Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2021 Г.: СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2021 Г.: СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ / РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерюгин Александр Николаевич

Несмотря на продолжающуюся пандемию коронавирусной инфекции, по итогам первого квартала 2021 г. доходы консолидированных бюджетов регионов не только не сократились по сравнению с первым кварталом 2020 г., но и продемонстрировали заметный рост, который был обеспечен не только за счет роста трансфертов из федерального бюджета, но и за счет роста собственных налоговых и неналоговых доходов (+9,0%) региональных и местных бюджетов. Долговая нагрузка регионов, хотя и выросла за последние 12 месяцев, остается существенно ниже своего максимального для конца марта значения в 33,8%, зафиксированного на 1 апреля 2016 г. По итогам первого полугодия 2021 г. можно ожидать двузначных темпов прироста собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, а основной тенденцией в структуре государственного долга регионов до конца текущего года будет замещение коммерческих кредитов бюджетными. Не исключен также рост долговой нагрузки субъектов РФ, ранее проводивших жесткую бюджетную политику и имеющих на данный момент низкий уровень государственного долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL BUDGETS IN Q1 2021: OWN REVENUES ARE RECOVERING

Despite the ongoing coronavirus pandemic, according to the Q1 2021 results, the revenues of the regions’ consolidated budgets not only did not drop against Q1 2020, but also showed a noticeable increase, which was ensured not only by the growth of fiscal transfers from the federal budget, but also by the growth of their own tax and non-tax revenues (+9.0%) of regional and local budgets. The debt burden of the regions, although it has increased over the past 12 months, remains significantly below its maximum for the end of March of 33.8%, recorded on April 1, 2016. According to H1 2021 results, we can expect double-digit growth rates in tax and non-tax revenues of the consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation, and the main trend in the structure of the regions’ public debt until the end of this year will be the replacement of commercial loans with budget ones. It is also possible that the debt burden of the subjects of the Russian Federation, which previously pursued a strict budget policy and currently have a low level of public debt, will increase.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2021 Г.: СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ»

Регионы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2021 г.: СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ

А. Н. ДЕРЮГИН

Несмотря на продолжающуюся пандемию коронавирусной инфекции, по итогам первого квартала 2021 г. доходы консолидированных бюджетов регионов не только не сократились по сравнению с первым кварталом 2020 г., но и продемонстрировали заметный рост, который был обеспечен не только за счет роста трансфертов из федерального бюджета, но и за счет роста собственных налоговых и неналоговых доходов (+9,0%) региональных и местных бюджетов.

Долговая нагрузка регионов, хотя и выросла за последние 12 месяцев, остается существенно ниже своего максимального для конца марта значения в 33,8%, зафиксированного на 1 апреля 2016 г.

По итогам первого полугодия 2021 г. можно ожидать двузначных темпов прироста собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, а основной тенденцией в структуре государственного долга регионов до конца текущего года будет замещение коммерческих кредитов бюджетными. Не исключен также рост долговой нагрузки субъектов РФ, ранее проводивших жесткую бюджетную политику и имеющих на данный момент низкий уровень государственного долга.

Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы региональных бюджетов, межбюджетные трансферты, региональный долг. JEL Н61, Н62, Н63, Н71, Н72, Н74, Н77.

Доходы

Согласно предварительным данным об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ за первый квартал 2021 г. общий объем доходов по сравнению с тем же периодом 2020 г. вырос на 12,0% и составил 3,43 трлн руб. При этом основной квартальный рост пришелся на март (по итогам февраля прирост составил 5,2%).

Из крупных доходных источников региональных и местных бюджетов основными драйверами роста стали налог на прибыль организаций (+29,7%), акцизы (+14,4%), налоги на совокупный доход (+13,3%) и межбюджетные трансферты (+24,3%). Благодаря им темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ оказались существенно выше уровня инфляции за рассматриваемый период1. Несколько медленнее рос НДФЛ (+3,5%), а имущественные налоги продемонстрировали снижение на 23,4%.

Общие высокие показатели темпов роста межбюджетных трансфертов в первом квартале 2021 г. обязаны субсидиям (+119,7%), иным межбюджетным трансфертам (+150,3%) и в меньшей степени субвенциям (+31,9%), в то время как объем дотаций заметно сократился (-18,6%).

