References
1. Box G. P., Jenkins G. M. Time Series Analysis Forecasting and Control. San Francisco: Holden-Day, 1970. 554 p.
2. Hiorns R. W. Mathematical Models in Demography. The Structure of Human Populations. Ed. by G. A. Harrison, A. Z. Boycl. Oxford, Clarendon Press, 1972, pp. 110-127.
3. Lee R. Forecasting Births in Post-Transition Populations. Journal of the American Statistical Association, 1974, vol. 69, pp. 607-617.
4. Pollard J. H. On Simple Approximate Calculations Appropriate to Populations with Random Growth Rates. Theoretical Population Biology, 1970, vol. 1, pp. 208-218.
5. Saboia J. L. M. Modeling and Forecasting Populations by Time Series - The Swedish Case. Demography, 1974, vol. 11, pp. 483-492.
6. Kashyap R. L., Rao A. R. Dynamic Stochastic Models from Empirical Data. New York, London, Academic Press, 1976. 352 p.
7. Saboia J. L. M. Autoregressive Integrated Moving Average (ARIMA) Models for Birth Forecasting. Journal of the American Statistical Association, 1977, vol. 72 (358), pp. 264-270.
8. Pflaumer P. Forecasting US population totals with the Box - Jenkins approach. International Journal of Forecasting, 1992, vol. 8, pp. 329-338.
9. Tiziana T., Vaupel J.W. Forecasting life expectancy in an international context. International Journal of Forecasting, 2012, vol. 28, pp. 519-531.
10. Alho J. M., Spencer B. D. Statistical demography and forecasting. Springer, 2005. 410 p.
11. Booth H. Demographic forecasting: 1980 to 2005 in review. International Journal of Forecasting, 2006, vol. 22, pp. 547-581.
12. Rosstat. Available at: http://www.gks.ru (accessed 22 Mart 2016).
13. Mhitarjan V. S., Arhipova M. Ju., Balash V. A., Balash O. S., Dubrova T. A., Sirotin V. P. Ekonometrika [Econometrics. Ed. by V. S. Mhitarjan]. Moscow, Prospekt Publ., 2014. 384 p.
14. Ajvazjan S. A. Metody jekonometriki [Econometrics Methods]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010. 510 p.
15. Scherbakova E. Chislo zaregistrirovannykh brakov i razvodov v 2012 godu snizilos' (The number of registered marriages and divorces decreased in 2012). Demoskop weekly (Demoscope weekly), 2013, № 541-542. Available at: http://demoscope.ru/weekly/2013/0541/ barom04.php (accessed 20 December 2015).
16. Hurst H. E. Long term Storage Capacity of Reservoirs. Transactions of the American Society of Civil Engineers, 1951, vol. 116, pp. 770-799.
17. Mandelbrot B. Statistical methodology for non-periodic cycles: From the covariance to R/S analysis. Annals of Economic and Social Measurement, 1972, vol. 1, pp. 259-290.
18. Lo A. W. Long-term memory in stock market prices. Econometrica, 1991, vol. 59, pp. 1279-1313.
19. Hyndman R. J., Booth H., Yasmeen F. Coherent Mortality Forecasting: The Product-Ratio Method With Functional Time Series Models. Demography, 2013, vol. 50, iss. 1, pp. 261-283.
20. Granger C. W. Long memory relationships and the aggregation of dynamic models. Journal of Econometrics, 1980, vol. 14, iss. 2, pp. 227-238.
