Регионы
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2021 г.: РОСТ ДОХОДОВ
А. Н. ДЕРЮГИН
По итогам первого полугодия 2021 г. собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ восстановились после падения в 2020 г. и показали рост по сравнению с тем же периодом 2019 г. Структура расходов консолидированных бюджетов регионов в 2021 г. изменяется по сравнению со структурой допандемийного периода, что говорит об изменениях в приоритетах бюджетной политики территорий. Быстрый рост собственных налоговых и неналоговых доходов в первой половине 2021 г. снизил их долговую нагрузку до минимального для этого периода уровня с 2009 г.
Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы региональных бюджетов, межбюджетные трансферты, региональный долг. JEL Н61, Н62, Н63, Н71, Н72, Н74, Н77.
Доходы
По итогам исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ за первое полугодие 2021 г. общий объем их доходов составил 7,51 трлн руб., увеличившись по сравнению с тем же периодом 2020 г. на 18,6%. Собственные налоговые и неналоговые доходы регионов при этом выросли на 23,6%, а межбюджетные трансферты из других бюджетов практически не изменились (+0,1%).
Подобные результаты объясняются низкой базой первого полугодия 2020 г., для которого вследствие влияния кризиса, вызванного распространением СОУЮ-19, а также ограничительных мер федерального правительства были характерны низкие темпы роста собственных доходов консолидированных бюджетов регионов (-7,2% к первому полугодию 2019 г.) и увеличение трансфертов (+57%). Относительно первого полугодия 2019 г. доходы региональных и местных бюджетов выросли в январе-июне текущего года на 21,1%, в том числе налоговые и неналоговые доходы - на 14,7%, а трансферты из других бюджетов - на 57,2%.
Основные доходные источники региональных и местных бюджетов в первом полугодии 2021 г. по сравнению с тем же периодом 2020 и 2019 гг. показали следующую динамику роста: налог на прибыль организаций (+31,5 и +13,2% соответственно), НДФЛ (+17,8 и +17,6%), акцизы (+19,9 и +23,7%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+56,9 и +38,7%), налоги на имущество (+11,9 и +3,9%), неналоговые доходы (+19,5 и +2,4%), дотации (-32,3 и +11,1%), субсидии (+50,1 и +172,9%), субвенции (+12,0 и +41,5%) и иные межбюджетные трансферты (32,1 и 98,3%). Таким образом, несмотря на продолжающуюся пандемию, доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ по основным компонентам превысили не только уровень кризисного 2020 г. (кроме дотаций), но и уровень благополучного 2019 г. (по всем компонентам). Положительные темпы прироста были характерны не только для номинальных, но и для реальных доходов1.
В большинстве российских территорий (79) в первом полугодии 2021 г. темпы роста дохо-
Дерюгин Александр Николаевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Москва), е-таУ: deryugin@ranepa.ru
1 В июне 2021 г. по отношению к июню 2020 г. индекс потребительских цен составил 106,50%, а по отношению к июню 2019 г. — 110%.
дов консолидированных бюджетов были положительными, а в трех из них они превысили 40% - в Ненецком автономном округе (+52,5%), Липецкой (+51,2%) и Самарской (+46,0%) областях. Лишь у шести регионов соответствующие доходы не достигли уровня
2020 г.; три из них находятся в Дальневосточном федеральном округе, который среди федеральных округов показал самые низкие темпы роста доходов консолидированных бюджетов регионов (+4,2%). Негативные результаты регионов в большинстве случаев (кроме Сахалинской области) связаны с относительно высокой базой первой половины 2020 г., когда данные территории продемонстрировали рост, существенно опережающий среднероссийский уровень.
Поскольку в 2020 г. основной шок сокращения собственных налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов пришелся на первую половину года, во втором полугодии
2021 г. ожидается снижение темпов их роста. Тем не менее по итогам года можно ожидать сохранения двузначных темпов роста доходов региональных и местных бюджетов.
Расходы
В первом полугодии 2021 г. расходы консолидированных бюджетов регионов составили 7,06 трлн руб., увеличившись к соответствующему периоду 2020 г. на 7,9%, что несколько выше уровня инфляции и существенно ниже темпов роста бюджетных доходов.
По завершении реализации многих мер антикризисной бюджетной политики можно было бы ожидать возвращения структуры расходов текущего года к структуре 2019 г. Отчасти так и происходило: выросшие в первой половине 2020 г. на 84,8% (рост всех расходов на тот момент составлял 18,9%) расходы на здравоохранение через год сократились на 14,1%. Но в целом, если рассматривать общее отклонение структуры расходов от базового
года как сумму абсолютных значений отклонений структуры расходов по подразделам бюджетной классификации, окажется, что результаты исполнения консолидированных бюджетов регионов за первое полугодие 2021 г. отличаются от результатов за аналогичный период 2019 г. сильнее, чем за первое полугодие 2020 г.2, т.е. в текущем году наблюдаются дальнейшие изменения структуры расходов по сравнению с докризисным периодом. Причем эти изменения очевидны и при сравнении со структурой расходов в среднем за период 2013-2019 гг.
