Научная статья на тему 'Региональные особенности применения упрощенной системы налогообложения'

Региональные особенности применения упрощенной системы налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОМОЧИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / POWERS OF REGIONAL AUTHORITIES / SPECIAL TAX REGIMES / SIMPLIFIED TAX SYSTEM / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожанчиков Олег Игоревич

Автором анализируется практическая реализация полномочий региональных органов государственной власти при введении на территории субъекта РФ упрощенной системы налогообложения. Цель статьи изучить региональные особенности применения упрощенной системы налогообложения в рамках предоставленных Налоговым кодексом РФ полномочий, а методом исследования послужил комплексный анализ правоприменительной практики применения упрощенной системы налогообложения в субъектах РФ. Автором вносятся предложения по расширению действия нулевой налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения, распространив ее применение на организации, а также расширение действия льготной налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения, путем распространения ее применения на налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы» применительно к тем же видам деятельности по которым законом субъекта РФ предусмотрено использование пониженной налоговой ставки с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Также автором предлагается привести региональный закон об упрощенной системе налогообложения в соответствие с федеральным законодательством, убрав дополнительные ограничения применения пониженных налоговых ставок, не предусмотренные в Налоговом кодексе РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PECULIARITIES OF APPLICATION OF THE SIMPLIFIED SYSTEM OF TAXATION

The author analyzes the practical implementation of the powers of regional public authorities in the introduction of a simplified tax system in the territory of the Russian Federation. The purpose of the article is to study the regional features of the application of the simplified tax system within the framework of the powers granted by the tax code of the Russian Federation, and the research method was a comprehensive analysis of the law enforcement practice of the simplified tax system in the subjects of the Russian Federation. The author makes proposals for the extension of zero tax rates under the simplified system of taxation, extending its application in organizations, as well as the extension of the preferential tax rates under the simplified system of taxation, by extending its application to taxpayers who have chosen as object of taxation "income" in relation to the same types of activities for which the law of the subject of the Russian Federation provides for the use of reduced tax rate object of taxation "income, reduced by size of expenses". The author also proposes to bring the regional law on the simplified tax system in accordance with Federal legislation, removing additional restrictions on the use of reduced tax rates not provided for in the Tax code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности применения упрощенной системы налогообложения»

УДК:336.225.6 DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-2-199-213

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Кожанчиков О.И.1

Автором анализируется практическая реализация полномочий региональных органов государственной власти при введении на территории субъекта РФ упрощенной системы налогообложения.

Цель статьи - изучить региональные особенности применения упрощенной системы налогообложения в рамках предоставленных Налоговым кодексом РФ полномочий, а методом исследования послужил комплексный анализ правоприменительной практики применения упрощенной системы налогообложения в субъектах РФ.

Автором вносятся предложения по расширению действия нулевой налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения, распространив ее применение на организации, а также расширение действия льготной налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения, путем распространения ее применения на налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы» применительно к тем же видам деятельности по которым законом субъекта РФ предусмотрено использование пониженной налоговой ставки с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Также автором предлагается привести региональный закон об упрощенной системе налогообложения в соответствие с федеральным законодательством, убрав дополнительные ограничения применения пониженных налоговых ставок, не предусмотренные в Налоговом кодексе РФ.

Ключевые слова: полномочия региональных органов власти, специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, малый бизнес.

Кожанчиков Олег Игоревич — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д.5а, е-mail: okozhanchikov@yandex.ru

REGIONAL PECULIARITIES OF APPLICATION OF THE SIMPLIFIED SYSTEM

OF TAXATION

KOZHANCHIKOV O. I. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: okozhanchikov@yandex.ru

The author analyzes the practical implementation of the powers of regional public authorities in the introduction of a simplified tax system in the territory of the Russian Federation.

The purpose of the article is to study the regional features of the application of the simplified tax system within the framework of the powers granted by the tax code of the Russian Federation, and the research method was a comprehensive analysis of the law enforcement practice of the simplified tax system in the subjects of the Russian Federation.

The author makes proposals for the extension of zero tax rates under the simplified system of taxation, extending its application in organizations, as well as the extension of the preferential tax rates under the simplified system of taxation, by extending its application to taxpayers who have chosen as object of taxation "income" in relation to the same types of activities for which the law of the subject of the Russian Federation provides for the use of reduced tax rate object of taxation "income, reduced by size of expenses". The author also proposes to bring the regional law on the simplified tax system in accordance with Federal legislation, removing additional restrictions on the use of reduced tax rates not provided for in the Tax code of the Russian Federation.

