Научная статья на тему 'Конкурентоспособность России и ее регионов: организационный аспект управления'

Конкурентоспособность России и ее регионов: организационный аспект управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / NATIONAL AND REGIONAL COMPETITIVENESS / ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / INDEX OF GLOBAL COMPETITIVENESS / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА / SYSTEM OF MANAGING COMPETITIVENESS OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гагарина Галина Юрьевна, Чайникова Лилия Николаевна

В мировых рейтингах индекса глобальной конкурентоспособности Россия занимает достаточно низкие позиции, что негативно сказывается на имидже страны. Проблема повышения уровня конкурентоспособности России является актуальной в связи с тем, что в мировой экономике усиливаются процессы глобализации и интеграции. Одно из направлений повышения эффективности управления конкурентоспособностью применение программно-целевого метода. В статье обоснована необходимость принятия федеральной программы повышения конкурентоспособности России, а также формирования органов управления конкурентоспособностью регионов. Предложены функциональная и организационная схемы системы управления региональной конкурентоспособностью на примере Тамбовской области. Данные схемы позволят реализовать при управлении конкурентоспособностью Тамбовской области комплексный и системный подход.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n world lists of global competitiveness index Russia takes rather low positions, which affects negatively the image of the country. The issue of raising the level of competitiveness of Russia is rather acute due to the fact that in world economy processes of globalization and integration are becoming more intense. One direction of enhancing the efficiency of competitiveness management is the use of software method. The article explains the necessity to adopt the federal program of raising competitiveness of Russia and establish bodies of managing competitiveness of the region. The author puts forward functional and organizational schemes for the system of managing regional competitiveness, illustrated by Tambov region. These schemes provide an opportunity to use complex and system approach to manage competitiveness.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность России и ее регионов: организационный аспект управления»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ1

Гагарина Галина Юрьевна

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой национальной и региональной экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Чайникова Лилия Николаевна

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры национальной и региональной экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

В мировых рейтингах индекса глобальной конкурентоспособности Россия занимает достаточно низкие позиции, что негативно сказывается на имидже страны. Проблема повышения уровня конкурентоспособности России является актуальной в связи с тем, что в мировой экономике усиливаются процессы глобализации и интеграции. Одно из направлений повышения эффективности управления конкурентоспособностью -применение программно-целевого метода. В статье обоснована необходимость принятия федеральной программы повышения конкурентоспо-

COMPETITIVENESS OF RUSSIA AND ITS REGIONS: ORGANIZATIONAL ASPECT OF MANAGEMENT

Gagarina, Galina Yu.

Doctor of Economics, Assistant Professor, the Head of the Department for National and Regional Economy of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Chaynikova, Lilia N.

Doctor of Economics, Assistant Professor, Professor of the Department for National and Regional Economy of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

In world lists of global competitiveness index Russia takes rather low positions, which affects negatively the image of the country. The issue of raising the level of competitiveness of Russia is rather acute due to the fact that in world economy processes of globalization and integration are becoming more intense. One direction of enhancing the efficiency of competitiveness management is the use of software method. The article explains the necessity to adopt the federal program of raising competitiveness of Russia and establish bodies of managing competitiveness of the

1 Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Методология и информационно-аналитические средства решения проблем пространственного развития экономики России в условиях современных реформ» базовой части госзадания Министерства образования и науки Российской Федерации на 2014 г.

собности России, а также формирования органов управления конкурентоспособностью регионов. Предложены функциональная и организационная схемы системы управления региональной конкурентоспособностью на примере Тамбовской области. Данные схемы позволят реализовать при управлении конкурентоспособностью Тамбовской области комплексный и системный подход.

region. The author puts forward functional and organizational schemes for the system of managing regional competitiveness, illustrated by Tambov region. These schemes provide an opportunity to use complex and system approach to manage competitiveness.

Ключевые слова: национальная и региональная конкурентоспособность, индекс глобальной конкурентоспособности, система управления конкурентоспособностью региона.

Keywords: national and regional competitiveness, index of global competitiveness, system of managing competitiveness of the region.

