Научная статья на тему 'Минимизация налогов и обязательных страховых взносов для субъектов малого бизнеса'

Минимизация налогов и обязательных страховых взносов для субъектов малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / БАЗОВАЯ ДОХОДНОСТЬ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / OUTSOURCING / BASE PROFITABLENESS / SMALL ENTERPRISE / TAX OPTIMISATION / PHYSICAL INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова О. Н.

Статья актуальна для субъектов малого бизнеса, поскольку в ней предложены законные пути уменьшения налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды. Главным способом легальной минимизации обязательных платежей является аутсорсинг, который одновременно может принести и другие экономические выгоды для малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is actual for subjects of small-scale business because it has lawful ways of reduction of taxes and insurance instalments to off-budget funds. The outsourcing is main method of legal minimisation of obligatory payments. Simultaneously it has an other economic gains for small enterprises.

Текст научной работы на тему «Минимизация налогов и обязательных страховых взносов для субъектов малого бизнеса»

УДК 336.228.32

МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

О.Н. Кузнецова

Статья актуальнадля субъектовмалого бизнеса, поскольку в ней предложены законные пути уменьшения налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды. Главным способом легальной минимизации обязательных платежей является аутсорсинг, который одновременно может принести и другие экономические выгоды для малых предприятий.

Ключевые слова: аутсорсинг, базовая доходность, малое предприятие, налоговая оптимизация, физический показатель.

В условиях рыночной экономики важная роль принадлежит малому бизнесу. Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране.

Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработицу, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

Кроме того, развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов, «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий, рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств, формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

В результате, Правительство Российской Федерации считает помощь малому бизнесу одним из приоритетных направлений развития экономики нашей страны. Оно поставило задачу оказывать значительную всестороннюю поддержку малого и среднего бизнеса, доля которого в экономике страны должна составить 60 -70 % к 2020 году.

В то же время государство своими последними действиями в области налогообложения противоречит ранее провозглашенной политике по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Поэтому на практике вести малый бизнес в России не так легко, особенно с 2011 г. Ив перспективе - в 20122014 гг. малый бизнес ожидают еще большие налоговые трудности.

Так, особая ситуация сложилась в связи с отменой ЕСН с 01.01.10 года. Вместо него компании, в т. ч. -находящиеся на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН), должны платить страховые взносы во внебюджетные фонды (с 2011 г. - 34 % от фонда оплаты труда наемных работников). Малые предприятия, как правило, применяют УСН и ЕНВД. Хотя некоторые субъекты малого бизнеса находятся на общем режиме налогообложения. В любом случае, такие нововведения имеют крайне негативные последствия для всех предприятий.

В частности, для плательщиков, применяющих общий режим налогообложения, финансовая нагрузка возросла в 1,31 раза (с 26 % до 34 %), для применяющих режим уплаты ЕСХН - в 1,96 раза (с 10,3 % до 20,2 % в 2011-2012 гг.), а затем она увеличится в 1,34 раза (до 27 % в 2013-2014 гг.). Для малого бизнеса, применяющего УСН и уплачивающего ЕНВД, финансовая нагрузка увеличилась в 2,43 раза (с 14 % до 34 %) [2].

Чтобы избежать такого значительного роста расходов субъектам малого бизнеса следует воспользоваться приемами минимизации обязательных страховых платежей. Минимизация обязательных платежей в пользу государства (в т. ч. - налоговая оптимизация) - это деятельность, направленная на уменьшение обязательных платежей путем законных действий плательщика, предполагающее максимально полное использование всех предоставленных законом льгот, освобождений и других законных методов.

Минимизировать обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды можно следующими способами:

1. Внедрить бухгалтерский (кадровый, юридический) аутсорсинг.

2. При повышении заработной платы персоналу в течение года оформлять указанное повышение локальными документами отдельно по каждому работнику.

3. Переквалифицировать «праздничные» премии, выплачиваемые за счет средств специального премиального фонда, в материальную помощь.

