Научная статья на тему 'Конкурентоспособность предприятия в условиях глобальной экономики'

Конкурентоспособность предприятия в условиях глобальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2271
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / GLOBALIZATION / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGES / ECONOMY / THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брякина А.В.

В статье рассмотрены вопросы повышения конкурентоспособности современного предприятия, система управления конкурентоспособностью и условия их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with improving the competitiveness of the modern enterprise management system and the competitiveness of the conditions of their development.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность предприятия в условиях глобальной экономики»

5. Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 05.09.08 № 92н.

Брякина А.В.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: глобализация, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, экономика, предприятие.

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы повышения конкурентоспособности современного предприятия, система управления конкурентоспособностью и условия их совершенствования.

Keywords: globalization, competitiveness, competitive advantages, the economy, the enterprise.

Abstract: The paper deals with improving the competitiveness of the modern enterprise management system and the competitiveness of the conditions of their development.

Конкурентоспособность, как мы выяснили в предыдущем параграфе, - это ключ к рыночному успеху товара и его производителя, а решение проблемы конкурентоспособности - весьма сложная задача в деятельности любой фирмы-товаропроизводителя, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений. Для того, чтобы целенаправленно воздействовать на повышение конкурентоспособности предприятия необходимо иметь четкое представление о факторах, определяющих ее. Для этого проанализируем задачи предприятия и выявим ключевые характеристики или индикаторы конкурентоспособности, отражающие его состояние по мере развития (рисунок 1).

На первом уровне основная задача у предприятия, функционирующего в условиях рынка - это элементарное выживание или способность оплачивать свои счета, т.е. обеспечение платежеспособности. Эта задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной продукции, проведением ряда

маркетинговых мероприятий: анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения и т.д. По достижении платежеспособности возникает естественная задача достижения прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые мероприятия необходимо дополнить мероприятиями экономическими (анализ затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности производства, технологичности и т.п.).

1.

Платежеспособность

2. Прибыльность

3.Конкурентоспособ ность продукции

Оперативный уровень управления конкурентоспособностью

4. Стратегичность управления

5. Адаптивность системы управления

6. Финансовая и управленческая прозрачность

7. Управляемость бизнеса

8. Инвестиционная привлекательность (рост стоимости предприятия)

Тактический уровень управления конкурентоспособностью

Стратегический уровень

управления конкурентоспособностью

Рис. 1 Ключевые характеристики состояния предприятия

Финансовое благополучие организации и ее устойчивость, как правило, закономерно следуют за конкурентоспособностью выпускаемой продукции, и практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т.е. товары, превосходящие по качественно-ценовым

параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей.

В настоящее время предприятия всех отраслей экономики вынуждены осуществлять свою производственно-хозяйственную деятельность в сложных экономических условиях. Возможности предприятий по производству конкурентоспособной продукции ограничены, дефицит всех видов ресурсов, а особенно дефицит сырья, нехватка материально-технических ресурсов обусловливают неудовлетворительное функционирование предприятий

молокопродуктового подкомплекса. Эффективное управление ассортиментом выпускаемой продукции, его совершенствование позволяет увеличить прибыль и приток денежных средств в сжатые сроки и без значительных инвестиций. Для достижения максимального эффекта от продажи товаров необходимо манипулировать ассортиментом, т.е. выявлять, каким товарам отдать предпочтение и в какой пропорции выпускать различные виды продукции.

Первой ключевой характеристикой на втором уровне является стратегичность управления. Менеджмент компании после решения текущих задач должен сосредоточить свое внимание на более долгосрочных целях и задачах, на том, какой должна быть компания в средне- и долгосрочном будущем. Для этого разрабатывается стратегическая концепция, стратегия предприятия и, на основе SWOT-анализа и бизнес-планов, стратегии для каждого подразделения[2]. Следующей важной задачей для менеджмента предприятия является структурирование и соответствующая этой проблеме характеристика - адаптивность системы управления. Под адаптивностью системы управления предприятием будем понимать соответствие организационной структуры, методов, принципов и механизмов управления предприятием целям, функциям и стратегиям предприятия и его подразделений. Система управления должна соответствовать реализации стратегической концепции компании. Другой актуальной проблемой для предприятия становится обеспечение финансовой и управленческой прозрачности: наличие финансовой структуры, финансовой и учетной политики, соответствующей международным принципам и стандартам учета (GAAP, IAS). В достижении этой цели используют такие инструменты, как: финансовый анализ, бюджетирование (финансовое планирование, прогнозирование и принятие решений на основе составления планов), менеджмент привлечения заемных средств, менеджмент размещения свободных

средств, управление портфелем инвестиций, антикризисное управление, лизинг, факторинг, страхование и т.д.

