Научная статья на тему 'Налоговые механизмы развития малого бизнеса в регионе'

Налоговые механизмы развития малого бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SPECIAL TAX REGIMES / SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM / PATENT SYSTEM OF TAXATION FOR INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожанчиков Олег Игоревич

Субъекты малого бизнеса могут применять либо общий режим налогообложения, либо специальные налоговые режимы в виде упрощенной или патентной системы налогообложения. Налоговый кодекс допускает установление на региональном уровне по упрощенной и патентной системе налогообложения льготной налоговой ставки в размере ноль процентов для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. В статье предлагается расширить сферу применения патента и распространить его и на организации, отвечающие требованиям для данного режима, установленным Налоговым кодексом. Следуя принципу одинакового подхода в налогообложении субъектов малого предпринимательства, вне зависимости от формы организации бизнеса предлагается также распространить действие нулевой ставки и на вновь созданные организации, осуществляющие деятельность в производственной, социальной, научной сферах и (или) сфере бытовых услуг населению, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кожанчиков Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small business entities can apply either a general taxation regime or special tax regimes in the form of a simplified or patent taxation system. The Tax Code assumes the establishment, at the regional level, of a simplified and patent taxation system of a preferential tax rate of zero percent for individual entrepreneurs who are registered for the first time and who carry out entrepreneurial activities in the production, social or scientific spheres, as well as in the sphere of public services for the population. The article proposes to expand the scope of the patent and extend it to organizations that meet the requirements for this regime, established by the Tax Code. Following the principle of the same approach in the taxation of small businesses, regardless the form of business organization, it is also proposed to extend the zero-rate action to newly created organizations that carry out activities in the production, social, scientific spheres and (or) the sphere of public services to the population using simplified and patent system of taxation.

Текст научной работы на тему «Налоговые механизмы развития малого бизнеса в регионе»

УДК: 336.22:352 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-3-125-130

НАЛОГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Кожанчиков О.И.1

Субъекты малого бизнеса могут применять либо общий режим налогообложения, либо специальные налоговые режимы в виде упрощенной или патентной системы налогообложения. Налоговый кодекс допускает установление на региональном уровне по упрощенной и патентной системе налогообложения льготной налоговой ставки в размере ноль процентов для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. В статье предлагается расширить сферу применения патента и распространить его и на организации, отвечающие требованиям для данного режима, установленным Налоговым кодексом. Следуя принципу одинакового подхода в налогообложении субъектов малого предпринимательства, вне зависимости от формы организации бизнеса предлагается также распространить действие нулевой ставки и на вновь созданные организации, осуществляющие деятельность в производственной, социальной, научной сферах и (или) сфере бытовых услуг населению, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения.

Ключевые слова: специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, малый бизнес.

TAX MECHANISMS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REGION

KOZHANCHIKOV O. I. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: okozhanchikov@yandex.ru

Small business entities can apply either a general taxation regime or special tax regimes in the form of a simplified or patent taxation system. The Tax Code assumes the establishment, at the regional level, of a simplified and patent taxation system of a preferential tax rate of zero percent for individual entrepreneurs who are registered for the first time and who carry out entrepreneurial activities in the production, social or scientific spheres, as well as in the sphere of public services for the population. The article proposes to expand the scope of the patent and extend it to organizations that meet the requirements for this regime, established by the Tax Code. Following the principle of the same approach in the taxation of small businesses, regardless the form of business organization, it is also proposed to extend the zero-rate action to newly created organizations that carry out activities in the production, social, scientific spheres and (or) the sphere of public services to the population using simplified and patent system of taxation.

Keywords: special tax regimes, simplified taxation system, patent system of taxation for individual entrepreneurs, small business.

Кожанчиков Олег Игоревич - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, e-mail: okozhanchikov@yandex.ru

Субъекты малого бизнеса могут находиться на общем режиме налогообложения либо применять специальные налоговые режимы.

В Налоговом кодексе четко не дано определение общего режима налогообложения, но исходя из смысла его применения общий режим налогообложения предполагает исчисление и уплату для организаций налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, а для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц. При использовании общего режима как организации, так и индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС1. То, что касается иных налогов, таких как водный налог, транспортный налог, земельный налог, то при наличии соответствующего объекта налогообложения они уплачиваются при применении малым бизнесом как общего, так и специального режима налогообложения.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов2.

К специальным налоговым режимам, наиболее часто используемым малым бизнесом относят:

1. Упрощенную систему налогообложения.

