Научная статья на тему 'БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2018 г.'

БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2018 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджеты регионов / доходы бюджетов регионов / расходы бюджетов регионов / государственный долг регионов / бюджетные кредиты / банковские кредиты / regional budgets / regional budget revenues / regional budget expenditures / regions’ public debt / public budget loans and bank loans

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Дерюгин

Ускорение темпов роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ позволило в третьем квартале 2018 г. сократить государственный долг регионов. Рост доходов дает возможность достичь по итогам текущего года максимальных за последние десять лет темпов увеличения доходных показателей региональных и местных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Budgets in January- September 2018

Public debt was reduced on the back of accelerating growth rates in consolidated budget revenues of subjects of the Russian Federation in Q32018. The revenue growth may push regional and local budget revenue figures to a 10-year high at 2018 year end.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2018 г.»

Регионы

БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2018 г.*

Александр ДЕРЮГИН

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Е-таН; deryugin@ranepa.ru

Ускорение темпов роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ позволило в третьем квартале 2018 г. сократить государственный долг регионов. Рост доходов дает возможность достичь по итогам текущего года максимальных за последние десять лет темпов увеличения доходных показателей региональных и местных бюджетов.

Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы бюджетов регионов, государственный долг регионов, бюджетные кредиты, банковские кредиты.

Доходы

По итогам января-сентября 2018 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ выросли по сравнению с аналогичным временным отрезком предыдущего года на 11,8%, что значительно выше ИПЦ за тот же период (103,4% в сентябре 2018 г. к сентябрю 2017 г.). (См. рис. 1.) В 83 регионах доходы консолидированного бюджета превысили уровень пер-

вых девяти месяцев 2017 г., а в 79 из них темпы роста доходов превысили также и уровень инфляции. Лишь два субъекта РФ - Республика Марий Эл и Республика Мордовия - не достигли уровня прошлого года - 90,8 и 95,8% соответственно.

Предварительные оценки исполнения региональных бюджетов в октябре 2018 г. показывают, что тенденция к ускорению темпов

Рис. 1. Темпы роста общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в % к аналогичному периоду предыдущего года

Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 20 (81) (ноябрь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Региональные бюджеты в III квартале 2018 г.: положительная динамика»).

роста доходов усиливается. Это позволяет предполагать достижение по итогам года максимальных за последние десять лет темпов роста реального объема доходов региональных и местных бюджетов.

Из крупных источников доходов высокие темпы роста поступлений в рассматриваемый период обеспечивали налоги на прибыль организаций, на совокупный доход, на имущество организаций, а также дотации из федерального бюджета (соответственно 115,2, 117,2, 114,8 и 122,1%). Темпы роста акцизов (103,4%), а также неналоговых доходов (100,7%), напротив, оказались существенно ниже, чем в аналогичный период прошлого года, хотя и остались в положительной зоне.

Ускорение темпов роста поступлений по налогу на прибыль в третьем квартале текущего года относительно третьего квартала предыдущего до 132,5% стало залогом общего увеличения доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2018 г.(См. рис. 2.)

Структура доходов региональных бюджетов в целом сохранилась неизменной: основными источниками поступлений в них в январе-сентябре 2018 г. по-прежнему оставались налог на доходы физических лиц (30% обще-

го объема) и налог на прибыль организаций (25,8%), составившие в сумме около 56% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Среди федеральных округов лидерами по темпам роста доходов по итогам рассматриваемого периода стали Уральский, Сибирский и Северо-Западный округа, где этот показатель составил соответственно 120,5, 113,7 и 113,1%. В отстающих - Южный, Северо-Кавказский и Приволжский федеральные округа, темпы роста доходов которых находились в интервале 109,0-109,5% к соответствующему периоду 2017 г.

Анализ темпов роста доходов высокообеспеченных (12 субъектов РФ, не получающих в 2018 г. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности), среднеобеспеченных (41) и низкообеспеченных (32) регионов показывает, что дифференциация между высоко- и низкообеспеченными территориями по этому показателю несколько сократилась. Рост доходов указанных групп за первые девять месяцев 2018 г. в годовом выражении составил соответственно 111,9, 111,3 и 112,6%. В то же время наименее обеспеченные субъекты РФ (темп роста доходов за указанный период - 108,0%)

Рис. 2. Темпы роста общего объема поступлений налога на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов РФ и прибыли прибыльных организаций, в % к аналогичному периоду предыдущего года

-Прибыль прибыльных организаций -Налог на прибыль организаций

Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства и Росстата.

