Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью предприятий индустрии гостеприимства в современных условиях в России'

Управление конкурентоспособностью предприятий индустрии гостеприимства в современных условиях в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1655
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / COMPETITIVENESS / ISSUES OF COMPETITIVENESS MANAGEMENT OF THE DOMESTIC HOTEL ENTERPRISES / CREATION OF THE CONCEPT OF COMPETITIVENESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковальчук Андрей Павлович, Блинова Екатерина Артуровна

В настоящее время в России уделяется большое внимание развитию индустрии гостеприимства. Одновременно исследуются проблемы управления конкурентоспособностью отечественных предприятий индустрии гостеприимства. Авторами статьи проведен анализ отечественного и зарубежного опыта управления конкурентоспособностью гостиничных предприятий. Очевидный факт, что, в отличие от западных гостиничных цепей, отечественные зачастую не соответствуют большому количеству стандартов и имеют определенный набор несовершенств, обуславливающих недостаточную степень их развития. Для решения данных проблем авторами разработана концепция управления конкурентоспособностью отечественных гостиничных предприятий. Предложенные подходы и методы развития предприятий отрасли способны оказать существенную поддержку в повышении их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness management of the enterprises of hospitality industry under modern conditions in Russia

At the present time in Russia we pay close attention to the development of the hospitality industry. At the same time we examine the issues of competitiveness of domestic enterprises of the hospitality industry. The authors of the article analyzed domestic and foreign experience of competitiveness management of hotel enterprises. Unlike Western hotel chains, the domestic hotels often fall short of a large number of standards and have varies defaults that cause insufficient level of their development. In order to solve the current problems the authors developed the concept of competitiveness management of domestic hotel companies. The proposed approaches and measures for the development of the enterprises of the industry are able to provide a significant support in the increase in their competitiveness.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью предприятий индустрии гостеприимства в современных условиях в России»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 5 • март 2017 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

управление конкурентоспособностью предприятий индустрии гостеприимства в современных условиях в России

Ковальчук А.П.\ Блинова Е.А.1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

АННОТАЦИЯ:_

В настоящее время в России уделяется большое внимание развитию индустрии гостеприимства. Одновременно исследуются проблемы управления конкурентоспособностью отечественных предприятий индустрии гостеприимства. Авторами статьи проведен анализ отечественного и зарубежного опыта управления конкурентоспособностью гостиничных предприятий. Очевидный факт, что, в отличие от западных гостиничных цепей, отечественные зачастую не соответствуют большому количеству стандартов и имеют определенный набор несовершенств, обуславливающих недостаточную степень их развития. Для решения данных проблем авторами разработана концепция управления конкурентоспособностью отечественных гостиничных предприятий. Предложенные подходы и методы развития предприятий отрасли способны оказать существенную поддержку в повышении их конкурентоспособности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конкурентоспособность, проблемы управления конкурентоспособностью отечественных гостиничных предприятий, формирование концепции управления конкурентоспособностью.

competitiveness management of the enterprises of hospitality industry under modern conditions in Russia

Kovalchuk A.P.1, Blinova E.A.1

1 Plekhanov Russian University of Economics

введение

В последние годы для российских гостиничных предприятий возросла роль внутреннего рынка. Этому способствовало изменение правил, определяющих возможность выезда за рубеж отдельных категорий российских граждан, уменьшение числа российских туристов, выезжающих за границу, снижение курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Кроме того, в последние годы наблюдалось увеличение потока иностранных туристов в Россию.

В настоящее время в мировой индустрии гостеприимства действуют более 300 мощных гостиничных сетей, имеющих современный номерной фонд, единые системы бронирования и базы данных, общие финансовые системы и другие конкурентные преимущества.

Гостиничные сети давно перешагнули национальные границы и проводят системную работу в направлении увеличения своего присутствия на российском рынке.

Современная экономическая ситуация приводит к обострению конкуренции на российском рынке гостиничных услуг. Одной из важных управленческих задач для российских предприятий, в условиях обострения конкурентной борьбы за долю на рынке, становится повышение их конкурентоспособности. Для этого необходимо применять современные научные подходы и принципы, методы и модели управления конкурентоспособностью.

Актуальность и практическая значимость темы исследования определяется тем, что в сложившейся современной геополитической ситуации все более определяющим фактором развития отечественных предприятий индустрии гостеприимства становится эффективность управленческих решений, нацеленных на формирование и удержание конкурентных преимуществ организаций.

Целью данной статьи является разработка практических рекомендаций, концептуальных основ по совершенствованию менеджмента отечественных сетевых отелей, ориентированного на использование эффективных подходов и методов управления конкурентоспособностью предприятий отрасли. В связи с чем авторами статьи поставлена и решена задача по исследованию научного опыта известных экспертов-экономистов в этой области управления, а также проведен анализ актуальных проблем формирования конкурентоспособности отечественных сетевых отелей.