Абсолютное большинство субъектов РФ (77) в исследуемый период продемонстрировали положительные темпы роста доходов консолидированных бюджетов. Лидерами роста стали относительно обеспеченные регионы: Самарская (+47,6%), Белгородская (+42,9) и Липецкая (+41,6%) области. У двух последних регионов данный результат отчасти объясняется низкой базой прошлого года. С наибольшим сокращением доходов консолидированных бюджетов столкнулись Сахалинская область (-51,1%), Ямало-Ненецкий автономный округ (-25,7%) и Республика Крым (-18,0%), что во всех трех случаях свя-

Дерюгин Александр Николаевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Москва), е-таУ: deryugin@ranepa.ru

1 По данным Росстата, ИПЦ в первом квартале 2021 г. по отношению к соответствующему кварталу 2020 г. составил 105,55%.

зано с эффектом высокой базы 2020 г. (по темпам роста доходов консолидированного бюджета по итогам первого квартала 2020 г. Сахалинская область, ЯНАО и Республика Крым занимали 1-е, 2-е и 8-е места соответственно).

Таким образом, по итогам трех первых месяцев 2021 г., несмотря на продолжающуюся пандемию коронавирусной инфекции, доходы консолидированных бюджетов регионов не только не сократились по сравнению с относительно благополучным первым кварталом предыдущего года, но и заметно увеличились, что было обеспечено не только ростом трансфертов из федерального бюджета, но и ростом собственных налоговых и неналоговых доходов (+9,0%) региональных и местных бюджетов. Принимая во внимание рекордные падения поступлений по основным налоговым источникам в апреле и мае 2020 г., по итогам первого полугодия 2021 г. можно ожидать двузначных темпов прироста собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Расходы

В первом квартале 2021 г. расходы консолидированных бюджетов регионов составили 3,10 трлн руб., увеличившись к соответствующему периоду 2020 г. на 14,4%, что выше как уровня инфляции, так и темпов роста бюджетных доходов и является продолжением тенденций 2019 и 2020 гг., когда темпы роста бюджетных расходов превышали 14%.

Бюджетные расходы выросли в 79 субъектах РФ, а в 65 из них рост превысил инфляцию за аналогичный период. Лидерами по увеличению бюджетных расходов стали Самарская область (+50,0%), г. Севастополь (+42,7%), а также Республика Ингушетия (+40,0%), которые одновременно находятся в числе лидеров роста бюджетных доходов (1-е, 14-е и 12-е места соответственно). Снизились расходы консолидированных бюджетов Чукотского автономного округа (-10,7%), Сахалинской области (-10,5%) и Республики Крым (-8,8%),

что также в значительной степени обусловлено текущей динамикой их бюджетных доходов.

Темпы прироста расходов на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (являющихся основной статьей расходов региональных и местных бюджетов и составлявших в первом квартале 2021 г. 42,6% общего объема расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ) не превысили темпов прироста бюджетных доходов и составили 9,4%. Наибольший рост наблюдался по расходам на капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности ( + 35,1%), социальное обеспечение и иные выплаты населению (+22,7%) (что обусловлено продолжением реализации антикризисных программ поддержки населения, которых в январе-марте 2020 г. еще практически не было), а также иным бюджетным ассигнованиям (+45,0%).

Медленнее росли расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами (+0,1%), а также на закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (+7,6%). Несмотря на существенный рост коммерческой части объема государственного долга регионов (объем ценных бумаг и кредитов от кредитных организаций вырос на 26,1%), расходы на его обслуживание в рассматриваемый период по сравнению с аналогичным временным интервалом 2020 г. сократились на 0,1%, что связано со снижением процентных ставок в экономике.

Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг

Несмотря на более высокие темпы роста в первом квартале 2021 г. расходов консолидированных бюджетов регионов по сравнению с доходами, субфедеральные бюджеты в целом

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2021 г.

были исполнены в этот период с профицитом (325,5 млрд руб.), что является сезонной особенностью данного периода.

Рекордный уровень бюджетного дефицита регионов в 2020 г. привел к росту государственного долга субъектов РФ, который на 1 апреля 2021 г. достиг 2,44 трлн руб., что, хотя и на 2,3% ниже уровня на 1 января 2021 г., на 18,6% выше соответствующего уровня по состоянию на 1 апреля 2020 г.

Средняя долговая нагрузка субъектов РФ выросла до 26,7%2, на 4,2 п.п. превысив уровень на 1 апреля 2020 г. (22,5%), но оставшись существенно ниже своего максимального для конца марта значения в 33,8%, зафиксированного 1 апреля 2016 г. (См. рисунок.) У средне-и низкообеспеченных регионов3 долговая нагрузка остается выше среднего уровня (соответственно 46,0 и 44,0%). Высокий уровень государственного долга, превышающий 100% объема налоговых и неналоговых доходов региона, наблюдался у республик Мордовия

(195,8%) и Хакасия (140,0%) и у Удмуртской Республики (128,4%), которая относительно недавно вошла в когорту регионов с очень высоким уровнем государственного долга.