Keywords: powers of regional authorities, special tax regimes, simplified tax system, small business.

Согласно Налоговому кодексу, органы государственной власти субъектов РФ имеют полномочия по регулированию налогообложения на соответствующей территории. Региональное регулирование связано не только с установлением транспортного налога, налога на имущество организаций и налога на игорный бизнес, но и с возможностью снижения налоговых ставок по налогу на прибыль и упрощенной системе налогообложения, а также с введением патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей на территории субъекта РФ1.

1 Кожанчиков О.И. Налоговые механизмы развития малого бизнеса в регионе // Среднерусский

Региональные налоги, как известно, вводятся в действие законами субъекта РФ, и только после принятия такого закона они становятся обязательными для применения на соответствующей территории. К региональным налогам в настоящее время относят транспортный налог, налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес.

В Орловской области взимаются все три вышеперечисленных налога: транспортный налог введен Законом Орловской области «О транспортном налоге» от 26 ноября 2002 года № 289-ОЗ, налог на имущество организаций введен Законом Орловской области «О налоге на имущество организаций» от 25 ноября 2003 года № 364-ОЗ, и налог на игорный бизнес введен Законом Орловской области от 10 мая 2012 года № 1343 - ОЗ «Об установлении налоговых ставок по налогу на игорный бизнес на территории Орловской области и о признании утратившим силу Закона Орловской области от 29 июня 2007 года № 686 - ОЗ «О запрете на территории Орловской области деятельности по организации и проведению азартных игр».

В региональном законе о налоге органы государственной власти субъекта РФ в обязательном порядке должны определить налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей в пределах, заданных на федеральном уровне (в НК РФ). Кроме того, в региональном законе о налоге могут быть установлены льготы дополнительно к федеральным, которые будут действовать только на соответствующей территории.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по регулированию сферы налогообложения распространяются не только на региональные налоги, но также и на федеральный налог на прибыль организаций.

По налогу на прибыль организаций, имеющему федеральный статус, на региональном уровне может быть уменьшена ставка. Как известно, общая ставка налога на прибыль сейчас составляет 20%. Из этой ставки 3% распределяется в федеральный бюджет, а оставшиеся 17%. - в бюджет субъекта РФ. Органы государственной власти субъекта РФ имеют право снизить ставку по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет, т.е. в части 17%. При этом Налоговым кодексом установлено ограничение: размер ставки, зачисляемой в субъект РФ, не может быть ниже 13, 5% (12,5 % в 2017 - 2020 гг.).

В Орловской области в настоящее время действуют сразу два закона, предусматривающих возможность применения пониженной ставки по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков. Первым законом от 29 ноября 2016 г. № 2039-ОЗ предусматривается пониженная ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, в размере 15% для организаций, осуществляющих производство строительной керамики на

вестник общественных наук. Научно-образовательное издание. - 2017. - Том 12. - № 3. — С. 126.

территории Орловской области. Второй закон от 5 сентября 2014 г. № 1650-0З предусматривает пониженную ставку налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, в диапазоне от 13,5 до 15 процентов в отношении организаций, которые осуществляют инвестиционную деятельность на территории Орловской области.

Помимо общего режима налогообложения Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность применения специальных режимов налогообложения. Общий режим налогообложения предусматривает уплату организациями налога на прибыль и имущество организаций и налога на добавленную стоимость. Для индивидуальных предпринимателей общий режим характеризуется уплатой налога на доходы, налога на имущество физических лиц и налога на добавленную стоимость. Общий режим применяется к организациям как бы «по умолчанию», при регистрации (создании) в налоговых органах. Для того, чтобы применять специальные режимы налогообложения, необходимо заявление от налогоплательщика на их применение. Кроме того, налогоплательщик должен соответствовать определенным критериям применения режимов, установленных Налоговым кодексом РФ. В настоящее время к наиболее востребованным специальным налоговым режимам относят:

1) специальный режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей -единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

2) специальный режим для субъектов малого бизнеса - упрощенная система налогообложения (УСН);

3) специальный режим для индивидуальных предпринимателей - патентная система налогообложения (ПСН);

4) единый налог на вмененный доход для представителей малого бизнеса (ЕНВД).