Таким образом, пандемия не просто привела к временному изменению структуры расходов региональных и местных бюджетов, но и повлияла на более долгосрочные приоритеты бюджетной политики.
Из наиболее крупных расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом полугодии 2021 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года наиболее заметным образом выросли расходы на транспорт (+41,6%), дорожное хозяйство (+22,0%), ЖКХ (+13,8%), общее образование (+14,3%), охрану семьи и детства (+59,8%) и физкультуру и спорт (+12,6%). Помимо расходов на здравоохранение сократились расходы на общегосударственные вопросы (-2,0%), сельское хозяйство и рыболовство (-8,2%) и социальное обслуживание населения (-5,2%). Тем самым очевидно, что бюджетная политика регионов стала меняться в сторону развития инфраструктуры и поддержки человеческого капитала.
За рассматриваемый период расходы консолидированных бюджетов выросли в 78 субъектах РФ, а в 53 из них рост превысил инфляцию за аналогичный период. Среди федеральных округов лидером роста бюджетных расходов стал Северо-Кавказский федеральный округ (+16,1%), в котором у всех субъектов бюджетные расходы росли быстрее инфляции.
2 Сумма абсолютных значений отклонений структуры расходов по подразделам бюджетной классификации за первое полугодие 2020 и 2021 гг. от структуры за первое полугодие 2019 г. составила 14,1 и 17,7% соответственно.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2021 г.: РОСТ ДОХОДОВ
Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг
Общий объем государственного долга субъектов Российской Федерации к концу первого полугодия 2021 г. по отношению к тому же периоду 2020 г. увеличился на 17,4%, достигнув рекордных 2,51 трлн руб. Впрочем, еще более быстрый рост собственных налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов (+24,5% без учета доходов местных бюджетов) привел даже к некоторому сокращению долговой нагрузки3 - с 23,4 до 21%, что для исследуемого периода является минимальным уровнем с 2009 г. (См. рисунок.)
У средне- и низкообеспеченных регионов4 долговая нагрузка сократилась наиболее существенно, но по-прежнему превышает среднероссийский уровень (соответственно +31,3 и +31,4%). Высокий уровень государственного долга, превышающий 100% объема нало-
говых и неналоговых доходов региона, сохраняется только у Республики Мордовия (145,3%).
За период с 1 июля 2020 г. по 1 июля 2021 г. государственный долг вырос у 45 субъектов РФ, а долговая нагрузка - у 9.
Динамика структуры государственного долга субъектов РФ за последние 12 месяцев во многом повторяла динамику прошлых лет: доля бюджетных кредитов несколько сократилась - до уровня 46%, доля кредитов кредитных организаций - до 17,2%, а государственных гарантий - до 1,5%. Доля государственных ценных бумаг при этом существенно выросла - до 35%.
Быстрое увеличение собственных налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов в первой половине 2020 г. нивелировало рост общего объема государственного долга регионов, а расширение расходов на
Отношение госдолга субъектов Российской Федерации с различным уровнем бюджетной обеспеченности к налоговым и неналоговым доходам бюджета (долговая нагрузка субъектов РФ), в %
5 иэ о
-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (16)
---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (28)
Источник: рассчитано автором по данным Минфина России и Федерального казначейства.
3 Долговая нагрузка субъекта РФ определяется как отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
4 Уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется в соответствии с методологией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ». Высокообеспеченными регионами будем считать 16 субъектов РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых по расчетам на 2021 г. превышал 1,0, среднеобеспеченными — 41 субъект РФ с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности на 2021 г. до распределения выравнивающих дотаций от 0,6 до 1,0 и низкообеспеченными — 28 субъектов РФ с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности на 2021 г. ниже 0,6.
его обслуживание на 8,7% не сильно вышло за рамки общего роста бюджетных расходов. Таким образом, ситуация с региональным долгом остается под контролем, а сокращение до одного числа субъектов РФ с превышением предельно допустимого уровня долговой нагрузки (100% налоговых и неналоговых доходов) снижает потребность в применении эксклюзивных мер по оказанию дополнительной
финансовой поддержки отдельным регионам. До конца финансового года стоит ожидать постепенного сокращения объемов коммерческих заимствований за счет замещения их бюджетными кредитами, что в перспективе позволит компенсировать рост процентных ставок в экономике и сдержать увеличение расходов на обслуживание регионального долга. ■
Regional Budgets in H1 2021: Income Growth
Alexander N. Deryugin — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Senior Researcher of the Gaidar Institute for Economic Policy (Moscow, Russia). E-mail: deryugin@ranepa.ru
According to data for H1 2021, own tax and non-tax revenues of the consolidated budgets of RF subjects recovered after their fall in 2020 and showed an increase, compared to the same period in 2019.The structure of expenditures of regional consolidated budgets changed in 2021 compared with their pre-pandemic structure, indicating changing priorities of territorial budget policy. The rapid growth of own tax and non-tax revenues in H1 2021 reduced the territorial debt burden to the lowest level for this period since 2009.
Key words: regions' budgets, revenues of regional budgets, expenditures of regional budgets, intergovernmental fiscal transfers, regional debt. JEL-codes: H61, H62, H63, H71, H72, H74, H77.