2. Патентную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

При применении специальных режимов налогообложения налогоплательщиками не уплачиваются те налоги, которые присущи общему режиму налогообложения, т.е. организации не уплачивают налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций, индивидуальные предприниматели - налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, не являются плательщиками НДС3. Вместо вышеперечисленных налогов организации и индивидуальные предприниматели уплачивают один единый налог (или оплачивают стоимость патента) в зависимости от применяемого специального налогового режима.

Таким образом, квалифицирующим признаком применения или неприменения специального налогового режима может выступать состав налогов, уплачиваемых налогоплательщиком4.

Основным специальным налоговым режимом для субъектов малого предпринимательства является упрощенная система налогообложения. УСН действует на всей территории РФ в соответствии с НК РФ, однако возможно принятие региональных законов на уровне субъекта РФ, предусматривающих льготы для отдельных групп налогоплательщиков.

В Орловской области действует Закон Орловской области «Об установлении на 2016-2018 годы налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» от 05.09.2015 № 1833-О3 и Закон Орловской области

1 Житарь Я.С., Плахов А.В. Возможности введения единой ставки по НДС.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. - № 2 (7). - С. 113-115.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: ввод. федер. законом Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // URL: http://docs.cntd.ru/document/nalogovyj-kodeks-rf-nk-rf

3 Кулькова В.Ю. Налоговое регулирование асимметрии регионального развития на основе совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2005. -№ 28 (196). - С. 12 - 22.

4 Кожанчиков О.И. Классификация режимов налогообложения, применяемых налогоплательщиками // Налоги, Федеральный научно - практический журнал. - 2013. - №1. - С. 2-3.

«Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков -индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» от 10.03.2015 № 1750-ОЗ1.

Вторым специальным налоговым режимом для малого бизнеса является патентная система налогообложения. Патентная система установлена Налоговым кодексом РФ, но вводится в действие законами субъектов РФ.

В Орловской области Патент введен Законом Орловской области от 02.11.2012 № 1423 -ОЗ «О введении в действие на территории Орловской области патентной системы налогообложения»2.

В Налоговом кодексе указано, что законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов по упрощенной и патентной системе налогообложения для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. При этом налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности3.

По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:

- ограничения средней численности работников;

- ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 НК РФ, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов. При этом предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз.

1 Закон Орловской области от 05.09.2015 № 1833-03 «Об установлении на 2016-2018 годы налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения». URL: http://docs.cntd.ru/document/430535795; Закон Орловской области от 10.03.2015 № 1750-03 «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения». URL: http://docs.cntd.ru/document/424040430

2 Закон Орловской области от 02.11.2012 № 1423 - ОЗ «О введении в действие на территории Орловской области патентной системы налогообложения» // URL: http://docs.cntd.ru/document/453122650

3 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 2000 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2000 г.: ввод. федер. законом Рос. Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // URL: http://docs.cntd.ru/document/901765862

В Орловской области законодатели воспользовались возможностью установления льготной налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В частности, для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных после 12 марта 2015 г., по упрощенной системе налогообложения установлена ставка в размере 0% в том случае, если они осуществляют виды деятельности, включенные в следующие разделы Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-20141:

1. В раздел А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство»;

2. В раздел С «Обрабатывающие производства»;

3. В раздел F «Строительство»;

4. В группу 62.01 «Разработка компьютерного программного обеспечения» подкласса 62.0 «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги» класса 62 «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги» раздела J «Деятельность в области информации и связи»;

5. В подкласс 72.1 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук» класса 72 «Научные исследования и разработки» раздела М «Деятельность профессиональная, научная и техническая»;

6. В раздел Р «Образование»;

7. В подкласс 86.9 «Деятельность в области медицины прочая» класса 86 «Деятельность в области здравоохранения»; класс 87 «Деятельность по уходу с обеспечением проживания»; класс 88 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания» раздела Q «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг»;

8. В класс 90 «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений»; класс 91 «Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры»; класс 93 «Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений» раздела R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений»;

9. В класс 95 «Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения»; группы 96.01 «Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий»; 96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты»; 96.03 «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг» подкласса 96.0 «Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг» класса 96 «Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг» раздела S «Предоставление прочих видов услуг».

В Законе Орловской области от 10.03.2015 № 1750-ОЗ указано, что льготная ставка применяется в течение двух налоговых периодов, если размер доходов от реализации не превышает 12 млн. руб. в первом налоговом периоде и 24 млн. руб. во втором налоговом периоде.

Представляется необходимым расширить действие льготной налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения в размере 0 процентов, распространив ее применение и на организации, соответствующие установленным в НК РФ критериям.

В Орловской области также воспользовались возможностью введения нулевой налоговой ставки по патентной системе налогообложения и установили её в отношении вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельность, представленные в таблице 1.