За период с 1 апреля 2020 г. по 1 апреля 2021 г. государственный долг вырос у 51 субъекта РФ, а долговая нагрузка - у 63. Лидерами по темпам прироста государственного долга стали г. Санкт-Петербург (+182,4%), Пермский край (+150,8%) и Кемеровская область-Кузбасс (+85,9%), а по величине прироста долговой нагрузки - Удмуртская Республика (+33,2 п.п.), Республика Калмыкия (+29,3 п.п.) и Кемеровская область-Кузбасс (+28,3 п.п.).

Дальнейшая динамика долговой нагрузки регионов будет зависеть от динамики их собственных налоговых и неналоговых доходов, объемов финансовой помощи им из федерального бюджета, а также перспектив сворачивания антикризисных мероприятий по поддержке населения и экономики. Высокие текущие темпы роста собственных доходов субъ-

Долговая нагрузка субъектов Федерации с различным уровнем бюджетной обеспеченности, в %

60

оо

гп" о

-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (16)

---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (28)

Источник рассчитано автором по данным Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.

2 Определяемая как отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ.

3 Уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется в соответствии с методологией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ». Высокообеспеченными регионами будем считать 16 субъектов РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых по расчетам на 2021 г. превышал 1,0, среднеобеспеченными - 41 субъект РФ с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности на 2021 г. до распределения выравнивающих дотаций от 0,6 до 1,0 и низкообеспеченными - 28 субъектов РФ с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности на 2021 г. ниже 0,6.

ектов РФ, реализация предложений Президента РФ по их поддержке, а также неплохие темпы вакцинации населения, позволяющие ускорить завершение антикризисным мер, во-первых, будут способствовать сдерживанию темпов роста государственного долга регионов и их долговой нагрузки, а во-вторых - за счет увеличения доли бюджетных кредитов в структуре государственного долга регионов -сдерживанию роста расходов на обслуживание государственного долга.

Изменения структуры государственного долга регионов за период с 1 апреля 2020 г. по 1 апреля 2021 г. повторяли динамику прошлых лет: доля бюджетных кредитов стабилизировалась на уровне 48,3%, доля кредитов от кредитных организаций сократилась до 20,3%, что уже близко к минимуму для конца марта за период с 2006 г. (19,5% в 2011 г.), доля ценных бумаг продолжила рост, достигнув 28,6%, а

государственные гарантии обновили свой минимум - 2,5%.

Основной тенденцией в структуре государственного долга регионов до конца текущего года будет рост доли бюджетных кредитов, которые по предложению Президента РФ, включенному в Послание к Федеральному Собранию, будут замещать коммерческие кредиты, доля которых, в свою очередь, будет сокращаться. Не исключен также рост долговой нагрузки субъектов РФ, проводивших ранее жесткую бюджетную политику и имеющих низкий уровень государственного долга (прежде всего это большинство регионов-доноров, а также Владимирская область, Республика Крым, г. Севастополь, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Тыва, Алтайский и Приморский края и др.), которым в том же Послании были предложены долгосрочные инфраструктурные бюджетные кредиты по льготной ставке. ■

Regional Budgets in Q1 2021: Own Revenues Are Recovering

Alexander N. Deryugin — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Senior Researcher of the Gaidar Institute for Economic Policy (Moscow, Russia). E-mail: deryugin@ranepa.ru

Despite the ongoing coronavirus pandemic, according to the Q1 2021 results, the revenues of the regions' consolidated budgets not only did not drop against Q1 2020, but also showed a noticeable increase, which was ensured not only by the growth of fiscal transfers from the federal budget, but also by the growth of their own tax and non-tax revenues (+9.0%) of regional and local budgets.

The debt burden of the regions, although it has increased over the past 12 months, remains significantly below its maximum for the end of March of 33.8%, recorded on April 1, 2016.

According to H1 2021 results, we can expect double-digit growth rates in tax and non-tax revenues of the consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation, and the main trend in the structure of the regions' public debt until the end of this year will be the replacement of commercial loans with budget ones. It is also possible that the debt burden of the subjects of the Russian Federation, which previously pursued a strict budget policy and currently have a low level of public debt, will increase.

Key words: regions' budgets, revenues of regional budgets, expenditures of regional budgets, intergovernmental fiscal transfers, regional debt. JEL-codes: H61, H62, H63, H71, H72, H74, H77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.