Научная статья на тему 'Повышение эффективности управления предприятиями как фактор усиления конкурентных преимуществ региона'

Повышение эффективности управления предприятиями как фактор усиления конкурентных преимуществ региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
699
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ФАКТОР / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкесов С. Х., Яндарбаева Л. А., Урусова А. А.

В статье рассмотрены проблемы повышения эффективности управления предприятиями, особенности системного управления конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управления предприятиями как фактор усиления конкурентных преимуществ региона»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ КАК ФАКТОР УСИЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНА

С.Х. ЧЕРКЕСОВ,

соискатель

кафедры экономического анализа и аудита, ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия»,

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Л.Толстого, 185;

Л.А. ЯНДАРБАЕВА,

соискатель,

Институт информатики и проблем регионального управления, Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, 360000, КБР, г. Нальчик, ул. И.Арманд, 37а;

А.А. УРУСОВА, соискатель

кафедры экономического анализа и аудита, ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия»,

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Л.Толстого, 185

В статье рассмотрены проблемы повышения эффективности управления предприятиями, особенности системного управления конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности региона

Ключевые слова: эффективность управления; предприятие; конкуренция; фактор; регион.

Коды классификатора JEL: L25, L26, R11.

Инструментом, позволяющим снизить дифференциацию уровня развития промышленных предприятий по республикам ЮФО, по нашему мнению, может быть эффективное стратегическое управление конкурентоспособностью региона.

Система управления конкурентоспособностью предприятий регионального производственного комплекса должна:

• иметь ориентацию на постоянное возобновление производства для удовлетворения потребностей регионального рынка с меньшими совокупными затратами на единицу полезного эффекта;

• стимулировать развитие предприятия на основе активизации инновационной деятельности;

• учитывать технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты управления и их взаимосвязи;

• способствовать усилению взаимосвязей между отдельными подсистемами и компонентами региональной экономики, стадиями жизненного цикла продукции (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т.д.), уровнями управления по вертикали» субъектами управления по горизонтали;

• ориентироваться на выбор оптимального соотношения между стандартными и индивидуальными решениями при формировании объектов, разработку и внедрение системы стандартов соответствующей категории в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и здоровья человека, имущества, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, единства измерений, экономии всех видов ресурсов, безопасности предприятий с учетом вероятности возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

• учитывать интересы внешних и внутренних потребителей посредством повышения качества объекта (выхода системы) в соответствии с их нуждами, экономии ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов, экономии ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента;

• способствовать формированию уникальных конкурентных преимуществ;

• обеспечивать непрерывность процесса управления как цепочки взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию;

© С.Х. Черкесов, Л.А. Яндарбаева, А.А. Урусова, 2009

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ... 287

• осуществлять выбор приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов, в т.ч, используя метод ранжирования;

• быть пригодной для конкретной ситуации в конкретном месте и в конкретное время;

• иметь нормативные методы при управлении социальной сферой;

• основываться на применении качественных оценок;

• способствовать более эффективному использованию человеческих ресурсов;

• учитывать влияние внешней среды, конкуренции на региональный рынок;

• обеспечивать развитие информационных связей (через Интернет и т.д.) организаций и физических лиц с поставщиками и потребителями;

• иметь правовое и методическое обеспечение процесса разработки и реализации управленческих решений» систему учета, контроля и мотивации качественного решения и др.

С учетом методологии системного анализа регион как целое (система более высокого порядка) определяет характер предприятий региональных производственных комплексов, их виды деятельности, стратегическую направленность развития. В то же время каждое предприятие регионального производственного комплекса является индивидуальным по своей структуре, организации производства, способам достижения цели и т.п. Объединение усилий предприятий посредством кооперирования, концентрации, специализации способствует возникновению синергетических эффектов, усиливающих общую привлекательность региона, способствующих решению проблем региона с наименьшими затратами.

Вместе с тем, повышение конкурентоспособности отдельных предприятий будут способствовать росту конкурентоспособности региона.

Возникающие при этом синергетические эффекты как результаты деятельности кластера могут иметь четыре механизма их создания:

• обобществление ресурсов или деятельности, т.е., совместная деятельность (инжиниринг, закупки, производство, маркетинговые программы и т.п. для достижения эффекта масштаба;

• эффекты «разлива» маркетинга и НИР как результаты косвенного воздействия (внешних эффектов);

• «схожие» отрасли, например, знания и навыки могут быть обобществлены предприятиями родственных отраслей;

• общий имидж.