Одним из главных способов минимизации обязательных страховых взносов является внедрение бухгалтерского (кадрового, юридического) аутсорсинга.

Бухгалтерский (кадровый, юридический) аутсорсинг предполагает обращение к услугами сторонней организации - аутсорсера, вместо содержания собственных специалистов в области учета, кадров или юриспруденции. То есть попросту осуществляется аренда соответствующего персонала у специализированной фирмы [3].

В результате, аутсорсинг помогает фирмам не только сократить «зарплатные» взносы, но и решить

множество других насущных проблем: сокращение издержек, ускорение адаптации к условиям внешней среды, уменьшение рисков. Например, можно избежать расходов на инвестиции в оборудование и программное обеспечение (необходимое для ведения бухгалтерской отчетности), расходов на их последующую техническую поддержку, на содержание офиса и аппарата управления.

В таблице 1 представлена сравнительная информация о среднестатистических ежемесячных расходах на содержание штатного бухгалтера малого предприятия в г. Брянске и стоимости услуг аутсорсера.

Так, содержание бухгалтерской службы, состоящей только из одного бухгалтера, для малых фирм в г. Брянске, может обходиться в 20630-27440 рублей в месяц, без учета покупки и содержания оргтехники, программного обеспечения, семинаров и периодических изданий, телефона и Интернета.

При этом в компании бухгалтерского аутсорсинга, можно получать целый комплекс финансовых услуг за 10000 - 15000 в месяц, соответственно, ежемесячно сэкономив 10630-12440 руб., в т. ч. - 5130-6840 руб. - на взносах во внебюджетные фонды. В результате, общая экономия средств за год составит 127560149280 руб., а экономия средств на обязательных страховых взносах - 61650-82080 руб.

Таблица 1

Стоимость учетных работ на малом предприятии в г. Брянске за один месяц 2011 г., руб.

Среднестатистические расходы Содержание штатного бухгалтера Услуги аутсорсера

1. Заработная плата 15000-20000 -

2. Взносы во внебюджетные фонды (34 % + 0,2 % за «травматизм») 5130-6840 -

3. Канцелярские товары 500-600 -

4. Бухгалтерский аутсорсинг - 10000-15000

Итого расходов 20630-27440 10000-15000

Экономия средств - 10630-12440

Наряду с прямой экономией средств, бухгалтерский аутсорсинг дает возможность использовать чужой высокопрофессиональный опыт, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям. Ведь аутсорсеры первыми узнают об изменении законодательства, инвестируют в развитие соответствующих технологий и постоянно повышают квалификацию своего персонала. Узкая специализация позволяет им обеспечивать надежное и качественное исполнение, а однотипность операций для множества клиентов помогает удерживать конкурентоспособные цены на услуги.

Особо хочется подчеркнуть специфичное преимущество бухгалтерского аутсорсинга. Оно заключается в переложении ответственности за организацию учета и правильность его ведения на аутсорсинговую компанию. Возмещение убытков, связанных с неправильным расчетом налогов или с несвоевременным предоставлением отчетности, происходит за счет поставщика услуг или по страховому договору.

В результате, используя аутсорсинг второстепенных функций (бухгалтерию, налогообложение, кадровый или юридический аудит), руководители малых предприятий получают возможность не отвлекаться на управление обслуживающими функциями, а сконцентрироваться на основном бизнесе компании. В отличие от субподряда, аутсорсинг является не просто видом партнерского взаимодействия. Это, можно сказать, - стратегия управления компанией, поскольку предполагает определенную реструктуризацию процессов во внутренних и внешних отношениях компании.

Помимо такого радикального способа минимизации страховых взносов во внебюджетные фонды, как внедрение аутсорсинга, малые фирмы должны учитывать нюансы отечественного законодательства и использовать их в своих интересах.