продолжают отставать по этому показателю от более обеспеченных (соответствующие темпы роста у высоко- и среднеобеспеченных регионов - 112,2 и 112,3%).

Такая же тенденция наблюдалась и в 2017 г., что свидетельствует о смягчении проблемы регионального бюджетного неравенства, но не благодаря развитию отстающих регионов, а за счет предоставления им межбюджетных трансфертов. Учитывая сокращение их реального уровня в последние годы (с 2,73-2,80% ВВП в 2010-2011 гг. до 1,83-1,85% ВВП в 2016-2017 гг. и с дальнейшим поддержанием этого объема до 2021 г. на уровне ниже 2% ВВП), можно говорить о том, что в ближайшей перспективе проблема бюджетного неравенства регионов сохранится.

Расходы

Темпы роста расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в январе-сентябре

2018 г. достигли 109,1%, что выше уровня ИПЦ и несколько ниже темпов роста бюджетных доходов. Положительный прирост расходов наблюдался в 82 регионах, а в 67 из них данный показатель превысил уровень инфляции за этот же период. Самые низкие темпы роста зафиксированы в Приволжском (103,8%) и Северо-Кавказском (104,2%) федеральных округах. Там же отмечены и самые низкие показатели доли регионов, расходы которых за три первых квартала 2018 г. росли темпами выше средних по России, - 14%. Лидером среди федеральных округов по темпам роста бюджетных расходов стал Центральный федеральный округ, показатели которого (111,8%) достигнуты благодаря Москве (115,0%). Без учета Москвы средние темпы роста расходов субъектов РФ составили бы 107,8%.

Таким образом, очевидно, что регионы не спешили тратить дополнительные финансовые ресурсы, полученные в результате опережаю-

Функциональная структура расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в январе-сентябре 2018 г.

Раздел бюджетной классификации 2017 г. в % 9 мес. 2018 г. в % Доля в общем объеме расходов, в %

расходов к 2013 г. к 9 мес. 2017 г. 9 мес. 2017 г. 9 мес. 2018 г.

Расходы бюджета - всего 122,7 109,1 100,0 100,0

Общегосударственные вопросы 120,4 113,5 6,2 6,4

Национальная оборона 101,1 101,3 0,0 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 109,9 116,7 1,0 1,1

Национальная экономика 132,2 105,7 19,4 18,8

Сельское хозяйство и рыболовство 91,2 88,4 2,6 2,1

Транспорт 188,6 100,1 4,7 4,3

Дорожное хозяйство (дорожные фонды) 129,5 111,6 7,8 8,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 125,1 104,1 8,8 8,4

Охрана окружающей среды 112,2 159,6 0,2 0,3

Образование 115,3 111,5 26,2 26,7

Культура и кинематография 142,4 116,2 3,6 3,9

Здравоохранен ие 67,7 113,0 7,9 8,2

Социальная политика 168,2 108,4 22,4 22,3

Физическая культура и спорт 148,5 105,5 2,4 2,3

Средства массовой информации 108,8 115,0 0,4 0,4

Обслуживание государственного и муниципального долга 146,9 81,7 1,4 1,1

Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.

щего роста доходов, продолжая проводить жесткую бюджетную политику и погашая государственный долг.

Это не могло не сказаться на расходах регионов на обслуживание государственного и муниципального долга, которые за рассматриваемый период снизились, составив по итогам первых девяти месяцев текущего года 81,7%. За исключением расходов на поддержку сельского хозяйства, которые за этот период также продемонстрировали снижение (88,4%), остальные расходы по основным разделам бюджетной классификации выросли. (См. таблицу.)

Относительно более высокими темпами росли расходы на охрану окружающей среды (159,6%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (116,7%), культуру и кинематографию (116,2%), СМИ (115,0%) и общегосударственные вопросы (113,5%).

Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг

Государственный долг субъектов РФ продолжает сокращаться: на 1 октября 2018 г. по срав-

нению с началом года он снизился на 7,5%, а по сравнению 1 октября 2017 г.1 - на 3,2% - до 2,14 трлн. руб. В немалой степени этому способствовали как опережающий рост доходов региональных бюджетов, так и ограничительные меры, предпринимаемые Минфином России по стимулированию региональных властей к проведению жесткой бюджетной политики.