Для получения больших выгод в динамике следует обеспечить соответствие текущей и будущей стратегий развития регионов и ее хозяйствующих субъектов, что означает: текущая стратегия должна предполагать накопление и соответствующее изменение имущества предприятий региональных производственных комплексов, с тем, чтобы иметь возможность реализовать стратегию будущего развития.

Системное управление конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности региона должно быть направлено на формирование и поддержание факторов и показателей конкурентоспособности производственно-экономической системы, обеспечивать формирование и развитие в ней устойчивых конкурентных преимуществ высокого уровня, в т.ч., и выпуск высококонкурентных товаров или услуг в условиях воздействия среды высокой степени неопределенности и изменчивости [5].

При этом, мы исходим из того, что целью системы управления конкурентоспособностью региона является повышение эффективности функционирования его хозяйствующих субъектов на основе разработки механизма комплексной оценки и обоснованности всех принимаемых управленческих решений с точки зрения их влияния на увеличение конкурентоспособности, обеспечивая при этом достижение запланированных стратегических целей развития региона посредством наилучшего удовлетворения потребностей населения.

Элементами такой системы могут быть:

■ установление целевой ориентации системы и рамок ее функционирования;

■ определение конкретных целей, объектов, критериев и системы базовых показателей функционирования системы;

■ формирование состава задач и функциональной структуры системы;

■ установление регламентов принятия управленческих решений при изменении показателей деятельности системы:

■ определение регламентов развития и совершенствования системы. Одной из задач региональных органов власти является нивелирование отрицательного воздействия внешнего окружения среды функционирования субъектов региональной экономики и поощрение желательного поведения.

Объектом управления системы конкурентоспособности выступает управляемая подсистема [1]. Управляющая подсистема анализирует влияние внешних факторов на состояние региона и его субъектов. Через маркетинговую подсистему она получает информацию о производителях, потребителях, спросе на товар, требованиях по качеству и ценности товара, прогнозах новых запросов потребителей. На основании этой информации определяются цели, параметры и показатели инновационно-технологической подсистемы; формулируются цели и показатели инвестиционной подсистемы, призванной обеспечить финансирование инноваций за счет собственных и привлечен-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

288

С.Х. ЧЕРКЕСОВ, Л.А. ЯНДАРБАЕВА, А.А. УРУСОВА

ных средств; определяются потребности в обновлении и модернизации имеющейся производственной подсистемы управления конкурентоспособностью. Весьма важным моментом является обеспечение оптимального, сбалансированного функционирования всех подсистем управления конкурентоспособностью. Только в этом случае обеспечивается синергетический эффект, достижение и воспроизводство устойчивых конкурентных преимуществ всей системы.

Управляемая система как объект управления включает: товары и услуги, ресурсы, предприятия и организации, систему управления конкурентоспособностью. Поэтому, управляющие воздействия системы управления должны быть направлены на повышение конкурентоспособности: системы управления, качества стратегии повышения конкурентоспособности, рост потенциала региона и его субъектов, качества товаров и услуг, выпускаемых предприятиями и организациями [3].

Следует отметить, что качество системы управления является определяющим для роста конкурентоспособности товаров и услуг предприятий пищевой промышленности и региона в целом. При этом, под качеством понимается свойство или совокупность существенных свойств системы, обусловливающих ее пригодность (соответствие) для использования по назначению и определяемых составом, структурой, организацией системы. Что в идеале означает; рост качества системы управления конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности должен вести к росту качества самой системы, ее результатов.

Качество системы управления конкурентоспособностью региональных производственных комплексов — комплексный показатель, определяющий возможность достижения и наращивания конкурентных преимуществ региона как эксклюзивной ценности, которой обладает регион [91].

Формирование конкурентных преимуществ региона проходит под влиянием внешних и внутренних факторов. При этом к внутренним факторам можно отнести организации и предприятия, осуществляющие деятельность на территории данного региона.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что органы региональной власти, реализующие особые подходы, формы, методы, использующие специфические инструменты управления конкурентоспособностью региона, имеют возможность получать дополнительные выгоды или ренту от «уникально эффективных действий», стимулируя тем самым хозяйствующие субъекты региональной экономики к формированию новых комбинаций ресурсов и увеличению потенциала региона [2].

Одним из инструментов повышения региональной конкурентоспособности может быть формирование и внедрение систем менеджмента качества в соответствии со стандартами серии 150 9001, экологического менеджмента (150 14001), профессиональной безопасности и охраны труда (0Н5А5 18001), управления социальной ответственностью (5А 8000) как в деятельность региональных органов управления, так и на промышленных предприятиях, а также формирование инфраструктуры в сфере качества [1].

