нии внедрения механизмов технико-технологической интеграции, совершенствования взаимодействия всех сфер, прямо или косвенно входящих в технологическую цепочку создания добавленной стоимости, повышения корпоративной культуры взаимодействия.
1. Вороновицкий М.М. Вертикальная интеграция поставщика и потребителя на рынках товаров и капитала при перекрестном владении собственностью // Экономика и математические методы. 2003. Т. 35. № 1. С. 28-42.
2. Извеков А. Предпринимательство и бизнес на рынке продовольствия зарубежных стран // Достижения науки и техники АПК. 2007. С. 34-37.
3. Соколова А., Чудилин С., Сиваков Н. Ресурсосбережение в АПК. М., 2006. С. 320.
4. Вилков Н.О. Экономика существования (Бартер). М., 2008. С. 27.
5. Ветрова Л.Н. Служба управленческого учета в агрофирмах. Необходимость создания //
Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. 2003. № 5. С. 65.
6. Ильин М.С., Тихонов А.Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М., 2002. С. 252.
7. Сметанин Н.Е., Тихонов В.А., Лямешев М.Л., Белов М.И. Народнохозяйственный агропромышленный комплекс. Теория и практика. М., 2001. С. 53.
8. Гончарова Н. По пути интеграции // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. 2008. № 8. С. 62.
Поступила в редакцию 2.12.2009 г.
Suhova M.Yu. Comparative characteristic of the agroindustrial complex management model.
The main models of agroindustrial complex are examined in the article, its characteristics are given. Advantages and disadvantages of the models of integrated agroindustrial units are revealed and evaluated.
Key words: agriculture; agroindustrial complex; agroholding; agro-firm; agroindustrial financial group.
УДК 33Q.Q12.22
РЕГИОН КАК ПЕРВИЧНЫЙ УРОВЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
© О.А. Рыбина
В статье рассматриваются вопросы структурной перестройки региональной инновационной системы, переход на новую систему разработок и экспортирование их в другие страны как основной тип производства в ближайшей и долгосрочной перспективе. Особое внимание уделено анализу основных показателей и оценки инновационного процесса в Тамбовском регионе.
Ключевые слова: финансовый кризис; регион; региональная инновационная инфраструктура Тамбовской области.
Мировой финансовый кризис изменил порядок в мировой финансовой системе. Игроки, сумевшие сохранить позиции, теперь ищут применение своим капиталам. К концу 2010 г. общий объем потерь в мировой финансовой системе может достигнуть 4,1 трлн долл., что эквивалентно примерно 6 % глобального ВВП. В сложившихся условиях стратегия любого хозяйствующего субъекта направлена на получение денежных поступлений для осуществления своей хозяйствующей деятельности в дальнейшем.
Актуальность исследования данного вопроса определяется глобальными трансформациями, регионализацией и рыночным ре-
формированием, а также обретением нового качества воспроизводственной структуры. В связи с этим способности к устойчивому сбалансированному росту приобретают первостепенную значимость как для России в целом, так и для ее региональных составляющих.
Для того чтобы понять сущность происходящих изменений, необходимо провести анализ показателей: научной, научно-
технической и инновационной деятельности в регионе, в разрезе рыночной экономической системы предшествующего десятилетия.
Необходимо отметить тот факт, что за последние годы практически завершен пере-
S1
ход к рыночной экономике, созданы необходимые условия для дальнейшего развития рыночных отношений.
Субъекты Российской Федерации, имея определенные ресурсы, не могут в полной мере сказать, что они способны осуществить скорое и полноценное инновационное развитие. Способность самостоятельного развития на уровне региона достаточно мала. В настоящее время не представляется возможным полноценное равнозначное развитие всех регионов на территории нашей страны. Единственно верным решением в сложившейся ситуации является отбор наиболее рентабельных претендентов для инновационного развития. И уже после того, как определятся кандидаты, необходимо будет приступать к применению конкретной модели инновационного развития с учетом особенностей каждого региона в отдельности.
Создание региональной инновационной структуры активно ведется с начала 1990-х гг. Наибольшее распространение получили научно-технологические парки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры. Создание этих центров при поддержке федерального бюджета помогло формированию инфраструктуры региональной инновационной системы.
Именно сейчас можно сказать, что начинается реализация новых долгосрочных планов развития экономики и социальной сферы, которые описаны в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» № 1662-р от 17 ноября 2008 г.
Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия. Для этого необходимо формирование инновационной экономики. Это означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становит-
ся не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Это позволит России выдержать конкуренцию как с дешевой рабочей силой экономик Китая и Индии, так и с высококачественной и инновационной продукцией развитых стран Европы, США и Азии.