Выход на мировые рынки готовых изделий и услуг потребовал серьезных структурных сдвигов и освоения глубинных, прежде всего инновационных, факторов конкурентоспособности России и ее субъектов. Процессы глобализации требуют формирования соответствующего уровня конкурентоспособной экономики. Создание цивилизованного рынка, глобализация экономических отношений и новый этап экономического развития резко обострили проблему конкурентоспособности на всех уровнях: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом.

За последние годы, по оценкам Всемирного экономического форума (ВЭФ), наблюдается снижение рейтинга конкурентоспособности России, о чем свидетельствует динамика индекса глобальной конкурентоспособности (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Динамика рейтинга индекса глобальной конкурентоспособности России*

Год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014

Рейтинг 51 63 63 66 67 64

* Источники: Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013. - URL: http://spitamencapital.tj/ ru/ press/ news/2012/1031/; Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013-2014. - URL: http://gtmarket.ru/ news/2013/09/05/6219

Эксперты Всемирного экономического форума при исследовании конкурентоспособности России отмечают, что из-за недостатков национального бизнес-климата производительность в стране стагниро-вала. Кроме того, Россия не имела возможности капитализировать свои ключевые конкурентные преимущества. Эксперты выделяют сильные и слабые стороны ее конкурентоспособности (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Сильные и слабые стороны конкурентоспособности России*

Сильные стороны Слабые стороны

1. Низкий уровень государственного долга. 2. Сохраняющийся профицит бюджета. 3. Высокая распространенность высшего образования. 4. Состояние инфраструктуры. 5. Значительный объем внутреннего рынка 1. Низкая эффективность работы государственных институтов. 2. Недостаточный инновационный потенциал. 3. Неэффективная антимонопольная политика. 4. Неразвитость финансового рынка. 5. Низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг. 6. Дефицит доверия инвесторов к финансовой системе. 7. Коррупция. 8. Неэффективность государственного аппарата. 9. Высокие налоговые ставки

* Источник: Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013-2014. - URL: http://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219

В Докладе о конкурентоспособности России, опубликованном Всемирным экономическим форумом совместно с ОАО «Сбербанк России» и компанией «Стратеджи Партнерс Групп», отмечается, что Российская Федерация отстает от других крупных развивающихся экономик - Китая, Индии и Бразилии. Однако страна потенциально может развиваться так же быстро, как и другие страны БРИКС, при условии, что будут предприняты меры по повышению конкурентоспособности1.

ВЭФ и Сбербанк России предложили формулу для стимулирования экономического развития страны, назвав ее «3 + 5», принцип которой состоит в том, что нужно развить три преимущества России, преодолев пять системных недостатков (табл. 3). При этом авторы Доклада

1 URL: http://re-port.ru/pressreleases/97073/

считают, что данная формула повышения конкурентоспособности сможет дать результат за короткое время.

Т а б л и ц а 3

Преимущества и недостатки конкурентоспособности России*

Преимущества Недостатки

1. Рациональное использование энергоносителей. 2. Размер внутреннего рынка. 3. Образованное население 1. Неэффективные и коррумпированные институты. 2. Низкое качество образования. 3. Неэффективные рынки. 4. Низкое качество работы компаний. 5. Неразвитость финансового рынка

* Источник: Общественности представили доклад о конкурентоспособности России [федеральные новости]. - URL: http://www.gorod73.ru/news/ekonomika/obshhestvennosti-predstaviIi-doklad-o-konkurentosposobnosti-rossii-federalnye-novosti/

В качестве предложений, направленных на устранение недостатков, негативно влияющих на конкурентоспособность России, авторы Доклада предлагают четкое определение прав собственности и обеспечение бизнесу доступа к финансированию. На наш взгляд, одна из причин низкого уровня конкурентоспособности России - отсутствие эффективного ее управления как на федеральном, так и на региональном уровне.