Все вышеперечисленные режимы объединяет то, что они имеют добровольный порядок применения. Это означает, что налогоплательщик, изъявивший желание их применять, должен сообщить об этом в налоговый орган. Кроме того, возврат к общему режиму налогообложения и отказ от применения специальных режимов также происходит добровольно, на основании заявления налогоплательщика, представляемого в налоговый орган.

Все специальные налоговые режимы объединяет еще и то, что при применении режима уплачивается единый налог (ЕСХН, УСН, Патент, ЕНВД), который заменяет собой уплату для организаций налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и имущество организаций, а для индивидуальных предпринимателей - налога на добавленную стоимость, налога на доходы и налога на имущество физических лиц.

Несмотря на общие черты, специальные налоговые режимы имеют отличия, в частности, различаются наличие или отсутствие «условного» дохода для целей

налогообложения, масштабы применения и статус режимов.

В зависимости от наличия или отсутствия «условного» дохода для целей налогообложения следует выделить два режима налогообложения, которые используют для формирования налоговой базы: реально полученные доходы (с учетом или без реально осуществленных затрат) - это УСН и ЕСХН, и режима налогообложения, которые используют условный доход (вмененный или потенциальный) в качестве налоговой базы, - это ЕНВД и ПСН.

В зависимости от масштаба применения следует выделить режимы, которые применяются в целом к налогоплательщику, а не к отдельным видам его предпринимательской деятельности, и режимы, которые применяются к видам предпринимательской деятельности налогоплательщика, а не к налогоплательщику в целом. К режимам, которые применяются в целом к налогоплательщику, следует отнести УСН и ЕСХН. Данные режимы не могут сочетаться между собой одновременно, то есть возможно применение налогоплательщиком или упрощенной системы налогообложения, или единого сельскохозяйственного налога. К режимам, которые применяются к видам деятельности налогоплательщика, относятся ЕНВД и Патент. Данные режимы могут сочетаться как между собой, так и с иными режимами налогообложения - УСН, ЕСХН и общим режимом.

В зависимости от статуса следует различать федеральные специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН), региональные (ПСН) и местные (ЕНВД).

Законодательное регулирование на региональном уровне специальных налоговых режимов ограничивается упрощенной системой налогообложения и патентной системой налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Причем упрощенная система налогообложения, по сути, имеет федеральный статус (по аналогии с федеральными налогами), но с возможностью регионального регулирования налоговых ставок, а патентная система налогообложения имеет региональный статус (по аналогии с региональными законами), поскольку вводится в действие на соответствующей территории региональным законом.

В Орловской области в настоящее время действуют сразу два закона, регулирующих упрощенную систему налогообложения: один закон устанавливает пониженные налоговые ставки для некоторых категорий налогоплательщиков УСН, как с объектом налогообложения «доходы», так и с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», - Закон Орловской области от 28.09.2018 № 2262 - ОЗ, а второй устанавливает нулевую налоговую ставку для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в отношении определенных видов предпринимательской деятельности, - Закон Орловской области от 10.03.2015 № 1750-ОЗ.

Также в Орловской области введена в действие региональным законом от 02.11.2012 № 1423 - ОЗ патентная система налогообложения.

Для определения сущности применения патентной системы налогообложения стоит выделить аспекты, выделенные в НК РФ, а также аспекты, определение которых осуществляют субъекты РФ.

Патентная система используется в отношении ряда видов предпринимательской деятельности, закрепленных в статье 346.43 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками патентной системы налогообложения выступают индивидуальные предприниматели, перешедшие на ее применение в соответствии с установленным порядком. Стоит отметить, что переход на специальный режим налогообложения и возврат к общему режиму осуществляются в добровольном порядке.

Объектом налогообложения, в соответствии с НК РФ, признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Важнейшим условием применения патентной системы налогообложения является наличие документа, удостоверяющего право на применение данного специального режима. Таким документом является патент на осуществление одного из видов деятельности, регламентированных в НК РФ.

Индивидуальный предприниматель в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, ставится на учет налоговым органом, в которой он обращается с заявлением на получение патента. Непосредственная постановка на учет осуществляется в течение пяти дней после подачи заявления. Датой постановки на учет считается дата начала действия патента, а снятие с учета происходит в течение пяти дней после окончания периода действия патента.

Помимо этого в НК РФ закреплено ограничение, связанное с количеством наемных работников данного хозяйствующего субъекта. Средняя численность наемных работников в течение налогового периода не должна превышать 15 человек по всем видам деятельности.