В настоящее время - время глобализации мировой экономики, интернационализации конкуренции, быстро меняющихся условий внешней среды - перед менеджментом возникают новые задачи. В процессе своего развития предприятие сталкивается с так называемыми проблемами роста, симптомами которых может быть: усложнение информационных, материальных и иных потоков, ухудшение финансового состояния, снижение общей организованности, сбои в бизнес-процессах предприятия и многое другое. Возникает задача, а вместе с ней и очередная характеристика состояния предприятия - управляемость бизнеса.

Задача выбора ресурсов, источников финансирования, форм и способов инвестирования является насущной проблемой для менеджеров каждого предприятия. Поэтому необходимость обеспечения инвестиционной привлекательности - третья ключевая характеристика состояния предприятия.

Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные подходы к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно определить основные подходы к определению критериев конкурентоспособности предприятий (рисунок 2).

1. Основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции. Для потребителя ценен не товар как таковой, а те блага, которые он получает при его использовании. Поэтому при определении конкурентоспособности товара оценивается то, насколько лучше/хуже он удовлетворяет запросы пользователей по сравнению с товарами-конкурентами, а при исследовании факторов - насколько они способствуют или препятствуют достижению конкурентоспособности товара. Оценка конкурентоспособности продукции должна проводиться периодически, а не только при возникновении проблемной ситуации. Это обусловлено тем, что принятие превентивных мер на основе выявления сигналов о потенциальном ухудшении конкурентоспособности товара более эффективно, чем попытка повысить его реальную низкую конкурентоспособность.

2. На тактическом уровне конкурентоспособность предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием. Анализ структуры показателей конкурентоспособности показывает,

что многие авторы в роли оценочных выбирают финансовые. Однако на практике не редки случаи, когда предприятия, имеющие вполне нормальные финансовые показатели, становились банкротами.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

Оперативный уровень

Конкурентоспос

обность

продукции

Индикатор состояния:

интегральный

показатель

конкурентоспосо

бности

Методы

оценки:

Экспертный

Квалиметрическ

ий

Комплексный Интегральный

I

Тактический уровень

Общее состояние

предприятия

Индикатор состояния:

комплексный

показатель

конкурентного

потенциала

предприятия

Методы оценки:

комплексная оценка

конкурентоспосо бности

Стратегический уровень

ИНВЕСТИЦИО ННАЯ

привлекательнос ть

Индикатор состояния: рост стоимости бизнеса Подходы к оценке:

Сравнительный Затратный Доходный Опционный

Рис.2 Уровни управления конкурентоспособностью предприятия

З. На стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса. Действительно, многолетний западный и уже наработанный отечественный опыт показывают, что компании, сосредоточенные на прибыли за текущий год или на обеспечении рентабельности, страдают близорукостью. Для российских предприятий таковыми оказываются ситуации, когда при наличии прибыли предприятие является неплатежеспособным, т.е. не может погасить свои текущие обязательства. Мировая экономическая практика подсказывает ответ - рост благосостояния собственников (акционеров, владельцев доли или пая) или иначе - рост стоимости бизнеса. В упрощенном случае этот рост может быть определен как разность между стоимостью капитала, внесенного акционером (владельцем доли) при создании

предприятия, и стоимостью этой же доли при ее возможной продаже. Если капитал был преумножен, то менеджмент справился со своими задачами. Отсюда следует, что менеджеры, работающие на преумножение благосостояния собственников (акционеров), должны анализировать свой каждый шаг с точки зрения его влияния на рост стоимости предприятия.

Далее, для того чтобы всесторонне оценить проблему управления конкурентоспособностью на предприятии, необходимо дать оценку критериям и факторам конкурентоспособности выпускаемой продукции. Как не следует смешивать причину и следствие, так не следует смешивать и понятия «фактор конкурентоспособности» и «критерий конкурентоспособности».

Критерий конкурентоспособности - это качественная и (или) количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки ее конкурентоспособности. Фактор конкурентоспособности -непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значений по отдельным критериям конкурентоспособности продукции и установление факторов, повышающих конкурентоспособность, так называемый факторный анализ, - важный момент в деятельности предприятий-изготовителей. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.

