Научная статья на тему 'БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В 2017 г.'

БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В 2017 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджеты регионов / доходы бюджетов регионов / расходы бюджетов регионов / государственный долг регионов / бюджетные кредиты / банковские кредиты / regional budgets / regional budget revenues / regional budget expenditures / regions’ public debt / public budget loans and bank loans

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Дерюгин

В 2017 г. реальные доходы региональных бюджетов продолжали расти. Расходы же сдерживались за счет индивидуальных соглашений по предоставлению выравнивающих дотаций и реструктуризации государственного долга по бюджетным кредитам, что позволило удержать совокупный бюджетный дефицит на минимальном уровне. Тем не менее общий накопленный государственный долг наименее обеспеченных регионов остается на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Budgets in 2017

Russia’s regional governments continued to see their budget revenues increase in real terms in 2017. On the other hand, they reined in budget expenditures by entering into individual equalisation transfer agreements and restructuring their debt on federal loans, resulting in lowest possible overall budget deficit. However, a total debt accumulated by regional governments remained high for lower-budget regions

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В 2017 г.»

Регионы

БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В 2017 г.*

Александр ДЕРЮГИН

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Е-таН; deryugin@ranepa.ru

В 2017 г. реальные доходы региональных бюджетов продолжали расти. Расходы же сдерживались за счет индивидуальных соглашений по предоставлению выравнивающих дотаций и реструктуризации государственного долга по бюджетным кредитам, что позволило удержать совокупный бюджетный дефицит на минимальном уровне. Тем не менее общий накопленный государственный долг наименее обеспеченных регионов остается на высоком уровне.

Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы бюджетов регионов, государственный долг регионов, бюджетные кредиты, банковские кредиты.

Доходы

Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017 г. выросли на 8,4%, показав в реальном выражении положительную динамику второй год подряд. В 2017 г. здесь был достигнут уровень в 11,68% ВВП, что является лучшим результатом за последние пять лет, хотя он и значительно уступает более раннему периоду 2000-2012 гг., на протяжении которого среднее значение этого показателя составляло 13,3% ВВП. (См. табл. 1 и рис. 1.)

Как видно из табл. 1, наибольшими темпами в 2017 г. росли налоги на совокупный доход (прирост 15,0%), налоги на имущество (11,9%), а также, несмотря на снижение ставки на 1 п.п., налог на прибыль организаций (10,9%). Поступления от акцизов сократились на 7,6%, однако в связи с их незначительной долей в структуре субфедеральных бюджетов это снижение не сильно отразилось на динамике доходов. Несмотря на дополнительное перераспределение между регионами объема межбюджетных трансфертов, эквивалент-

ного централизованному 1 п.п. налога на прибыль организаций, темпы роста трансфертов из бюджетов других уровней оказались ниже средних темпов роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ и составили 7,9%. Темпы роста НДФЛ, являющегося основным источником доходов региональных и местных бюджетов, в 2017 г. также оказались невысокими - 7,7%.

Учитывая низкий уровень инфляции в 2017 г. (2,5%), все основные доходные источники региональных и местных бюджетов, за исключением акцизов, продемонстрировали в целом положительную динамику.

Следует отметить рост дифференциации бюджетной обеспеченности между «богатыми» и «бедными» регионами. В этом контексте можно разбить субъекты РФ на следующие три группы:

• высокообеспеченные регионы - субъекты РФ, не получавшие в 2017 г. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета; уровень бюджетной обеспеченности в них превышал 1,01.

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 5 (66) (март 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Бюджеты регионов: закрепление положительных тенденций»).

1 Уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется в соответствии с методологией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ».

о

и; ^

0

1

о

о

О

>

Ьи ш

О Г) О

О

Таблица 1

Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ

Объем доходов (в номинальном выражении), млрд. руб. Прирост доходов, в %

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2013 г./ 2012 г. 2014 г./ 2013 г. 2015 г./ 2014 г. 2016 г./ 2015 г. 2017 г./ 2016 г.

Доходы - всего 8065 8165 8906 9308 9924 10 758 1,2 9,1 4,5 6,6 8,4

Налоговые и неналоговые доходы 6384 6589 7177 7625 8289 8986 3,2 8,9 6,2 8,7 8,4

Налоговые доходы 5800 5967 6493 6925 7574 8205 2,9 8,8 6,7 9,4 8,3

Налог на прибыль 1980 1720 1964 2108 2279 2528 -13,1 14,2 7,3 8,1 10,9

НДФЛ 2261 2499 2693 2808 3019 3252 10,5 7,8 4,2 7,5 7,7

Акцизы 442 491 480 487 662 612 11,2 -2,4 1,4 36,0 -7,6

Налоги на совокупный доход 272 293 315 348 388 447 7,8 7,6 10,4 11,7 15,0

Налоги на имущество 785 901 957 1069 1117 1250 14,7 6,3 11,6 4,5 11,9

Неналоговые доходы 584 622 685 700 715 781 6,5 10,1 2,3 2,2 9,2

Трансферты из других бюджетов 1624 1515 1671 1617 1578 1703 -6,7 10,3 -3,2 -2,4 7,9

Прочие доходы 56 62 58 66 56 69 10,6 -6,6 15,2 -14,8 21,7

Объем доходов, в % ВВП Реальный прирост, в % ВВП

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2013 г./ 2012 г. 2014 г./ 2013 г. 2015 г./ 2014 г. 2016 г./ 2015 г. 2017 г./ 2016 г.

