Научная статья на тему 'Региональные бюджеты в январе-мае 2020 г. : федеральные трансферты стабилизируют ситуацию'

Региональные бюджеты в январе-мае 2020 г. : федеральные трансферты стабилизируют ситуацию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕГИОНОВ / БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ / БАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ / REGIONS’ BUDGETS / REGIONS’ BUDGETS REVENUES / REGIONS’ BUDGETS EXPENDITURES / REGIONS’ PUBLIC DEBT / BUDGET LOANS / BANK LOANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерюгин Александр Николаевич

В мае 2020 г. собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов регионов сократились по отношению к маю 2019 г. на 19,8%, что во многом стало продолжением апрельских тенденций, когда кризис и ограничительные меры сильно ударили по бюджетным доходам регионов. Вместе с тем финансовые вливания со стороны федерального центра, обусловленные как увеличением планируемых объемов финпомощи регионам, так и их более ритмичным предоставлением, позволили снизить риск сокращения текущих бюджетных доходов менее обеспеченных регионов. В начале текущего года изменилась наблюдавшаяся в 2017-2019 гг. тенденция к росту дифференциации уровня бюджетной обеспеченности между высокои низкообеспеченными регионами (налоговые и неналоговые доходы более обеспеченных регионов росли быстрее). По итогам первых четырех месяцев 2020 г. темпы роста налоговых и неналоговых доходов низкообеспеченных субъектов РФ оказались выше темпов роста групп более обеспеченных территорий. Несмотря на замедление роста бюджетных доходов, региональные расходы за первые пять месяцев 2020 г. по отношению к аналогичному периоду 2019 г. выросли на 18,7% (в мае на 19,6%), что является продолжением тенденций апреля и связано с реализацией комплекса антикризисных мер. Смещение структуры расходов в сторону инвестиций было обусловлено более оперативным освоением бюджетных средств на эти цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONS’ BUDGETS IN JANUARY-MAY 2020: FISCAL TRANSFERS STABILIZE THE SITUATION

In May 2020, regions’ own tax and non-tax consolidated budget revenues decreased by 19.8% as compared with May 2019; this is a continuation to a large extent of the April trends when regions’ budget revenues were hit hard by the crisis and restrictive measures. At the same time, financial injections on the part of the federal center justified both by an increase in the planned volumes of the financial aid to regions and more rhythmical provision thereof permitted to reduce the risk of reduction of current budget revenues of less well-off regions. Early this year, the upward trend of differentiation of fiscal capacity observed in 2017-2019 between better-off regions and worse-off regions (tax and non-tax revenues of better-off regions grew faster) changed. Based on the results of January-April 2020, the growth rates of tax and non-tax revenues of worse-off constituent entities turned out to be higher than those of the groups of better-off ones. Despite the slowdown of budget revenue growth, in January-May 2020 regional budget expenditures increased by 18.7% on the relevant period of 2019 (by 19.6% in May, which factor is a continuation of the April trends and related with the implementation of the package of anti-crisis measures. A shift in the expenditure pattern towards investments was justified by active application of budget funds for these purposes.

Текст научной работы на тему «Региональные бюджеты в январе-мае 2020 г. : федеральные трансферты стабилизируют ситуацию»

Регионы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ЯНВАРЕ-МАЕ 2020 г.: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ СТАБИЛИЗИРУЮТ СИТУАЦИЮ

А. Н. ДЕРЮГИН

В мае 2020 г. собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов регионов сократились по отношению к маю 2019 г. на 19,8%, что во многом стало продолжением апрельских тенденций, когда кризис и ограничительные меры сильно ударили по бюджетным доходам регионов. Вместе с тем финансовые вливания со стороны федерального центра, обусловленные как увеличением планируемых объемов финпомощи регионам, так и их более ритмичным предоставлением, позволили снизить риск сокращения текущих бюджетных доходов менее обеспеченных регионов.

В начале текущего года изменилась наблюдавшаяся в 2017—2019 гг. тенденция к росту дифференциации уровня бюджетной обеспеченности между высоко- и низкообеспеченными регионами (налоговые и неналоговые доходы более обеспеченных регионов росли быстрее). По итогам первых четырех месяцев 2020 г. темпы роста налоговых и неналоговых доходов низкообеспеченных субъектов РФ оказались выше темпов роста групп более обеспеченных территорий.

Несмотря на замедление роста бюджетных доходов, региональные расходы за первые пять месяцев 2020 г. по отношению к аналогичному периоду 2019 г. выросли на 18,7% (в мае — на 19,6%), что является продолжением тенденций апреля и связано с реализацией комплекса антикризисных мер. Смещение структуры расходов в сторону инвестиций было обусловлено более оперативным освоением бюджетных средств на эти цели.

Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы бюджетов регионов, государственный долг регионов, бюджетные кредиты, банковские кредиты.

Доходы

В соответствии с предварительными данными об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ за первые пять месяцев 2020 г. общий объем доходов региональных и местных бюджетов по отношению к тому же периоду 2019 г. сократился на 0,2%, что лучше итогов января-апреля текущего года, когда падение составляло 1,2%. Но если в апреле падение бюджетных доходов регионов по отношению к апрелю 2019 г. составило 20,9%, то в мае доходы, напротив, выросли в годовом выражении на 4,2%.

