4. Гудвин Н.Р., Вайскопф Т.Э, Аккерман Ф., Ананьин О.И. Микроэкономика в контексте: учебник / Пер с англ. под ред. О.И. Ананьина. М.: РГТУ, 2002.
5. Ковалев В. В. Финансы: Учебник. М.: Проспект, 2007.
6. Мазная Е. А. Домашнее хозяйство в системе экономических отношений общества: учебник. Самара, 2006.
7. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. М.: Юрайт, 2006.
8. Интернет-портал Википедия [электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ wiki/ Финансовая_система, свободный. Заголовок с экрана. (Дата обращения: 12.09.2010)
УДК 336.233.2
НАПРАВЛЕНИЯ МИНИМИЗАЦИИ ВЗНОСОВ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ СЕРВИСА И ТУРИЗМА Кузнецова Ольга Николаевна, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, [email protected],
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск
Enterprises in the sphere of service and tourism are characterized by a high proportion of labor costs of personnel, which leads to an increased workload in terms of payment of compulsory insurance contributions to the extrabudgetary funds (especially since 2011, when tariffs on insurance deductions rose sharply). Consequently, the application of the minimization of new insurance payments has an extreme importance for the service and tourism companies. Currently, there are several ways to minimize legally insurance premiums: the introduction of outsourcing, competent account of payroll employees and others.
Для предприятий сферы сервиса и туризма характерно наличие высокого удельного веса расходов на оплату труда персонала, что приводит к увеличению нагрузки в части уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды (особенно с 2011 года, когда тарифы по страховым отчислениям резко возросли). Следовательно, для фирм сервиса и туризма особую актуальность имеет применение минимизации страховых платежей. В настоящее время существует несколько способов легальной минимизации страховых взносов: внедрение аутсорсинга, грамотный учет фонда оплаты труда работников и др.
Keywords: Outsourcing, minimization of insurance payments, labor costs
Ключевые слова: аутсорсинг, минимизация страховых платежей, расходы на оплату труда
Стремление избежать обязательных платежей в пользу государства - естественная реакция хозяйствующих субъектов на фискальные действия власти. С 2010 года к числу таких обязательных платежей в России относятся взносы во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Минимизация взносов во внебюджетные фонды весьма актуальна для российских предприятий. Она является составным элементом системы их финансового планирования. Фирмы, функционирующие в сфере сервиса и туризма, - не исключение.
Как вид экономической деятельности сервис и туризм имеют свою специфику. Одной из характерных особенностей предприятий сферы сервиса и туризма является сравнительно высокий удельный вес живого труда. В итоге расходы на оплату труда персонала предприятий сферы сервиса и туризма составляют львиную долю их совокупных издержек. Например, фонд оплаты труда в операционных издержках городского отеля, как правило, составляет более 50% и иногда доходит до 70%. Расходы на оплату труда в туристических фирмах составляют более 60% в структуре общих расходов [1, с. 4].
Следовательно, у хозяйствующих субъектов сферы сервиса и туризма возникает повышенная нагрузка в части «зарплатных» отчислений. Ситуация усугубилась в 2011 году, когда тарифы по страховым отчислениям возросли с 26% (а для предприятий, использующих специальные налоговые режимы - с 14%) до 34% от величины выплат в пользу наемным работникам. Так, с января 2011 года предприятия сферы сервиса и туристические фирмы (как на общей системе налогообложения, так и на специальных налоговых режимах) должны платить страховые взносы во внебюджетные фонды по следующим ставкам: в ПФ - 26%, В ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 3,1%, в ТФОМС - 2%.
В то же время у предприятий сферы сервиса и туризма существует возможность минимизировать свои страховые взносы, если они попытаются пересмотреть свою кадровую политику и грамотно организуют систему бухгалтерского учета. Ведь незаконное уклонение от обязательных взносов во внебюджетные фонды отличается от их легального (правомерного) снижения (минимизации страховых платежей).
Минимизация обязательных платежей в пользу государства - это деятельность, направленная на уменьшение обязательных платежей путем законных действий плательщика, предполагающее максимально полное использование всех предоставленных
законом льгот, освобождений и других законных методов. Минимизацию страховых взносов можно рассматривать как разновидность налоговой оптимизации. Страховые взносы во внебюджетные фонды, строго говоря, не являются налогами, однако в связи с обязательностью уплаты данных взносов, их вполне допустимо приравнять к налогам [3, с. 8].
Цель минимизации страховых взносов - увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Минимизация взносов во внебюджетные фонды для предприятий сферы сервиса и туризма позволяет избежать переплаты взносов в каждый конкретный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних.
Для легальной минимизации обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды предприятия сферы сервиса и туризма могут воспользоваться следующими способами:
1) внедрить бухгалтерский (кадровый, юридический) аутсорсинг;
2) сотрудничать со специалистами, осуществляющими свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;
3) при повышении заработной платы персоналу в течение года оформлять указанное повышение локальными документами отдельно по каждому работнику;
4) переквалифицировать «праздничные» премии, выплачиваемые за счет средств специального премиального фонда, в материальную помощь.