Задача повышения конкурентоспособности национальной экономики является комплексной, и ее решение требует планомерных и выверенных действий со стороны не только экономического, но и политического руководства страны1. Так, в 2004 г. Президент РФ В. Путин назвал идею повышения конкурентоспособности России национальной. В 2008 г. была утверждена Стратегия социально-экономического развития до 2020 года (первый вариант), разработанная в соответствии с поручением Президента РФ. Ее целью было заявлено определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (20082020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Однако в данном документе проблема повышения конкурентоспособности не получила комплексного и системного рассмотрения.

В марте 2012 г. был опубликован второй вариант Стратегии-2020 под названием «Новая модель роста - новая социальная политика». В

1 См.: Беленов О. Н., Анучин А. А. Конкурентоспособность стран и регионов : учебное пособие. - М. : КноРус, 2014.

данном варианте проблема повышения конкурентоспособности не рассматривается как приоритетная. В настоящее время министерства, планируя свою деятельность на ближайшие 5 лет, также не выделяют проблему повышения конкурентоспособности страны в качестве стратегической цели (табл. 4).

Т а б л и ц а 4 Планы деятельности министерств РФ на 2013-2018 гг.*

Министерство регионального развития РФ Министерство экономического развития РФ

Цель 1. Улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации и повышение качества жилищно-коммунальных услуг. Цель 2. Развитие жилищного строительства в Российской Федерации. Цель 3. Выравнивание социально-экономического развития регионов России. Цель 4. Обеспечение межнационального согласия и гражданского единства Цель 1. Создание системы стратегического управления на основе государственных программ и долгосрочного прогнозирования. Цель 2. Формирование комфортной предпринимательской среды. Цель 3. Создание эффективной системы малого и среднего предпринимательства. Цель 4. Поддержка экспорта. Цель 5. Поддержка технологических инноваций. Цель 6. Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Цель 7. Повышение эффективности бюджетных расходов. Цель 8. Повышение эффективности управления федеральным имуществом. Цель 9. Продвижение экономических интересов Российской Федерации за рубежом

* Источники: План деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации на 2013-2018 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://minregion.ru/uploads/attachment/ documents/270613/270613_plan.pdf; Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy.gov.ru/ minec/ main

Конкурентоспособность России и ее регионов определяется множеством факторов. Выбор комплексных управляющих воздействий, направленных на ее повышение, во многом зависит от качества управления федеральных и региональных органов власти. Повышение конкурентоспособности страны требует создания соответствующего органа управления, в функции которого входит согласование интересов всех заинтересованных сторон.

В настоящее время во многих странах действуют советы по национальной конкурентоспособности. В частности, в Ирландии такой совет ежегодно публикует отчеты по национальной конкурентоспособности. Отчеты о конкурентоспособности страны позволяют исследовать динамику ее развития или в рамках процедуры бенчмаркинга оценить свои экономические показатели по сравнению с показателями других стран1.

В России в настоящее время существует Совет по национальной конкурентоспособности - независимая некоммерческая организация по сотрудничеству, деятельность которой направлена на повышение глобальной конкурентоспособности страны, а также Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, созданный в 2004 г. Однако, судя по снижающемуся уровню национальной конкурентоспособности, мероприятий, предложенных данными организациями, явно недостаточно для повышения конкурентоспособности России.

Как справедливо отмечают М. И. Гельвановский, К. Л. Рожков и Н. И. Скрябина2, конкурентоспособность как на федеральном, так и на региональном уровне является объектом статистического измерения, а не комплексного воздействия со стороны федеральных и региональных властей. В настоящее время реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»3.

Вместе с тем проблема повышения конкурентоспособности должна быть рассмотрена комплексно. В связи с этим необходимо разработать целевую государственную программу повышения конкурентоспособности РФ, направленную на эффективное использование инновационных факторов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности. Основной ее целью должна стать выработка основных приоритетов развития экономики с позиции повышения ее конкурентоспособности, а также системы мер и механизмов, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ России, повышение уровня ее конкурентоспособности.

Конкурентоспособность страны определяют и ее субъекты. В связи с этим организационные аспекты повышения конкурентоспособности актуальны и для регионального уровня.