Элементом, непосредственно влияющим на исчисление данного платежа, является налоговая база, которая представлена в виде денежного выражения потенциально возможного к получению годового дохода по виду деятельности, в отношении которого используется патентная система налогообложения.

В целом при применении патентной системы налогообложения применяется налоговая ставка в размере 6%, однако стоит отметить, что законами субъектов РФ возможно установление ставки в размере 0%, причем возможность использования индивидуальными предпринимателями данного значения ставки появляется только при соблюдении определенных критериев и ограничений. К этим ограничениям относятся средняя численность работников, предельное значение потенциально возможного дохода. Если плательщик - индивидуальный предприниматель -

превысил установленные ограничения, он обязан уплатить налог по ставке 6 % в том периоде, в котором было зафиксировано нарушение.

Исчисление данного налога выражается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Если же применение патентной системы осуществлялось не весь год, то потенциально возможный доход делится на двенадцать месяцев, а затем умножается на количество месяцев, в течение которых применяется патент.

В качестве последнего аспекта, выделенного на федеральном уровне, стоит выделить налоговый период, которым является календарный год, если не установлено иное. При этом если патент применяется в течение срока, который меньше года, то налоговым периодом будет признаваться именно этот срок. Также стоит отметить, что налоговая декларация при применении патентной системы налогообложения в налоговые органы не предоставляется.

По патентной системе налогообложения субъекты РФ, во-первых, вправе регулировать и устанавливать критерии дифференциации потенциально возможного дохода. Во-вторых, субъекты РФ вправе устанавливать дифференциацию в зависимости от территории действия патента по муниципальным образованиям. Исключение данного права составляют виды предпринимательской деятельности в сфере развозной и разносной розничной торговли. Также региональные органы власти могут дополнять перечень видов предпринимательской деятельности, принадлежащих к сфере бытовых услуг.

Отдельно стоит отметить, что субъекты РФ имеют право устанавливать размер потенциально возможного дохода, исходя из:

1. Средней численности наемных работников.

2. Количества транспортных средств, количества мест в транспортном средстве, а также в зависимости от грузоподъемности транспортного средства.

3. Количества обособленных объектов (площадей).

4. Территориального фактора действия патента.

Помимо этого субъекты РФ имеют право увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода не более чем в три, пять и десять раз, в зависимости от конкретных видов предпринимательской деятельности, установленных в ст.346.43 НК РФ.

Стоит отметить, что максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, который устанавливается на соответствующий календарный год.

Рассмотрим далее более подробно полномочия региональных органов власти по упрощенной системе налогообложения и их практическую реализацию в Орловской области.

В Налоговом кодексе предусмотрено, что субъекты Российской Федерации могут самостоятельно, путем принятия законов, устанавливать налоговую ставку в

размере 0 процентов по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, которые являются впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями. Кроме того, оговорено, что их деятельность должна осуществляться в производственной, социальной либо научной сферах, а также в сфере предоставления населению бытовых услуг. При соблюдении указанных условий эти налогоплательщики могут применять нулевую налоговую ставку непрерывно в течение двух налоговых периодов с того момента, как они будут зарегистрированы государственными органами как индивидуальные предприниматели.

Виды предпринимательской деятельности в указанных сферах деятельности, относительно которых устанавливается нулевая ставка налога, определяются субъектами Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению и (или) Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Однако доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении тех видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась нулевая налоговая ставка, по итогам налогового периода не может составлять меньше 70% в совокупном объеме доходов предпринимателя от реализации товаров (работ, услуг).

Субъекты Российской Федерации в законах могут устанавливать и некоторые ограничения на использование налогоплательщиками льготной налоговой ставки в размере 0 процентов. В качестве применяемых ограничительных показателей могут выступать средняя численность работников либо по предельному размеру доходов получаемых предпринимателем при осуществлении того вида деятельности, в отношении которого применяется льготная налоговая ставка в размере 0 % и определяемых в соответствии со статьей 249 НК РФ. Однако субъект Российской Федерации не может осуществить уменьшение максимального размера дохода при применении УСН более чем в 10 раз.