Впрочем, этот рост не был отскоком после апрельского провала или восстановлением экономики: налоговые и неналоговые доходы субъектов РФ, составляющие 81,5% общего объема доходов их консолидированных бюд-

жетов, в мае сократились в годовом выражении на 19,8%, что, конечно, ниже апрельских 29,3%, но также представляет собой серьезное падение. Неожиданный майский рост обязан исключительно межбюджетным трансфертам, которые в этом месяце выросли практически втрое по отношению к маю 2019 г., что обеспечило их общий прирост по итогам пяти месяцев на 54,2%.

Положительную динамику в мае текущего года продемонстрировали все виды межбюджетных трансфертов: субсидии (+42% к маю 2019 г.), субвенции (+27%), иные межбюджетные трансферты (+86%), а дотации показали более чем 12-кратный рост (+1162%).

Как и в апреле, основным драйвером майского снижения налоговых доходов стал налог на прибыль организаций, поступления

Дерюгин Александр Николаевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Москва), е-таН: [email protected]

которого сократились по отношению к маю 2019 г. на 41,3%, а по итогам первых пяти месяцев к соответствующему периоду прошлого года его поступления упали на 15,8%. Из других крупных доходных источников отрицательная динамика наблюдалась у НДФЛ (-13,9% к маю 2019 г., за пять месяцев 2020 г. к соответствующему периоду 2019 г. --0,8%) и акцизов (-8,3 и +3,9% соответственно). Положительный рост в мае показали налоги на совокупный доход (+12,6% за май и -12,8% за пять месяцев) и налоги на имущество (+3,5 и -7,8% соответственно). Таким образом, по итогам первых пяти месяцев из перечисленных налогов только акцизы продолжали сохранять положительную динамику.

Благодаря федеральным трансфертам по итогам января-мая 2020 г. большинство субъектов РФ (59) продолжали демонстрировать положительную динамику бюджетных доходов. Лидерами роста полученных трансфертов стали Чукотский автономный округ (рост на 36,0% к соответствующему периоду 2019 г.), Республика Северная Осетия-Алания (+30,6%) и Республика Тыва (+30,0%). В лидерах снижения оказались Ямало-Ненецкий автономный округ (-20,9%), Ненецкий автономный округ (-14,7%) и Тюменская область (-14,6%).

По федеральным округам наиболее благополучным образом ситуация с ростом бюджетных доходов обстояла в Северо-Кавказском федеральном округе (+20,8%), в котором все семь субъектов продемонстрировали положительную динамику доходов, а у шести из них (кроме Ставропольского края) темпы роста бюджетных доходов за исследуемый период превысили 15%. Неплохо выглядел и Дальневосточный федеральный округ (+11,4%), где рост наблюдался в 10 из 11 субъектов (кроме Забайкальского края). Лидера-

ми снижения бюджетных доходов стали Центральный (-4,0%) и Северо-Западный (-4,0%) федеральные округа. Причем в последнем с падением бюджетных доходов столкнулись большинство (7 из 11) регионов.

В целом из 26 субъектов РФ, бюджетные доходы которых по итогам первых пяти месяцев 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года не выросли, у 19 расчетный уровень бюджетной обеспеченности превышает 0,9, что относит их к категории достаточно обеспеченных регионов, для которых умеренное снижение бюджетных доходов не является катастрофой. Еще у четырех субъектов РФ текущее снижение доходов можно объяснить высокой базой прошлого года. Оставшиеся три региона (Калининградская область, Краснодарский край и Удмуртская Республика), с одной стороны, относятся к числу относительно обеспеченных (с уровнем бюджетной обеспеченности не ниже 0,76), а с другой - столкнулись с относительно небольшим падением бюджетных доходов (соответственно -7,6, -1,5 и -3,8%). Таким образом, российскому правительству пока удается не допустить сокращения бюджетных доходов у финансово слабых регионов.

По итогам начала 2020 г. можно с осторожностью говорить об изменении наблюдавшейся в 2017-2019 гг. тенденции к усилению дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности между высоко-и низкообеспеченными регионами1. Так, разделив регионы на три группы - высокообеспеченные (13 недотационных субъектов РФ, расчетный уровень бюджетной обеспеченности которых в 2019 г. превышал 1,0), среднеобеспеченные (41 регион с соответствующим уровнем до выравнивания в интервале от 0,6 до 1,0) и низкообеспеченные (31 регион с уровнем бюджетной обеспеченности до выравнивания менее 0,6),

1 Уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется в соответствии с методологией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ».

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 27 • № 7 • JULY 2020 113

РЕГИОНЫ

можно было отметить, что в течение указанного периода более высокие темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов наблюдались у группы более обеспеченных субъектов РФ. По итогам первых четырех месяцев 2020 г. ситуация изменилась: темпы роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов высоко-, средне- и низкообеспеченных регионов составили соответственно 95,0, 90,5 и 100,6%.