Переход на новый тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд характеристик. При этом переходе формируется задача первостепенной важности, которая определяет создание новой перспективной отрасли промышленности в России - инновационного производства - как основного ориентира в развитии экономики России.
При изучении данного вопроса мы столкнулись с проблемой, которую приходиться решать всем экономистам, чиновникам и ученым, намеревающимся произвести преобразования в региональной экономике [1-3]. Эта проблема заключается в двойственном понимании определенного количества категорий, на основе которых описываются фундаментальные основы мирохозяйственных укладов. В России понятие «инновационная экономика», несет совершено другой смысл, в отличие от западных стран. Отсюда при неверной трактовке данной категории, которая понимается как противопоставленная промышленности, или инновационная экономика, она противопоставляется реально функционирующей и создающей стоимость экономике. Причина банальна и кроется в том, что в развитых промышленных странах происходит все более глубокая интеграция научных исследований и разработок с функционирующими промышленнопроизводственными системами, а также объединение возможностей новых информационных систем с промышленным производством, возникают т. н. advanced manufacturing systems - опережающие системы изготовления, вобравшие в себя новые высокие технологии. С этой точки зрения оторвать постиндустриальное информационное от индустриального и инновационное от функционирующего без разрушения и развала органического целого оказывается невозможно. Обозначаемые данными понятиями характеристики являются функциональными эле-
ментами сложного целого, а отнюдь не обособляемыми частями вещи. В тех же случаях, когда говорится о постинформационном проекте как действительно противопоставленном индустриальному развитию, мы имеем дело с крахом и разрушением социальной системы, с ошибочным мифом информационного общества, который уже закончился. И такое двусмысленное толкование основных категорий, к сожалению, будет существовать еще долгое время.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что переход экономики на инновационный путь развития предполагает глубокие изменения в стратегии региональной политики, направленные на обеспечение нового уровня качества жизни населения и необходимых условий для формирования эффективного использования трудового потенциала региона, соответствующего задачам радикальных преобразований в экономике региона.
Процесс создания устойчивой экономики региона взаимосвязан с процессом ее стабилизации и роста, в свою очередь, осуществить процесс невозможно без структурноинновационной перестройки экономики в целом.
Необходимость создания инновационной системы отвечает стратегической цели, которая способствует развитию станы в целом.
Применительно к инновационной деятельности в регионе имеет большое значение сочетание инновационных проектов - оперативных инноваций, которые призваны решать проблемы самой ближайшей перспективы, тем самым обеспечивая региону преимущества в ускоренном развитии и долгосрочных планах.
Динамичный сектор научных разработок и эффективная коммерциализация технологий - это основа конкурентоспособного промышленного производства в развитых странах. Развитая инновационная система включает в себя не только инновационные проекты и реализующий их последствия инновационный бизнес, но и исследовательский сектор, сферу образования, т. е. все в одном большом кластере. Ее базовыми элементами являются наукограды, особые экономические зоны, технопарки, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы и иные подобные структуры, т. е. региональная инновационная
инфраструктура. Под ней понимается совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих ее осуществлению, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.
На территории Тамбовской области Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2003 г. № 1306 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Мичуринску Тамбовской области» первому и единственному в России наукограду в агропромышленном комплексе утверждены основные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для Мичуринска - наукограда РФ:
- фундаментальные исследования в области генетики, селекции, биотехнологии, физиологии, биохимии, экологии плодовых, ягодных и овощных культур, выявления механизмов стабилизации устойчивости и продуктивности садовых и овощных агроэкосистем;
- разработка экспериментальных, экологически безопасных технологий производства, длительного хранения, транспортировки и переработки плодоовощной продукции с высоким содержанием биологически активных веществ;
- научно-техническая инновационная деятельность, экспериментальные разработки и испытания в области производства технических средств, получения экологически чистого сырья, новых видов продуктов питания оздоровительного, лечебно-профилактического, функционального и другого назначения; подготовка кадров для работы в агропромышленном комплексе, в областях научной, гуманитарной и инновационной деятельности.
Современный Мичуринск - второй по значению после Тамбова промышленный и культурный центр области.
Мичуринск - общероссийский центр садоводства, в городе расположены ВНИИ садоводства им. И.В. Мичурина, Центральная генетическая лаборатория им. И.В. Мичурина. Кроме того, в городе имеются краеведческий музей, музей-усадьба А.М. Герасимова, выставочный зал.
Мичуринский железнодорожный узел: станции Мичуринск-Уральский, Мичуринск-
Воронежский, Кочетовка является важнейшим узлом Юго-Восточной железной дороги.