1 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 // URL: http://docs.cntd.ru/document/1200110162

Законом Орловской области от 02.11.2012 № 1423-03 установлены дополнительные ограничения на применение налогоплательщиками налоговой ставки в размере ноль процентов: предельный размер доходов от реализации, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлена льготная налоговая ставка, в течение первого налогового периода составляет 12 миллионов рублей, а в течение второго налогового периода - 24 миллиона рублей.

Таблица 1 - Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории Орловской области применяется налоговая ставка по патентной системе налогообложения в размере ноль процентов

Table 1 - Types of business activities in relation to which the territory of the Orel region applies a tax rate on the patent system of taxation in the amount of zero percent

Вид предпринимательской деятельности Пункт и статья НК РФ

ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из пп.1 п.2 ст.346.43

текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

ремонт, чистка, окраска и пошив обуви пп.2 п.2 ст.346.43

изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц пп.5 п.2 ст.346.43

услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ пп.13 п.2 ст.346.43

услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству пп.15 п.2 ст.346.43

услуги по присмотру и уходу за детьми и больными пп.16 п.2 ст.346.43

изготовление изделий народных художественных промыслов пп.20 п.2 ст.346.43

прочие услуги производственного характера пп.21 п.2 ст.346.43

производство и реставрация ковров и ковровых изделий пп.22 п.2 ст.346.43

проведение занятий по физической культуре и спорту пп.28 п.2 ст.346.43

услуги поваров по изготовлению блюд на дому пп.31 п.2 ст.346.43

оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота пп.49 п.2 ст.346.43

производство кожи и изделий из кожи пп.50 п.2 ст.346.43

сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных пп.51 п.2 ст.346.43

растений

сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей пп.52 п.2 ст.346.43

производство молочной продукции пп.53 п.2 ст.346.43

производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных пп.54 п.2 ст.346.43

культур и семян трав

производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий пп.55 п.2 ст.346.43

товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство пп.56 п.2 ст.346.43

лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность пп.57 п.2 ст.346.43

деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами пп.59 п.2 ст.346.43

резка, обработка и отделка камня для памятников пп.61 п.2 ст.346.43

оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации пп.62 п.2 ст.346.43

ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования пп.63 п.2 ст.346.43

В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере ноль процентов, установленных НК РФ и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение льготной налоговой ставки и обязан уплатить налог по обычной налоговой ставке, т. е. шесть процентов за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.

Патентный режим налогообложения также требует совершенствования.

Патентная система налогообложения призвана заменить собой единый налог на вменённый доход. Однако плательщиками по единому налогу на вменённый доход являются как индивидуальные предприниматели, так и организации, перешедшие на этот режим в добровольном порядке. В связи с этим предлагаем расширить сферу применения патента и распространить его и на организации, отвечающие требованиям для данного режима, установленным Налоговым кодексом.

Следуя принципу одинакового подхода в налогообложении субъектов малого предпринимательства, вне зависимости от формы организации бизнеса, предлагаем распространить действие нулевой ставки и на вновь созданные организации, осуществляющие деятельность в производственной, социальной, научной сферах и (или) сфере бытовых услуг населению, применяющие патентную систему налогообложения.

Библиография/References:

1. Житарь Я.С., Плахов А.В. Возможности введения единой ставки по НДС // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - № 2 (7). -С. 113-115.

2. Кожанчиков О.И. Классификация режимов налогообложения, применяемых налогоплательщиками // Налоги. - 2013. - №1. - С. 2-3.

3. Кулькова В.Ю. Налоговое регулирование асимметрии регионального развития на основе совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2005. - № 28 (196). - С. 12 - 22.

1. Zhitar', Ia.S., Plakhov, A.V. (2015) Vozmozhnosti vvedeniia edinoi stavki po NDS [Opportunities to introduce a single VAT rate] // Innovatsionnaia ekonomika: perspektivy razvitiia i sovershenstvovaniia. - № 2 (7). - P. 113-115. (In Russ.)

2. Kozhanchikov, O.I. (2013) Klassifikatsiia rezhimov nalogooblozheniia, primeniaemykh nalogoplatel'shchikami [Classification of taxation regimes applied by taxpayers] // Nalogi [Taxes (Journal)]. - №1. - P. 2-3. (In Russ.)

3. Kul'kova, V.Iu. (2005) Nalogovoe regulirovanie asimmetrii regional'nogo razvitiia na osnove sovershenstvovaniia mezhbiudzhetnykh otnoshenii v Rossiiskoi Federatsii [Tax regulation of asymmetry of regional development on the basis of improving interbudgetary relations in the Russian Federation] // Finansy i kredit [Finance and credit]. - № 28 (196). - P. 12 - 22. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.