УДК 658.012.4
А. П. Москалькова, Г.Е. Шалдина
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Проблемы стимулирования малого бизнеса в России. Опыт зарубежных стран в области стимулирования развития малого бизнеса. Единый налог на вмененный доход и упрощенная система налогообложения на основе патента.
The problems of promoting small business in Russia. The experience of foreign countries to promote small business development. Unified tax on imputed income and simplified taxation system on the basis of a patent
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
В мировом рыночном хозяйстве признано значение малого бизнеса потому, что он позволяет снизить уровень безработицы, в большей мере удовлетворить потребности граждан в продукции и услугах; сформировывать средний класс в обществе как основу для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан и многое другое.
После того как Россия начала развитие рыночной экономики такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» появились в научной литературе, официальных документах и вопросы, связанные с этими экономическими категориями, стали очень актуальны для России.
В Российской практике в соответствии с федеральным законом « О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» предприятие можно отнести к малому, если
- суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать двадцать пять процентов:
-средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до15 человек;
-выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год: для микропредприятий - 60 млн. рублей; для малых предприятий - 400 млн. рублей. [1]
В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются: средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия, полученный за год; величина активов.
Во Франции к малым относятся фирмы с числом занятых от 10 до 50 чел., при этом совокупный годовой оборот предприятия не должен превышать 3,5 млн франков для фирм, реализующих товары, и оставаться в пределах 1 млн для производителей услуг. [3]
В Великобритании к разряду мелких относят фирмы с числом занятых до 24 чел., а также предприятия с годовым оборотом не более 400 млн фунт, стерл. (это 96% общего числа частных компаний). [2]
В США к категории малых относят предприятия с числом занятых до 500 чел., годовым доходом от 3 до 12 млн долл. и величиной активов не более 5 млн долл. (подобные фирмы составляют 99% всех американских компаний).[2]
Роль малого бизнеса в основных параметрах развития нашей страны значительно ниже по сравнению с индустриальными странами. Так, по числу малых предприятий Россия отстает от США в 93 раза, от Японии - в 7,7 раза, от Италии - в 4,7 раза; по доле вклада малых предприятий в ВВП - от Франции в 5,6 раза, от США - в 4,7 раза; по доле занятых в малом бизнесе - от Японии - в 8,1 раза, от Италии - в 7,6 раза, от США и Франции в 5,6 раза. [2]
Исследователи проблем малого бизнеса полагают, что в России методы стимулирования развития малого предпринимательства уже разработаны, и просто необходимо их адаптировать.
В большинстве стран важным инструментом стимулирования малого бизнеса является использование налоговых льгот. Например, в Китае для мотивации развития производственного сектора экономики страны в особых экономических зонах был снижен налог на прибыль до 15 %, и это дало необходимый эффект. [3]
В России же применение налоговых льгот встречает опасения сокращения бюджетных доходов. Присоединение России к ВТО также оценивается, как негативный фактор для развития малого бизнеса.
Одним из серьезных шагов навстречу малого бизнеса можно считать выделение специальных налоговых режимов: УСН (упрощенная система налогообложения, в том числе на основе патента), ЕНВД (единый налог на вмененный доход).
Основное преимущество указанных режимов - значительное сокращение налоговой нагрузки. Но необходимо соответствовать определенным требованиям, выполнение которых дает право перейти на соответствующий налоговый режим. В основном эти требования соответствуют признакам малых предприятий.
В 2014 году предполагается отмена ЕНВД, так как этот налог в значительной степени повторяет УСН на основе патента: ориентация на одни и те же виды деятельности, подход к определению вмененного дохода и стоимости патента.
По мнению Киры Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам»: «Эти нововведения, связанные с отменой ЕНВД, позитивны для предпринимателей, но для бюджета это чревато снижением налоговых поступлений». [4]
УСН на основе патента появился в практике в 2005 году. Этот налоговый режим применяется добровольно индивидуальными предпринимателями, которые могут использовать и не использовать в своей деятельности наемный труд.
На 01.01.12 года предусмотрено почти 70 разнообразных видов деятельности, которыми могут заниматься предприниматели на основе патента. Например, ремонт и пошив швейных и кожаных изделий; изготовление и ремонт мебели; предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты; производство монтажных, электромагнитных, санитарно-технических и сва-
рочных работ; услуги по обучению, в том числе в платных кружках, студиях, на курсах, услуги по репетиторству и др.
Предполагается, что налогоплательщик платит фиксированную сумму налогового платежа (стоимость патента), не зависящую от фактического результата работы.
Несмотря на семилетний срок существования этого режима оценка его по-прежнему неоднозначна, хотя многие склоняются к позитивной оценке.
Что же касается сомнений по поводу УСН на основе патента, то они вызваны некоторыми неточностями в законодательстве, например, является спорным вопрос о том, в каком размере при применении «патентной» УСН индивидуальный предприниматель может уменьшить подлежащую уплате стоимость патента?