Несмотря на то, что регион имеет ряд положительных тенденций в своем развитии, также существуют определенные проблемы, с которыми ведется постепенная и кропотливая борьба. С решением определенных проблем помогает справиться Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор (ТИБИ НОУ «РЦУК»), который является структурным подразделением Регионального центра управления и культуры. Негосударственное образовательное учреждение «Региональный центр управления и культуры» (НОУ «РЦУК») создано 15 августа 1996 г. по инициативе Тамбовской областной торгово-промышленной палаты.
Цель, которую преследует ТИБИ НОУ «РЦУК», - это развитие и создание не только новых инновационных фирм, но и организация на базе ТИБИ РЦУК целого комплекса служб поддержки и обеспечения малого и среднего предпринимательства. Тем самым основа для дальнейшего развития и наращивания возможностей РЦУК как базового опорного центра комплексной поддержки предпринимательства в регионе была заложена еще в 1999 г.
Под бизнес-инкубатором понимается объект инфраструктуры поддержки малого бизнеса, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.
Стратегической целью создания инновационного бизнес-инкубатора является стимулирование создания новых предприятий, преимущественно в инновационной и высокотехнологической сферах.
Социальная миссия инкубатора - формировать и поддерживать малый бизнес. В деятельности бизнес-инкубаторов можно выделить два важнейших направления: создание новых рабочих мест и формирование наукоемкого сектора экономики.
В российской инновационной системе созданы и работают ее основные элементы, однако инструменты поддержки инноваций слабо увязаны между собой, а отдельные звенья технологического цикла разобщены и плохо состыкованы друг с другом. По сути,
это не система, а набор близких, но разрозненных вещей, и потому уже созданные у нас элементы инфраструктуры определяющие роли в продвижении инновационных продуктов играть не могут. Поэтому результаты и масштаб, а также самоотдача от инновационной деятельности остаются низкими.
Первичным уровнем формирования и развития инновационной системы является регион. Именно регион является основным звеном инновационной системы, которое необходимо поддерживать и развивать. В первую очередь необходимо создать условия для концентрации бюджетных ресурсов на таких перспективных направлениях, как нано- и биотехнологии, энергосбережение, экология, новейшие информационные системы.
В сложившихся условиях особенно актуально не откладывать решение стратегических программ. Именно сейчас нужно действовать на опережение. Создавать основы национальной конкурентоспособности. Необходимо как можно быстрее осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши, создавать новые эффективные предприятия, внедрять самые передовые технологии. Такой подход является лучшим антикризисным «лекарством» и неотъемлемой частью идеологии современного развития России. Именно Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации являются основными элементами, на которых должна базироваться концепция дальнейшего развития нашей страны, закрепленная до 2020 г.
Доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических новаций, не превышает 10 %, а доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства составляет всего 5,5 %. Необходимо увеличить долю предприятий, осуществляющих технологические инновации, примерно до 40-50 %, а долю инновационной промышленной продукции (в объеме выпуска) - до 25-35 %. При этом внутренние затраты на исследования и разработки должны вырасти с нынешнего 1 % ВВП до 3 %, и в первую очередь за счет увеличения расходов частного бизнеса на науку.
Необходимо отметить тот факт, что в области повышения инвестиционной привлекательности в большинстве регионов ЦФО сделан акцент на инновационный путь
развития территорий. Так, в Белгороде в ближайшее время собираются построить свою «силиконовую долину» - «инновационный научный центр, который должен стать одним из крупнейших в стране». Ежегодный областной конкурс «Инновация и изобретение года» проводится администрацией Курской области. Основу брендобразования Тверской области власти региона видят в «инновациях и изобретениях, которыми богата Тверская земля». Экономика развитых стран все больше опирается на знания. Экономический рост обеспечивается инвестициями в исследования и разработки, повышением инновационной активности, качества образования и квалификации кадров. Но простыми вложениями в перечисленные компоненты невозможно обеспечить новое качество экономического роста.
Проведя исследование, можно сказать, что сейчас линейная модель инноваций, предполагающая однонаправленную причинную связь между научными знаниями и инновациями, представляет скорее исключение. Инновационный процесс основан на сложной системе взаимосвязей между участниками с различными компетенциями и возможностями, которые постоянно обмениваются знаниями, управляют их потоками, распределяют и применяют эти знания, чтобы производить новые продукты и технологические процессы. Это приводит нас к понятию инновационной системы. Эффективность инновационного процесса во многом зависит от того, каким образом основные его участники взаимодействуют друг с другом, и от используемых технологий.
