Научная статья на тему 'Региональные бюджеты в январе-апреле 2020 г. : сокращение доходов стало неизбежным'

Региональные бюджеты в январе-апреле 2020 г. : сокращение доходов стало неизбежным Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕГИОНОВ / БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ / БАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ / REGIONS’ BUDGETS / REGIONS’ BUDGETS REVENUES / REGIONS’ BUDGETS EXPENDITURES / REGIONS’ PUBLIC DEBT / BUDGET LOANS / BANK LOANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерюгин Александр Николаевич

В апреле 2020 г. кризисные явления в экономике в полной мере сказались и на поступлениях в консолидированные бюджеты регионов: доходы по сравнению с апрелем предыдущего года сократились на 20,9%, а НДФЛ показал максимальное за 20 лет снижение (-18,7%). Все это увело в отрицательную зону темпы роста доходов по итогам первых четырех месяцев 2020 г. (-1,2%). И если бы не рост поступлений трансфертов из федерального бюджета на 28,6% (в том числе за счет авансирования), падение региональных доходов оказалось бы еще более существенным. Несмотря на то что текущий кризис и кризис 2008-2009 гг. вызваны разными причинами, относительные темпы роста доходов консолидированных бюджетов различных регионов демонстрируют похожую динамику. Расходы региональных и местных бюджетов за январь-апрель 2020 г. выросли на рекордные 18,5%, что было обусловлено реализацией как национальных проектов, так и антикризисных мероприятий, а их структура сместилась в сторону инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONS’ BUDGETS IN JANUARY-APRIL 2020: CONTRACTION OF REVENUES HAS BECOME INEVITABLE

April saw crisis developments in the economy that had fully affected regions’ consolidated budgets revenues: revenues compared to April 2019 decreased by 20.9% and PIT demonstrated maximum decline over 20 years (-18.7%). At the period-end for 4 months of 2020 revenues growth rates were in the red (-1.2%). Had it not been for the increase of fiscal transfers from the federal budget by 28.6% (including advance ones) the reduction of regions’ revenues would have been more noticeable. Despite the fact that the current crisis and the 2008-2009 crisis were induced by different causes, relative growth rates of the consolidated budgets of various regions demonstrate similar trends. Expenditures of regional and local budgets for 4 months of 2020 peaked by 18.5% which was both due to the implementation of national projects and to anti-crisis measures and their structure shifted towards investments.

Текст научной работы на тему «Региональные бюджеты в январе-апреле 2020 г. : сокращение доходов стало неизбежным»

Регионы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2020 г.: СОКРАЩЕНИЕ ДОХОДОВ СТАЛО НЕИЗБЕЖНЫМ

А. Н. ДЕРЮГИН

В апреле 2020 г. кризисные явления в экономике в полной мере сказались и на поступлениях в консолидированные бюджеты регионов: доходы по сравнению с апрелем предыдущего года сократились на 20,9%, а НДФЛ показал максимальное за 20 лет снижение (-18,7%). Все это увело в отрицательную зону темпы роста доходов по итогам первых четырех месяцев 2020 г. (-1,2%). И если бы не рост поступлений трансфертов из федерального бюджета на 28,6% (в том числе за счет авансирования), падение региональных доходов оказалось бы еще более существенным.

Несмотря на то что текущий кризис и кризис 2008—2009 гг. вызваны разными причинами, относительные темпы роста доходов консолидированных бюджетов различных регионов демонстрируют похожую динамику.

Расходы региональных и местных бюджетов за январь-апрель 2020 г. выросли на рекордные 18,5%, что было обусловлено реализацией как национальных проектов, так и антикризисных мероприятий, а их структура сместилась в сторону инвестиций.

Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы бюджетов регионов, государственный долг регионов, бюджетные кредиты, банковские кредиты.

Доходы

Предварительные данные об исполнении региональных и местных бюджетов за первые четыре месяца 2020 г. показывают, что по отношению к тому же периоду 2019 г. общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ сократился на 1,2%, хотя еще в конце первого квартала сохранялся их неплохой рост (+10,7%). Основной причиной резкого изменения тренда стал провал поступлений доходов в апреле 2020 г., которые по сравнению с апрелем 2019 г. упали на 20,9%. За последние 10 лет более значительные падения доходов консолидированных бюджетов регионов наблюдались лишь в мае 2013 г. (сокращение к маю 2012 г. на 34,2%), июне 2013 г. (-22,8%) и в январе 2014 г. (-32,8%).