Например, вопросы, связанные с пропагандой, обучением, внедрением, сертификацией систем качества, может выполнять республиканский научно-технологический комплекс в области качества. Наиболее востребованными направлениями центра, по нашему мнению, являются:

♦ проведение самооценки деятельности организации и эффективности действующей системы менеджмента качества;

♦ консультационная помощь в подготовке технического задания и планирования мероприятий по созданию и сертификации систем менеджмента качества на соответствие действующим стандартам;

♦ подготовка внутренних аудиторов;

♦ методическая помощь в разработке документации в области управления качеством, внедрении инструментов менеджмента качества и др.

Распространение систем менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности Кабардино-Балкарской Республики будет способствовать улучшению качества продукции, повышению удовлетворенности потребителей, росту эффективности социально-экономической деятельности и организационной эффективности, сокращению затрат, внедрению инновационных инструментов управления, повышению производительности ресурсов и др.

При этом следует учитывать, что новые подходы к управлению конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности будут иметь определенную ценность только в том случае, если их поддержит и одобрит корпоративный сектор как потребитель данного вида услуг. Показателем признания организационных компетенций органов региональной власти может служить степень достижения стратегии развития региона[4].

Таким образом, механизм стратегического управления конкурентоспособностью региональных производственных комплексов можно представить как:

1) изучение и анализ внешней среды функционирования регионального рынка (стратегический маркетинг);

2) прогнозирование параметров желаемого уровня конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности региона;

3) структуризация целей и задач стратегии повышения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности (стратегический менеджмент);

4) разработка инновационных и инвестиционных проектов по реализации целей и задач стратегии повышения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности;

5) оценка и управление рисками инвестирования;

ФОРМИРОВАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ.

289

6) организация нормативного и методического сопровождения, финансирования, комплексного обеспечения и организации инвестиционных и инновационных проектов, в т.ч. с привлечением корпоративного сектора региональной экономики;

7) обеспечение мотивации выполнения инвестиционных и инновационных проектов;

8) мониторинг исполнения проектов;

9) координация работ в рамках проектов стратегии повышения конкурентоспособности региона;

10) диагностика эффективности реализации стратегии;

11) установление обратной связи с рынком, потребителями, производителями.

Механизм стратегического управления конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности региона может иметь нормативное закрепление в виде Программы повышения конкурентоспособности региональных производственных комплексов, которая может быть разработана и принята после обсуждения с руководителями корпоративного сектора экономики.

Преимуществом рассмотренного подхода к управлению стратегической конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности региона является ориентация на систему качества и инновации.

Проведенное исследование свидетельствует, что использование системного подхода к стратегическому управлению конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности региона как методологии позволяет всесторонне охватить процесс управления, определить связи объекта управления с внешней и внутренней средой региона, управляющей системой, что является весьма важным в условиях возрастающей конкуренции. Стратегическая ориентация региональной экономики на повышение конкурентоспособности региональных производственных комплексов основывается на наличии и развитии конкурентных преимуществ, грамотное использование которых способствует росту привлекательности региона и зависит от эффективности и качества самой системы регионального менеджмента. Источником конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности являются внутренний потенциал системы управления и региона. Первый зависит от уровня образования, умений и навыков работников органов системы регионального управления, их способности творчески мыслить, создавать новые идеи, применять нетрадиционные подходы к решению региональных задач и т.п. Второй определяется природно-климатическими, политическими, финансовыми и т.п. факторами и зависит от способности системы регионального менеджмента изменять его в соответствии с будущими потребностями региона и внешней среды посредством инвестиционной и инновационной политики.

Таким образом, стратегическое управления конкурентоспособностью предприятиями пищевой промышленности региона можно рассматривать как отдельное функциональное направление системы регионального менеджмента, качество которого определяет будущее состояние региона, его способность к саморазвитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Гранберг А. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов / А. Гранберг, И. Масакова, Ю. Зайцева //Вопросы статистики. 1998. № 4. С. 3-11.

3. Семенов М.И. и др. Информационные системы и технологии в экономике.— М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Шамхалов Ф.И. Реалии современной экономики: теория и практика. Выпуск 7. М.: Экономика, 2006.

5. Яшин С.Н. Сравнительная оценка совокупного экономико-организационного эффекта функционирования предприятий / С.Н. Яшин, Е.Н. Пузов // Финансы и кредит. 2005. № 9. С. 437.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.