Научная статья на тему 'Региональные бюджеты в январе-июле 2019 г. : рост доходов замедляется'

Региональные бюджеты в январе-июле 2019 г. : рост доходов замедляется Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕГИОНОВ / БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ / БАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ / CONSOLIDATED BUDGETS REVENUES / CONSOLIDATED BUDGETS EXPENDITURES / REGIONAL BUDGETS / CORPORATE PROFITS TAX / PERSONAL INCOME TAX / PUBLIC DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерюгин Александр Николаевич

Быстрое увеличение собственных доходов консолидированных бюджетов регионов в условиях низких темпов роста экономики не могло сохраняться долго. И такой перелом не заставил себя ждать: после роста на 22,6% по итогам первых четырех месяцев 2019 г. увеличение налоговых и неналоговых доходов регионов в мае-июле составило лишь 1,4% и до конца года, вероятно, будет оставаться на низком уровне. Рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за первые семь месяцев 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г. составил 10,9%, что выше уровня инфляции и несколько ниже темпов роста бюджетных доходов. Положительный прирост расходов наблюдался в 80 регионах, а в 70 из них прирост расходов превысил инфляцию за аналогичный период. В свою очередь, замедление темпов роста доходов регионов до конца года будет оказывать сдерживающее влияние на их расходные обязательства. Хорошие показатели общей сбалансированности региональных бюджетов способствовали дальнейшему сокращению средней долговой нагрузки субъектов РФ, которая составила 21,5% от объема доходов регионов, вернувшись к уровню 2009-2012 гг. Тем не менее у среднеи низкообеспеченных регионов она примерно в два раза превышает данный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Budgets for January-July 2019: Growth of Revenues Shifts into Low Gear

Fast increase of regional consolidated budgets amid low economic growth rates could stay for long. And such turning points was not slow in coming: following 22.6% growth as of first four months of 2019, increase of tax and non-tax regional revenues registered in May-July came to barely 1.4% and most likely will remain low till the end of the year. Despite the shift of priorities in the state budgetary policy the structure of the regional budgets expenditures for the first 7 months of 2019 does not practically change from the corresponding period of 2017. In its turn, deceleration of regional growth rates through the year-end will exercise downward pressure on the growth of their expenditure obligations. Solid performance of the regional budgets balance facilitated further contraction of the average debt burden of RF subjects which constituted 21.5% of the regional revenues volume returning to the 2009-2012 level. Nevertheless, average and low income regions report twice as high debt burden.

Текст научной работы на тему «Региональные бюджеты в январе-июле 2019 г. : рост доходов замедляется»

Регионы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ЯНВАРЕ-ИЮЛЕ 2019 г.: РОСТ ДОХОДОВ ЗАМЕДЛЯЕТСЯ*

А. Н. ДЕРЮГИН

Быстрое увеличение собственных доходов консолидированных бюджетов регионов в условиях низких темпов роста экономики не могло сохраняться долго. И такой перелом не заставил себя ждать: после роста на 22,6% по итогам первых четырех месяцев 2019 г. увеличение налоговых и неналоговых доходов регионов в мае-июле составило лишь 1,4% и до конца года, вероятно, будет оставаться на низком уровне. Рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за первые семь месяцев 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г. составил 10,9%, что выше уровня инфляции и несколько ниже темпов роста бюджетных доходов. Положительный прирост расходов наблюдался в 80 регионах, а в 70 из них прирост расходов превысил инфляцию за аналогичный период.

В свою очередь, замедление темпов роста доходов регионов до конца года будет оказывать сдерживающее влияние на их расходные обязательства. Хорошие показатели общей сбалансированности региональных бюджетов способствовали дальнейшему сокращению средней долговой нагрузки субъектов РФ, которая составила 21,5% от объема доходов регионов, вернувшись к уровню 2009—2012 гг. Тем не менее у средне- и низкообеспеченных регионов она примерно в два раза превышает данный уровень.

Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы бюджетов регионов, государственный долг регионов, бюджетные кредиты, банковские кредиты.

Доходы

По итогам января-июля 2019 г. общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. вырос на 12,6%, что выше темпов инфляции за тот же период. Основными источниками роста доходов стали: налог на прибыль организаций - рост поступлений по нему составил 20,3% (это объяснялось увеличением прибыли в сферах, не связанных с добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, и прежде всего -в торговле, транспорте, электроэнергетике, строительстве и операциях с недвижимостью); акцизы (20,0%); налоги на совокупный доход (14,4%).

