УДК 332.1
Л.Н. ЧАЙНИКОВА
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (на примере Тамбовской области)
Ключевые слова: региональная конкурентоспособность, стратегическое управление, стратегия социально-экономического развития региона.
Раскрыта сущность стратегического управления регионом, обоснована необходимость стратегического управления конкурентоспособностью региона. Приведены стратегические цели и выделены стратегические приоритеты социальноэкономического развития Тамбовской области.
L.N. CHAYNIKOVA
STRATEGIC MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF REGION AS A BASIS OF ITS SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT (ON AN EXAMPLE OF THE TAMBOV REGION) Key words: regional competitiveness, strategic management, strategy of social and economic development of region.
In work the essence of strategic management by region, обоснованна necessity of strategic management of competitiveness of region is opened. Strategic targets are resulted and strategic priorities of the Tambov region are allocated.
Анализ проблемы повышения региональной конкурентоспособности и результатов проведенной сравнительной оценки уровней конкурентоспособности областей Центрально-Чернозёмного региона показывает, что одним из главных направлений её решения является переход на стратегическое управление [5]. Стратегическое управление региональной конкурентоспособностью -это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного конкурентного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения региона. Сущность стратегического управления регионом состоит в формировании и реализации стратегии его развития на инновационной основе, непрерывного мониторинга и оценки происходящих изменений во внешней среде и его деятельности с целью поддержания способности к выживанию в условиях финансово-экономического кризиса, а также эффективного функционирования и дальнейшего развития. По своему предметному содержанию стратегическое управление обращается лишь к основным процессам в регионе и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания потенциала региона. В рыночной экономике конечный результат производственнохозяйственной, финансовой, инновационной, инвестиционной, социальной, политической деятельности региона сводится к обеспечению достойного уровня жизни населения региона, который во многом определяется имеющимися в его распоряжении экономическим потенциалом, являющимся интегральной характеристикой, выражающейся в максимальных возможностях достижения поставленных целей. Под стратегическим потенциалом региона мы понимаем совокупность ресурсов и резервов для разработки и реализации разработанной стратегии. Основной особенностью регионального стратегического управления конкурентоспособностью является ориентация на будущее, в связи с этим необходимо чётко определить ориентиры развития стратегической конкурентоспособности региона, т.е. к чему стремиться, какие цели ставить. Особенно ярко методы стратегического управления проявляют себя именно в области конкурентоспособности, где требуются новые подходы, где
такие изменения, как финансово-экономический кризис, заставляют постоянно искать решения возникающих новых задач.
Необходимость стратегического управления конкурентоспособностью региона обуславливается, прежде всего, быстрыми изменениями внешней среды, возникновением трудно предсказуемых экономических и финансовых ситуаций. Важной предпосылкой перехода на стратегическое управление конкурентоспособностью региона является процесс глобализации экономики страны и устремления международной конкуренции на рынки сбыта, а также требования международной стандартизации. В этих условиях стратегическое управление региональной конкурентоспособностью определяется как комплекс стратегических решений, определяющих долгосрочное обеспечение её повышения, что становится в современных условиях основой поступательного развития всей территориальной социально-экономической системы. Кроме того, необходимость повышения уровня стратегической конкурентоспособности региона обусловлена необходимостью повышения на этой основе уровня социально-экономического развития в перспективе. При этом основными составляющими стратегического управления конкурентоспособностью региона являются формирование видения, выбор долгосрочных целей и задач, а также определение стратегии её реализация. В условиях развивающегося финансово-экономического кризиса регион как социально-экономическая система должен уметь не только эффективно использовать свой ресурсный потенциал, но и создавать условия для формирования новых конкурентных преимуществ. Их носителями должны стать предприятия и организации, находящиеся на его территории.
В настоящее время экономика остается механизмом развития региона, а достижение максимально высоких темпов экономического развития - основной целевой задачей. При этом конкурентоспособность региональной экономики проявляется как способность реализовать основную целевую задачу - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого уровня жизни населения, отвечающего требованиям европейских и мировых стандартов.
Решение задачи повышения жизненного уровня населения региона и увеличение валового регионального продукта (ВРП) требуют качественного изменения управления регионом, которое можно назвать переходом к стратегии управления устойчивого развития.
Устойчивое социально-экономическое развитие и повышение уровня его конкурентоспособности во многом определяются формированием комплексной стратегии. Методика формирования комплексной стратегии развития экономики региона предусматривает выбор базовой и частных стратегий. Под комплексной стратегией понимается единая совокупность базисной и частных стратегий развития региона, позволяющих ему восполнить резервы развития и усилить конкурентную позицию на отечественном и мировом рынках посредством совершенствования работы в обозначенных направлениях. Базисная стратегия - ориентир всей деятельности, выбирается и используется в рамках миссии региона. Частные стратегии выбираются в рамках базисной и представляют собой проблемные направления развития региона.