21. Demoskop. Site. Available at: http://www.demoscope.ru/ weekly/app/long_cbr.php (accessed 22 Mart 2016).
22. World Bank. Site. Available at: http://www.worldbank.org (accessed 22 Mart 2016).
УДК 336.225.66 (470.44)
К ВОПРОСУ О ЛЬГОТНОМ РЕЖИМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
М. В. Голубниченко
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
Введение. В условиях экономического кризиса в России остро ощущается необходимость государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, особенно в виде снижения налоговой нагрузки на предприятия на уровне региона. Необходимо проанализировать особенности льготного режима налогообложения для субъектов малого предпринимательства в Саратовской области и его влияние на развитие малого бизнеса в последние годы. Этим определяется актуальность исследования. Теоретический анализ. В Саратовской области
льготный налоговый режим для субъектов малого предпринимательства представлен в ряде региональных законов. В частности, установлены дифференцированные налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков, введены двухлетние «налоговые каникулы» по 11 видам деятельности при патентной системе налогообложения и 72 видам деятельности при упрощенной системе налогообложения. С 1 января 2016 г. снижена стоимость патентов по отдельным видам деятельности, а также
© Голубнпченко М. В., 2016
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 3
расширено количество видов предпринимательской деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения. Обсуждение результатов. Положительные тенденции в развитии малого бизнеса, поступлении налогов в областной бюджет за последние годы выявили необходимость продления действия дифференцированных налоговых ставок в регионе при применении упрощенной системы налогообложения, а также подтвердили эффективность корректировки законодательства о патентной системе налогообложения. Действующий механизм «налоговых каникул» может стать существенной поддержкой для малого бизнеса при условии изменения некоторых положений, например, продлении льготного периода при достижении налогоплательщиком определенных позиций, распространении льготы на действующие предприятия. Ключевые слова: налоговые льготы, малый бизнес, специальный режим налогообложения, Саратовская область.
DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-3-315-319
Введение
Складывающаяся в последнее время ситуация в малом бизнесе, связанная с экономическим кризисом в России, падением спроса населения на продукцию и услуги, более остро ставит вопрос поддержки субъектов малого предпринимательства со стороны государства. Необходимость поддержки обусловлена тем, что малый бизнес, выступая гарантом разнообразия рынков, конкку-ренции, наличия рабочих мест, является противовесом крупному бизнесу, который в условиях ослабленной конкуренции может стать монополистом, что негативно скажется на обществе и государстве. Кроме того, за счет малого бизнеса обеспечивается жизнеспособность общества за пределами крупных городов и центров концентрации промышленности. Поддержка со стороны государства обеспечивается, в первую очередь, в виде снижения налоговой нагрузки путем введения соответствующих положений в статьи Налогового кодекса РФ. В настоящее время существуют специальные режимы налогообложения для малого бизнеса: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патентная система налогообложения и система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога. Эти режимы позволяют субъектам малого бизнеса экономить финансовые ресурсы на налогах и использовать их на другие цели, необходимые для развития хозяйствующих субъектов. Большое значение для таких налогоплательщиков имеет установление льготного режима налогообложения на уровне региона.
Теоретический анализ
В Саратовской области льготный налоговый режим для субъектов малого предпринимательства представлен в ряде региональных законов.
Так, Закон Саратовской области от 25.11.2015 № 152-ЗСО «Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков на территории Саратовской области» [1], вступивший в силу с 1 января 2016 г., устанавливает пониженные ставки единого налога (5, 6 и 7% вместо 15%) для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Это касается предприятий, осуществляющих деятельность в сферах обрабатывающих производств, строительства, образовательной, инновационной, ремесленной деятельности, производства товаров и услуг для детей. Ставка 1% (вместо 6%) установлена для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся народным художественным промыслом, образовательной деятельностью, выбравших объектом налогообложения доходы. В 2013-2014 гг. пониженными (дифференцированными) налоговыми ставками в соответствии с действовавшим в этот период Законом Саратовской области от 13.11.2012 № 166-ЗСО [2] воспользовался 261 налогоплательщик региона, в том числе: 129 налогоплательщиков - в 2013 г., уплативших налогов в размере 16 597,6 тыс. руб.; 132 налогоплательщика - в 2014 г., уплативших налогов в размере 22 206,13 тыс. руб. При этом наибольшее число налогоплательщиков составили организации и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие деятельность в сфере обрабатывающего производства, строительства; второе место заняли организации и предприниматели, занимавшиеся производством одежды для новорожденных детей из тканей, игр и игрушек; на третьем месте находились организации, деятельность которых была связана с использованием вычислительной техники, информационных технологий, занимавшихся научными исследованиями и разработками, предоставлением других видов услуг [3]. В таблице представлены важные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Саратовской области за 2012-2014 гг. С учетом положительных тенденций в развитии малого бизнеса, поступления налогов в областной бюджет за эти годы действие дифференцированных налоговых ставок в регионе при применении упрощенной системы налогообложения продлено до 31 декабря 2020 г. (включительно) и однозначно окажет положительное влияние на рост числа налогоплательщиков, воспользовавшихся ими, а также на развитие малого бизнеса.
Показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Саратовской области
за 2012-2014 гг. [3]
Наименование показателя 2012 2013 2014
Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства области, в общем объеме валового регионального продукта, % 27,1 27,8 28
Количество малых предприятий (включая микропредприятия), тыс. 27,7 30,7 33,4
Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства области, применяющих специальные режимы налогообложения, млрд руб. 3,35 3,54 3,68
Особо следует отметить, что с целью стимулирования производственной, социальной, научной сферы в регионе Законом Саратовской области от 28.04.2015 № 57-ЗСО «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной и (или) патентной систем (системы) налогообложения на территории Саратовской области» [4] установлены двухлетние «налоговые каникулы» по 72 видам деятельности при упрощенной системе налогообложения и 11 видам деятельности при патентной системе налогообложения, при этом ставка 0% применяется для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу этого Закона. «Налоговые каникулы» в разных форматах широко практикуются в ряде зарубежных стран, и, как правило, эта мера направлена на привлечение инвестиций и поддержку новых производств.
С 2013 г. действует Закон Саратовской области от 13 ноября 2012 г. № 167-ЗСО «О введении на территории Саратовской области патентной системы налогообложения» [5], положения которого были пересмотрены в 2014 г. с учетом предложений предпринимателей области. Регион был дифференцирован по территориям действия патентов и размер патентов, для индивидуальных предпринимателей в районах Саратовской области был снижен до 80, 60, 50, 40% от ранее действующего значения.
В результате корректировки законодательства о патентной системе налогообложения увеличилось количество приобретенных индивидуальными предпринимателями патентов: в 2013 г. - 182 патента, в 2014 г. - 302, в 1-м полугодии 2015 г. - 377 патентов, а также наблюдался рост объема уплаченных налогов: в 2013 г. - 7,4 млн руб., в 2014 г. - 14,2, в 1-м полугодии 2015 г. - 16,0 млн
руб. [6].
Принятые поправки в Закон № 167-ЗСО обусловили следующие изменения в патентной системе налогообложения области с 1 января 2016 г.:
- снижена стоимость патентов по видам предпринимательской деятельности, по которым патенты не были востребованы в 2013-2014 гг.;
- расширено количество видов предпринимательской деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения;
- введена норма, которая предусматривает индексацию налоговыми органами размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода;
- по видам деятельности, которые совпадают с видами по ЕНВД, стоимость патентов установлена ниже средней стоимости по стране;
- по видам деятельности, по которым патенты были не востребованы (или было получено 1 -2 патента всего, например, услуги репетиторства), стоимость установлена ниже минимального значения в России;
- изменен шаг установления стоимости патентов: он составляет теперь 50%, а не 100% (например, если с одним работником доход составляет 80 тыс. руб., то с двумя работниками доход составит 120 тыс. руб.). Аналогичный подход предусмотрен для видов деятельности, дифференцируемых по количеству объектов. Это реальная мера по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес.
Обсуждение результатов
Таким образом, льготный режим налогообложения для субъектов малого предпринимательства в Саратовской области характеризуется установлением пониженных ставок для приоритетных видов предпринимательской деятельности, предоставлением «налоговых каникул» избирательно для определенных категорий малого бизнеса, что встречно предполагает выполнение обязательств налогоплательщиками по осуществлению определенных, полезных для экономики страны мероприятий. Результатом таких налоговых послаблений должны стать сокращение теневой занятости в сфере малого бизнеса, развитие конкуренции на рынке востребованных населением услуг, поддержка народных художественных промыслов в местах традиционного бытования.
