УДК: 336.2
Пацких Марина Алексеевна - студентка, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: [email protected] Агашкова Анна Владимировна - студентка, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: [email protected]
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ
В статье исследуется влияние специальных налоговых режимов для развития малого бизнеса. Авторами обозначена роль специальных налоговых режимов для развития малого бизнеса. В качестве методологических инструментов использованы формальная логика, финансовый анализ, прогнозирование и системный подход к изучению процедуры развития малого бизнеса. Рассмотрены существующие режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства: единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения, а также преимущества и недостатки той и иной должны рассматриваться применительно к конкретному объекту обложения. Обосновано, что применение специальных налоговых режимов для малого бизнеса играет достаточно большую роль, это упрощение введения бухгалтерского учета, уменьшение налоговой нагрузки, также специальные налоговые режимы освобождают от уплаты некоторых налогов, таких как налог на прибыль организации, НДС, налог на имущество физических лиц и т.д.
Ключевые слова: малое предпринимательство, недостатки, специальные налоговые режимы, налогообложение, налоговое законодательство, налоговое регулирование.
PATSKIKH M. A. - Student, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation,Orel), e-mail: [email protected]
AGASHKOVA A. V. - Student, Central Russian Institute of Management-a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: selenanna627@yandex. ru
SPECIAL TAX REGIMES IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article studies the influence of special tax regimes for the development of small business. To define the role of special tax regimes for small business development. Methodological tools are formal logic, financial analysis, forecasting and a systematic approach to studying the procedure for the development of small busi-ness.The application of special tax regimes for small businesses has a fairly large role, this is simplification of the introduction of accounting, a reduction in the tax burden, and special tax regimes are exempted from paying some taxes, such as corporate income tax, VAT, property tax, etc. In this article, the existing taxation regimes for small business entities were examined: a single tax on imputed income and patent taxation system. The advantages and disadvantages of both should be considered in relation to a particular object of taxation.
Keywords: small business, shortcomings, special tax regimes, taxation, tax legislation, tax regulation.
92 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION »VOLUM 6*ISSUE № 3* 2017
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Изменение и развитие форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства [1].
Россия заинтересована в создании благоприятных условий для развития малого бизнеса, а это одно из ключевых направлений управления экономикой государства. В настоящее время малый бизнес рассматривается как резерв, который способствует развитию экономики страны в целом. Уменьшение налоговой нагрузки в этой сфере способствует расширению бизнеса, созданию дополнительных рабочих мест, а также, на существующих предприятиях, привлечению широких слоев населения к индивидуальной предпринимательской деятельности, что является актуальным в условиях экономического роста
В последние время в Российской Федерации уделяется большое внимание такому сектору экономики, как малый бизнес. В течение последних нескольких лет специальные налоговые режимы усовершенствовались и редактировались с учетом практики их применения с целью стимулирования субъектов предпринимательской деятельности к их применению, выхода из сферы так называемого теневого бизнеса для исключения возможности ухода от налогообложения и снижения поступлений налогов в бюджетную систему. Главными целями улучшения специальных налоговых режимов являются уменьшение налоговой нагрузки на малый бизнес, увеличение темпов становления производства, сельского хозяйства и инвестиционной деятельности, а также увеличение занятости населения.
Перед переходом на специальные налоговые режимы, имеющие ряд ограничений в своем применении, стоит определить, может ли данный предприниматель выступать налогоплательщиком этой системы. Право использования патентной системы налогообложения из всех
субъектов малого бизнеса имеют только индивидуальные предприниматели (ИП), но не юридические лица.
Заметим, что специальные налоговые режимы могут применяться не только субъектами малого бизнеса.
Налоговым кодексом РФ установлены пять видов специальных налоговых режимов:
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН) - режим, которым пользуются производители сельскохозяйственной продукции.
2. Упрощенная система налогообложения (УСН) - режим, направленный на понижение налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства.
3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - специальный налоговый режим, при котором заранее устанавливается определенный предполагаемый доход налогоплательщика.
4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - система налогообложения, которая выгодна как инвестору, так и государству. В первом случае имеются условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых, а во втором государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности [2].
5. Патентная система налогообложения является видом специального режима, которым могут пользоваться только индивидуальные предприниматели. В данном случае индивидуальные предприниматели имеют право получить патент на осуществление какой-либо деятельности, тем самым освобождаясь от уплаты некоторых налогов [3].
Основные изменения, которые касаются налогообложения малого бизнеса и планируемых к реализации в ближайшие годы, согласно данному прогнозу, они будут направлены, в частности:
- на стимулирование развития малого предпринимательства с помощью предоставления права субъектам РФ устанавливать налоговые каникулы в виде налоговой ставки в размере 0%, которые будут функционировать в 2016-2019 гг.;
- формирование особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также в Красноярском крае и Республике Хакасии.
Следует отметить, что в рамках увеличения эффективности налоговой системы планируется отказ от большинства федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам, введение нового принципа установления льгот [4].
Рассмотрим данную тему на примере Орловской области РФ. Как мы знаем, развитию малого и среднего предпринимательства в Орловской области отводится важная роль, так как малые предприятия позволяют расширить сферу предложения труда, создавать возможности для реализации предпринимательской деятельности населения, приложения творческих сил, стимулировать развитие семейного бизнеса, снизить социальную напряженность, а также обеспечить ресурсосберегающий экономический рост.