Важным шагом в политике реформирования в нашей стране должно стать повышение и усиление роли государства для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции и технологии на мировом рынке за счет новых знаний путем стимулирования развития сферы НИОКР, системы образования, научно-технической инфраструктуры, информационных технологий.
Обобщение и анализ инновационного регионального развития показывают, что за последнее десятилетие наметились позитивные сдвиги. Анализируя показатели последних лет, нужно отметить тот факт, что наметился некоторый рост расходов на НИОКР
как в относительном, так и абсолютном выражении.
Кроме того, следует отметить то, что современная экономика представляет собой открытую динамическую саморазвиваю-щуюся систему с присущими ей спонтанными многоаспектными изменениями, включая и собственно инновации, понимаемые в современной науке как совокупность экономически значимых действий, максимизирующих эффективность технологических и организационных процессов производства и обмена на базе их совершенствования или качественного преобразования.
Политика Российской Федерации базируется на равноправном государственночастном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности.
На современном этапе развития региональная инновационная система включает в себя следующие компоненты:
1) воспроизводство знаний, в т. ч. с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах как всей страны, так и на региональном уровне в частности;
2) проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство по всей стране;
3) промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;
4) развитие инфраструктуры инновационной системы на уровне региона;
5) подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности в каждом регионе.
Таким образом, проведенный анализ инновационной деятельности показывает, что базирование на приоритетах, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработаны при взаимодействии с предпринимательским сектором экономики, исходит из национальных интере-
сов страны и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники.
Переход российской экономики на инновационный путь развития требует создания рынка капитала для инновационных компаний на региональном уровне в первую очередь. В то же время финансирование инновационной деятельности компаний на ранних стадиях существования и новых проектов требует особых подходов от государства и бизнес-сообщества. Необходимо отметить тот факт, что развитие инновационной системы - это, по сути, структурный сдвиг российской экономики и реальный выход к модели, позволяющей достичь опережающего развития, а это цель, которую ставят большинство стран.
Нетрудно заметить, что ведущей тенденцией функционирования мировой экономики является реализация инновационной стратегии развития регионов, государств и надгосударственных формирований с усиливающейся ролью социального фактора.
Реальный выход из сложившегося положения видится только в том случае, если государство сегодня возьмет на себя роль катализатора инновационных процессов, поддерживающего исследования и инновацион-
ную деятельность в новой технико-организационной парадигме, а также роль арбитра расходящихся интересов и перспектив, организатора диалога между различными участниками будущих разработок, инициатором новых программ.
1. Mythos Informationsgesellschaft. Ernuchternde Perspektiven fur die «New Economy». Das Pro-duktivitatsparadox im Computerzeitalter. Wissen staat Information. «Kunstliche Intelligenz» und Forschrittsfeindlichkeit. Wiesbaden, 2000.
2. Schumpeter J.A. Capitalism, Sorialism and De-mokracy. N. Y., 1942. P. 30-32.
3. Региональное развитие: Опыт России и Европейского Союза. М., 2000. С. 48-49.
Поступила в редакцию 17.11.2009 г.
Rybina O.A. Region as a primary level of formation of the national innovative system.
The article considers questions of structural reorganization of regional innovative system, transition to the new system of workings out and its export to other countries as the basic type of manufacture in the nearest and long-term prospect. The special attention is paid to the analysis of the basic indicators and estimations of innovative process in the Tambov region.
Key words: financial crisis; region; regional innovative infrastructure of the Tambov region.
УДК 332.1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРУПНОГО ГОРОДА-ДОНОРА С МОНООТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРОЙ ЭКОНОМИКИ
© М.А. Аксенова
В статье проведен краткий анализ деятельности промышленного комплекса одного из крупных городов-доноров - г. Липецка, подтверждающий моноотраслевую структуру его экономики. Предлагаются и обосновываются направления стратегического инновационного развития города, направленные на совершенствование инновационной инфраструктуры путем создания научно-технологического парка, ядром которого могут стать Липецкий государственный технический университет и ЗАО «Индезит Интернэшнл», ориентированный на инновационное развитие отрасли машиностроения, что в конечном итоге позволит диверсифицировать структуру экономики города и преодолеть ее моноот-раслевой характер.
Ключевые слова: инновационное развитие; крупный город-донор; стратегический план; промышленный комплекс; научно-технологический парк (технопарк).
Инновационное развитие крупных горо- нейшим фактором перехода к инновацион-
дов как поселений, в которых, как отмечает- ной экономике. Современные крупные горо-
ся в работе С.Г. Еремеева [1], проживает да представляют собой мощные научные,
около 20 % населения России, является важ- культурные и промышленные центры, жите-