Как и ожидалось, основной причиной такого уменьшения доходов стало существенное снижение налога на прибыль организаций, поступления которого за исследуемый пери-

од сократились к соответствующему временному интервалу 2019 г. на 11,1%, что также произошло из-за их апрельского снижения на 28,5%. Из крупных доходных источников в отрицательной зоне оказались налоги на совокупный доход (сокращение за январь-апрель 2020 г. на 15,8%, за апрель - на 40,7%) и налоги на имущество (-10,8 и -43,7% соответственно). Не поддержал бюджетные доходы и НДФЛ, который, хотя и остался по итогам первых четырех месяцев текущего года в положительной зоне (+2,7%), в апреле сократился на 18,7%, что стало самым значительным за последние 20 лет падением поступлений данного налога в годовом выражении. Положительную динамику сохранили поступления акцизов (рост за четыре месяца на 7,3%, за апрель - на 15%).

В этой ситуации основным доходным источником, который на протяжении рассматриваемого периода удерживал доходы кон-

Дерюгин Александр Николаевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Москва), е-таУ; deryugin@ranepa.ru

солидированных бюджетов от еще большего падения, стали поступления от бюджетов других уровней.

Несмотря на общее сокращение доходов консолидированных бюджетов регионов за январь-апрель 2020 г., в большинстве из них (51) темпы роста данного показателя остались положительными. Лидерами роста стали Чукотский автономный округ (рост на 34,7% к соответствующему периоду 2019 г.), Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (32,0%) и Республика Саха (Якутия) (23,6%). В лидерах снижения - Кемеровская область (-23,7), Республика Татарстан (-22,0%) и Астраханская область (-21,4%). По федеральным округам наиболее благополучная ситуация с ростом доходов была зафиксирована в Северо-Кавказском федеральном округе (+12,1%), в котором все семь субъектов продолжали демонстрировать положительную динамику доходов, и в Дальневосточном (+9,5%), где рост наблюдался в 9 из 11 субъектов. Лидерами снижения бюджетных доходов стали Приволжский (-5,2%), Северо-Западный (-4,4%) и Центральный (-3,7%) федеральные округа.

Хотя кризис в бюджетной системе Российской Федерации только начинает набирать обороты, распределение территорий по динамике роста бюджетных доходов по итогам первых четырех месяцев года напоминает ситуацию кризиса 2009 г., когда по итогам года лидерами роста и снижения бюджетных доходов стали те же федеральные округа с той лишь разницей, что Уральский федеральный округ, ставший в 2009 г. лидером снижения региональных доходов (-13,5%), по итогам первых четырех месяцев 2020 г. оставался относительно благополучным (1,9%).

Отчасти данный вывод подтверждает и коэффициент корреляции относительных (по отношению к среднему по всем субъектам) темпов роста доходов консолидированных бюджетов регионов за январь-апрель 2020 и 2019 гг., равный 0,41. Отсюда следует: несмот-

ря на то что нынешний кризис, вызванный ограничительными мерами в связи с коронави-русной инфекцией, находится лишь в начальной фазе и имеет в значительной степени иную природу, нежели кризис 2009 г., относительная реакция доходов региональных бюджетов тогда и сейчас имеет много общего.

Таким образом, общий объем сокращения доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в апреле 2020 г. по сравнению с тем же месяцем предыдущего года составил примерно 350 млрд. руб. При этом высокие темпы роста поступлений трансфертов из федерального бюджета за первые четыре месяца года (+28,6%), которые частично компенсировали сокращение налоговых и неналоговых доходов регионов (примерно 420 млрд. руб.), определялись не только ростом их общего планируемого годового объема (+13,4%), но и опережающими темпами их предоставления регионам. Даже с учетом решения о дополнительном выделении субъектам РФ в текущем году 200 млрд. руб.1 до конца финансового года без дополнительных мер финансовой поддержки регионы ожидает существенное сокращение бюджетных доходов. Неизбежными представляются снижение до конца года темпов роста трансфертов из федерального бюджета и перспективы отрицательных темпов роста налоговых и неналоговых доходов регионов как минимум в последующие несколько месяцев.

Расходы

За первые четыре месяца 2020 г. рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ к соответствующему периоду 2019 г. составил 18,5%, что существенно выше уровня инфляции и тем более темпов роста бюджетных доходов. При этом подобный скачок расходов произошел именно в апреле, когда расходы выросли на 1/4 по отношению к апрелю 2019 г., что, очевидно, объяснялось реализацией антикризисных мер.

1 Совещание Президента РФ с членами Правительства РФ от 15.04.2020 г. Ш1_: http://kremlin.ru/events/president/news/63204

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2020 г.

Прирост расходов наблюдался в 83 регионах. Лидерами по росту стали Республика Татарстан (38,1%), Москва (35,1%) и Иркутская область (31,9%). Снижение расходов имело место в Мурманской (-4,2%) и Калининградской (-2,9%) областях.