Расходы

За первые пять месяцев 2020 г. по отношению к аналогичному периоду 2019 г. рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 18,7%, а в мае в годовом выражении - 19,6%. Высокий майский уровень бюджетных расходов является продолжением тенденций апреля и связан в основном с реализацией комплекса антикризисных мер.

Положительный прирост расходов наблюдался в 84 регионах, и только в Калининградской области он стал отрицательным (-5,4%). Лидерами по росту расходов стали Республика Татарстан (+46,4%), Москва (+38,7%) и Республика Адыгея (+31,7%).

В структуре видов бюджетных расходов по итогам первых пяти месяцев 2020 г. сохранялась наметившаяся ранее тенденция к увеличению доли расходов на капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, которая выросла с 5,6% за январь-май 2019 г. до 6,8% за тот же период 2020 г., что связано с более быстрым, чем годом ранее, освоением бюджетных средств на инвестиции.

Из других изменений в структуре бюджетных расходов можно отметить рост расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд и снижение расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга.

Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг

Сохраняющееся превышение темпов роста расходов консолидированных бюджетов регионов над доходами обусловливает увеличение государственного долга регионов, который на 1 июня 2020 г. составил 2,1 трлн. руб., на 3,9% превысив уровень на ту же дату 2019 г.2. Выросла с 21,8% в конце мая 2019 г. до 22,9% в конце мая 2020 г. и средняя долговая нагрузка субъектов РФ3. В то же время у 45 регионов она снизилась. Лидерами по ее снижению стали Чукотский автономный округ (-22,2 п.п.), Краснодарский край (-14,6 п.п.) и Еврейская автономная область (-12,5 п.п.), а лидерами роста - регионы Сибирского федерального округа: Республика Хакасия (+43,3 п.п.), Томская область (+20,0 п.п.) и Республика Тыва (+19,6 п.п.).

Дополнительная финансовая поддержка малообеспеченных регионов сказалась на темпах роста их долговой нагрузки, но не смогла этот рост остановить: у высоко-, средне- и низкообеспеченных регионов она увеличилась соответственно на 1,7 0,7 и 0,4 п.п. (достигнув соответственно 10,5, 37,9 и 44,3%). Высокий уровень государственного долга, превышающий 100% объема налоговых и неналоговых доходов региона, сохраняется у Республики Мордовия (214,1%) и Республики Хакасия (125,9%). Близко к данному уровню находятся Костромская (91,7%), Орловская (90,4%) области и Удмуртская Республика (92,5%).

Структура государственного долга регионов, в которой по-прежнему преобладают бюджетные кредиты (48,2% общего объема госдолга), в целом сохраняется, но продолжаются постепенное вытеснение кредитов от кредитных организаций (снижение доли за 12 месяцев с 20,7 до 19,7%) государственными ценными бумагами (рост доли с 27,1 до 29,3%),

2 Ввиду наличия сезонности рассматривать динамику уровня государственного долга регионов за период, не кратный 12 месяцам (например, с начала года), представляется нецелесообразным.

3 Долговая нагрузка региона определяется как отношение объема его государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов его бюджета за последние 12 месяцев.

Структура государственного долга субъектов РФ, в % к итогу

■ Бюджетные кредиты ■ Кредиты от кредитных организаций

Ценные бумаги Государственные и муниципальные гарантии

Источник: рассчитано автором по данным Минфина России и Федерального казначейства.

а также сокращение доли государственных гарантий (с 3,4% до 2,4%). (См. рисунок.)

В целом, несмотря на некоторый рост долговой нагрузки регионов, она остается на низ-

ком уровне, а дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета в большинстве случаев позволяет не допустить ее роста у наименее обеспеченных субъектов РФ. ■

Regions' Budgets in January-May 2020: Fiscal Transfers Stabilize the Situation

Alexander N. Deryugin — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Researcher of the Gaidar Institute (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

In May 2020, regions' own tax and non-tax consolidated budget revenues decreased by 19.8% as compared with May 2019; this is a continuation to a large extent of the April trends when regions' budget revenues were hit hard by the crisis and restrictive measures. At the same time, financial injections on the part of the federal center justified both by an increase in the planned volumes of the financial aid to regions and more rhythmical provision thereof permitted to reduce the risk of reduction of current budget revenues of less well-off regions.

Early this year, the upward trend of differentiation of fiscal capacity observed in 2017—2019 between better-off regions and worse-off regions (tax and non-tax revenues of better-off regions grew faster) changed. Based on the results of January-April 2020, the growth rates of tax and non-tax revenues of worse-off constituent entities turned out to be higher than those of the groups of better-off ones.

Despite the slowdown of budget revenue growth, in January-May 2020 regional budget expenditures increased by 18.7% on the relevant period of 2019 (by 19.6% in May, which factor is a continuation of the April trends and related with the implementation of the package of anti-crisis measures. A shift in the expenditure pattern towards investments was justified by active application of budget funds for these purposes.

Key words: regions' budgets, regions' budgets revenues, regions' budgets expenditures, regions' public debt, budget loans, bank loans.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 27 • № 7 • JULY 2020 11 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.