Доходы - всего 11,83 11,16 11,24 11,16 11,55 11,68 -0,67 0,08 -0,08 0,39 0,13

Налоговые и неналоговые доходы 9,37 9,01 9,06 9,14 9,65 9,76 -0,36 0,05 0,08 0,50 0,11

Налоговые доходы 8,51 8,16 8,20 8,30 8,82 8,91 -0,35 0,04 0,11 0,57 0,10

Налог на прибыль 2,90 2,35 2,48 2,53 2,65 2,75 -0,55 0,13 0,05 0,13 0,09

НДФЛ 3,32 3,42 3,40 3,37 3,51 3,53 0,10 -0,02 -0,03 0,15 0,02

Акцизы 0,65 0,67 0,61 0,58 0,77 0,66 0,02 -0,07 -0,02 0,19 -0,11

Налоги на совокупный доход 0,40 0,40 0,40 0,42 0,45 0,49 0,00 0,00 0,02 0,04 0,03

Налоги на имущество 1,15 1,23 1,21 1,28 1,30 1,36 0,08 -0,02 0,07 0,02 0,06

Неналоговые доходы 0,86 0,85 0,86 0,84 0,83 0,85 -0,01 0,01 -0,02 -0,01 0,02

Трансферты из других бюджетов 2,38 2,07 2,11 1,94 1,84 1,85 -0,31 0,04 -0,17 -0,10 0,01

Прочие доходы 0,08 0,08 0,07 0,08 0,07 0,07 0,00 -0,01 0,01 -0,01 0,01

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

> п

I

>

В 2017 г. число таких регионов составило 13;

• среднеобеспеченные регионы - с уровнем бюджетной обеспеченности до предоставления выравнивающих дотаций в 2017 г. в интервале от 0,6 до 1,0 (41 регион);

• низкообеспеченные регионы - с уровнем бюджетной обеспеченности до предоставления выравнивающих дотаций в 2017 г. менее 0,6 (31 регион).

Темпы роста доходов консолидированных бюджетов высокообеспеченных регионов в 2017 г. составили 109,0%, что выше среднего уровня (108,4%), среднеобеспеченных -108,0%, низкообеспеченных - 107,8%. Стоит отметить, что незначительная дифференциация темпов роста бюджетных доходов рассматриваемых групп регионов в 2017 г. стала следствием увеличения выравнивающих дотаций (объем которых в 2017 г. вырос по сравнению с 2016 г. на 19,6%). Эти дотации позволили сгладить еще большую дифференциацию темпов роста собственных (налоговых и неналоговых) доходов: 110,2, 107,0 и 104,9% соответственно.

В 2017 г. консолидированные доходы номинально выросли в 75 регионах и в 69 из них - в реальном выражении. Наилучшую динамику в исследуемый период продемонстрировали г. Севастополь (142,0%2), Республика Крым (137,4%), Ненецкий автономный округ (137,3%), Калининградская (129,8%) и Кемеровская (123,1%) области. «Лидерами» сокращения бюджетных доходов стали Республика Ингушетия (80,2%), Сахалинская область (83,4%), Чукотский автономный округ (91,5%), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (93,2%), Еврейская автономная область (93,6%), Кабардино-Балкарская Республика (94,1%) и Республика Мордовия (94,7%).

Расходы

Рост бюджетных доходов регионов отразился на динамике их расходов, которые выросли с 11,57% ВВП в 2016 г. до 11,74% ВВП в 2017 г. (См. рис. 1 и табл. 2.)

Структура расходов консолидированных бюджетов регионов осталась в целом такой же, как и в 2016 г. При этом можно отметить

Рис. 1. Доходы и расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, в % ВВП*

16 15 14 13

10

Годы

-Доходы -Расходы

* - В целях обеспечения сопоставимости данные за 2000-2010 гг. были скорректированы. Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства и Росстата.

2 Здесь и далее - в номинальном выражении.

некоторое увеличение расходов на национальную экономику (+0,16% ВВП, из которых 0,1% ВВП - увеличение расходов по подразделу «Транспорт») и ЖКХ (+0,13% ВВП), а также сокращение расходов на общее образование (-0,27% ВВП). Значительное сокращение расходов на здравоохранение и рост расходов на социальную политику в большой степени объясняются тем, что начиная с 2017 г. страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемые регионами, стали отражаться по разделу «Социальная политика», в то время как в 2016

г. большинство регионов отражало их по разделу «Здравоохранение».