В целом с 1 октября 2017 г. по 1 октября 2018 г. государственный долг сократился у 47 субъектов РФ, а вырос -у 38. За этот период лидерами по уменьшению государственного долга в абсолютном выражении стали Кемеровская область (-21,2 млрд. руб.), Краснодарский край (-14,4 млрд. руб.) и г. Москва (-13,4 млрд. руб.), а по росту - г. Санкт-Петербург (25,2 млрд. руб.), Красноярский (16,3 млрд. руб.) и Хабаровский (13,2 млрд. руб.) края. Максимальные же темпы снижения государственного долга показали Республика Тыва, сократившая госдолг почти наполовину (-49,1%), Кемеровская (-37,7%) и Челябинская (-35,1%) области, а максимальные темпы роста - Республика Крым (1014,7%) и г. Санкт-Петербург (318,7%). Высокие значения показателя у двух последних регионов объясняются изначально

Рис. 3. Темпы роста государственного долга субъектов РФ с различным уровнем бюджетной обеспеченности, в % к аналогичному периоду предыдущего года

170

-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (12)

---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (32)

Источник рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.

1 Из-за существенного влияния сезонности на динамику государственного долга более корректным представляется анализ его изменения за последние 12 месяцев, а не по сравнению с началом текущего финансового года.

низким уровнем государственного долга у них и не свидетельствуют о резком ухудшении их финансового положения.

Что касается различий в динамике государственного долга «богатых» и «бедных» регионов, то их значительной дифференциации по этому показателю не наблюдается. Более того, впервые за последние восемь лет темпы роста государственного долга низкообеспеченных регионов оказались не выше среднего уровня. (См. рис. 3.) Это указывает на изменение тенденции прошлых лет, когда низкообеспеченные регионы, несмотря на более жесткие бюджетные правила, не могли достичь того же уровня сбалансированности бюджетов, что и остальные субъекты РФ.

Учитывая высокие темпы роста доходов региональных бюджетов за последние 12 месяцев, а также общие тенденции к сокращению государственного долга субъектов РФ, можно говорить о заметном снижении региональной долговой нагрузки. По предварительным оценкам, на 1 октября 2018 г. по сравнению с 1 октября 2017 г. отношение долга регионов к их налоговым и неналоговым доходам снизилось с 29,1 до 25,8%. (См. рис. 4.) Это ниже уровня, зафиксированного на 1 ок-

тября 2013 г. (26,7%), т.е. даты, с которой началось резкое ухудшение сбалансированности региональных и местных бюджетов (2013-2015 гг.). Подобная динамика оказалась спровоцирована ростом расходных обязательств субъектов РФ и муниципалитетов, связанным с исполнением майских президентских указов 2012 г. и с реальным сокращением бюджетных доходов. Уменьшилось и число регионов с высокой долговой нагрузкой: если на 1 октября 2017 г. насчитывалось 7 субъектов РФ, отношение госдолга которых к доходам их бюджетов превышало 100%, то на 1 октября 2018 г. таких регионов осталось всего 3.

В целом можно констатировать преодоление отмеченных выше долговых проблем регионов. Вместе с тем, несмотря на наличие положительного тренда, уровень долговой нагрузки низкообеспеченных регионов остается достаточно высоким, в два раза превышающим средний. (См. рис. 4.)

На 1 октября 2018 г. в структуре государственного долга регионов по-прежнему преобладали бюджетные кредиты, доля которых на эту дату составила 51,4%. Кредиты кредитных организаций, доля которых сократилась за указанный период с 24,5 до 18,9%, постепенно

Рис. 4. Динамика отношения государственного долга субъектов РФ к их налоговым и неналоговым доходам, в %

N. СП

о

-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (12)

---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (32)

Источник рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.

замещаются ценными бумагами, доля которых на 1 октября 2018 г. достигла 25,8% в госдолге регионов. (См. рис. 5.)

В ближайшей перспективе динамика государственного долга субъектов РФ не претерпит существенных изменений: высокие темпы роста доходов региональных и местных бюд-

жетов, которые наблюдались в третьем квартале 2018 г., с большой долей вероятности сохранятся до конца года. Это позволит регионам при сохранении жесткой бюджетной политики получить хорошие результаты по показателям бюджетной сбалансированности и динамике государственного долга. ■

Рис. 5. Структура государственного долга субъектов РФ, в % к итогу

100 80 60 40 20

И Бюджетные кредиты ■ Ценные бумаги

Источник: рассчитано по данным Минфина России.

] Кредиты от кредитных организаций I Государственные и муниципальные гарантии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.