В структуре бюджетных расходов наблюдался сдвиг в сторону капитальных вложений в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, что связано с реализацией национальных проектов, а также с закупками товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг

Существенное превышение расходов консолидированных бюджетов регионов над доходами в апреле 2020 г. привело к росту общего объема государственного долга, который к 1 мая 2020 г. достиг 2,087 трлн. руб., что на 2,1% выше уровня на ту же дату 2019 г. За указанный период государственный долг сократился у 53 субъектов РФ, а вырос - у 32. Лидерами по снижению его общего объема стали Краснодарский край (-29,5 млрд. руб.), Крас-

ноярский край (-17,8 млрд. руб.) и Астраханская область (-5,6 млрд. руб.), а лидерами роста - Московская область (42,3 млрд. руб.), С.-Петербург (24,9 млрд. руб.) и Свердловская область (19,4 млрд. руб.).

Средняя долговая нагрузка субъектов РФ перестала сокращаться и даже несколько выросла -с 21,8%2 в конце апреля 2019 г. до 21,9% в конце апреля 2020 г. (См. рисунок.) У средне-и низкообеспеченных регионов долговая нагрузка пока еще продолжает снижаться, но остается выше среднего уровня (соответственно 36,0 и 43,0%). Высокий уровень государственного долга, превышающий 100% объема налоговых и неналоговых доходов региона, сохраняется только у Республики Мордовия (210,2%) и Республики Хакасия (121,0%), хотя сокращение поступлений налоговых и неналоговых доходов может привести к появлению большего числа регионов в данной группе.

В структуре государственного долга регионов сохраняются общие тенденции последних лет: преобладают бюджетные кредиты, доля которых достаточно устойчива (48,3% общего объема госдолга), происходит вытеснение кредитов от кредитных организаций (сокра-

Долговая нагрузка субъектов РФ с различным уровнем бюджетной обеспеченности, в %

о

о ■я-

о

-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (13)

---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (31)

Источник: рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.

2 Определяемая как отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

щение за 12 месяцев с 22,2 до 20,3%) государственными ценными бумагами (рост с 26,0 до 28,6%), а также уменьшение объема государственных гарантий (на 2,5%).

Следует отметить, что в связи с особенностями уплаты налогов в региональные и местные бюджеты (прежде всего налога на прибыль организаций) апрель, как правило, занимает первое или второе место по ежемесячным поступлениям доходов в консолидированные бюджеты регионов в течение года, поэтому на фоне более низких расходов, пик которых приходится на декабрь, в этом месяце региональный долг традиционно снижался, а не рос. По отношению к марту он сокращался на протяжении всего периода 2011—

2019 гг., включая 2011-2016 гг., когда общий госдолг регионов увеличился в два раза. В связи с этим рост регионального долга в апреле

2020 г. свидетельствует о существенных про-

блемах в текущей сбалансированности региональных бюджетов, а также в перспективах его роста в мае и июне 2020 г. - месяцах, в которые поступления доходов в региональные бюджеты относительно невелики и в сумме примерно равны апрельским.

Вместе с тем сохраняющаяся низкая текущая долговая нагрузка регионов, авансовое выделение им финансовой помощи в период наибольшего падения собственных доходов, а также дополнительные трансферты из федерального бюджета позволят субъектам РФ в течение как минимум двух ближайших лет обеспечить решение стоящих перед ними задач. Кроме того, у регионов сохраняются возможности по оптимизации бюджетных расходов на уровне 300 млрд. руб.3, которые могут быть при необходимости задействованы без ущерба для реализации национальных проектов. ■

Regions' Budgets in January-April 2020: Contraction of Revenues Has Become Inevitable

Alexander N. Deryugin — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Researcher of the Gaidar Institute (Moscow, Russia). E-mail: deryugin@ranepa.ru

April saw crisis developments in the economy that had fully affected regions' consolidated budgets revenues: revenues compared to April 2019 decreased by 20.9% and PIT demonstrated maximum decline over 20 years (18.7%). At the period-end for 4 months of 2020 revenues growth rates were in the red (-1.2%). Had it not been for the increase of fiscal transfers from the federal budget by 28.6% (including advance ones) the reduction of regions' revenues would have been more noticeable.

Despite the fact that the current crisis and the 2008—2009 crisis were induced by different causes, relative growth rates of the consolidated budgets of various regions demonstrate similar trends.

Expenditures of regional and local budgets for 4 months of 2020 peaked by 18.5% which was both due to the implementation of national projects and to anti-crisis measures and their structure shifted towards investments.

Key words: regions' budgets, regions' budgets revenues, regions' budgets expenditures, regions' public debt, budget loans, bank loans.

3 Оценки автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.