Сбалансированность и государственный долг

Рост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также меры правительства по недопущению увеличения долговых обязательств регионов позволили сохранить совокупный дефицит регионов в 2017 г. на относительно невысоком уровне - 51,9 млрд. руб. (0,1% ВВП). Это несколько выше уровня 2016 г. (12,3 млрд. руб.). При этом, без учета балан-

Таблица 2

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ

В % к итогу В % ВВП Изменение

2016 г. 2017 г. 2016 г. 2017 г. в номинальном выражении, в % п.п. ВВП

Расходы - всего 100,0 100,0 11,57 11,74 8,8 0,17

Общегосударственные вопросы 6,3 6,1 0,73 0,71 5,2 -0,02

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1,1 1,1 0,13 0,13 3,1 0,00

Национальная экономика 20,2 21,2 2,33 2,49 14,3 0,16

в том числе:

сельское хозяйство и рыболовство 2,8 2,5 0,32 0,29 -1,9 -0,03

транспорт 4,4 5,2 0,51 0,61 28,2 0,10

дорожное хозяйство (дорожные фонды) 8,7 8,8 1,01 1,03 9,4 0,02

другие вопросы в области национальной экономики 2,3 2,6 0,27 0,31 24,1 0,04

Жилищно-коммунальное хозяйство 9,4 10,4 1,09 1,22 20,5 0,13

Охрана окружающей среды 0,2 0,3 0,03 0,03 25,2 0,00

Образование 25,6 24,9 2,96 2,92 5,6 -0,04

в том числе:

дошкольное образование 6,8 6,7 0,79 0,78 6,5 -0,01

общее образование 14,7 12,2 1,70 1,43 -10,0 -0,27

среднее профессиональное образование 1,9 1,9 0,22 0,22 6,0 0,00

другие вопросы в области образования 1,2 1,3 0,14 0,15 11,9 0,01

Культура, кинематография 3,4 3,8 0,40 0,45 20,5 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здравоохранен ие 12,9 7,8 1,49 0,92 -33,9 -0,57

Социальная политика 16,6 20,4 1,93 2,40 33,4 0,47

Физическая культура и спорт 2,1 2,3 0,25 0,28 19,8 0,03

Средства массовой информации 0,4 0,4 0,05 0,05 1,9 0,00

Обслуживание государственного и муниципального долга 1,5 1,2 0,18 0,15 -12,9 -0,03

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

са г. Москвы, совокупный дефицит региональных бюджетов в 2016 г. составил 128,2 млрд. руб., тогда как в 2017 г. - 53,7 млрд. руб. Это обстоятельство объясняет рост числа субъектов, консолидированный бюджет которых исполнен с профицитом, с 29 в 2016 г. до 38 в 2017 г.

Улучшение сбалансированности бюджетов большого числа регионов позитивно сказалось на динамике их государственного долга, размер которого по итогам года впервые сократился в номинальном выражении (с 2,35 до 2,31 трлн. руб.). По отношению к объему налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ он снизился за 2017 г. с 33,8 до 30,4%.

Несмотря на общее улучшение показателей долговой нагрузки, ситуация в регионах выглядит в данном плане неоднородной. Так, если отношение государственного долга высокообеспеченных регионов к объему их налоговых и неналоговых доходов достигло к концу 2017 г. минимального уровня за период с 2006 г., составив 11,4%, то у среднеобеспеченных регионов оно, хотя и сократилось за тот же период с 59,7 до 53,1%, но продолжает оставаться на высоком уровне. У низкообес-

печенных регионов это отношение практически не уменьшается, оставаясь на уровне, близком к 60%. (См. рис. 2.)

Что касается структуры государственного долга регионов, то здесь можно отметить продолжение тенденции к снижению в нем доли банковских кредитов, которая к концу 2017 г. достигла 28,8% (минимальный уровень с 2012 г.). Но если ранее эти кредиты замещались бюджетными кредитами, то в 2017 г. стала заметно расти доля ценных бумаг, составившая на 1 января 2018 г. 23,7%. (См. рис. 3.)

Можно ожидать, что в 2018 г. тенденция роста доли ценных бумаг в структуре государственного долга регионов сохранится ввиду отказа федерального центра от предоставления новых бюджетных кредитов и запуска программы их реструктуризации.

В целом в 2017 г. в рамках совместной работы Минфина России и региональных властей удалось закрепить тренд на прекращение накапливания значительного долга на субнациональном уровне. Кроме того, отказ от предоставления бюджетных кредитов должен способствовать повышению определенности «правил игры» и прозрачности межбюджет-

Рис. 2. Государственный долг субъектов РФ с различным уровнем бюджетной обеспеченности, в % к налоговым и неналоговым доходам

70 60 50 40 30 20 10

5 о

Годы

-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (13)

-Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (31)

Источник рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.

ных отношений. В то же время остаются вопросы по обеспечению средне- и долгосрочной устойчивости региональных бюджетов в условиях ожидаемого снижения реального объема трансфертов из федерального бюдже-

та и практического прекращения выдачи новых бюджетных кредитов. Хватит ли регионам финансовых средств, в том числе для полного выполнения майских указов президента 2012 г., покажет 2018 г. ■

Рис. 3. Структура государственного долга субъектов РФ, в %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.