Несколько медленнее росли межбюджетные трансферты от других бюджетов (на 12,4%), неналоговые доходы (на 11,1%), НДФЛ

(на 9,1%). Налог на имущество организаций составил 96,5% от уровня за сопоставимый период 2018 г., что связано главным образом с освобождением с начала 2019 г. движимого имущества от обложения данным налогом.

В 81 субъекте РФ доходы консолидированного бюджета за первые семь месяцев 2019 г. превысили уровень соответствующего периода прошлого года. Отрицательные темпы роста доходов в Калужской области (99,7% от прошлогоднего уровня), Республике Хакасия (89,3%) и Республике Саха (99,7%) обусловлены высокими темпами роста в них доходов в январе-июле 2018 г. Лишь Республика Ингушетия (93,9%) третий год подряд показывает низкие темпы роста бюджетных доходов.

Третий год подряд наблюдается рост дифференциации собственных доходов «богатых» и «бедных» регионов. Так, темпы роста налого-

Дерюгин Александр Николаевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Москва), е-таУ: [email protected]

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 14 (97) (сентябрь 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

вых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов высокообеспеченных (13 субъектов РФ, не получающих в 2019 г. выравнивающих дотаций), среднеобеспеченных (41) и низкообеспеченных (31) регионов за первые семь месяцев 2019 г. по отношению к аналогичному периоду 2018 г. составили соответственно 114,0, 111,0 и 107,2%. Данная тенденция свидетельствует о том, что система стимулов, заложенная в соглашениях о нецелевой финансовой помощи регионам, не приводит к сокращению дифференциации регионального развития.

В условиях низких темпов роста российской экономики, а также жесткой бюджетной политики показатели исполнения региональных бюджетов с начала года выглядели более чем оптимистично. Очевидно, что в отсутствие макроэкономических оснований для роста доходной базы такая ситуация не могла продолжаться долго. Высокие темпы роста бюджетных доходов в январе-июле 2019 г. были характерны для начала года: по итогам первых четырех месяцев рост составлял 22,6%, а в последующие три месяца - всего лишь 1,4%. Исходя из этой тенденции можно предположить, что в самое ближайшее время ожидается завершение периода, продолжавшегося с начала 2018 г., когда рост бюджетных доходов регионов существенно опережал рост экономики.

Расходы

Рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в январе-июле 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г. составил 10,9%, что выше уровня инфляции и несколько ниже темпов роста бюджетных доходов.

Положительный прирост расходов наблюдался в 80 регионах, а в 70 из них прирост расходов превысил уровень инфляции за тот же период. Лидерами роста стали г. Севастополь (141,5% от соответствующего уровня прошлого года) и Чукотский автономный округ (136,0%), а лидерами снижения - Республика Мордовия (80,3%), стремящаяся сократить свой огромный государственный долг, респуб-

лики Хакасия (93,8%) и Ингушетия (97,3%), столкнувшиеся с низкими темпами роста текущих доходов, а также Республика Алтай (97,4%), низкие показатели которой связаны с высокой базой предыдущего года.

Сокращение государственного долга положительно отразилось на расходах на его обслуживание, в результате чего их доля в структуре расходов по итогам первых семи месяцев 2019 г. снизилась до 0,9%, достигнув семилетнего минимума для данного периода. Несколько сократились (на 1,1%) также расходы на охрану окружающей среды, что обусловлено их высоким уровнем за соответствующий период 2018 г. (См. таблицу.)

Сильнее всего выросли расходы на ЖКХ (на 20,2%) и средства массовой информации (на 19,9%). В целом, несмотря на определение новых приоритетов в государственной бюджетной политике, сформулированных в президентском Указе от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также реализацию национальных проектов, приведших к изменению структуры финансовой помощи регионам (увеличение целевой составляющей), структура бюджетных расходов последних пока очень незначительно отличается от структуры их расходов за первые семь месяцев 2017 г.

Замедление темпов роста доходов субъектов РФ до конца 2019 г. не сможет не сказаться на динамике их расходов. Так, в мае-июле расходы также замедлили свой рост, составив 8,9% после 12,7% по итогам первых четырех месяцев. В условиях сильного замедления роста поступлений налоговых и неналоговых доходов регионы будут и дальше сокращать темпы роста расходов, стремясь сохранить сбалансированность бюджетов.

Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг

Общее улучшение сбалансированности региональных бюджетов способствовало снижению их государственного долга, который к концу

РЕГИОНЫ

Функциональная структура и динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в %

Структура расходов Прирост

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г./ 2017 г. 2019 г./ 2018 г.

