УДК 332.1
Л.Н. ЧАЙНИКОВА
РОСТ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА КАК РЕЗЕРВ ПОВЫШЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Ключевые слова: инновационный потенциал, регион, конкурентоспособность, резерв.
Проанализированы динамика основных показателей состояния науки исследуемого региона, затраты на научные исследования и разработки, структура источников финансирования внутренних затрат на исследования и разработки, а также факторы, препятствующие инновациям. Обоснована взаимосвязь между ростом инновационного потенциала региона и повышением региональной конкурентоспособности.
L.N. CHAYNIKOVA
GROWTH OF INNOVATIVE POTENTIAL OF REGION AS AN INCREASE RESERVE REGIONALNOJ COMPETITIVENESS
Key words: innovative potential, region, konkurento-ability, a reserve.
Dynamics of the basic indicators with-standing and sciences of investigated region, an expense for scientific researches and workings out, structure of sources of financing of internal expenses for is-followings and workings out, and also the factors interfering innovations is analysed. The interrelation between growth of innovative potential of region and increase of regional competitiveness is proved.
Практика как отечественная, так и развитых стран показывает, что в современных рыночных условиях рост конкурентоспособности экономики возможен только на основе перевода ее на инновационный путь развития. Основные перспективы развития российской экономики в целом и регионов в частности и повышения ее конкурентоспособности связывают с ростом инновационного потенциала.
В данной работе нами ставится задача провести комплексную и системную оценку инновационного потенциала Тамбовской области. В первую очередь при оценке инновационного потенциала необходимо проанализировать динамику основных показателей состояния и развития науки, приведенных в табл.1, в связи с тем, что основой инноваций являются научные исследования.
Таблица 1
Динамика основных показателей состояния и развития науки Тамбовской области [3]
Показатели 1990 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006
Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки 24 27 24 23 22 24 23 22
Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (на конец года), чел 6792 3225 2933 3168 2827 2825 2800 2285
Среднемесячная заработная плата одного работника в отрасли «Наука и научное обслуживание», руб. (1990-1995 г. -тыс. руб.) 0,3 291,0 1590,7 2989,9 3678,2 4594,0 5521,4 6325,8
Стоимость научных исследований, разработок и услуг, выполненных собственными силами организаций, млн руб. (19901995 г. - млрд руб.) 0,05 40,5 315,4 406,8 490,9 626,2 638,2 715,8
Анализ показателей, приведенных в табл. 1, позволяет выделить следующие основные тенденции в развитии науки в Тамбовской области:
1) количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки, на протяжении 1990-2006 гг. имеет отрицательную динамику. В сравнении с 1995 г. их количество заметно снизилось (-18,5%). Численность работников таких организаций за рассматриваемый период сократилась в 2,97 раза;
2) согласно данным табл. 1, наблюдается рост среднемесячной заработной платы одного работника в отрасли «Наука и научное обслуживание». Данный показатель увеличился за период 2000-2006 гг. в 3,98 раза. Однако, сопоставляя рассматриваемый показатель с аналогичным показателем в обрабатывающем производстве в 2006 г., получаем, что данное соотношение составило 0,45, т.е. среднемесячная заработная плата одного работника в отрасли «Наука и научное обслуживание», практически в 2 раза ниже, чем в промышленности. Данная ситуация является одной из причин сокращения численности работников, выполняющих научные исследования и разработки;
3) стоимость научных исследований, разработок и услуг, выполненных собственными силами организаций, возросла за период 2000-2006 гг. в 2,27 раз.
4) как свидетельствуют расчеты, выполненные на основе данных статистического сборника [3] и приведенные в табл. 2, наибольшую долю в затратах на научные исследования и разработки на протяжении всего рассматриваемого периода занимают внутренние текущие затраты.
Таблица 2
Затраты на научные исследования и разработки, %
Показатели 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Затраты на исследования и разработки всего В том числе: 100 100 100 100 100 100 100 100
0) , 2 X Ф т текущие 91,36 89,76 96,11 86,46 82,28 87,96 87,89 86,81
капитальные 0,49 1,39 0,84 1,09 2,08 1,2 3,38 1,28
внешние 8,15 8,85 3,05 12,45 15,64 10,84 8,73 11,91
В табл. 3 приведены результаты расчета структуры источников финансирования внутренних затрат на исследования и разработки по данным статистического сборника [3].