По данным Федеральной налоговой службы России? количество субъектов малого и среднего предпринимательства, внесенных в единый реестр, по состоянию на 10 августа 2017 года составило 8928 единиц, из них: 975 - малые предприятия, 74 - средние предприятия, 7 882 - микропредприятия.
Сумма среднесписочной численность работников у субъектов малого предпринимательства по данным ФНС, на 10 августа 2017 года составила 61,2 тыс. человек (61 тыс. человек на начало 2017 года).
Объем налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса, уплачиваемых по специальным режимам налогообложения, по состоянию на 1 августа 2017 года превысил 1 млрд рублей (100,3 % к уровню аналогичного периода 2016 года).
Ежегодно в Орловской области проводятся мероприятия, направленные на снижение налогового бремени для субъектов малого и среднего бизнеса.
В данный момент действуют региональный закон о применении пониженной ставки налогообложения для налогоплательщиков, применяющих УСН в производственной, социальной и научной сферах в размере 5%, и региональный закон о «налоговых каникулах» для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения [5].
В текущем году действующий Закон Орловской области «О патентной системе налогообложения» был существенно усовершенствован и расширен девятью видами деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения. Наглядно можно рассмотреть это в таблице 1, которая показывает нам преимущественный рост в создании организации и предприятий в Орловской области.
Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод о том, что за весь период 2014-2016 годов хорошо заметен значительный прирост организаций и предприятий, а в особенности -частной формы собственности.
Это говорит о том, что люди в России заинтересованы в большей степени в развитии своего бизнеса, а также в его продвижении. Наименьшем показателем в таблице 1 являются прочие формы собственности, которые включают в себя собственность различных общественных объединений, например, профсоюзов, политических партий, а также различных общественных организаций [6].
В секторе малого предпринимательства традиционно велики риски уклонения от уплаты налогов или намеренное занижение результатов предпринимательской деятельности. С целью постановления данных трудностей и существовали внедрены специальные налоговые системы. На наш взгляд, на сегодняшний день назрела проблема реформирования специальных налоговых режимов. Безусловно, необходимо пересматривать ставки налогообложения в сторону их увеличения.
94 ЮШМАНЭР РиВЫС АШ М111\11С1РА1_ АОМИЧ^ШАТЮМ «УОШМ б.^УЕ № 3* 2017
Таблица 1 - Распределение предприятий и организаций по формам собственности
Число предприятий и о зганизаций
Год 2014 2015 2016 Изменения 2016 г. к 2014 г. Изменения 2015 г. к 2014 г.
Темп прироста (%) Темп прироста)0/))
По формам собственности: - - - - - - -
Государственная 1071 1072 1064 -7 99,3 +1 100,1
Муниципальная 1772 1705 1618 -154 91,3 -67 96,2
Частная 12449 12828 12649 +200 101,6 +379 103,0
Прочие формы собственности 523 534 511 -12 97,7 +11 102,1
Всего 15815 16139 15842 +27 100,2 +324 102,0
Вместе с тем органы местного самоуправления должны в полной мере использовать рычаги дифференциации отдельных видов предпринимательской деятельности в зависимости от условий осуществления таковой, чтобы обеспечить экономический рост в муниципальных образованиях и регионе в целом.
Библиография:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФКЗ (в ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). II Российская газета. -1998. - С. 148-149.
2. Богоутдинов Б. Б., Балаханова Д. К., Баранников А. П., Иванова С. П. Проблемы доступа малого бизнеса к банковскому капиталу II Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 4 (88).
- С. 65-70.
3. Зарипова Н. Д. Налоговое регулирование деятельности малого предпринимательства в России II Международный бухгалтерский учет.
- 2014. - № 25.
4. Кожанчиков О. И. Правовой статус специальных налоговых режимов II Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. -№ 1-3. -С. 120-123.
5. Кожанчиков О.И. Концептуальные основы налогового стимулирования деятельности малого бизнеса - Actual Problemsof Economics. -2014.-№4(154).-С. 394-400.
6. Мармылев А. Н. Анализ социально-экономической эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом II Международный бухгалтерский учет. 2011.-№16.
References:
1. Tax Code of the Russian Federation" of July 31,1998 No. 146-FKZ (as amended on July 3,2016), (amended and supplemented, effective as of September 1, 2013) II Rossiyskaya Gazeta. - 1998. -P. 148—149.
2. Bogoutdinov B.B., Balakhanova D.K., Baranni-kovA.L., IvanovaS.P. Problems of small business access to bank capital II Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. - 2016. - No. 4(88). -P. 65-70.
3. Zaripova N.D. Tax regulation of small business in Russia. International accounting. - 2014. -№25.
4. Kozhanchikov O.I. Legal status of special tax regimes II Izvestiya Tula State University. Economic and legal sciences. - 2013. - No. 1-3. - P. 120- 123.
5. Kozhanchikov O.I. Conceptual bases of tax stimulation of activity of small business. Actual
Problems of Economics. - 2014. - №4 (154). -P. 394-400.
6. Marmylev A.N. Analysis of social and economic efficiency of state support of small business in Russia and abroad II International accounting. 2011.-№16.
96 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION »VOLUM 6*ISSUE № 3* 2017