1 См.: Беленов О. Н., Анучин А. А. Конкурентоспособность стран и регионов : учебное пособие.

2 См.: Гельвановский М. И., Рожков К. Л., Скрябина Н. И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности : учебное пособие / под общ. ред. М. И. Гельвановского. - М. : ИИЦ «Статистика России», 2009.

3 URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ ministry/fcp/8

Комплексность современных задач в области управления региональной конкурентоспособностью, заключающаяся в необходимости учета внешних и внутренних региональных факторов в их динамике, вызывает неизбежность применения системного подхода к управлению региональной конкурентоспособностью, который позволит рассматривать конкурентоспособность региона как сложную саморазвивающуюся открытую систему, имеющую структурированную внутреннюю среду и взаимодействующую с ней внешнюю среду. Решение данной проблемы возможно, по нашему мнению, путем формирования системы управления региональной конкурентоспособностью.

Системный подход к решению проблемы повышения конкурентоспособности региона при формировании системы управления его конкурентоспособностью предусматривает необходимость разработки организационного аспекта механизма ее функционирования. Эффективность достижения главной цели предлагаемой системы и ее взаимодействие с внешней средой в значительной мере будут определяться правильностью построения ее организационной структуры управления, которая представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных управленческих подразделений и их функций, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого.

Принципиальными подходами улучшения организации работы по управлению конкурентоспособностью региона могут быть:

1) стратегическая направленность деятельности по управлению конкурентоспособностью региона;

2) внедрение системного подхода к организации повышения конкурентоспособности путем реализации предложенной нами системы управления конкурентоспособностью, которую следует рассматривать как новый механизм достижения видения администрации области;

3) использование новых методологических разработок прогнозирования динамики количественных параметров конкурентоспособности региона;

4) разработка стратегического плана повышения конкурентоспособности региона, который должен стать первичным документом для разработки целевых региональных программ повышения конкурентоспособности региона;

5) разработка долгосрочной целевой программы повышения конкурентоспособности региона.

При разработке организационного аспекта механизма функционирования системы управления конкурентоспособностью региона необходимо ориентироваться на следующие основные требования:

1. Направленность на достижение целей. Поскольку цели являются главной характеристикой любой организации, то организационный механизм должен способствовать их достижению. Это обеспечивается с помощью установления соответствующих функций, прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена системы за достижение поставленных перед ним задач, сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня.

2. Перспективность, которая выражается в том, что в управляющей подсистеме не должны решаться только вопросы оперативного характера. Необходима организация работы по разработке стратегии, связанной с будущим развитием системы и совершенствованием ее функционально-организационного механизма. С этой целью в организационной структуре системы должен быть предусмотрен отдел (группа, бюро) стратегического управления, отделив его от отдела (группы, бюро) оперативного управления конкурентоспособностью региона.

3. Способность к развитию организационного механизма системы, т. е. постоянного совершенствования своей деятельности под воздействием изменяющихся условий внешней среды. В этих условиях организационный механизм системы должен быть достаточно эластичным, способным к восприятию корректирующих действий обратной связи.

4. Индивидуализация. Каждый создаваемый организационный механизм системы любого уровня является уникальным в том смысле, что имеет свои особенности, обусловленные сложившимся составом, формальными и неформальными управленческими связями. Поэтому разработка и совершенствование организационного аспекта механизма системы должны вытекать из ее особенностей. Организационный аспект решает задачу формирования состава связей между управляющей и управляемой подсистемами системы, т. е. окончательно определяет структуру организационного механизма. Эти связи объединяют систему в единое целое и позволяют управляющей и управляемой подсистемам и их элементам взаимодействовать, выполняя свои функции, совместно достигать локальных целей, интегрирующихся в главную цель системы.

5. Экономичность. Организационная структура системы должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления конкурентоспособностью региона, повышению качества управления, креативности труда сотрудников при выполнении ими необходимых функций. Экономичность может достигаться с помощью различных мероприятий, в том числе создания подразделений, в функции которых входило бы проведение анализа эффективности действующего функционально-организационного механизма системы.

