Регионы
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ЗА ПЕРВЫЕ ТРИ КВАРТАЛА 2019 г.: СОСТОИТСЯ ЛИ СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ?
А. Н. ДЕРЮГИН
Межбюджетные трансферты во многом позволили сохранить относительно высокие темпы роста доходов консолидированных бюджетов регионов в условиях сокращения доходной базы по налогу на прибыль организаций и низких темпов роста других налогов. Именно трансферты в значительной степени компенсировали замедление роста налоговых и неналоговых доходов.
Несмотря на опасения по поводу возможного низкого уровня кассового исполнения региональных бюджетов, оно осталось на среднем за 2011—2019 гг. уровне.
Замедление темпов роста доходов региональных бюджетов, которое ожидалось вплоть до конца 2019 г., может негативно отразиться как на дальнейших темпах роста их расходов, так и на бюджетной сбалансированности. В первом случае это будет означать необходимость сокращения расходов, в том числе связанных с реализацией национальных проектов. Во втором — возможный выход за рамки параметров соглашений с Минфином России, касающихся условий предоставления выравнивающих дотаций, а также реструктуризации полученных ранее бюджетных кредитов.
Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы бюджетов регионов, государственный долг регионов, бюджетные кредиты, банковские кредиты.
Доходы
Общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за январь-сентябрь 2019 г. по отношению к тому же периоду 2018 г. вырос на 12,0%. Это подтверждает высказанное ранее предположение о наметившемся тренде к снижению темпов роста бюджетных доходов до конца истекшего года1.
Основными источниками роста доходов стали акцизы (+19,2%), налоги на совокупный доход (+14,2%), а также трансферты из федерального бюджета (+18,5%), в том числе субсидии (+35,2%), субвенции (+21,1%) и иные межбюджетные трансферты (+87,3%). Именно рост межбюджетных трансфертов в исследуемый период не позволил темпам роста региональных доходов упасть ниже уровня 12%.
Налог на прибыль организаций, который по итогам первых семи месяцев 2019 г. был в
лидерах роста (+20,3% к соответствующему периоду 2018 г.), на протяжении августа-сентября демонстрировал отрицательную динамику, в результате чего по итогам девяти месяцев его рост сократился до 16,1%. Основной причиной ухудшения динамики этого налога стало общее сокращение прибыли прибыльных организаций, наблюдающееся с мая 2019 г.
Несколько медленнее росли НДФЛ (+8,6%) и неналоговые доходы (+7,5%), а поступления налога на имущество организаций продолжали сокращаться, составив 94,8% от уровня сопоставимого периода 2018 г. Это связано с освобождением от обложения данным налогом движимого имущества.
Практически все субъекты РФ продемонстрировали за первые девять месяцев 2019 г. положительные темпы роста доходов консолидированных бюджетов. Исключение соста-
Дерюгин Александр Николаевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Москва), е-таН; [email protected]
1 Дерюгин А.Н. Региональные бюджеты в январе-июле 2019 г.; рост доходов замедляется // Экономическое развитие России. 2019. Т. 26. № 10. С. 54-57.
вили республики Башкортостан (96,8% от уровня 2018 г.), Хакасия (88,5%) и Саха (Якутия) (98,7%), низкие темпы роста доходов которых отчасти объясняются высокой базой прошлого года.
Сохраняется также и долгосрочная тенденция усиления дифференциации бюджетных доходов наиболее и наименее обеспеченных регионов: темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов высокообеспеченных (13 субъектов РФ, не получавших в 2019 г. выравнивающих дотаций), среднеобеспеченных (41) и низкообеспеченных (31) субъектов за январь-сентябрь 2019 г. по отношению к соответствующему периоду 2018 г. составили 112,2, 109,2 и 106,1% соответственно. Данный тренд, наблюдаемый третий год подряд, показывает, что государственная бюджетная политика в отношении регионов пока не приводит к сглаживанию территори-
альных диспропорций в сфере их социально-экономического развития.
Предварительные данные об исполнении консолидированных региональных бюджетов за октябрь 2019 г. подтверждают тенденцию к снижению темпов роста их доходов, которые по итогам года могут оказаться ниже 10%.
Расходы
За первые три квартала 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г. рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 13,3%, что существенно выше уровня инфляции и несколько выше темпов роста бюджетных доходов.
Положительный прирост расходов наблюдался в 83 регионах, а в 80 из них он превысил инфляцию за аналогичный период.
Лидерами роста бюджетных расходов стали Чукотский автономный округ (137,3% от
Функциональная структура и динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за январь-сентябрь соответствующего года, в %
Структура расходов Прирост
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 Г./2017 г. 2019 Г./2018 г.
Расходы - всего 100,0 100,0 100,0 23,5 13,3
Общегосударственные вопросы 6,2 6,4 6,3 25,0 10,1
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1,0 1,1 1,0 25,4 7,4
Национальная экономика 19,4 18,8 19,5 24,6 17,8
в том числе:
сельское хозяйство и рыболовство 2,6 2,1 2,0 -6,0 6,3
транспорт 4,7 4,3 4,8 26,2 26,1
дорожное хозяйство (дорожные фонды) 7,8 8,0 8,1 27,8 14,5
прочие вопросы 4,3 4,4 4,7 35,3 21,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 8,8 8,4 9,3 31,5 26,3
Охрана окружающей среды 0,2 0,3 0,3 59,9 0,2
Образование 26,2 26,7 26,0 22,7 10,0
Культура и кинематография 3,6 3,9 3,7 24,5 7,2
Здравоохранение 7,9 8,2 8,3 29,9 15,0
Социальная политика 22,4 22,3 21,9 20,8 11,4
Физическая культура и спорт 2,4 2,3 2,2 17,6 11,5
Средства массовой информации 0,4 0,4 0,4 29,9 12,9
Обслуживание государственного и муниципального долга 1,4 1,1 0,9 -22,9 -5,7
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.