Таблица 3
Структура источников финансирования внутренних затрат на исследования и разработки в 2006 г.
Показатели Доля, %
Внутренние затраты на исследования и разработки, % 100
В том числе:
Собственные средства 2,22
Средства бюджета всего 28,85
Из них:
- федеральный бюджет 26,07
- средства бюджетов территорий 2,78
Средства внебюджетных фондов 3,22
Средства организаций госсектора 40,0
Средства организаций предпринимательского сектора 25,6
Средства иностранных источников 0,11
Согласно данным табл. 3, в структуре источников финансирования внутренних затрат на исследования и разработки в 2006 г. преобладали соответственно средства федерального бюджета, организаций госсектора и организаций предпринимательского сектора (соответственно 26,07%, 40% и 25,6%). Данная ситуация обусловлена принятием рядов таких документов в области
инноваций на федеральном и региональном уровнях, как: Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г.; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.; Законы «О Программе развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области на 2006-2008 годы», «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области».
Значительная доля средств организаций госсектора (40%) и средств организаций предпринимательского сектора (25,6%) в структуре источников финансирования затрат на исследования и разработки обусловлена созданием в инновационной инфраструктуре области новых элементов. Так, на базе двух университетов в Тамбовской области (Тамбовского государственного технического и Мичуринского государственного аграрного) и Воронежской государственной технологической академии организован учебно-производственный комплекс «Объединенный университет им. В.И.Вернадского», обеспечивающий внедрение научных разработок университетов в производство. Создана вертикальная интегрированная научно-производственная структура ОАО «Корпорация «Росхимзащита» с головной организацией ФГУП «Тамбов НИХИ». Кроме того, в области созданы ООО «Тамбовский инновационно-технологический центр машиностроения» и ООО «Инновационный центр высоких био- и химических технологий», учредителями которых являются ТГТУ, НИИ и инновационно-активные промышленные предприятия области; Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор Регионального центра управления и культуры, включающий Информационно-ресурсный центр поддержки малого и среднего бизнеса и Тамбовский областной центр промышленной субконтракции и партнерства; инновационный бизнес-инкубатор «Инноватика» и Центр трансфера технологий при ТГТУ; научно-образовательный центр «ТГТУ-Тамбов НИХИ» в области новых химических технологий [2].
Формирование сети образовательных, научных и производственных структур, занимающихся разработкой, освоением и коммерциализацией интенсивных экологически безопасных технологий производства, хранения и переработки фруктов и овощей с высоким уровнем содержания соединений для защиты человека от негативных факторов окружающей среды, является генеральной целью развития г. Мичуринска - наукограда Российской Федерации агропродовольст-венного типа (Указ Президента РФ от 4.11.2003 №1306). Разработан проект программы дальнейшего развития наукограда с потенциальной организацией особой экономической зоны технико-внедренческого типа на базе г. Мичуринска [2].
Важным этапом при исследовании инновационного потенциала является выявление факторов, препятствующих инновациям. Их устранение или снижение степени влияния позволит повысить уровень инновационного потенциала и будет способствовать успешной реализации Стратегии социально экономического развития Тамбовской области, цель которой - превращение области в динамично развивающейся конкурентоспособный регион с инновационной экономикой устойчивого развития и высоким уровнем качества жизни. В табл. 4 приведена динамика основных факторов, определена их структура и рассчитаны изменения на основе данных, приведенных в статистическом сборнике [1].