В Орловской области в 2015 г. был введен в действие Закон от 10.03.2015 № 1750-ОЗ, в соответствии с которым в данном субъекте была установлена налоговая ставка в 0% по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями. Это значит, что законодатели данного субъекта воспользовались данной им возможностью установления в регионе льготной нулевой налоговой ставки для индивидуальных предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения. Так, индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы после 12 марта 2015 г., по упрощенной системе налогообложения могут применять ставку налога в размере 0% лишь в том случае, если они осуществляют виды деятельности, относящиеся к определенным разделам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности

ОК 029-2014. К таким видам деятельности, например, относят: сельское хозяйство, обрабатывающие производства; строительство; образование; деятельность, связанную с разработкой компьютерного программного обеспечения; деятельность в области информации и связи; деятельность в области искусства и организации развлечений1.

В соответствии с Законом Орловской области от 10.03.2015 №1750-ОЗ имеются дополнительные ограничения на использование налогоплательщиками нулевой налоговой ставки. В качестве ограничения выступает предельный размер доходов от реализации, которые получает индивидуальный предприниматель при осуществлении вида деятельности, по которому установлена льготная ставка налога. В течение первого года предельный размер дохода установлен в размере 12 млн. руб., а в течение второго налогового периода - 24 млн. руб.

В случае, когда предприниматель нарушает установленные в Налоговом кодексе и в законе субъекта Российской Федерации ограничения на применение налоговой ставки в размере 0%, он теряет свое право на применение льготной налоговой ставки и должен уплатить налог по обычной налоговой ставке.

По нашему мнению, следует расширить действие нулевой налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения за счет распространения ее применения не только на вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, но и на созданные вновь организации, отвечающие требованиям регионального налогового законодательства. По Налоговому кодексу РФ2 налогоплательщики, применяющие УСН, могут выбрать один из двух возможных объектов налогообложения, которыми могут быть «доходы» или же «доходы, уменьшенные на величину расходов». Если налогоплательщиком выбираются в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», то ставка налога законами субъектов РФ может быть уменьшена с пятнадцати до пяти процентов, и если налогоплательщик в качестве объекта налогообложения выбирает «доходы», то налоговая ставка законами субъектов РФ может быть уменьшена с шести до одного процента. Возможность уменьшения налогоплательщиками налоговой ставки с объектом налогообложения «доходы» предусмотрена не так давно, с 1 января 2016 года.

В Орловской области воспользовались предоставленным правом и установили на 2016-2018 гг. в соответствии с Законом Орловской области от 05.09.2015

1 Закон Орловской области от 10.03.2015 № 1750-03 «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения». URL: http://docs.cntd.ru/document/424040430

2 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 2000 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2000 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 5 августа 2000 г. №117-Ф3 // URL: http://docs.cntd.ru/document/901765862

№ 1833-031 пониженные налоговые ставки для некоторых категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. С 2019 года в Орловской области вступил в силу новый закон, устанавливающий пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения, - Закон Орловской области от 28.09.2018 № 2262 - ОЗ2.

Данные о численности налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения в Орловской области, представлены в табл.1.

Таблица 1 - Количество налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в Орловской области *

Table 1 - Number of taxpayers applying the simplified tax system in the Orel region

Наименование показателей По состоянию 2017г. к 2016 г.,

на 01.01.2016 на 01.01.2017 (%)

Количество налогоплательщиков, представивших декларации по упрощенной системе налогообложения (ед./чел.), всего: 11 466 11 456 100

в том числе:

применяющих объект - доходы 7 149 7 310 102

применяющих объект - доходы,

уменьшенные на величину расходов 4 317 4 146 96

Справочно:

Количество налогоплательщиков,

представивших нулевую декларацию (ед./чел.), всего : 3 748 3 574 95

в том числе:

применяющих объект - доходы 2 340 2 257 96

применяющих объект - доходы,

уменьшенные на величину расходов 1 408 1 317 94

Количество налогоплательщиков, применяющих льготную налоговую ставку 0 % (ед./чел.), всего : 32 70 219

в том числе:

применяющих объект - доходы 27 56 207

применяющих объект - доходы, уменьшенные на величину расходов 5 14 280

* Составлено на основании отчетов ФНС России (форма №5 - УСН)

1 Закон Орловской области от 05.09.2015 № 1833-03 «Об установлении на 2016-2018 годы налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения». - URL: http://docs.cntd.ru/document/430535795

2 Закон Орловской области от 28.09.2018 № 2262-03 «Об установлении на 2019-2021 годы налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения». - URL: http://docs.cntd.ru/document/550201498

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя данные табл. 1, следует заметить, что общее количество налогоплательщиков из года в год остается примерно на одинаковом уровне, причем в основном в качестве объекта налогообложения «доходы» выбирают 64% налогоплательщиков. На объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» приходится соответственно 36% от общего количества налогоплательщиков.