ABSTRACT:_

At the present time in Russia we pay close attention to the development of the hospitality industry. At the same time we examine the issues of competitiveness of domestic enterprises of the hospitality industry. The authors of the article analyzed domestic and foreign experience of competitiveness management of hotel enterprises. Unlike Western hotel chains, the domestic hotels often fall short of a large number of standards and have varies defaults that cause insufficient level of their development. In order to solve the current problems the authors developed the concept of competitiveness management of domestic hotel companies. The proposed approaches and measures for the development of the enterprises of the industry are able to provide a significant support in the increase in their competitiveness.

KEYWORDS: competitiveness, issues of competitiveness management of the domestic hotel enterprises, creation of the concept of competitiveness management.

Received: 25.02.2017 / published: 31.03.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kovalchuk A.P. (AndrKow0inbox.ru)

CITATION:_

Kovalchuk A.P., Blinova E.A. (2017) Upravlenie konkurentosposobnostyu predpriyatiy industrii gostepriimstva v sovremennyh usloviyakh v Rossii [Competitiveness management of the enterprises of hospitality industry under modern conditions in Russia ]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (6). - 917928. doi: 10.18334/rp.18.6.37667

Исследование проблем повышения конкурентоспособности на микро- и макроуровнях всегда занимало исключительно важное место в экономической теории. В частности, первые обстоятельные исследования вопросов обеспечения конкурентоспособности отраслей и предприятий нашло отражение в рамках классической и неоклассической экономических школ. Этим вопросам посвящены работы таких всемирно известных авторов-классиков экономической науки, как Маршалл А. [1] (Marshall, 1920), Чемберлин Э. [2], Самуэльсон П. []3 (Samuelson, Nordkhaus, 2012) и др.

В частности подробные исследования вопросов обеспечения конкурентоспособности и привлекательности предприятий индустрии гостеприимства и туризма были впервые исследованы в трудах ведущих ученых-экономистов: Баумгартена Л.В. [4] (Baumgarten, 2013), Дмитриевой Н.В. [5] (Dmitrieva, Zaytseva, Ogneva, Ushakov, 2015), Малых Н.И. [6] (Malyh, 2013), Скобкина С.С. [7] (Skobkin, 2013), Яковлевой-Чернышевой А.Ю. [8] (Yakovleva-Chernysheva, 2016). В их многочисленных научных трудах анализируется специфика маркетинговых и финансовых методов управления конкурентоспособностью предприятий отрасли. Особое значение уделяется вопросам разработки и реализации конкурентных стратегий, проведению бизнес-реинжиниринга предприятий, созданию эффективных корпоративных систем управления предприятиями. Известные ученые-экономисты в качестве системных проблем развития отечественных сетевых отелей в условиях обостряющейся конкуренции на рынке гостиничных услуг выделяют следующие:

• трудности формирования стратегий развития на длительную перспективу;

• неразвитость систем корпоративного управления;

• недостаточно реализуются современные стандарты качества;

• нехватка отелей категории «3 звезды»;

• высокие цены на гостиничные услуги;

• недостаток оборотных средств.

обострение конкуренции между международными и отечественными отелями

Гостиницы в составе международных гостиничных сетей (Cendant Corporation, Inter Continental Hotels Group, Marriott International, Ассог, Hilton, Choice Hotels International,

ОБ АВТОРАХ:_

КовальчукАндрей Павлович, доцент кафедры гостиничного и туристического бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук (AndrKow0inbox.ru)

Блинова Екатерина Артуровна, доцент кафедры гостиничного и туристического бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук (ekaterinab1inova0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ковальчук А.П., Блинова Е.А. Управление конкурентоспособностью предприятий индустрии гостеприимства в современных условиях в России // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 6. - С. 917-928. doi: 10.18334/rp.18.6.37667

Best Western International, Starwood Hotels & Resorts Worldwide, Inc., Carlson Companies, Radisson Hotels & Resorts, Hyatt International) занимают лидирующие позиции на российском рынке гостиничных услуг. В таблице 1 перечислены наиболее крупные сетевые гостиничные предприятия, представленные, в том числе, на российском рынке.

Международные гостиничные сети, присутствующие на российском рынке услуг гостеприимства, реализуют самые современные стандарты качества, маркетинговые подходы и имеют ресурсное преимущество перед молодыми российскими гостиничными цепями. Большинство гостиничных сетей в России представлено гостиницами высшей ценовой категории и находится, в первую очередь, в крупнейших российских городах, с большим отрывом Москвы и Санкт- Петербурга.