На эффективность функционирования системы управления оказывают существенное влияние параметры ее организационной структуры. Сама структура объекта управления является формой организации процесса управления, что определяет ту важную роль, которую играет создание рациональной структуры в повышении эффективности системы управления региональной конкурентоспособностью.

Из предлагаемых методических подходов формирования организационных структур наибольшее практическое распространение в настоящее время получил системно-целевой подход.

Системно-целевой подход является более перспективным с позиции требований к структурам управления. Его основное преимущество заключается в возможности формирования такой структуры системы управления, которая бы обеспечивала достижение ее стратегической цели.

Организационную форму работы по реализации системы необходимо выбрать исходя из существующих внешних и внутренних условий, к одному из которых в первую очередь относится позиция администрации области и ее готовность к восприятию инноваций в сфере управления экономикой. Работа по реализации системы должна вестись с участием не только администрации области, но и других хозяйствующих субъектов: предприятий и организаций всех форм собственности, фирм, научных, образовательных и финансовых учреждений, а также общественных организаций. При этом ведущая роль в организации и внедрении системы принадлежит администрации области.

При разработке организационного механизма функционирования системы региональной конкурентоспособности могут быть предложены различные варианты. Так, например, в рамках мероприятий по реализации стратегического приоритета «Повышение конкурентоспособности Тамбовской области» в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года планировалось создание Агентства регионального развития.

В настоящее время создано Региональное агентство инвестиционного развития (АНО «РАИР-Тамбов»). Цель создания такой некоммерческой организационно-правовой структуры - организация коммуникативной площадки между инвесторами, бизнесом, региональной и муниципальной властью, а также формирование мощной инфраструктуры, обеспечивающей привлечение инвестиций, сопровождение инвестиционных проектов и их продвижение на национальном и международном рынках.

Анализ перечня выполняемых функций созданного агентства показывает, что этот набор в основном имеет тактическое направление и не затрагивает стратегического аспекта развития инвестиционной дея-

тельности региона. Кроме того, инвестиционная деятельность является важнейшим направлением хозяйственной деятельности региона, но это только одно звено в цепи формирования региональной конкурентоспособности.

В основе конкурентоспособности региона находятся такие стратегические потенциалы, как эффективность управления региональной экономикой; инвестиционная, инновационная активность региона; активность его конкурентной среды; человеческий потенциал. То есть это комплекс взаимосвязанных перспективных направлений, определяющих развитие конкурентоспособности экономики региона, которая рассматривается нами как основа его социально-экономического развития.

В контексте сказанного созданное АНО «РАИР-Тамбов» решает проблему повышения конкурентоспособности региона только в одном инвестиционном направлении, что для комплексного решения проблемы повышения конкурентоспособности региона явно недостаточно.

На наш взгляд, наиболее эффективной структурой управления конкурентоспособностью региона может стать Агентство развития региональной конкурентоспособности (АРРК), основными задачами которого должны стать:

- разработка прогнозов и сценариев развития конкурентоспособности региона (КР);

- разработка тактических и стратегических планов развития КР;

- организация процесса формирования потенциалов перспективных направлений как основных компонентов КР;

- осуществление постоянного мониторинга развития КР;

- осуществление непрерывного анализа выполнения стратегического плана повышения КР и его корректировки с учетом изменений внешних и внутренних факторов;

- разработка целевых программ повышения КР;

- анализ национального и мирового опыта развития КР.

На рис. 1 представлена организационная схема реализации системы управления конкурентоспособностью региона и функций управляющей и управляемой подсистем данной системы. Как видно из рисунка, управляющей подсистемой является администрация области, за которой остаются функции постановки целей и контроля выполнения стратегического плана повышения конкурентоспособности региона, а также достижения конечного результата. Функции управляемой подсистемы будет выполнять АРРК, задачи которого определены выше. При этом управляющая и управляемые подсистемы связаны между собой посредством прямых и обратных информационных связей.

1

Система управления конкурентоспособностью региона

Управляющая подсистема

Администрация региона:

1. Постановка целей повышения конкурентоспособности региона.

