Научная статья на тему 'БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В 2018 г.: ЛУЧШИЕ ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ'

БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В 2018 г.: ЛУЧШИЕ ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджеты регионов / доходы бюджетов регионов / расходы бюджетов регионов / государственный долг регионов / бюджетные кредиты / банковские кредиты / regional budgets / regional budget revenues / regional budget expenditures / regions’ public debt / public budget loans and bank loans

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерюгин Александр Николаевич

В 2018 г. номинальный и реальный темпы роста доходов региональных и местных бюджетов достигли лучших значений с 2012 г. Одновременное сдерживание роста расходов позволило впервые за последние 11 лет обеспечить профицит консолидированного бюджета в размере 0,5% ВВП. Рекордным за период с 2000 г. является и число субъектов РФ, закончивших год с профицитом, – 70. Это позволило существенно сократить долговую нагрузку регионов. Вместе с тем сохранение в 2019 г. аналогичных темпов роста бюджетных доходов представляется маловероятным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regions’ Budgets: Best Results of the Decade

In 2018, nominal and real revenues growth rates of regions’ and local budgets hit top indices since 2012. Simultaneously, curbing expenditure growth allowed for the first time in eleven years to ensure surplus of the consolidated budget in the amount of 0.5% of GDP. The number of Russian regions with surplus budget at the year-end hit an all-time high – 70. This allowed to markedly reduce the regions’ debt burden. At the same time, retention in 2019 similar growth rates of the budget revenues appears highly unlikely.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В 2018 г.: ЛУЧШИЕ ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ»

БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В 2018 г.: ЛУЧШИЕ ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ*

А. Н. ДЕРЮГИН

В 2018 г. номинальный и реальный темпы роста доходов региональных и местных бюджетов достигли лучших значений с 2012 г. Одновременное сдерживание роста расходов позволило впервые за последние 11 лет обеспечить профицит консолидированного бюджета в размере 0,5% ВВП. Рекордным за период с 2000 г. является и число субъектов РФ, закончивших год с профицитом, — 70. Это позволило существенно сократить долговую нагрузку регионов. Вместе с тем сохранение в 2019 г. аналогичных темпов роста бюджетных доходов представляется маловероятным.

Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы бюджетов регионов, государственный долг регионов, бюджетные кредиты, банковские кредиты.

Доходы

Общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2018 г. вырос относительно предыдущего года на 15,2%, достигнув уровня 11,96% ВВП. (См. рис. 1 и табл. 1.) Оба этих показателя стали лучшими за последние семь лет.

Как видно из табл. 1, наибольшими темпами росли поступления по налогу на прибыль организаций (122,8% к уровню 2017 г.), база

налогообложения которого всегда чутко реагирует на цены на нефть, и межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (122,4%). Относительно низкие темпы демонстрировали акцизные сборы (103,4%) и неналоговые доходы (101,6%).

Темпы роста НДФЛ, являющегося основным источником доходов региональных и местных бюджетов, в 2018 г. хотя и были ниже средней динамики бюджетных доходов, ока-

Рис. 1. Динамика доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 1998-2018 гг., в % ВВП

17 16 15 14 13 12 11 10

Годы

-Доходы -Расходы

Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства и Росстата.

Дерюгин Александр Николаевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Москва), е-таН; deryugin@ranepa.ru

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 4 (87) (март 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

f-; о!

Q. С

ш 5

Pi

3

с S

2

а>

о О

о

CM 00

in со"

^

00 со"

CO

со" оо

Ю см

со"

О)

O) со"

CM см

05 см

со см

CM о

00 LO со

со

О О) 00

а>

CM 00

O) см

o> со

CO ю

о см

CO со

O)

CO

о

О)

00 £

л О)

со 00

ю

со со

Z

ч

о

X

о

=t

а)

3

ш

о

о

со

X

р ф

I— о X

о S

а а

1 Z

2 Ч m g

О о

х с;

о СО

I

0) 00

^f см" см"

см

со ОТ

со о" к

■ч- ю

0) со" к

к со см

со"

00 см со

оо" к

0) ю

см о ю

со

& со со

«о со см

о см л

см m см

Об см со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Jf О) О)

к

р см о

1ч см со

"О 00 00

см о о

О) оо

со см см

со со

0) to О)

от со

со см

к о О)

со см а>

о>

«2 см

3 л

ч ^

о л

§ ю

о S

ч а.