Стоимость патента оплачивается частями. По Налоговому кодексу предприниматель должен оплатить 1/3 стоимости патента течении 25 календарных дней (включительно) с начала ведения деятельности, а оставшиеся 2/3 в течение 25 календарных дней с того дня, когда закончилось действие патента. При этом плату можно уменьшить на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды, но не более чем наполовину. Возникает вопрос, от какой суммы рассчитывать эти 50 %: от всей стоимости патента или от 2/3?
Как выяснилось, некоторые налоговые инспекции настаивают на втором варианте.
Понятно, что при различных подходах в бюджет придется отдать разные суммы. Посмотрим на примере, сколько заплатил бы предприниматель в одном и в другом случае? [5]
Пример, Предприниматель с 15 февраля 2010 года ведет деятельность и применяет УСНО на основе патента. Срок действия патента- 12 месяцев, стоимость патента- 13 500 руб. 26 февраля он уплатил часть стоимости патента - 4500 р. (13 500 руб. /3). Оставшаяся часть стоимости патента- 9000 руб. (13 500 руб.- 4500 руб.). Сумма уплаченных страховых взносов за 2010 г.-12000 руб. В табл. 1 можно увидеть два подхода к уменьшению стоимости патента. Подход 2 в большей степени оценивают как правильный.
Табл.1. Расчет страховых взносов
Показатель Подход1 (неправильный и невыгодный): уменьшаем 2/3 стоимости патента Подход 2 (правильный): уменьшаем всю стоимость патента
Сумма страховых взносов, на которую можно уменьшить стоимость патента 4500руб.(9000*50%), так как 12000 руб.> 4500 руб. 6750руб.(13500руб.*50%),так как 12000 руб. > 6750 руб.
Оставшаяся часть стоимости патента к уплате 4500 руб. (9000 руб.-4500 руб.) 2250 руб. (9000 руб. - 6750 руб.)
Однако, несмотря на неточности законодательства, УСН на основе патента дают положительную оценку, с чем это связано?
Это связано с тем, что предприниматель может заранее рассчитать свои налоговые обязательства перед бюджетом, которые ограничиваются стоимостью патента. Годовая стоимость патента определяется в процентах от
потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода и при этом применяется налоговая ставка в размере 6 %.
Подводя итог всему вышесказанному можно сказать о том, что Россия старается не отставать от ведущих стран современного мира, вводя специальные налоговые режимы. Но проблема заключается не в том, чтобы ввести режим, а в том, как корректно донести в форме законодательного акта все особенности этого режима, чтобы не оставалось пробелов и недомолвок.
Как только все барьеры будут устранены, малый бизнес сможет развиваться все интенсивнее и тем самым поднимать экономику нашей страны.
Библиографические ссылки
1.«0 развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: фед. закон Российской Федерации № 209-ФЗ в ред. от 06.12.2011 №401 -ФЗ : принят Государственной Думой 6 июля 2007 года.
2.Мельник A.M.: Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах. М., 2007. С.18.
3. Грибкова Н.Б. Опыт налогового регулирования в зарубежных странах и возможности его использования в России // Налоговая политика и практика. 2005. №7. С.16.
4. Васильева Ю. Налоги на малый бизнес // Российская Бизнес-газета. №830. 2012.
5.Захарова М. Как уменьшить стоимость патента на страховые взносы // Консультант ИП. 2011. №4.
УДК 339.543
Н.В. Брянцева, О.Н. Сулим
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Число лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Российской Федерации (РФ) достигает более 7,8% от общего количества населения. Детский церебральный паралич (ДЦП) выявляется в 19,4 на 10000 детей. Причины ДЦП полиморфны. Их насчитывается более 500. Одной из них является родовая травма. Изучено 49 амбулаторных медицинских карт студентов, в анамнезе которым, после родов, в сроки от 4 месяцев до 2 лет, установлен ДЦП, как результат родовой травмы (РТ). Целью настоящего исследования было обоснование участие юриста, после наступления и протекания беременности до разрешения родов, для создания правовых актов по защите здоровья детей, как фактора безопасности жизнедеятельности в РФ.
The number of persons with reduced capabilities (disabled) in the Russian Federation (RF) amounts to more than 7.8% of the total population. Infantile cerebral paralysis (ICP) is registered in 19.4 per 10,000 children. Etiology of cerebral paralysis is polymorphic. There are more than 500 of different causes. One of them is the post-natal trauma. 49 outpatient medical records of students were studied, in the personal medical histories of which, within the periods from 4 months to 2 years after their births, ICP was diagnosed as a result of the post-natal trauma. The aim of this study is to substantiate the necessity of juridical supervision and control after impregnation and in the course of pregnancy up to the act of delivery, with intent of development of legal acts.