Изначально в Орловской области льготная налоговая ставка в размере пяти процентов была установлена только для отдельных групп налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе с объектом обложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Начиная с 2018 года, в региональный Закон от 05.09.2015 № Ш3-ОЗ были внесены изменения, и льготная налоговая ставка в размере трех процентов была установлена для отдельных групп налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы»1.

Установление льготной ставки налога для двух возможных объектов налогообложения в Орловской области, начиная с 2018 года, представляется верным решением, поскольку предоставление или не предоставление региональной налоговой льготы не должно зависеть от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения.

В Орловской области пониженные налоговые ставки установлены в отношении определенных видов деятельности налогоплательщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения.

Если налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения были выбраны «доходы, уменьшенные на величину расходов», то применять пониженную налоговую ставку в размере пяти процентов он вправе тогда, если он осуществляет отдельные виды деятельности, например, это такие виды деятельности, как сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, деятельность в области искусства и организации развлечений2.

Если налогоплательщик в качестве объекта налогообложения выбрал «доходы», то применять пониженную налоговую ставку в размере 3% он может, если осуществляет, например, консультативную деятельность и работы в области компьютерных технологий; по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов; научные исследования и разработки в области естественных и технических наук; ветеринарную деятельность; образование;

13акон Орловской области от 05.09.2015 № 1833-03 «Об установлении на 2016-2018 годы налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения». - URL: http://docs.cntd.ru/document/430535795

2 Закон Орловской области от 28.09.2018 № 2262 - ОЗ «Об установлении на 2019-2021 годы налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения». - URL: http://docs.cntd.ru/document/550201498

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг1.

На региональном уровне, безусловно, необходимо выделить те виды деятельности, которые следует развивать в субъекте РФ в первоочередном порядке, и именно в отношении приоритетных видов деятельности следует применять пониженную налоговую ставку.

Не совсем понятно, почему действие льготной налоговой ставки распространяется на большее количество видов деятельности при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, по сравнению с тем, если объектом налогообложения будут выбраны «доходы». Так, в Орловской области не попали под льготную ставку налогоплательщики, выбравшие объект налогообложения «доходы» и осуществляющие виды деятельности, связанные с сельским, лесным хозяйством, охотой, рыболовством и рыбоводством; обрабатывающими производствами, водоснабжением; водоотведением; организацией сбора и утилизацией отходов; деятельности по ликвидации загрязнений; строительством и некоторыми другими видами деятельности. Если же аналогичные виды деятельности осуществляет налогоплательщик с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», то на него будет действовать льготная налоговая ставка по УСН.

В связи с вышеизложенным считаем целесообразным расширить действие льготной налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения. Для этого следует распространить ее применение на организации и предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы» применительно к тем же видам деятельности, по которым законом субъекта РФ предусмотрено применение пониженной налоговой ставки с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

В Орловской области установлено условие применения пониженной ставки по доле доходов по льготируемым видам деятельности в общем доходе налогоплательщика по всем осуществляемым видам деятельности. Значение такой доли составляет 70 процентов. Установление данного условия представляется правильным решением, поскольку применение пониженной налоговой ставки возможно только тогда, когда льготируемый вид деятельности является основным у налогоплательщика.

В Орловской области установлены дополнительные условия применения пониженных налоговых ставок.

В качестве условия выступает среднемесячная оплата труда на одного

1 Закон Орловской области от 28.09.2018 № 2262 - ОЗ «Об установлении на 2019-2021 годы налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения». - URL: http://docs.cntd.ru/document/550201498

работника за год. В Орловской области размер среднемесячной заработной платы должен быть не ниже двух МРОТ, установленных законодательством РФ.

Кроме того, в качестве дополнительного условия для применения льготного режима налогообложения применяется критерий своевременной уплаты авансов по упрощенной системе налогообложения и отсутствие задолженности по налогам и взносам в бюджетную систему и государственные социальные внебюджетные фонды.

В связи с этим не совсем понятно, почему субъекты РФ вводят для налогоплательщиков в своих региональных законах дополнительные ограничения для применения пониженной налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения. На федеральном уровне (в Налоговом кодексе РФ) в данном случае не предусмотрена возможность установления на региональном уровне дополнительных условий для применения пониженной налоговой ставки.