CD с

3 со

0Q X

в о 5 о 5 с; 1

1 X X

(О Ч см

см о) of I-"

см Ч

см'

со о" о

s s

^ см

iv £

2 ™ к £

О Р

s s

18 8 £

см i-' Й Ю

ю ^

со см см см со

о о о о о

о" о" о" о" о" о" о"

со о 00 о 1- о

о см со

О)" оо" см" со" о" о"

со ю см о

о со со ■fl-

0)" оо" см" со" о" ea"

§ «о 9~ о

О

о о"

см со о

fc 5 о" см"

зались лучшими за последние шесть лет -112,4% к 2017 г.

В условиях невысокой инфляции в 2018 г. все основные доходные источники, за исключением акцизов и неналоговых доходов, в реальном выражении демонстрировали положительную динамику.

В региональном разрезе в целом сохранялась общая тенденция к усилению дифференциации бюджетной обеспеченности регионов, наметившаяся в 2017 г. Если условно разделить регионы на три группы - высокообеспеченные (12 субъектов РФ, не получавших в 2018 г. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, с уровнем бюджетной обеспеченности выше 1,01), среднеобеспеченные (41 регион с уровнем бюджетной обеспеченности до предоставления дотаций в 2018 г. в пределах 0,6-1,0) и низкообеспеченные (32 региона с уровнем бюджетной обеспеченности до предоставления выравнивающих дотаций в 2018 г. менее 0,6), то можно отметить опережающие темпы роста доходов более обеспеченных регионов.

Предоставление межбюджетных трансфертов в значительной степени нивелировало эту дифференциацию. Однако сохранение тенденции усиления дифференциации в доходах в долгосрочной перспективе приведет к обострению регионального неравенства и к необходимости дальнейшей централизации финансовых ресурсов для их последующего перераспределения между территориями. Это негативно отразится на финансовой самостоятельности субъектов РФ и стимулах к их экономическому развитию.

В 2018 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ выросли во всех 85 регионах. Лишь в республиках Марий Эл и Мордовия темпы роста доходов оказались ниже уровня инфляции. Наилучшую динамику по-

казателя продемонстрировали Тюменская область (143,5%2), Ханты-Мансийский автономный округ (141,7%), Республика Хакасия (139,8%), Республика Карелия (132,3%) и Астраханская область (127,8%).

Расходы

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2018 г. выросли к предыдущему году несколько меньше - на 9,9%. Хотя расходы существенно превышали уровень инфляции, они оказались недостаточными для роста в долях ВВП: это соотношение снизилось с 11,74% ВВП в 2017 г. до 11,47% ВВП в 2018 г. (См. табл. 2 и рис. 1.)

Можно выделить две основные причины отставания темпов роста бюджетных расходов от доходов.

Первая причина - с начала 2018 г. до сентября включительно рост расходов к аналогичному периоду 2017 г. не сильно отставал от роста бюджетных доходов. Скачок в темпах роста доходов произошел в четвертом квартале, когда доходы регионов увеличились (к четвертому кварталу 2017 г.) на 23,4%. Регионы не успели потратить дополнительные доходы, поступившие уже в конце года. Кроме того, их вполне рационально было бы приберечь для мероприятий, связанных с выполнением майского указа 2018 г.

Вторая причина - ограничительные меры, предпринимаемые Минфином России по стимулированию региональных властей к проведению жесткой бюджетной политики.

Структура расходов бюджетов регионов по сравнению с 2017 г. не претерпела существенных изменений. Можно отметить сокращение на 0,1 п.п. ВВП расходов в сфере экономики, из которых 0,07 п.п. ВВП - снижение расходов по подразделу «Транспорт». Среди других изменений следует выделить продолжившееся

1 Уровень бюджетной обеспеченности субъектов РФ определяется в соответствии с методологией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ».

2 Здесь и далее - в номинальном выражении.