При введении налоговых льгот необходима детальная проработка их возможных последствий не только для представителей бизнес-сообщества,
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 3
но и для бюджетов всех уровней, для экономики страны в целом. Поэтому такая избирательная схема введения «налоговых каникул», при которой определяется ряд приоритетных сфер деятельности, в развитии которых регион заинтересован, наиболее перспективна. Простым и самым распространенным направлением предпринимательства в Саратовской области является торговля. Между тем на протяжении нескольких десятилетий в стране и в регионе угасало производство реальной продукции. В связи с этим требуется действенная экономическая мера поддержки производства, которое необходимо активно развивать и стимулировать с учетом сложившейся ситуации в экономике страны и регионов соответственно. Так, ставка 0% устанавливается законом № 57-ЗСО для организаций в сфере производства сельскохозяйственной продукции, одежды, обуви, производства строительных отделочных работ, дошкольного и дополнительного образования, социальных услуг, научных исследований и разработок. Также предусмотрено установление «налоговых каникул» в сфере предоставления бытовых услуг населению (ремонт и пошив изделий, обуви, парикмахерские и косметические услуги, химчистки, прачечные, ремонт бытовых приборов и мебели) для впервые зарегистрированных предпринимателей по патентной системе. При этом предельные значения выручки при нулевой ставке при упрощенной системе налогообложения -18 млн руб., патентной системе налогообложения - 1 млн руб. Такой выборочный подход максимально минимизирует потери бюджетов от введения налоговых послаблений, что тоже немаловажно.
Для сравнения можно обратиться к недавнему опыту России по снижению фиксированных страховых взносов для предпринимателей в Пенсионный фонд в 2014 г., что позволило многим предпринимателям выйти из «тени». В то время как в 2013 г. для индивидуальных предпринимателей законодательно были увеличены ставки страховых взносов в Пенсионный фонд, исходя из стоимости страхового года, в 2 раза, что повлекло прекращение деятельности многих предпринимателей, не готовых нести затраты в размере 36 тыс. руб. в год.
Однако схема «налоговых каникул» имеет ряд недостатков:
1) «налоговые каникулы» распространяются только на вновь зарегистрированных предпринимателей, действующие предприниматели рассчитывать на льготу не могут даже в случае перерегистрации;
2) льгота рассчитана только на предпринимателей, т.е. малые предприятия, являющиеся юридическими лицами, под нее не подпадают;
3) льгота предоставляются при применении УСН и ПСН, не затрагивая предпринимателей, применяющих ЕНВД и ЕСХН, общий режим налогообложения;
4) нулевая ставка налога действует в течение двух налоговых периодов со дня регистрации, при этом для УСН налоговый период - год, а при ПСН - период, на который приобретен патент, т.е. он может быть меньше года.
Для того чтобы этот инструмент действительно работал, следует пересмотреть некоторые положения:
- во-первых, на «налоговые каникулы» должны рассчитывать не только предприниматели, но и организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства;
- во-вторых, льгота должна распространяться на действующие малые предприятия при условии организации деятельности в сферах, подпадающих под нулевую ставку.
- в третьих, существенной поддержкой для уже функционирующего бизнеса могло бы стать продление льготного периода при достижении налогоплательщиком определенных позиций, например, увеличение объема выпускаемой продукции, наличие реальных научных изысканий, имеющих прикладное значение. Такая мера позволила бы исключить возможность фиктивной перерегистрации и дополнительно стимулировала бы налогоплательщиков к дальнейшему развитию и, соответственно, способствовала бы оздоровлению экономики страны в целом.
Стимулирование развития малого бизнеса представляет собой действенную меру по выходу экономики России из финансового кризиса. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства должна осуществляться в различных направлениях, в том числе в виде введения и постоянного совершенствования льготного режима налогообложения для таких налогоплательщиков.
Список литературы
1. Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков на территории Саратовской области : закон Саратовской области от 25.11.2015 № 152-ЗСО. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков на территории Саратовской области : закон Саратовской области от 13.11.2012 № 166-ЗСО. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
3. Правительство Саратовской области : [сайт]. URL: http://saratov.gov.ru/ gov/ auth/ mineconom/ RP/ PZSO_nalog_1. Pdf (дата обращения: 02.03.2016).
4. Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной и (или) патентной систем (системы) налогообложения на территории Саратовской области : закон Саратовской области от 28.04.2015 № 57-ЗСО (ред. от 24.03.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О введении на территории Саратовской области патентной системы налогообложения : закон Саратовской области от 13.11.2012 № 167-ЗСО (ред. от
25.11.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Почти 400 патентов приобрели предприниматели в этом году. URL: http://saratovdaily.ru/news/ 2015/10/14/15731:pochti_400_patentov_priobreli_ predprinimateli_v_etom_godu.html (дата обращения:
09.03.2016).