Анализ факторов, препятствующих инновациям, приведенный в табл. 4, позволяет выявить следующие тенденции. Так, наибольшую долю в структуре факторов в 2005-2006 гг. занимают следующие факторы: недостаток собственных денежных средств; недостаток финансовой поддержки со стороны государства; высокая стоимость нововведений; низкий инновационный потенциал предприятия. При этом наблюдается значительное сокращение в течение рассматриваемого периода доли таких экономических факторов, как недостаток собственных денежных средств
(-24,04%), недостаток финансовой поддержки со стороны государства (-27,4%). Заметно возросло число предприятий оценивших внутренние факторы: низкий инновационный потенциал предприятия (+11,63%), недостаток квалифицированного персонала (+36,07%). Особо следует обратить внимание на значительное увеличение числа предприятий, оценивших такой фактор, как неразвитость инновационной инфраструктуры (+72,57%). Таким образом, одной из прогрессирующих причин низкого уровня инновационного потенциала наряду с финансовыми проблемами самих предприятий является неразвитость инновационной инфраструктуры. Несмотря на вновь созданные структуры в инновационной сфере Тамбовской области (названные в ходе анализа данных табл.3), отсутствуют эффективные контакты между отдельными структурами, что негативно сказывается на темпах развития инновационной деятельности организаций и региона в целом.
Таблица 4
Анализ факторов, препятствующих инновациям
Факторы Число организаций, оценивших отдельные факторы, препятствующие инновациям, как основные Изменения относительных показателей
2005 2006 абс. отн.,%
абс. | отн.,% абс. | отн.,%
Экономические факторы
Недостаток собственных денежных средств 131 32,91 128 25 -7,91 -24,04
Недостаток финансовой поддержки со стороны государства 76 19,1 71 13,87 -5,23 -27,4
Высокая стоимость нововведений 57 14,32 72 14,06 -0,26 -1,82
Высокий экономический риск 27 6,78 33 6,45 -0,33 -4,87
Низкий спрос на новые товары, работы и услуги 18 3,52
Внутренние факторы
Низкий инновационный потенциал предприятия 39 9,8 56 10,94 +1,14 + 11,63
Недостаток квалифицированного персонала 16 4,02 28 5,47 +1,45 +36,07
Недостаток информации о новых технологиях 12 3,02 17 3,32 +0,3 +9,93
Недостаточность информации о рынках сбыта 12 3,02 13 2,54 -0,48 -15,89
Неразвитость кооперационных связей 14 2,73
Другие факторы
Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность 19 4,77 22 4,3 -0,47 -9,85
Неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги) 9 2,26 20 3,9 +1,64 +72,57
Неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности 20 3,9
Итого 398 100 512 100
Анализ проблемы региональной конкурентоспособности и результатов сравнительной оценки ее уровней среди областей Центрально-Черноземного экономического района показал, что в настоящее время конкурентоспособность регионов не в полной мере обеспечивает возможность достижения главной его цели - повышение качества жизни населения. Из сопоставления данного вывода и результатов проведенного выше анализа инновационного потенциала следует, что низкий уровень инновационного потенциала региона обуславливает низкий уровень конкурентоспособности.
Исходя из того, что конкурентные преимущества региона реализуются эффективнее, если возрастающая часть накопления в форме инвестиций постоянно направляется на инновационную модернизацию и обновление реального производства, следует, что рост инновационного потенциала Тамбовской области является резервом повышения его региональной конкурентоспособности.
Литература
1. Инновационная деятельность организаций Тамбовской области: стат. сборник / Тамбовстат. Тамбов, 2008. 77 с.
2. Об инновационной деятельности в Тамбовской области: аналитическая записка / Тамбовстат. Тамбов, 2008. 45 с.
3. Статистический ежегодник: стат. сборник / Тамбовстат. Тамбов, 2007. 375 с.
4. Чайникова Л.Н. Кластеры как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Тамбовской области) / Л.Н. Чайникова // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 526-530.
5. Чайникова Л.Н. Стратегическое управление конкурентоспособностью региона как основа его социальноэкономического развития (на примере Тамбовской области) / Л.Н. Чайникова // Вестник Чувашского университета. 2010. № 1. С. 534-537.
ЧАЙНИКОВА ЛИЛИЯ НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Тамбовский государственный технический университет, Россия, Тамбов ([email protected]).
CHAYNIKOVA LILIYA NIKOLAYEVNA - candidate of economic sciences, associate profes-sor of finances and credit department, Tambov State Technical University, Russia, Tambov.