Особое место в системе стратегического управления территорией с учетом ее конкурентных ресурсов занимает формирование общей (базовой) стратегии. Она определяет направление развития территории в целом, но, в свою очередь, должна корректироваться в процессе выработки и реализации конкурентной и функциональной стратегий. В современных условиях общая стратегия региона находит свое выражение в различных стратегических документах территории, включая концепции, комплексные стратегии и программы социально-экономического развития.
Структура стратегии устойчивого социально-экономического развития региона должна отвечать требованиям системного подхода, для чего, например, Р.А. Фатхутдинов рекомендует сначала формировать «дерево целей», а затем на его основе создавать сами стратегии и организационные структуры для их реализации [4]. Целевая составляющая любой стратегии существенно влияет как на основное ее содержание, так и на успешность реализации. Во-первых, именно цели задают общий вектор последующего развития регионов. Во-вторых, конкретные формулировки целей очерчивают рамки поиска средств их достижений, особенно когда эти формулировки имеют предметный характер, что, в свою очередь, повышает эффективность реализации стратегии. Кроме того, стратегия, как отмечает академик РАН Л.И. Абалкин [1], должна носить целостный характер. Целостность стратегии и ответственность власти за ее реализацию предполагают системное решение всей совокупности решаемых проблем.
Таким образом, российские регионы имеют потребность в разработке стратегии социально-экономического развития, направленной на повышение региональной конкурентоспособности. С учетом необходимости комплексного социально-экономического развития региона, а также постоянного наращивания конкурентоспособности регионального бизнеса на внутреннем и внешнем рынках в настоящее время практически все регионы имеют такие стратегии.
Основные положения стратегии развития Тамбовской области находят отражение в ежегодном послании главы администрации «О положении в области и основных направлениях ее социально-экономического развития». С учетом этого стратегия определяет генеральную цель социально-экономического развития Тамбовской области - превращения области в динамично развивающийся, инновационно-активный, конкурентоспособный, экономически сбалансированный регион, нацеленный на обеспечение достойного уровня жизни населения.
Приоритетные стратегические цели, способные обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Тамбовской области, определены на основе SWOT-анализа, основанного на выявлении потенциальных возможностей и анализе ограничений препятствий в регионе, имеющихся угрозах и возможностей внешней среды.
На основе дерева целей были сформулированы следующие частные стратегии, представленные в стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2015 г. [2]: Стратегия 1. «Развитие человеческих ресурсов»; Стратегия 2. «Обеспечение социального благополучия населения»; Стратегия 3. «Экономическое развитие и повышение конкурентоспособности региона»; Стратегия 4. «Развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного сектора»; Стратегия 5. «Эффективное использование ресурсного потенциала области»; Стратегия 6 «Развитие государственной и общественнополитической системы в регионе».
В стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г. выделены стратегические приоритеты, в частности - приоритет «Повышение конкурентоспособности экономики Тамбовской области», который будет осуществляться за счет решения следующих задач [3]: 1) формирования конкурентоспособных кластеров в перспективных секторах экономики (традиционные секторы с доминирующим положением на рынках и инновационный сектор экономики); 2) создания условий для обновления основных фондов, модернизации материально-технической базы отраслей экономики, обеспечивающей соответствие современным стандартам преимущественно на основе инвестиционных проектов инновационной направленности; 3) перехода от «управления отраслями» к «управлению территориями»; 4) содействия обеспечению эффективного и устойчивого развития АПК; 5) содействия обеспечению развития эффективной транспортной инфраструктуры на терри-
тории области на основе преимуществ ее географического положения; 6) коммерциализации научных разработок инновационной направленности регионального уровня в реальном секторе экономики; 7) содействия внедрению международной сертификации товаров и услуг на территории области; 8) развития на территории области инфраструктуры поддержки развития бизнеса; 9) создания условий для развития малого и среднего бизнеса; 10) содействия обеспечению новой экономики области профессиональными кадрами; 11) стимулирования экспорта продукции местных товаропроизводителей на конкурентные общероссийские и мировые рынки; 12) создания условий для обеспечения доступа к информации о рынках товаров и услуг, а также о рынках капитала; 13) создания бренда для традиционных товаров Тамбовской области и продвижения на его основе продукции местных производителей на глобальные рынки сбыта; 14) развития туризма.
По нашему мнению, основой для успешной реализации стратегии социально-экономического развития региона должно являться стратегическое управление региональной конкурентоспособностью, поскольку именно оно способно обеспечить динамичное развитие на инновационной основе такой социально-экономической системы, как регион.
Литература
1. Абалкин Л.И. Курс переходной экономики / Л.И. Абалкин. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. 640 с.
2. Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2015 г. // http://betin.tambov.ru.
3. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года. Утверждена Законом Тамбовской области от 29.04.2009 г. № 512-З. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www2.tambov.gov.ru.
4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг / Р.А. Фатхутдинов. 4-е изд. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
5. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография / Л.Н.Чайникова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. 148 с.
ЧАЙНИКОВА ЛИЛИЯ НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Тамбовский государственный технический университет, Россия, Тамбов ([email protected]).
CHAYNIKOVA LILIYA NIKOLAYEVNA - candidate of economic sciences, associate professor of finances and credit department, Tambov State Technical University, Russia, Tambov.