To the Question of Preferential Tax Treatment for Small Businesses in Saratov Region
M. V. Golubnichenko
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. In the context of economic crisis in Russia there is an urgent necessity in state support of small businesses, especially in the form of reducing taxes for businesses in the region. We have to analyze the preferential tax treatment for small businesses in Saratov region and its impact on the development of small business n recent years. It determines the relevance of the study. Theoretical analysis. In Saratov region preferential tax treatment for small businesses is presented in a number of regional laws. In particular, there are differentiated tax rates in application of simplified taxation system for certain categories of taxpayers; there is a two-year «tax holiday» for 11 types of businesses in the patent system of taxation and 72 types of businesses under the simplified taxation system. From January 1, 2016, the cost of patents for certain types of activities was reduced as well as the number of business activity types falling under patent system of taxation was also expanded. Discussion of results. Positive trends in the development of small businesses and the receipt of taxes to the regional budget in recent years has revealed the need for extension of differentiated tax rates in the region at the application of simplified taxation system and confirmed the effectiveness of legislation adjustment on patent system of taxation. The existing mechanism of «tax holidays» can be an essential support for small businesses in conditions of some changes, for example, extension of the grace period under condi-
tion of obtaining certain positions by taxpayer, the distribution of
incentives on current enterprises.
Key words: tax incentives, small business, special tax regime,
Saratov region.
References
1. Ob ustanovlenii differentsirovannykh nalogovykh stavok pri primenenii uproschennoi sistemy nalogooblozheniia dlia otdel'nykh kategorii nalogoplatel'shchikov na ter-ritorii Saratovskoi oblasti: zakon Saratovskoi oblasti ot 25.11.2015 № 152-ZSO (On the establishment of differentiated tax rates in application of simplified taxation system for certain categories of taxpayers in the Saratov region. Saratov region law of 25.11.2015 № 152-SRL). ATP «Consultant» [electronic resource].
2. Ob ustanovlenii differentsirovannykh nalogovykh stavok pri primenenii uproshchennoi sistemy nalogooblozhe-niia dlia otdel'nykh kategorii nalogoplatel'schikov na territorii Saratovskoi oblasti: zakon Saratovskoi oblasti ot 13.11.2012 № 166-ZSO (On the establishment of differentiated tax rates in application of simplified taxation system for certain categories of taxpayers in the Saratov region. Saratov region law of 13.11.2012 № 166-SRL). ATP «Consultant» [electronic resource].
3. Pravitel stvo Saratovskoi oblasti (Saratov region government. Site). Available at: http://saratov.gov.ru/ gov/ auth/ mineconom/ RP/ PZSO_nalog_1. Pdf (accessed 2 March 2016).
4. Ob ustanovlenii nalogovoi stavki v razmere 0 protsentov dlia otdel'nykh kategorii nalogoplatel'schikov pri pri-menenii uproschennoi i (ili) patentnoi sistem (sistemy) nalogooblozheniia na territorii Saratovskoi oblasti: zakon Saratovskoi oblasti ot 28.04.2015 № 57-ZSO (red. ot 24.03.2016) (Establishing the tax rate to 0% for certain taxpayers in the application of the simplified and (or) of patent systems (the system) of taxation on the territory of Saratov region. Saratov region law of 28.04.2015 № 57-SRL (an edition of24.03.2016)). ATP «Consultant» [electronic resource].
5. O vvedenii na territorii Saratovskoi oblasti patentnoi sistemy nalogooblozheniia: zakon Saratovskoi oblasti ot 13.11.2012 № 167-ZSO (red. ot 25.11.2015) (On the introduction in the territory of the Saratov region of the patent system of taxation: the law of the Saratov region. Saratov region law of 13.11.2012 № 167-SRL (an edition of25.11.2015)). ATP «Consultant» [electronic resource].
6. Pochti 400 patentov priobreli predprinimateli v etom godu (Nearly 400 patents were purchased by entrepreneurs this year). Available at: http://saratovdaily.ru/news/2015/10/] 4/15731:pochti_400_patentov_priobreli_predprinimateli_v_ etom_godu.html (accessed 9 March 2016).