Отечественные гостиничные сети более активно развиваются в регионах, однако пока не могут соперничать с международными гостиничными сетями во всех ценовых категориях.

Таблица 1

международные и отечественные гостиничные сети, представленные на российском рынке

Гостиничная сеть страна количество отелей География отелей

Carlson Rezidor Hotel Group Бельгия 21 Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Екатеринбург, Ижевск, Мурманск, Ростов, Новгород

Marriott International США 15 Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара

Intercontinental Hotels Group Великобритания 13 Москва, Санкт-Петербург, Самара, Челябинск

Accor Франция 12 Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Омск

Cronwell Hotels&Resorts Великобритания 10 Москва, Санкт-Петербург, Югра, Ленинградская область, Калужская область

Heliopark Hotels&Resorts Россия 6 Москва, Калининград, Челябинск, Пенза, Псков

AMAKS Hotels & Resorts Россия 17 Пермь, Уфа, Белгород, Воронеж, Ростов, Тамбов, Казань, Владимир, Туапсе, Курган

Intourist Hotel Group Россия 6 Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Петрозаводск, Нижний Новгород, Уфа, Углич

AZIMUT Hotels Company Россия 12 Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Уфа, Самара, Ставрополь, Мурманск, Владивосток, Кострома

ГОСТ Отель Менеджмент Россия 16 Москва, Сочи, Нижний Новгород, Хакасия

Источник: составлено авторами по данным отчетов GVA Sawyer 2015, KPMG 2016 и официальных сайтов отелей

1. Мониторинг финансового состояния

показатели рентабельности, прибыльности, платежеспособности

4. Увеличение рыночной доли

новые продукты,

реклама,

маркетинг,

эффективная организация

6. 1Т-технологии

единая инфраструктура, сетевые решения, системы бронирования и автоматизации

2. Оптимизация издержек

эффективная бизнес-модель,

сокращение переменных затрат

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

7. Конкурентные стратегии

дифференциации фокусирования, лидерства по издержкам

3. Повышение качества обслуживания

на основе Всеобщего менеджмента качества (TQM), стандартов ИСО, ГОСТ ИСО 9001-2015

5. Драйверы роста

ключевые факторы успеха,

организационная структура

8. Увеличение стоимости бизнеса

эффективное управление стоимостью предприятия

Рисунок 1. Концепция управления конкурентоспособностью гостиничных предприятий

Источник: составлено авторами

Рост конкуренции на гостиничном рынке является основной причиной, подталкивающей гостиничные предприятия к совершенствованию своей работы, направленному в первую очередь на повышение ее эффективности, которое становится возможным в результате использования новых технологий и нестандартных подходов в облуживании клиентов и организации операционной деятельности, активному внедрению инноваций [9] (Dzhandzhugazova, Blinova, Orlova, Romanova, 2016).

Для случаев, когда вопросы повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий наиболее актуальны, можно принять устоявшееся определение данного понятия: конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия противостоять внешним воздействиям, добиваясь лидерства и конкурентных преимуществ в соответствии с поставленными стратегическими целями [10] (Aleksandrov, Kruglik, Nedelkin, Savchuk, 2013).

Очевидно, что возможно существенное повышение конкурентоспособности отечественных предприятий индустрии гостеприимства путем реализации эффективных системных подходов. Для этого необходимо определить основные ключевые направления. Авторами разработаны концептуальные основы управления конкурентоспособностью предприятий отрасли, которые представлены на рисунке 1.

1. Сегодня задачи управления гостиничным бизнесом должны включать в себя проведение мониторинга и оценку внешней среды предприятия, а также принятие анти-

кризисных решений и контроль за их выполнением [11] (Kovaltchuk, Deusenko, Blinova, 2016). Основная цель мониторинга финансового состояния предприятия - анализ и наблюдение за динамикой показателей имущественного, финансового положения бизнеса, выявление «слабых мест» и причин их возникновения, а также оценка перспектив изменения основных параметров в будущем. В отличие от стандартного подхода к финансовому анализу, когда оценке подвергаются лишь финансовые коэффициенты, получаемые на основе документов бухгалтерской отчетности [12] (Kovalchuk, Nikolskaya, 2016). Поэтому авторы предлагают опираться на более широкий спектр оценок, которые могут позволить идентифицировать признаки кризиса, возможно, не нашедшие отражения в типовых финансово-экономических показателях.

2. У многих отелей в благоприятных условиях образовались направления деятельности с недостаточным уровнем эффективности, где сокращение расходов является логичным шагом. Для оптимизации издержек необходимо построение полной структуры издержек от их формирования на стадии создания гостиничных услуг, и на последующих стадиях.