Расходы - всего 100,0 100,0 100,0 21,7 10,9

Общегосударственные вопросы 6,2 6,4 6,3 23,7 10,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1,0 1,1 1,0 26,9 7,7

Национальная экономика 17,8 17,7 17,7 21,3 11,3

в том числе:

сельское хозяйство и рыболовство 2,6 2,2 2,0 -7,0 1,6

транспорт 4,5 4,5 4,1 10,4 1,0

дорожное хозяйство (дорожные фонды) 6,7 6,8 6,9 25,4 12,4

прочие вопросы в области национальной экономики 4,0 4,2 4,7 45,6 25,5

Жилищно-коммунальное хозяйство 8,4 7,8 8,5 22,7 20,2

Охрана окружающей среды 0,2 0,3 0,3 46,5 -1,1

Образование 27,8 28,3 28,0 22,5 9,6

в том числе:

дошкольное образование 7,4 7,6 7,5 23,4 10,0

общее образование 13,7 13,8 13,9 23,1 10,9

среднее профессиональное образование 2,2 2,2 2,2 20,7 8,4

прочие вопросы в области образования 4,4 4,6 4,4 20,1 5,7

Культура и кинематография 3,6 3,9 3,8 26,3 7,2

Здравоохранен ие 7,8 8,1 8,1 26,8 10,5

Социальная политика 22,8 22,6 22,6 20,5 10,9

Физическая культура и спорт 2,4 2,3 2,3 15,8 10,5

Средства массовой информации 0,5 0,4 0,5 30,2 19,9

Обслуживание государственного и муниципального долга 1,5 1,1 0,9 -23,8 -5,6

Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.

Динамика отношения государственного долга субъектов РФ к их налоговым и неналоговым доходам, в %

-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (13)

---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (31)

Источник: рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.

июля 2019 г. составил 2,0 трлн. руб., сократившись на 8,6% с начала года и на 6,6% — с конца июля 2018 г. С июля 2018 г. по июль 2019 г. государственный долг сократился у 67 субъектов РФ, а вырос — у 18. С начала года лидерами по снижению его общего объема стали Краснодарский край (29,6 млрд. руб.), Нижегородская (12,2 млрд. руб.) и Свердловская (12,0 млрд. руб.) области, а лидерами роста — Республика Саха (7,0 млрд. руб.), Хабаровский край (3,0 млрд. руб.) и Калужская область (1,2 млрд. руб.).

В результате средняя долговая нагрузка субъектов РФ уменьшилась до 21,5%1, вернувшись к уровню 2009—2012 гг. (См. рисунок.)

Впрочем, произошло это в значительной степени благодаря сокращению долговой нагрузки высокообеспеченных субъектов РФ, которая и так невелика (8,7%), в то время как у средне- и низкообеспеченных регионов она

остается существенно выше — соответственно 36,5 и 44,8%. Высокая же долговая нагрузка, превышающая 100% налоговых и неналоговых доходов, сохранилась лишь у Республики Мордовия (222,6%), в то время как три года назад таких субъектов было 9.

В конце июля 2019 г. в структуре государственного долга регионов по-прежнему преобладали бюджетные кредиты, доля которых составила на 31.07.2019 г. 49,6% общего объема госдолга, немного снизившись по сравнению с концом июля 2018 г. (51,7%). Соответственно, доля более дорогих в обслуживании ценных бумаг (26,6%) и кредитов кредитных организаций (20,4%) выросла. В условиях отказа от предоставления новых бюджетных кредитов, а также реструктуризации долга по выданным ранее, процесс плавного замещения бюджетных кредитов на коммерческий долг будет наблюдаться и в дальнейшем. ■

Regional Budgets for January-July 2019: Growth of Revenues Shifts into Low Gear

Alexander N. Deryugin — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Researcher of the Gaidar Institute (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Fast increase of regional consolidated budgets amid low economic growth rates could stay for long. And such turning points was not slow in coming: following 22.6% growth as of first four months of 2019, increase of tax and non-tax regional revenues registered in May-July came to barely 1.4% and most likely will remain low till the end of the year. Despite the shift of priorities in the state budgetary policy the structure of the regional budgets expenditures for the first 7 months of 2019 does not practically change from the corresponding period of 2017. In its turn, deceleration of regional growth rates through the year-end will exercise downward pressure on the growth of their expenditure obligations.

Solid performance of the regional budgets balance facilitated further contraction of the average debt burden of RF subjects which constituted 21.5% of the regional revenues volume returning to the 2009—2012 level. Nevertheless, average and low income regions report twice as high debt burden.

Key words, consolidated budgets revenues, consolidated budgets expenditures, regional budgets, corporate

profits tax, personal income tax, public debt.

1 Определяемая как отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.