Научная статья на тему 'Совершенствование механизма системы управления конкурентоспособностью региона'

Совершенствование механизма системы управления конкурентоспособностью региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНОВ / ПОТЕНЦИАЛЫ И РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гагарина Галина Юрьевна, Чайникова Лилия Николаевна

Выделены факторы, положительно и отрицательно влияющие на индекс глобальной конкурентоспособности России. Предложена укрупненная схема механизма управления конкурентоспособностью российских регионов, позволяющая осуществлять взаимодействие элементов системы управления конкурентоспособностью региона, а также достигнуть заданного уровня конкурентоспособности. Выявлены резервы использования потенциалов, обуславливающих повышение конкурентоспособности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гагарина Галина Юрьевна, Чайникова Лилия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма системы управления конкурентоспособностью региона»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА1

ENHANCEMENT OF REGION'S COMPETIVENESS MANAGEMENT

SYSTEM MECHANISM

Гагарина Галина Юрьевна Д.э.н., доцент, зав. кафедрой Кафедра Национальной и региональной экономики ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»

e-mail: [email protected]

Чайникова Лилия Николаевна Д.э.н., доцент, профессор Кафедра Национальной и региональной экономики ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»

e-mail: [email protected]

Аннотация: Выделены факторы, положительно и отрицательно влияющие на индекс глобальной конкурентоспособности России. Предложена укрупненная схема механизма управления конкурентоспособностью российских регионов, позволяющая осуществлять взаимодействие элементов системы управления конкурентоспособностью региона, а также достигнуть заданного уровня конкурентоспособности. Выявлены резервы использования потенциалов, обуславливающих повышение конкурентоспособности региона.

Abstract: In the article the factors are reviewed which positively and negatively influence the index of global competiveness of Russia. The enlarged scheme of Russian regions' competiveness is suggested, which will allow to perform the cooperation between region's competiveness management system and to reach the defined competiveness level. The reserves of potentials utilization, leading to the enhancement competitiveness of the regions are uncovered.

1 Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Методология и информационно-аналитические средства решения проблем пространственного развития экономики России в условиях современных реформ» базовой части госзадания Министерства образования и науки Российской Федерации на 2014 г.

Ключевые слова: индекс глобальной конкурентоспособности, механизм управления конкурентоспособностью регионов, потенциалы и резервы повышения конкурентоспособности регионов.

Key words: index of global competiveness, mechanism of regions' competiveness management, potentials and reserves of region's competiveness enhancement.

Решение проблемы повышения конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве важно для национальной экономики любой страны, в т.ч. и России, особенно в условиях глобализации мирового хозяйства, когда значение различных форм внешнеэкономических связей, степень открытости для зарубежных товаров, услуг и капиталов резко возрастают [1]. Кроме того, актуальность данного вопроса усиливается в связи с применением к России международных санкций

Углубление финансово-экономических связей, взаимодополнение и сближение экономик стран обуславливают стратегический ориентир развития России - «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором [2]. Реализовать названный ориентир возможно только в условиях конкурентоспособной экономики.

Конкурентоспособность России в 2009/2010 гг. значительно снизилась и продолжает оставаться на том же уровне, о чем свидетельствуют оценки международных рейтинговых агентств (табл. 1).

Таблица 1

Динамика рейтинга индекса глобальной конкурентоспособности России

[3-7]

Год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014

Рейтинг 51 63 63 66 67 64

Снижение рейтинга индекса глобальной конкурентоспособности России, обусловлено последствиями мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., который оказал негативное влияние на экономику страны, и обнаружил уязвимость российской модели экономического роста.

В 2013-2014 гг. индекс глобальной конкурентоспособности России увеличился, что позволило подняться в рейтинге и занять 64 место. В табл. 2 приведен состав индекса глобальной конкурентоспособности РФ.