Бухгалтерский (кадровый, юридический) аутсорсинг предполагает обращение к услугам сторонней организации - аутсорсера вместо содержания собственных специалистов в области учета, кадров или юриспруденции, то есть попросту осуществляется аренда соответствующего персонала у специализированной фирмы [2, с. 147].
В результате аутсорсинг помогает компаниям сферы сервиса и туризма не только сократить «зарплатные» взносы, но и решить множество других насущных проблем: сокращение издержек, ускорение адаптации к условиям внешней среды, уменьшение рисков. Например, можно избежать расходов на инвестиции в оборудование и программное обеспечение (необходимое, например, для ведения бухгалтерской отчетности), расходов на их последующую техническую поддержку, на содержание офиса и аппарата управления.
Если рассчитать, во сколько в среднем обходится в месяц с 2011 года содержание штатного бухгалтера сервисной или туристической фирмы в г. Брянске, то получатся следующие результаты:
1) заработная плата: 15000-20000 руб.;
2) взносы во внебюджетные фонды (34% + 0,2% за «травматизм»): 5130-6840 руб.;
3) канцелярские товары: 500-600 руб.
Итого, содержание бухгалтерской службы, состоящей только из одного бухгалтера, для брянских фирм, функционирующих в сфере сервиса и туризма, может обходиться в 20630-27440 руб. в месяц, без учета покупки и содержания оргтехники, программного обеспечения, семинаров и периодических изданий, телефона и интернета. Для сравнения: в компании бухгалтерского аутсорсинга, можно получать целый комплекс финансовых услуг за 10000-15000 руб. в месяц.
При этом экономия в части взносов во внебюджетные фонды только по одному бухгалтеру составит 5130-6840 руб. в месяц и соответственно 61650-82080 руб. в год.
Наряду с прямой экономией средств, бухгалтерский аутсорсинг дает возможность использовать чужой высокопрофессиональный опыт, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям. Ведь аутсорсеры первыми узнают об изменении законодательства, инвестируют в развитие соответствующих технологий и постоянно повышают квалификацию своего персонала. Узкая специализация позволяет им обеспечивать надежное и качественное исполнение, а однотипность операций для множества клиентов помогает удерживать конкурентоспособные цены на услуги.
Специфичное преимущество бухгалтерского аутсорсинга заключается в переложении ответственности за организацию учета и правильность его ведения на аутсорсинговую компанию. Возмещение убытков, связанных с неправильным расчетом налогов или с несвоевременным предоставлением отчетности, происходит за счет поставщика услуг или по страховому договору.
В результате, используя аутсорсинг второстепенных функций (бухгалтерию, налогообложение, кадровый или юридический аудит), руководители сервисных и туристических фирм получают возможность не отвлекаться на управление обслуживающими функциями, а сконцентрироваться на основном бизнесе компании. В отличие от субподряда, аутсорсинг является не просто видом партнерского взаимодействия. Это, можно сказать, стратегия управления компанией, поскольку
предполагает определенную реструктуризацию процессов во внутренних и внешних отношениях компании.
Экономию на страховых взносах во внебюджетные фонды для предприятий сферы сервиса и туризма может обеспечить и сотрудничество со специалистами, осуществляющими свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Например, в составе персонала туристических агентств, как правило, находятся агенты по бронированию и агенты по продажам. Заработная плата указанных специалистов в 2011 году в г. Брянске составляет 9000-12000 руб., они должны быть оформлены как частные предприниматели. В этом случае они обязаны самостоятельно производить социальные отчисления во внебюджетные фонды в виде фиксированного платежа (в 2011 году его размер составляет 16159,56 руб.). Следовательно, турфирмы смогут ежемесячно получить экономию средств в размере 3078-4104 руб. (9000-12000 руб. х (34% + 0,2 %) / 100%) от каждого агента по бронированию или агента по продажам. За год налоговая экономия составит 36936-49248 руб.
Страховые взносы во внебюджетные фонды, кроме того, можно снизить и по остальным работникам предприятия. В частности, следует сократить объект обложения по указанным взносам. Сделать это можно, если помнить, что при начислении отпускных (а они тоже облагаются взносами во внебюджетные фонды) необходимо учитывать повышение заработной платы в течение расчетного периода (12 месяцев).
В частности, если заработная плата за расчетный период повышалась всем работникам предприятия, при начислении отпускных отдельному работнику его зарплату следует проиндексировать (умножить на коэффициент пересчета). Если же заработная плата в течение расчетного периода повышалась только одному работнику, то при начислении отпускных данному работнику его зарплату не индексируют. Естественно, что предприятию для экономии на взносах во внебюджетные фонды выгоден второй вариант.