уменьшение расходов на обслуживание государственного и муниципального долга, доля которых впервые с 2013 г. сократилась до уровня менее 1% от общих расходов консолидированных бюджетов регионов. Немного снизились расходы на общее образование (-0,03 п.п. ВВП). Небольшой рост демонстрировали лишь расходы по разделам «Общегосударственные вопросы» (0,01 п.п. ВВП), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (0,007 п.п. ВВП), «Охрана окружающей среды» (0,01 п.п. ВВП), а также расходы на дошкольное образование (0,03 п.п. ВВП).

Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг

Рост доходов, а также сдерживание расходов позволили регионам не только впервые за последние 11 лет закончить год без дефицита, но и обеспечить профицит в размере 0,5% ВВП, что является максимальным значением за последние 12 лет. Рекордным с 2000 г. является и число субъектов РФ, закончивших год с профицитом консолидированного бюджета, - 70. (См. табл. 3.)

Профицит бюджетов большинства регионов позитивно сказался на динамике их государственного долга: его размер по итогам 2018 г.

Таблица 2

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2017 и 2018 гг.

В % к итогу В%ВВП Изменение

2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г. в номинальном выражении, в % в п.п. ВВП

Расходы - всего 100,0 100,0 11,74 11,47 9,92 -0,27

Общегосударственные вопросы 6,1 6,3 0,71 0,72 14,05 0,01

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1,1 1,2 0,13 0,13 19,14 0,01

Национальная экономика 21,2 20,8 2,48 2,38 7,87 -0,10

в том числе:

сельское хозяйство и рыболовство 2,5 2,3 0,29 0,26 1,01 -0,03

транспорт 5,2 4,7 0,61 0,54 -0,07 -0,07

дорожное хозяйство (дорожные фонды) 8,8 8,9 1,03 1,02 11,12 -0,01

другие вопросы в области национальной экономики 4,7 4,9 0,55 0,56 14,19 0,01

Жилищно-коммунальное хозяйство 10,4 10,2 1,22 1,17 7,60 -0,05

Охрана окружающей среды 0,3 0,3 0,03 0,04 48,65 0,01

Образование 24,9 25,4 2,92 2,91 12,10 -0,01

в том числе:

дошкольное образование 6,7 7,1 0,78 0,81 16,53 0,03

общее образование 12,2 12,2 1,43 1,40 10,34 -0,03

среднее профессиональное образование 1,9 1,9 0,22 0,21 9,35 -0,01

прочие вопросы в области образования 4,2 4,2 0,49 0,49 11,41 0,00

Культура и кинематография 3,8 3,7 0,45 0,43 7,56 -0,02

Здравоохранен ие 7,8 8,0 0,92 0,92 12,22 0,00

Социальная политика 20,4 20,3 2,40 2,33 9,40 -0,07

Физическая культура и спорт 2,3 2,4 0,28 0,27 11,47 0,00

Средства массовой информации 0,4 0,4 0,05 0,05 9,12 0,00

Обслуживание государственного и муниципального долга 1,2 0,9 0,15 0,11 -16,83 -0,04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Федеральное казначейство, расчеты автора.

сократился с 2,31 до 2,21 трлн. руб. По отношению к доходам он уменьшился с 30,5 до 25,3%, что примерно соответствует уровню 2011 г.

Впервые с 2006 г. темпы роста номинального государственного долга оказались меньше 100% не только в высоко- и среднеобеспеченных регионах, но в низкообеспеченных, государственный долг которых до 2018 г. всегда только рос, несмотря на более жесткие законодательные ограничения в отношении многих регионов из этой группы. (См. рис. 2.)

В результате отношение государственного долга низкообеспеченных регионов к их доходам к концу 2018 г. достигло минимального за период с 2013 г. уровня, составив 49,8%, что существенно сократило долговую нагрузку на их бюджеты. (См. рис. 3.)

Сократилось и число регионов с высоким уровнем государственного долга. На 1 января 2019 г. осталось только два субъекта РФ, у которых отношение государственного долга к доходам бюджета превышало 100%, - Костромская область (115,2%) и Республика Мордовия (236,9%) (к концу 2017 г. таких регионов было 7).