Таблица 2

Составляющие индекса глобальной конкурентоспособности РФ в 20132014 годах [8]

Показатели Место в рейтинге

Индекс глобальной конкурентоспособности 64

Базовые требования (вес 26,9%) 47

Институты 121

Инфраструктура 45

Макроэкономическая среда 19

Здравоохранение и начальное образование 71

Факторы, увеличивающие эффективность (вес 50%) 51

Высшее образование и курсы повышения квалификации 47

Эффективность рынка товаров 126

Эффективность рынка труда 72

Развитость финансового рынка 121

Технологическая подготовленность 59

Размер рынка 7

Факторы инновационности и «продвинутости» (вес 23,1%) 99

«Продвинутость» бизнеса 107

Инновации 78

Анализ показателей, приведенных в табл. 2, показал, что наибольшее негативное влияние на индекс глобальной конкурентоспособности России в 2012 г. оказали такие его элементы как: институты (121-е место), эффективность рынка товаров (126-е место), развитость финансового рынка (121-е место), «Продвинутость» бизнеса (107-е место). Явным конкурентным преимуществом является размер рынка (7-е место). Необходимо отметить, что факторы, повы-

шающие и понижающие конкурентоспособность России, на протяжении ряда лет остаются постоянными. В частности, эксперты отмечают, что из-за недостатков национального бизнес-климата производительность в стране стагниро-вала, вследствие чего Россия не имела возможности капитализировать свои ключевые преимущества: образованную рабочую силу, природные ресурсы, а также выгодное географическое положение наряду с таким важным фактором, как большой размер рынка. В связи с тем, что положение России в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности в течение 2009-2014 годов остается практическим неизменным. Это свидетельствует о том, что принятые меры по повышению конкурентоспособности недостаточны и требуются кардинальные управленческие решения. Так, в «Докладе о конкурентоспособности России» [9] выделено пять основных направлений повышения производительности экономики:

1. Усиление развитости институциональной среды и гарантирование верховенство права.

2. Повышение качества образования.

3. Улучшение состояния российской экономики за счёт обеспечения более интенсивной конкуренции и содействие развитию предпринимательства.

4. Повышение устойчивости финансовых рынков и облегчение доступа к финансированию для бизнеса.

5. Снижение зависимости экономики от природных ресурсов.

Конкурентоспособность страны, в частности России, определяется конкурентоспособностью ее регионов, в связи с чем, проблема повышения региональной конкурентоспособности приобретает особое значение. Не случайно «Доклад о конкурентоспособности России в 2012 году» [10] был посвящен ее регионам. В Докладе [10] на основе оценке и анализа уровня конкурентоспособности предложены следующие инструменты политики повышения конкурентоспособности регионов: активизация кластеров; производственная структура; прямые иностранные инвестиции; политика занятости нового поколения; реструктуризация и рыночная адаптация; переподготовка и профессиональное

образование; предпринимательство и малый и средний бизнес; транспортно-логистическая инфраструктура; технологическое обновление и инновации, финансовые ресурсы. Центральное место занимает первое слагаемое «активизация кластеров», которое объединяет все инструменты стимулирования и кластерного развития с помощью сфокусированных стратегий и деятельности ассоциаций. Ключевая роль принадлежит «Финансовым ресурсам для развития», обусловленную ролью инструментов эффективного финансирования и привлечения внешних инвестиций. Остальные элементы характеризируют общее направление политики, которые стимулируют рост зрелых и конкурентоспособных кластеров [10].

По нашему мнению, для повышения конкурентоспособности регионов необходимо совершенствование механизма управления конкурентоспособностью региона на основе системного подхода.

Понятие механизма функционирования системы управления конкурентоспособностью региона можно сформулировать как совокупность методов, инструментов и средств взаимодействия управляющей и управляемой подсистем и их элементов. При этом механизм следует рассматривать как наиболее активный элемент, обеспечивающий воздействие на внешние и на внутренние факторы системы управления конкурентоспособностью региона, которые во многом определяют результат достижения цели управляемого объекта.

Цель механизма функционирования системы управления конкурентоспособностью региона заключается в обеспечении достижения регионом максимально возможного уровня конкурентоспособности. В соответствии с современным системным представлением цели можно трактовать в виде тенденции изменений и преобразований в системе, отвечающие прообразу будущего объекта. При функционировании системы в ее механизме могут происходить ряд сложных процессов влияния многообразных субъективных и объективных условий взаимодействия управляющей и управляемой подсистем и их элементов. Тем не менее, в реально существующих системах, во всех случаях четко прослеживается необходимость выполнения ряда общих требований, предъявляе-

мых к взаимодействию в системе управления, например: направленность на эффективность достижения целей управления системой; обеспечение рациональной взаимосвязанности соединения элементов в системе для достижения синергетического эффекта от их взаимодействия; обеспечение непрерывности функционирования и развития системы управления; согласованность (сбалансированность) сил влияния в механизме функционирования системы управления конкурентоспособностью региона.