В частности, необходимо помнить, что при начислении отпускных (а они тоже облагаются взносами во внебюджетные фонды) следует учитывать повышение заработной платы в течение расчетного периода (12 месяцев). Так, если заработная плата за расчетный период повышалась всем работникам предприятия, при начислении отпускных отдельному работнику его зарплату следует проиндексировать (т. е. умножить на коэффициент пересчета). Если же заработная плата в течение расчетного периода повышалась только одному работнику, то при начислении отпускных данному работнику его зарплату не индексируют.

Естественно, что предприятию для экономии на взносах во внебюджетные фонды выгоден второй вариант. В таблице 2 представлена сравнительная характеристика этих двух вариантов учета на примере работника малого предприятия - Иванова И. И.

Исходные данные следующие: расчетный период с 01.02.2010 по 31.01.2011 (отработан полностью), в феврале 2010 г. оклад работника - 9000 руб., с 01.06.10 - 10200 руб., отпуск - 28 календарных дней, взносы за травматизм - 0,7 %.

В итоге, при использовании второго варианта малое предприятие получит экономию на страховых взносах во внебюджетные фонды по работнику Иванову И. И. - 132 руб. Это, конечно, незначительная выгода, но смысл минимизации обязательных платежей состоит в том, что предприятие может избежать даже незначительной переплаты налогов и взносов в каждый конкретный момент времени, а «сегодняшние» деньги, как известно, гораздо дороже «завтрашних».

Таблица 2

Возможная экономия средств для малого предприятия по взносам во внебюджетные фонды в 2011

Показатели Зарплата повышалась всем работникам Зарплата повышалась только одному работнику

1. Заработок за 01.02.2010 -31.01.2011 9000 руб. х 10200 руб. / 9000 руб. х 4 мес. + + 10200 руб. х 8 мес. = 122400 руб. 9000 руб. х 4 мес. + 10200 руб. х 8 мес. = 117600 руб.

2. Отпускные 122400 руб. / 12 мес. / 29,4 дн. х 28 дн. = = 9714,29 руб. 117600 руб. / 12 мес. / 29,4 дн. х 28 дн. = 9333,33 руб.

3. Страховые взносы во внебюджетные фонды 9714,29 руб. х 0,347 = 3371 руб. 9333,33 руб. х 0,347 = 3239 руб.

4. Экономия средств по обязательным страховым взносам - 3371 руб. - 3239 руб. = 132 руб.

Кроме того, изученное предприятия немного уменьшит свои расходы на оплату труда: ведь размер отпускных в этом случае будет меньше на 380,96 руб. Поэтому не стоит повышать заработную плату сразу всем работникам одним локальным документом.

Незначительно сэкономить на обязательных страховых взносах во внебюджетные фонды малые предприятия смогут и в случае переквалифицикации «праздничных» премий, выплачиваемых за счет средств специального премиального фонда, в материальную помощь. При этом необходимо установить размер такой материальной помощи приказом руководителя (оптимально - до 4000 руб.). Дело в том, что такая сумма не облагается НДФЛ (п. 28 ст. 217 НК РФ [1]) и страховыми взносами (подп. 11 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ [2]), причем риски возникновения споров отсутствуют.

Помимо экономии средств на обязательных страховых взносах во внебюджетные фонды, для малых предприятий актуальна и налоговая оптимизация. Это особенно важно для малых предприятий, применяющих специальную систему налогообложения в виде ЕНВД. Данный налоговый режим является льготным. В то же время серьезным недостатком ЕНВД является установленная по видам деятельности базовая доходность, которая часто не имеет экономического обоснования и не соответствует реальным результатам предпринимательской деятельности. В законодательстве по ЕНВД не всегда учитываются специфические особенности деятельности индивидуальных предпринимателей, такие как осуществление деятельности самостоятельно либо с привлечением наемных работников, режим их работы и периодичность осуществления деятельности, а также возможность временного прекращения деятельности.

Одновременно с этим не принимается во внимание, что большинство индивидуальных предпринимателей занимаются мелким и малодоходным бизнесом и не могут быть приравнены по размерам базовой доходности к юридическим лицам и предпринимателям, использующим в своей деятельности труд наемных работников.