2. Контроль выполнения стратегического плана повышения конкурентоспособности региона.

Конечный результат - достижение максимального (прогнозного) уровня конкурентоспособности региона и выход на лидирующие позиции среди регионов-конкурентов

Управляемая подсистема

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Агентство развития региональной конкурентоспособности (АРРК):

1. Разработка прогнозов и сценариев развития конкурентоспособности региона (вход системы).

2. Разработка стратегического плана развития конкурентоспособности региона.

3. Организация процесса формирования потенциалов перспективных направлений как основных составляющих компонентов конкурентоспособности региона.

4. Анализ национального и мирового опыта развития конкурентоспособности регионов.

5. Мониторинг развития конкурентоспособности региона.

6. Осуществление непрерывного анализа выполнения стратегического плана повышения конкурентоспособности региона и его корректировка с учетом влияния внешних и внутренних факторов.

7. Разработка целевых программ повышения конкурентоспособности региона.

Конечный результат - сформированный уровень конкурентоспособности региона, отвечающий заданному максимальному (прогнозному) уровню

Рис. 1. Функциональная схема реализации системы управления конкурентоспособностью региона

Структурная схема организации системы управления конкурентоспособностью региона с соответствующими управляющей и управляемой подсистемами представлена на рис. 2.

Система управления конкурентоспособностью региона

Управляющая подсистема - администрация региона

1. Глава администрации и его заместитель по направлению конкурентоспособности

2. Управление экономической политики и его отделы

Управляемая подсистема

Директор Агентства развития региональной конкурентоспособности

Отдел прогнозирования КР

Отдел формирования стратегических потенциалов КР

Группа (бюро) инвестиционной активности региона

Группа (бюро) активности конкурентной среды

Группа (бюро) формирования человеческого потенциала

Группа (бюро) эффективности управления региональной экономикой

Группа (бюро) инновационной активности региона

Отдел Отдел

обеспе- оценки

чения конкурен-

КР тоспособ-

ности

Группа (бюро) методического обеспечения КР

Группа (бюро) финансового обеспечения КР

Группа (бюро) материально-технического обеспечения КР

Группа (бюро) правового обеспечения КР

Группа (бюро) информационного обеспечения КР

Группа (бюро) научного обеспечения КР

Рис. 2. Организационная схема системы управления конкурентоспособностью региона

Данная схема представляет собой совокупность специализированных органов управления - подразделений, отделов, групп и т. д., взаимосвязанных и взаимодействующих между собой для достижения целей и задач повышения конкурентоспособности региона.

Таким образом, предлагаемые целевая государственная программа повышения национальной конкурентоспособности России и система управления региональной конкурентоспособностью с разработанными функциональной и организационной схемами ее реализации будут способствовать эффективному управлению конкурентоспособностью как на федеральном, так и на региональном уровне.

Список литературы

1. Гагарина Г. Ю. Некоторые проблемы оценки уровня неравномерности территориального развития // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 3 (39). - С. 119123.

2. Рубвальтер Д. А., Кандохова М. М. О разработке методических подходов к формированию инновационной экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2012. - № 2 (44). - С. 16-20.

3. Татаркин А. И. Программно-проектное позиционирование территорий в пространственном развитии России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. -№ 5 (59). - С. 91-106.

References

1. Gagarina G. Yu. Nekotorye problemy otsenki urovnya neravnomernosti territorial'nogo razvitiya [Certain Problems in Assessing the Level of Unevenness of Territorial Development], Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2011, No. 3 (39), pp. 119-123. (In Russ.).

2. Rubval'ter D. A., Kandokhova M. M. O razrabotke metodicheskikh podkhodov k formirovaniyu innovatsionnoy ekonomiki [Concerning the Development of Methodological Approaches to Shaping Innovation Economy], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2012, No. 2 (44), pp. 16-20. (In Russ.).

3. Tatarkin A. I. Programmno-proektnoe pozitsionirovanie territoriy v prostranstvennom razvitii Rossii [Software and Project Positioning of Territories in Space Development of Russia], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 5 (59), pp. 91-106. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.