Рассмотрим пример. Допустим, с 1 февраля 2011 года работник фирмы, функционирующей в сфере сервиса или туризма, был отправлен в отпуск, расчетный период - с 1 февраля 2010 года по 31 января 2011 года (отработан полностью), в феврале 2010 года оклад работника - 9000 руб., с 1 июня 2010 года - 10200 руб., отпуск - 28 календарных дней, взносы за травматизм - 0,2%.
Если на предприятии сферы сервиса или туризма зарплата повышалась всем работникам на основании одного приказа, то средний заработок работника, ушедшего в отпуск, за период с 1 февраля 2010 года по 31января 2011 года составит 122400 руб. (9000
руб. х 10200 руб. / 9000 руб. х 4 мес. + 10200 руб. х 8 мес.). Соответственно, отпускные составят 9714,29 руб. Страховые взносы во внебюджетные фонды в этом случае следует начислить в размере 3322 руб. (9714,29 руб. х (34% + 0,2%) / 100%).
Если на предприятии сферы сервиса или туризма зарплата повышалась работникам на основании отдельных локальных документов, составленных в разное время, то средний заработок работника, ушедшего в отпуск в феврале 2011 года, за период с 1 февраля 2010 года по 31 января 2011 года составит 117600 руб. (9000 руб. х 4 мес. + 10200 руб. х 8 мес.). Следовательно, отпускные составят 9333,33 руб. Страховые взносы во внебюджетные фонды в этом случае необходимо начислить в размере 3192 руб. (9333,33 руб. х (34% + 0,2%) / 100%).
В итоге, при использовании второго варианта предприятие сферы сервиса или туризма получит экономию по страховым взносам во внебюджетные фонды только по одному работнику - 130 руб. (3322 руб. - 3192 руб.). Поэтому не стоит повышать заработную плату сразу всем работникам одним локальным документом.
Другим способом сокращения объекта обложения по страховым взносам во внебюджетные фонды по всем наемным работникам предприятий сферы сервиса и туризма является переквалификация «праздничных» премий, выплачиваемых за счет средств специального премиального фонда, в материальную помощь. При этом необходимо установить размер такой материальной помощи приказом руководителя (оптимально - до 4000 руб.).
Дело в том, что с 2011 года материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, не превышающая 4000 руб. на одного работника за расчетный период, не облагается страховыми взносами, причем риски возникновения споров в данном случае отсутствуют [3, с. 9]. Таким образом, максимальная сумма экономии средств в результате оформления премии к празднику в виде материальной помощи работнику с первым классом профессионального риска (именно такой класс риска присваивается работникам, предприятий сервиса и туризма), составит 1368 руб. (4000 руб. х (34% + 0,2%) / 100%).
Однако не стоит злоупотреблять данным способом минимизации страховых взносов слишком часто. Оптимальным вариантом будет замена «праздничных премий» на материальную помощь для 4-5% персонала предприятия.
Кроме того, предприятиям сферы туризма, которые, как показывает практика, к новому году часто вручают свои работникам подарки, следует правильно оформлять данные подарки, чтобы не возникало обязанности по уплате обязательных страховых взносов [1, с. 6]. Такую выдачу презентов нужно обязательно оформлять с помощью
договоров дарения. При этом, чтобы однозначно избежать споров с проверяющими инспекторами, туристическим фирмам по операциям, связанным с выдачей подарков работникам, лучше начислять НДС.
Рассмотрим пример. Допустим, турфирма в качестве подарков своим работникам к новому году закупила утюги стоимостью 2950 руб. каждый (в том числе НДС - 450 руб.). Коллектив турфирмы - 12 человек.
В учете бухгалтер туристической фирмы должен отразить следующие записи.
1. При приобретении утюгов:
Дебет счета 41 - Кредит счета 71 - 30000 руб. ((2950 руб. - 450 руб.) х 12 шт.) -оприходованы приобретенные утюги (по авансовому отчету);
Дебет счета 19 - Кредит счета 71 - 5400 руб. (450 руб. х 12 шт.) - отражен «входной» НДС по утюгам (на основании счета-фактуры магазина);
Дебет счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» - Кредит счета 19 - 5400 руб. -возмещен из бюджета «входной» НДС по приобретенным утюгам.
2. При выдаче утюгов в качестве подарков (по договорам дарения):
Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» - Кредит счета 73 - 30000 руб. -отражена стоимость подарков работникам к новому году;
Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» - Кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» - 5400 руб. (30000 руб. х 18%) - начислен к уплате в бюджет НДС с рыночной стоимости утюгов;
Дебет счета 73 - Кредит счета 41 - 30000 руб. - выданы подарки работникам.
Таким образом, минимизация страховых взносов имеет определенные пределы, которые необходимо учитывать предприятиям сферы сервиса и туризма, чтобы со стороны государства не возникало обоснованных претензий.
Литература
1. Булаев С.В. Страховые взносы для турфирмы: как получить выгоду? // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. № 1. С. 4-7.
2. Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009. 225 с.
3. Джаарбеков С.М. Законные пути минимизации налогов // Практическое налоговое планирование. 2010. № 9. С. 6-9.