Научная статья на тему 'Необходимость и целесообразность введения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Омской области'

Необходимость и целесообразность введения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Омской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
150
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ёлохова Ирина Владимировна

The simplified system of the taxation (SST) is entered by the Federal law, concerns to special tax modes and is applied alongside with other modes of the taxation stipulated by the tax laws. At the same time, the tax code of the Russian Federation stipulates an opportunity on application by individual businessmen SST on the basis of the patent. In our opinion, introduction SST on the basis of the patent promotes simplification of procedure of payment of taxes for tax bearers. The establishment of a comprehensible level of cost of the patent for the chosen categories of tax bearers will allow to expand taxable base due to increase of a transparency of enterprise activity, an output from "shadow" of representatives of small business, on which tax bodies is problematic enough to keep account by virtue of insignificant scale and mobile business. Thus, within the limits of perfection of the regional tax laws, regarding application of the simplified system of the taxation and increase of its efficiency it is considered expedient conducting in territory of Omsk region SST on the basis of the patent by kinds of the enterprise activity, being by the least transparent for the tax control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость и целесообразность введения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Омской области»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 4. С. 41-43. © И. В. Ёлохова, 2008

УДК 336.201.3

НЕОБХОДИМОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

И.В. Ёлохова

Министерство экономики Омской области

The simplified system of the taxation (SST) is entered by the Federal law, concerns to special tax modes and is applied alongside with other modes of the taxation stipulated by the tax laws. At the same time, the tax code of the Russian Federation stipulates an opportunity on application by individual businessmen SST on the basis of the patent.

In our opinion, introduction SST on the basis of the patent promotes simplification of procedure of payment of taxes for tax bearers. The establishment of a comprehensible level of cost of the patent for the chosen categories of tax bearers will allow to expand taxable base due to increase of a transparency of enterprise activity, an output from "shadow" of representatives of small business, on which tax bodies is problematic enough to keep account by virtue of insignificant scale and mobile business.

Thus, within the limits of perfection of the regional tax laws, regarding application of the simplified system of the taxation and increase of its efficiency it is considered expedient conducting in territory of Omsk region SST on the basis of the patent by kinds of the enterprise activity, being by the least transparent for the tax control.

Упрощенная система налогообложения (далее - УСН) введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ, относится к специальным налоговым режимам и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными налоговым законодательством. Переход к УСН и возврат к иным режимам налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно в установленном порядке.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на УСН, если:

- по итогам 9-ти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 Налогового кодекса РФ, не превысили 15 млн руб. При этом данная величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год;

- средняя численность работников - не более 100 человек;

- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн руб.;

- доля участия в них других организаций составляет не более 25 %.

Законодателем установлен список категорий налогоплательщиков, которые не вправе применять УСН: организации, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фон-

ды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, иностранные организации и др.

Налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН.

На выбор налогоплательщика объектом налогообложения признаются:

- доходы, при этом налоговая ставка устанавливается в размере 6 %;

- доходы, уменьшенные на величину расходов, при этом устанавливается налоговая ставка 15 %.

Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение 3-х лет с начала применения УСН. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Вместе с тем Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность применения индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента.

Согласно Налоговому кодексу РФ законами субъектов РФ:

- принимается решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента на своих территориях;

- определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в

пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ), по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента;

- устанавливается размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение УСН на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности на территории субъекта РФ.

На УСН на основе патента вправе перейти индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ.

Документом, удостоверяющим право применения индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента, является выдаваемый налоговым органом патент на осуществление одного из установленных видов предпринимательской деятельности. Форма патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из периодов: квартал, полугодие, девять месяцев, год.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке (6 % от доходов), процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

В настоящее время УСН применяется во всех российских регионах.

Анализ доходов бюджетов по УСН показал, что в общей сумме налога по всем регионам Сибирского федерального округа наибольшая доля приходится на регионы с развитой инфраструктурой и достаточно высоким экономическим потенциалом.

Вместе с тем УСН на основе патента введена законами субъектов РФ и действует в 2007 г. лишь в 42-х российских регионах. Патентная система по УСН введена в 9-ти регионах Сибирского федерального округа, кроме Омской области, Алтайского края и Республики Алтай. При этом перечень видов предпринимательской деятельности, по которым разрешено применять патент, и сумма стоимости патента в каждом регионе индивидуальны.

Следует отметить, что часть регионов дифференцирует величину предельно возможного к получению годового дохода для установления стоимости патента в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности внутри региона (по конкретным городам или районам внутри региона либо в зависимости от численности проживающего населения).

Как правило, годовая стоимость патента дифференцируется в зависимости от численности населения в населенном пункте. Например: в Новосибирской области - 5 групп; в Кемеровской области - 5 групп; в Иркутской области - 8 групп; в Республике Бурятия - 4 группы; в Республике Тыва - 5 групп; в Красноярском крае - 5 групп и т. д.

Ввиду отсутствия информации о динамике налоговых поступлений от налогоплательщиков, уплачивающих налог по УСН на основе патента, не представляется возможным сравнить бюджетный эффект от введения в регионах данной системы налогообложения.

Следует отметить, что суммарная доля налогов отдельно по группе регионов, применяющих и не применяющих патентную систему, в общем объеме налоговых поступлений по Сибирскому федеральному округу последние 2 года практически остается без изменений (см. таблицу).

В целях совершенствования областного налогового законодательства в части применения УСН и создания благоприятного климата для развития предпринимательской деятельности считаем целесообразным применение на территории Омской области УСН индиви-

Суммарная доля налогов отдельно по группе регионов, применяющих и не применяющих патентную систему, %

Показатель Год

2006 2007

Регионы СФО, где УСН осуществляется на основе патента 55,7 58,3

Регионы СФО, где не введена УСН на основе патента 44,3 41,7

дуальными предпринимателями на основе патента.

В рамках рассматриваемого вопроса необходимо определить:

- перечень видов предпринимательской деятельности, которые целесообразно в 2009 г. перевести на применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента;

- рассчитать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по установленному перечню.

Рассматривая вопрос о перечне видов предпринимательской деятельности, которые целесообразно в 2009 г. перевести на применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента, необходимо учесть, что многие из видов деятельности, предусмотренных Налоговым кодексом РФ для УСН на основе патента, входят в перечень видов деятельности, на всей территории области переведенных на уплату единого налога на вмененный доход. По данным видам деятельности, согласно Налоговому кодексу РФ, налогоплательщики не вправе применять УСН, в том числе УСН на основе патента. Таким образом, считаем возможным рассматривать вопрос о целесообразности введения на территории Омской области УСН на основе патента по видам предпри-

нимательской деятельности, не входящим в перечень видов предпринимательской деятельности по единому налогу на вмененный доход.

Виды предпринимательской деятельности, по которым возможно введение УСН на основе патента и размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, предлагаем определить на основе мониторинга мнения органов исполнительной власти Омской области, курирующих соответствующий вид экономической деятельности и ассоциированных союзов предпринимателей различных отраслей и видов экономической деятельности. Кроме того, с учетом анализа практики применения УСН на основе патента в других регионах.

Таким образом, по нашему мнению, введение УСН на основе патента способствует упрощению процедуры уплаты налогов для налогоплательщиков. Установление приемлемого уровня стоимости патента для выбранных категорий налогоплательщиков позволит расширить налогооблагаемую базу за счет повышения прозрачности предпринимательской деятельности, выхода из «тени» представителей малого бизнеса, по которым налоговым органам достаточно проблематично вести учет в силу незначительной масштабности и мобильности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.