Нами предложен механизм управления конкурентоспособностью региона (рис. 1) основу которого составляют управляющая и управляемая подсистемы, которые представляют собой определенным образом сформированные и организованные совокупности подсистем и их элементов с особыми свойствами и отношениями. Структура подсистем и их элементов определяет устойчивость их взаимодействия и эффективность функционирования системы. Кроме того, для эффективного функционирования системы необходимо обеспечить единство двух таких процессов, как процесса организации управления и процесса управления. Организация системы управления конкурентоспособностью региона будет только тогда эффективной, когда будет использоваться комплексный подход, охватывающий не только элементы, блоки, подсистемы, а всю систему в целом.

Вход

1

Заданный уровень конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе Т

Управляющая подсистема

1

Управляемая подсистема

Блок формирования потенциалов приоритетных направлений

X

Подсистема обеспечения процесса

формирования потенциалов

Науч- Мето- Пра- Фи- Ре- Инфор-

ного диче- вово- нансо- сурс мацион-

ского го вого ного ного

Выход

-ч г-

Сформированный уровень конку-рентоспо-собности региона

Обратная связь

Рис. 1. Укрупненная схема механизма системы управления конкурентоспособностью региона Функционирование системы управления конкурентоспособностью региона подчиняется действию определенного механизма, основу которого составляет взаимосвязь его управляющей и управляемой подсистем и их элементов. Сложившееся состояние взаимодействия управляемой и управляющей подсистем четко фиксирует качество механизма их функционирования.

Известно, что связи в системах могут быть синергетическими и рекурсивными. Синергетическая связь обеспечивает при совместном функционировании отдельных элементов системы увеличение общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо. Следует отметить, что в системе синергетические связи осуществляются в блоках формирования управляемой подсистемой (рис. 2).

Рис. 2. Схема взаимосвязей блоков формирования потенциалов в

управляемой подсистеме

Как видно на схеме 2, каждый функциональный блок управляемой подсистемы, отражающий приоритетное направление конкурентоспособности региона, имеет прямую и обратную связь. Системообразующим блоком в управляемой подсистеме, по нашему мнению, является блок формирования потенциала эффективного управления региональной экономикой. Именно результативность и качество управления региональной экономикой определяет конкурентоспособность региона. Формирование потенциалов конкурентоспособности регионов обусловлено полнотой выявленных и реализованных резервов (табл. 3).

Таблица 3

Потенциалы повышения конкурентоспособности регионов и резервы их по-

вышения

Потенциалы конкурентоспособности региона

Инновационные Инвестиционные Человеческие Конкур ентной среды Эффективности гос. управления на региональном уровне

Резервы повышения конкурентоспособности региона

- Стимулирова- - Активизация рабо- - Увеличение - Снижение издер- - Совершенство-

ние финансиро- ты с потенциальны- рождаемости жек входа на рынок вание правового

вания НИОКР ми инвесторами - Увеличение - Упрощение дос- механизма регу-

- Повышение - Подготовка про- продолжитель- тупа к инфраструк- лирования слу-

качества мышленных инве- ности жизни туре естественных жебных отноше-

НИОКР стиционных площа- - Создание монополий ний

- Диверсифика- док фундаменталь- - Развитие малого и - Профессиона-

ция видов инно- - Развитие частно- ной научной среднего предпри- лизм и компе-

вационной про- государственного базы нимательства тентность гос.