Согласно Налоговому кодексу1, подобные ограничения могут быть установлены в законах субъектов Российской Федерации только относительно применения налогоплательщиками налоговой ставки в размере ноль процентов2. В данном случае дополнительными условиями применения нулевой ставки выступают в том числе ограничения средней численности работников и предельного размера получаемого налогоплательщиком дохода от реализации при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется льготная нулевая налоговая ставка.

Таким образом, представленные предложения по совершенствованию регионального налогового законодательства позволят сделать упрощенную систему налогообложения для налогоплательщиков в Орловской области более привлекательной и, главное, устранят противоречия с федеральным законодательством.

Библиография I References:

1. Закон Орловской области от 05.09.2015 № 1833-03 «Об установлении на 2016-2018 годы налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения». - URL:

1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // URL: http://docs.cntd.ru/document/nalogovyj-kodeks-rf-nk- rf

2 Закон Орловской области от 10.03.2015 № 1750-ОЗ «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения». - URL: http://docs.cntd.ru/document/424040430

http://docs.cntd.ru/document/430535795 (дата обращения: 10.01.2019)

2. Закон Орловской области от 28.09.2018 № 2262 - ОЗ «Об установлении на 2019-2021 годы налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения». - URL: http://docs.cntd.ru/document/550201498 (дата обращения: 10.01.2019)

3. Закон Орловской области от 10.03.2015 № 1750-ОЗ «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков -индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения». - URL: http://docs.cntd.ru/document/424040430 (дата обращения: 10.01.2019)

4. Кожанчиков О.И. Налоговые механизмы развития малого бизнеса в регионе // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Том 12. - № 3. - С. 125130.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. - URL: http://docs.cntd.ru/document/nalogovyj-kodeks-rf-nk-rf (дата обращения: 10.01.2019)

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 2000 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2000 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 5августа 2000 г. №117-ФЗ. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901765862 (дата обращения: 10.01.2019)

1. Zakon Orlovskoj oblasti ot 05.09.2015 № 1833-OZ «Ob ustanovlenii na 20162018 gody nalogovoj stavki dlya otdel'nyh kategorij nalogoplatel'shchikov, primenyayushchih uproshchennuyu sistemu nalogooblozheniya» [The law of the Oryol region of September 5, 2015 No. 1833-OZ "On the establishment of a tax rate for 20162018 for certain categories of taxpayers applying the simplified tax system"]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/430535795. (In Russ.)

2. Zakon Orlovskoj oblasti ot 28.09.2018 № 2262-OZ «Ob ustanovlenii na 20192021 gody nalogovoj stavki dlya otdel'nyh kategorij nalogoplatel'shchikov, primenyayushchih uproshchennuyu sistemu nalogooblozheniya» [The law of the Oryol region of September 28, 2017 No. 2262 - OZ "On the establishment of tax rates for certain categories of taxpayers applying the simplified taxation system for 2019-2021"]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/550201498. (In Russ.)

3. Zakon Orlovskoj oblasti ot 10.03.2015 № 1750-OZ «Ob ustanovlenii nalogovoj stavki v razmere 0 procentov dlya nalogoplatel'shchikov - individual'nyh predprinimatelej, primenyayushchih uproshchennuyu sistemu nalogooblozheniya» [The law of the Oryol region of March 10, 2015 No. 1750-OZ "On establishing a tax rate of 0

percent for taxpayers - individual entrepreneurs applying the simplified tax system"]. -URL: http://docs.cntd.ru/document/424040430. (In Russ.)

4. Kozhanchikov, O.I. (2017) Nalogovyye mekhanizmy razvitiya malogo biznesa v regione [Tax mechanisms of small business development in the region] // Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - Tom 12. - № 3. - P. 125-130. (In Russ.)

5. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii [Tax Code of the Russian Federation]. CHast' pervaya ot 31 iyulya 1998g. № 146-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 16 iyulya 1998g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 17 iyulya 1998 g.: vvod. feder. zakonom Ros. Federacii ot 31 iyulya 1998 g. № 146-FZ. -URL: http://docs.cntd.ru/document/nalogovyj-kodeks-rf-nk-rf. (In Russ.)

6. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii [Tax Code of the Russian Federation]. CHast' vtoraya ot 5 avgusta 2000 g. № 117-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 19 iyulya 2000 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. F ederacii 26 iyulya 2000 g.: vvod. feder. zakonom Ros. Federacii ot 5avgusta 2000 g. №117-FZ. -URL: http://docs.cntd.ru/document/901765862. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.