РЕГИОНЫ
уровня того же периода 2018 г.), Сахалинская область (135,1%), являющиеся также лидерами по росту доходов, и г. Севастополь (133,1%). Наибольшее снижение расходов было зафиксировано в Республике Мордовия (89,6%), решающей задачу сокращения госдолга, а также в Республике Хакасия (93,3%), столкнувшейся с низкими темпами роста текущих доходов.
Сокращение государственного долга и снижение процентных ставок в экономике привели к падению расходов на его обслуживание: их доля в структуре расходов по итогам января-сентября истекшего года составила 0,9% - это минимальное значение за первые три квартала с 2013 г.
Практически нулевой рост (на 0,2%) продемонстрировали расходы на охрану окружающей среды. С одной стороны, это обуслов-
Рис. 1. Кассовое исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ по расходам за январь-сентябрь соответствующего года, в % от утвержденных сводной бюджетной росписью
58
Годы
Источник рассчитано по данным Федерального казначейства.
лено высокими темпами роста соответствующих расходов за тот же период 2018 г. С другой - тем, что за январь-сентябрь 2019 г. регионы потратили только 36,6% от годового объема, утвержденного сводной бюджетной росписью на эти цели (см. таблицу), в то время как в прежние годы эта доля превышала 50%. Значительнее всего выросли расходы на ЖКХ (на 26,3%) и транспорт (на 26,1%).
В целом, несмотря на опасения по поводу возможного низкого уровня кассового исполнения региональных бюджетов вследствие такового же уровня исполнения федерального бюджета (прежде всего в части расходов на нацпроекты)2, его значение оказалось средним за период 2011-2019 гг. (См. рис. 1.)
Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг
Несмотря на то что темпы роста доходов консолидированных бюджетов регионов стали отставать от темпов роста их расходов, государственный долг регионов продолжал сокращаться: к концу сентября 2019 г. он составил 1,99 трлн. руб., что на 9,8% ниже уровня начала года и на 7,0% ниже уровня конца сентября
2018 г. За период с сентября 2018 по сентябрь
2019 гг. государственный долг сократился у 71 субъекта РФ, а вырос -у 14. С начала года лидерами по его снижению стали Красноярский край (-21,9 млрд. руб.), Краснодарский край (-17,2 млрд. руб.) и Нижегородская область (-12,0 млрд. руб.), а лидерами роста - Московская область (29,3 млрд. руб.), Свердловская область (5,1 млрд. руб.) и Хабаровский край (2,5 млрд. руб.).
Средняя долговая нагрузка субъектов Российской Федерации3 сократилась за исследуемый период до 21,2%, что является самым низким ее значением (для конца сентября) с 2009 г. (См. рис. 2.) У средне- и низкообеспе-
2 Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
за I полугодие 2019 года / Счетная палата Российской Федерации. URL: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-2/index.html
3 Определяемая как отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Рис. 2. Долговая нагрузка субъектов РФ с различным уровнем бюджетной обеспеченности, в %
-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (13)
---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (31)
Источник рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.
ченных регионов долговая нагрузка остается относительно высокой (соответственно 36,0 и 43,4%), но именно у них в настоящее время она сокращается быстрее всего. Высокий уровень государственного долга, превышающий 100% объема налоговых и неналоговых доходов региона, сохранился только у Республики Мордовия (218,7%), но и он начал постепенно сокращаться.
В структуре государственного долга по-прежнему преобладали бюджетные кредиты, доля которых составила 49,6% от общего объема госдолга, немного снизившись по сравнению с сентябрем 2018 г. (51,4%). Доля более дорогих в обслуживании государственных ценных бумаг (27,1%) и кредитов кредитных организаций (20,0%), напротив, несколько выросла. ■
Regional Budgets in the First Three Quarters of 2019: Will the Expenditures Decrease?
Alexander N. Deryugin — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Researcher of the Gaidar Institute (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
Inter-budget transfers permitted largely to maintain relatively high growth rates of regional consolidated budget revenues amid the reduction of the income base of the corporate profit tax and low growth rates of other taxes. Transfers made up largely for the slowdown of growth in tax and non-tax revenues.
Despite concerns over the probable low level of cash administration of regional budgets, it remained at the average level in the 2011—2019 period.
The slowdown of the growth rates of regional budget revenues, which was expected up to the end of 2019 can affect adversely both future growth rates of regional budget expenditures and the budget balance. In the former instance, it means that it will be necessary to cut expenditures, including those related with the implementation of national projects, while in the latter one it may be required to go beyond the parameters of the agreements with Ministry of Finance of the Russian Federation on the terms of provision of adjustment subsidies, as well as restructuring of the earlier received budget loans.
Key words: consolidated budgets revenues, consolidated budgets expenditures, regional budgets, corporate profits tax, personal income tax, public debt.