая помощь

животноводства, наинвесшционные реализацией нуждающимся

проекты, на откорм мслоднякадо комплексных группам

живои массы 4jU кг и выше . ■■ инв ее тиц ион ных населения по

—■—— ^—— проектов мясу и

Выращивание и откорм КРС

Крупные и средние товарные животноводческие хозяйства, товарные фермерские хозяйства, товарность личных подсобных хозяйств, выбраковка животных в племенных хозяйствах, товарность откормочных животноводческих хозяйств

Организов анный рынок скота

Забой скота и разделка туш (производство мяса-сырья)

Пункты по убою скота

I

Кожевенно-

обувная

промышленность

Переработка мяса-сырья (производство готово й пр одукц ии)

Мясокомбинаты

Организованный оптовый рынок мяса и

мясопродуктов

I

Розничная торговля, предприятия о бще ств енно го питания, предприятия социальной сферы идр.

мясопоолчстам

Ч

W

Н

В

В

W

Рн

н

о

В

«

3

в

в

W

В

о

и

живой скот (КРС)

шкуры — > мясо-КРС сырье

мясо первичной переработки

готовая продукция (мясо, субпродукты, колбасные изделия, консервы)

финансовые

потоки

Рисунок 1 - Модель организационно механизма взаимодействия участников системы обеспечения населения

мясом и мясопродуктами (составлено автором)

Проблемы экономики и менеджмента

Проблемы экономики и менеджмента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Пермском крае в рамках программы «Развитие мясного животноводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года» планируется финансирование в объеме 57836,3 млн. рублей на развитие переработки мяса скота, инфраструктуры и логистического обеспечения мясного рынка, стимулирование сбыта.

В целом увеличение объемов производства мяса и мясопродуктов к 2020 году в Пермском крае составит 78,2% по сравнению с 2011 годом. При этом прирост производства мяса говядины составит 64,7%, мяса свинины - 47,6%, мяса птицы - в 2 раза (табл. 2).

Таблица 2 - Прогноз производства и потребления мяса и мясопродуктов

в Пермском крае, тыс. тонн

Показатель 2011 г. 2015 г. 2015 г. к 2011 г., % 2020 г. 2020 г. к 2011 г., %

Производство

Всего, тыс. тонн 81,1 106,7 131,6 144,5 178,2

в том числе:

говядина 21,8 28,5 130,7 35,9 164,7

свинина 26,9 32,2 119,7 39,7 147,6

мясо птицы 31,0 43,4 140,0 65,2 210,3

другие виды мяса 1,4 2,6 185,7 3,7 264,3

Потребление

Всего, тыс. тонн 157,7 165,0 104,6 170,0 107,8

в том числе:

говядина 44,2 45,0 102,0 47,0 105,6

свинина 46,5 47,0 101,2 48,0 103,2

мясо птицы 63,5 69,0 108,7 70,0 110,2

другие виды мяса 3,5 4,0 114,3 5,0 142,9

Коэффициент самообеспечения, % 51,4 64,7 13,3 п.п. 85,0 33,6 п.п.

Источник: расчеты автора по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат), Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края

Прогнозируемый рост объемов потребления к 2020 г. по сравнению с 2011 г. составит 7,8%, а уровень самообеспеченности, рассчитанный как удельный вес регионального производства в общих ресурсах мяса, составит к 2020 г. 85%.

Таким образом, организационно-экономический механизм взаимодействия отрасли мясного животноводства и мясоперерабатывающих предприятий позволит регулировать процесс ввоза сырья мяса и мясопродуктов за счет увеличения производства товарной продукции собственного производства, на основе сформированной инфраструктуры, составляющими элементами которой становятся сельскохозяйственные товаропроизводители, пункты по убою скота и мясокомбинаты.

Список литературы:

1. Пьянкова К.В. Продовольственное обеспечение промышленных регионов

№ 12 (16) - 2012

109

Проблемы экономики и менеджмента

страны: теория, методология, практика: дис. ... д-ра экон. наук / Всерос. науч.-исслед. ин-т экономики сел. хоз-ва Рос. акад. с.-х. наук. - М., 2007.

2. Киселева А. Программно-целевой метод государственного регулирования -основа эффективного развития сельского хозяйства Пермского края / Киселева А., Мырзина М., Радостева Э. // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2011. -№ 1. - С. 32-33.

List of references:

1. Pyankova K.V. Catering industrial regions: theory, methodology, practice: the dissertation for the degree of Doctor of Economic Sciences / All-Russian Research Institute of Agricultural Economics of the Russian Academy of Agricultural Sciences. - Moscow. 2007.

2. Pyankov V. Improving the competitiveness of producers of chilled meat of bovine animals on the basis of product branding / Pyankov V. Bezmaternykh E., Ilyushin A. // International Journal of Agriculture. -

2010. - № 1. - P. 44-45.

УДК 338.3

Е.А. Степочкин

аспирант, кафедра «Экономика и управление», ФГБОУ ВПО «МАТИ - Российский государственный технологический университет

им. К.Э. Циолковского»

РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ЗАТРАТ

НА ЭНЕРГОРЕСУРСЫ

Аннотация. Данная статья посвящена изучению процесса регламентирования контроля и учета затрат на энергоресурсы. Выделена проблема контроля и учета затрат на энергоресурсы на большинстве промышленных предприятиях. На конкретном примере крупного металлургического предприятия произведен сбор необходимых данных и анализ данной проблемы, описан процесс контроля и учета затрат на энергоресурсы и выделены его минусы. Определены пути решения данной проблемы, описан процесс создания нового регламента по контролю и учету затрат, сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергоресурсы, металлургическое производство, учет и контроль затрат.

E.A. Stepochkin, MATI - the Russian State Technological University named after K.E. Tsiolk-

ovsky

REGULATION OF PROCESS OF CONTROL AND ACCOUNTING OF COSTS FOR ENERGY RESOURCES

Abstract. This article is devoted to studying of process of a regulation of control and the accounting of expenses for energy resources. The problem of control and the accounting of expenses for energy resources on the majority the industrial enterprises is allocated. On a concrete example of the large metallurgical enterprise collecting necessary data and the analysis of this problem is made, process of control and the accounting of expenses for energy resources is described and its minuses are allocated. Solutions of this problem are defined, process of creation of new regulations on control and the accounting of expenses is described, the corresponding conclusions are drawn.

Keywords: energy efficiency, energy, metallurgical production, inventory and cost control.

110

№ 12 (16) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.