Таблица 3

Количество субъектов РФ, исполнивших в 2000-2018 гг. консолидированный бюджет с дефицитом и профицитом

Год С дефицитом С профицитом

2000 26 63

2001 42 47

2002 25 64

2003 27 62

2004 46 43

2005 54 33

2006 33 54

2007 36 50

2008 45 39

2009 62 21

2010 63 20

2011 57 26

2012 67 16

2013 77 6

2014 74 11

2015 76 9

2016 56 29

2017 47 38

2018 15 70

Источник: Федеральное казначейство, расчеты автора.

Рис. 2. Темпы роста государственного долга субъектов РФ с различным уровнем бюджетной обеспеченности в 2006-2018 гг., в % к предыдущему году

70

о

Годы

-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (13)

---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (31)

Источник рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.

Структура государственного долга регионов за год изменилась несущественно. В ней по-прежнему преобладают бюджетные кредиты, доля которых к концу 2018 г. составила 42,6%, снизившись по отношению к концу 2017 г. на 1 п.п. Доля государственных ценных бумаг за год, напротив, выросла на 1,3 п.п., достигнув уровня 25,0% (ценные бумаги стали единственным долговым инструментом регионов, объем которого за год вырос в номинальном выражении). Доля кредитов кредит-

ных организаций осталась на уровне 28,8%. (См. рис. 4.)

В целом 2018 г. можно назвать лучшим для региональных и местных бюджетов за последнее десятилетие: высокие темпы роста доходов при сдерживании расходов позволили большинству регионов закончить год с профицитом бюджета. Были существенно сокращены долговая нагрузка и расходы на обслуживание государственного долга. Можно ли ожидать аналогичных результатов по

Рис. 3. Динамика отношения государственного долга субъектов РФ с различным уровнем бюджетной обеспеченности к их налоговым и неналоговым доходам в 2006-2018 гг., в %

70

оо о

Годы

-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (13)

---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (31)

Источник;: рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.

Рис. 4. Структура государственного долга субъектов РФ в 2006-2018 гг., в % к итогу

9.3 8.2 7.2

29.3 27.8 25.9

■ Бюджетные кредиты

■ Ценные бумаги

Источник: рассчитано по данным Минфина России.

Годы

I Кредиты от кредитных организаций ] Государственные и муниципальные гарантии

итогам 2019 г.? Скорее всего нет, и причины этого стоит искать в характере основных источников роста доходной базы региональных бюджетов.

Основными источниками доходов субъектов РФ являются налог на прибыль, НДФЛ и трансферты из федерального бюджета, в сумме составившие в 2018 г. 71,4% общего объема доходов. База налога на прибыль организаций в немалой степени росла под влиянием повышения цен на нефть.

В течение же первых двух месяцев 2019 г. цены на нефть не только не демонстрировали подобного роста, но и находились на уровне ниже среднего для минувшего года. Соответственно, более низкие цены на нефть будут тормозить рост базы налога на прибыль. Что касается налога на доходы физических лиц, то 2018 г. был последним годом, когда темпы

роста заработной платы существенной части работников бюджетной сферы во исполнение майских указов 2012 г. превышали темпы роста средней заработной платы в экономике. Поэтому в текущем году бюджетный сектор перестанет быть двигателем роста фонда оплаты труда в экономике. Темпы роста межбюджетных трансфертов регионам из федерального бюджета в 2019 г. также будут снижаться: в соответствии с Законом о федеральном бюджете в текущем году они составят 107,9% против 122,4% в 2018 г.

Таким образом, после первого квартала 2019 г., в течение которого в поступлениях налога на прибыль организаций будут учитываться результаты экономической деятельности за 2018 г., можно ожидать замедления темпов роста доходов консолидированных бюджетов регионов. ■

Regions' Budgets: Best Results of the Decade

Alexander N. Deryugin — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Researcher of the Gaidar Institute. E-mail: deryugin@ranepa.ru

In 2018, nominal and real revenues growth rates of regions' and local budgets hit top indices since 2012. Simultaneously, curbing expenditure growth allowed for the first time in eleven years to ensure surplus of the consolidated budget in the amount of 0.5% of GDP. The number of Russian regions with surplus budget at the year-end hit an all-time high — 70. This allowed to markedly reduce the regions' debt burden. At the same time, retention in 2019 similar growth rates of the budget revenues appears highly unlikely.

Key words: regional budgets, regional budget revenues, regional budget expenditures, regions' public debt, public budget loans and bank loans.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.