В экономической литературе имеются различные подходы к выделению и классификации факторов конкурентоспособности. Так, И.М. Лифиц предлагает следующую классификацию [3]:

- производственные факторы, их оценка проводится по методике для организации любой сферы деятельности, именуемая «критерии премии по качеству» . Эта модель позволяет оценить деятельность организации по повышению качества и конкурентоспособности товаров и услуг. Модель премии включает две группы критериев: «возможности» или то, как организация добивается результатов в области качества и конкурентоспособности; и «результаты» - эта группа характеризует, что достигнуто. Оценка критериев проводится по 1000-балльной шкале. Причем каждый из критериев оценивается по многочисленным подкритериям.

- рыночные факторы - их оценка позволяет получить ответ на вопрос: как рынок примет конкретный товар? Необходимость в развернутой характеристике рыночных возможностей возникает уже

при освоении производства новой продукции, предназначенной для конкретного рынка, и при поиске новых рынков сбыта.

- сбытовые и сервисные факторы - их действие нужно учитывать как изготовителям, так и посредникам - субъектам канала распределения, осуществляющим продвижение товара от изготовителя к потребителю.

Сбытовые факторы опосредствованно, через сервисные факторы, влияют на конкурентоспособность товаров. Например, если технологи фирмы-изготовителя смогли разработать удачную рецептуру нового продукта, но менеджеры фирмы не смогли обеспечить его эффективный сбыт, то фирму ждет неудача[4]. Сервисные факторы действуют на стадии обращения. В формировании конкурентоспособности товаров большую роль играют услуги предприятий розничной торговли. Они оказываются на этапах предпродажного и послепродажного обслуживания.

Сбытовые и сервисные факторы как услуги тесно корреспондируют между собой, так как преследуют одни и те же цели: обеспечение надлежащего качества товаров; доступность товара для потребителя по цене и другим параметрам; обеспечение рационального ассортимента, т.е. ассортимента, соответствующего спросу различных категорий покупателей по разным параметрам.

И.П. Конев, А.Г. Жуков и другие ученые представили свою классификацию факторов конкурентоспособности, влияющих на оценку товара по различным признакам [1]. Они выделяют:

- факторы технического порядка - оценка товаров по качеству и техническому уровню. Выясняется соответствие товара современным требованиям, которые устанавливаются потребителями как наиболее удовлетворяющие их характеристики;

- факторы коммерческого порядка - оценка товаров по уровню цены, по срокам и периоду поставки, по условиям платежа связанных с приобретением товара;

- факторы организационного порядка - оценка товара по таким показателям, как доставка продавцами товаров до мест потребления, система скидок при оптовой торговле, система обслуживания товара и т.д.

Список источников литературы

1. Аборнева О.И. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли: региональный // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №3.

2. Акопов В.С., Степанова И.В. Как составить маркетинговый отчет (практическое руководство) // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №1(21), стр. 42-49.

3. Голубков Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №2.

4. Сейфуллаева М.Э. Маркетинговая составляющая регионального развития // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. -№5.

Брянцева Л.В., Воробьев И.Н.

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВЕКЛОСАХАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: промышленность России, АПК, свеклосахарная промышленность, повышение качества.

Аннотация: в работе авторы рассматривают основные аспекты функционирования отечественной свеклосахарной промышленности в современных условиях хозяйствования, выделены основные условия и факторы повышения качества ее функционирования.

Keywords: Russian industry, agriculture, sugar-beet industry, improvement of quality.

Abstract: the authors consider the basic aspects of the functioning of the domestic sugar beet industry in the current economic conditions, highlights the main conditions and factors to improve the quality of its functioning.

За период проведения рыночных реформ производство продукции агропромышленного комплекса сократилось почти вдвое, в том числе в сельском хозяйстве - на 44 %, что ограничило возможности России в деле обеспечения населения продовольствием собственного производства; объем продукции пищевой промышленности с 1990 года уменьшился на 33 %; импорт пищевых продуктов за последние пять лет превысил аналогичный экспорт в 4-5 раз.

Необходимо отметить, что период становления рыночных экономических отношений в России сопровождался кризисным состоянием не только АПК. Наиболее ощутимым для отечественных потребителей можно считать торможение и стагнацию процессов развития бизнес - деятельности именно организаций пищевой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.