В результате, во многих регионах значения показателей базовой доходности, оказывающие основное влияние на величину базы налогообложения, установлены для отдельных категорий налогоплательщиков либо в значительно завышенных, либо в заниженных размерах, что приводит к неравенству условий их налогообложения в этих регионах и, как следствие, к нарушению целостности единого экономического пространства в РФ.

В случае, если величина базовой доходности является достаточно высокой (например, 12000 руб. за каждого работника - при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, 10000 руб. за каждое транспортное средство - при размещение рекламы на транспортных средствах, 9000 руб. за каждое торговое место - для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов и пр. [1]), малым предприятиям следует воспользоваться способами, снижающими величину физического показателя. Ведь вмененный доход, являющийся объектом налогообложения по ЕНВД, рассчитывается как произведение базовой доходности и физического показателя.

Перечислим основные способы уменьшения физического показателя:

1. Для деятельности, физическим показателем по которой выступает количество работников, необходимо внедрить аутсорсинг или сотрудничать со специалистами, осуществляющими свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. В обоих случаях происходит уменьшение штатных работников, в результате чего снижается физический показатель, и как следствие - сумма ЕНВД.

Например, сокращение численности работников автосервисного предприятия, находящегося на режиме уплаты ЕНВД, всего на одного человека, приведет к ежеквартальной налоговой экономии на ЕНВД в 2011 г. - 2297 руб. (12000 руб. х 3 мес. х 1,372 х 0,31 х 0,15). А за весь 2011 год автосервисная фирма сможет сэкономить на ЕНВД 9188 руб. (2297 руб. х 4).

Кроме того, сокращение штатных сотрудников для предприятий, использующих систему налогообложения в виде ЕНВД, будет актуально с 2012 г., когда ЕНВД будет распространяться только на микропредприятия, т. е. фирмы с предельной среднесписочной численностью работников до 15 человек (вместо 100 человек, как в настоящее время).

2. Если же физическим показателем является площадь торгового зала (в метрах) или площадь стоянок, то имеет смысл проверить, какая площадь прописана в документах, относящихся к данному объекту (БТИ, договор аренды и т. д.). Соответственно, по наименьшему значению можно платить и налог, а выбранный документ будет являться доказательством расчетов налогоплательщика. В идеальном случае

арендодатель может согласиться прописать в договоре аренды требующуюся площадь. Чтобы он не потерял своей выгоды в арендных платежах, можно пропорционально увеличить плату за квадратный метр [4].

Описанный способ актуален для тех, кто занимается розничной торговлей, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, и оказанием услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.

Что касается субъектов малого бизнеса, применяющих УСН, то в целях налоговой оптимизации по единому налогу необходимо грамотно выбирать объект налогообложения. В частности, следует исходить из специфики деятельности, осуществляемой малым предприятием.

Так, если эта деятельность предполагает значительные расходы, то целесообразно выбрать объектом налогообложения «доходы минус расходы». Если доходы налогоплательщика существенно превышают расходы (например, он оказывает услуги с использованием давно приобретенных средств производства, либо занимается деятельностью по сдаче имущества в аренду), то для него будет предпочтительнее выбор объекта налогообложения в виде доходов.

Следовательно, малые предприятия могут вполне на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, а также бремя обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды.

The article is actual for subjects of small-scale business because it has lawful ways of reduction of taxes and insurance instalments to off-budget funds. The outsourcing is main method of legal minimisation of obligatory payments. Simultaneously it has an other economic gains for small enterprises.

The key words: outsourcing, base profitableness, small enterprise, tax optimisation, physical indicator.

Список л итературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая (по состоянию на 1 марта 2011 года). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. 584с.

2. Федеральный закон. О страховых взносах в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования от 24.07.09 № 212-ФЗ // СПС «Гарант».

3. Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности: правовое

регулирование. М.: Волтере Клувер, 2009. 225 с.

4. Джаарбеков С.М. Законные пути минимизации налогов // Практическое налоговое планирование. 2010. №9. С. 6-9.

Об авторе

Кузнецова О.Н. - доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, olga-kuz-1979@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.