дукции партнерства - Увеличение - Эффективная на- служащих

- Налоговое - Реализация приори- доходов насе- логовая политика - Улучшение

стимулирование тетных инвестицион- ления - Меры, направлен- информационно-

- Квалификаци- ных проектов - Повышение ные на повышение го обеспечения

онный рост пер- - Развитие инженер- конкуренто- территориальной и - Укрепление

сонала ной инфраструктуры способности отраслевой мо- экономических и

- Совершенство- - Вовлечение земли в здравоохране- бильности трудо- финансовых ос-

вание законода- экономический обо- ния способного населе- нов региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельной базы рот - Повышение ния - Наличие целе-

- Внедрение но- - Государственная конкуренто- - Реализация гос. и вых программ по

вых организаци- поддержка стратеги- способности региональных про- повышению

онных форм ческих инвесторов образования грамм развития ин- конкурентоспо-

- Активное ис- - Стимулирование - Увеличение фраструктуры собности эконо-

пользование ипотечного жилищ- производи- - Формирование мики

процессного ного кредитование тельности тру- эффективной, про- - Улучшения

подхода в инно- - Разработка и реали- да зрачной конкурсной качества гос.

вационной дея- зация программы по - Создание ме- системы размеще- услуг и меха-

тельности снижению инвести- ханизмов тру- ния гос. заказов, низма их рас-

- Достижение ционных рисков досберегающе- заказов гос. корпо- пределения

синергетическо- - Создание благопри- го экономиче- раций и естествен-

го эффекта в ятных условий для ского развития ных монополий

инновационной привлечения ино- - Стимулиро- - Смещение акцента

инфраструктуре странных инвестиций вание роста с контроля за дея-

- Проведение - Совершенствование миграционной тельностью хозяй-

маркетинговых нормативно- мобильности ствующих субъек-

исследований правовой базы - Совершенст- тов в сторону тща-

инновационной вование систе- тельного контроля

деятельности мы социальных за деятельностью

отношений органов власти

В механизме функционирования системы управления конкурентоспособностью региона можно выделить следующие элементы как в управляющей, так и в управляемой подсистемах:

- функции, устанавливающие связь между результатом процесса формирования прогнозного уровня конкурентоспособности и условиями их получения;

- технологии как совокупность способов организации процессов формирования уровня конкурентоспособности региона;

- методы организации процессов формирования системы.

На основе указанных выше элементов (функций, технологий, методов организации) формируются взаимосвязи между управляющей и управляемой подсистемами и их элементами в процессе функционирования системы.

Таким образом, управляющая и управляемые подсистемы находятся в постоянном взаимодействии. Управляющая подсистема передает команды управляемой подсистеме, которая, в свою очередь, посылает информацию о своем текущем состоянии в блок выхода и контур обратной связи.

Обеспечение прогнозных параметров на входе системы осуществляется путем формирования потенциалов в соответствующих блоках управляемой подсистемы (рис. 1), являющимися составляющими интегрального показателя конкурентоспособности региона. Функционирование механизма системы связано с непрерывным процессом регулирования ее параметров, начиная от входа до выхода системы.

Предложенный механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью региона отражает взаимодействие ее структурных элементов для достижения заданных прогнозных уровней конкурентоспособности региона, что позволяет осуществлять постоянный мониторинг исследуемого показателя и принимать адекватные управленческие решения, направленные на повышение конкурентоспособности региона. Кроме того, выделенные потенциалы повышения конкурентоспособности и их резервы способствуют более полному их использованию в экономической деятельности региона.

Библиографический список:

1. Конкурентоспособность российской экономики и её определяющие факторы. Режим доступа: http://ecgb.ru/konkurentosposobnost-rossijskoj-ekonomiki. html/2

2. Конкурентоспособность России в мировой экономике: условия и факторы. Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=558211

3. Всемирный Экономический Форум: Рейтинг Глобальной Конкурентоспособности 2012-2013 http:// spitamencapital.tj/ru/press/news/2012/1031/

4. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкуренто-

способности 2013-2014. http ://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219

5. Отчет по глобальной конкурентоспособности 2011-2012 http :// strate gy.ru/ otchet-po- globalnoy-konkurentosposobnosti-2011 -2012

6. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010-2011 http://www.unuudur.com/?p=10729

7. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009-2010 http://www.tusur.ru/ru/news/edu news.html?path=2009/09/29.html

8. Составляющие индекса глобальной конкурентоспособности РФ в 20132014 гг. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2271150

9. Доклад о конкурентоспособности России-2011. Режим доступа: http://bujet.ru/article/137896.php

10. Доклад о конкурентоспособности России 2012: результаты оценки конкурентоспособности российских регионов. Режим доступа: http://www.wto-center.ru/conference files/conference-08-02-2013/materials/presentations/04 Lozinskiy.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.