Составляющие цепочки создания ценности специфичны для каждого предприятия. Можно выделить три основных сегмента цепочки затрат гостиничных предприятий:

1) поставщики,

2) продвижение и продажи,

3) персонал.

В первом из перечисленных этапов достижение конкурентного преимущества за счет снижения затрат возможно, благодаря:

• снижению цены за счет договоренности с поставщиком в случае успешных переговоров;

• вертикальной или горизонтальной интеграции с целью снижения цены;

• поиску альтернативных ресурсов с более низкой стоимостью.

На этапе продвижения и продаж следует добиться:

• улучшения условий реализации посредством заключения выгодных партнерских договоров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• изменения стратегии распределения, включая возможность интеграции посредников с качественным уровнем обслуживания.

3. Повышение качества обслуживания, основанное на реализации концепции TQM и стандартов ИСО на практике, подразумевает многоэтапный процесс:

• предварительная идентификация процессов и структур, которые будут положены в основу системы качества;

• определение их функционала, направленного на обеспечение требуемого качества услуги [13] (Baumgarten, 2015);

• разработка документации, закрепляющей оптимальную структуру бизнес процессов и функционал.

Удержание доли рынка может быть успешно реализовано, в частности, с помощью так называемого «ценового» подхода.

Чтобы защитить занятую долю рынка, компания использует такие факторы конкурентной борьбы, как цена, качество основного гостиничного продукта, условия платежа, качество сервиса, реклама и многое другое.

Так называемый «экстенсивный» способ удержания и увеличения доли рынка подразумевает в первую очередь внедрение новых услуг, увеличение затрат на маркетинг, включая существенную активизацию рекламной деятельности, выход на новые клиентские и географические рынки.

Интенсивный подход подразумевает при сохранении того же сегмента фокусирование компании на совершенствовании организации деятельности.

В конечном счете более эффективная деятельность приводит к увеличению рыночной доли компании.

5. К драйверам роста бизнеса отеля относятся ключевые факторы, способствующие развитию компании: эксклюзивное сотрудничество с крупным корпоративным клиентом, конференц-возможности отеля и т.д. [14] (Ivanov, Volov, 2010).

Для российских отелей, в особенности категории 3*/4*, важными задачами являются повышение качества обслуживания, уменьшение затрат, повышение производительности труда, измеряемое с помощью соответствующих ключевых показателей эффективности (KPI). Достижение высоких показателей KPI - условие увеличения спроса на услуги гостиницы и повышения эффективности деятельности гостиничного предприятия [15] (Kovalchuk, 2010).

Задача менеджмента отеля для сохранения его конкурентоспособности на рынке:

• обеспечить привлечение и удержание наиболее компетентных менеджеров и работников, в первую очередь тех, которые являются источниками знаний и технологий;

• создать эффективную организационную структуру с оптимальным числом сотрудников и четким распределением обязанностей, полномочий, ответственности.

6. Для обеспечения развития гостиничного бизнеса и повышения его управляемости все более широко применяются информационные технологии. Их активное использование позволяет гостиничным предприятиям эффективно контролировать качество предоставляемых услуг, а также обеспечивать снижение себестоимости услуги.

Автоматизированные системы FIDELIO, OPERA Enterprise Solution, Micros-Fidelio, KEI-Hotel [16] (Miloradov, Khristov, Rogulova, 2016) являются одними из лучших для решения задач функционального управления гостиничными предприятиями (рис. 2).

Как изображено на рисунке 2, каждая из средств автоматизации является системой, состоящей из таких частей, как:

1. подсистема управления финансами;

2. подсистема управления материальными потоками;

3. подсистема управления сервисом;

4. подсистема управления качеством;

5. подсистема управления персоналом;

6. подсистема управления сбытом;

7. подсистема анализа финансов, себестоимости, оборотных средств, управления маркетингом и т.п.

7. Конкурентные стратегии. Конкурентная стратегия означает сознательный выбор набора различных действий с целью доставить покупателю уникальное сочетание ценностей. Эти действия базируются на устойчивом конкурентном преимуществе предприятия, означающем достижение преимущества над его прямыми конкурентами. Це нтральный вопрос при этом: как организация получит данное преимущество? М. Портер дает ответ на этот важный вопрос, выделяя три ключевые общие стратегии: лидерство по издержкам, дифференциации и фокусировании [17] (Skobkin, 2010).

Рисунок 2. Функциональные возможности автоматизированных систем Источник: составлено авторами

Другой известный ученый И. Ансофф считает основными другие виды стратегий: 1) стратегия проникновения на рынок; 2) стратегия расширения рынка; 3) стратегия развития продукта; 4) стратегия диверсификации.

По мнению авторов, в условиях обострения конкурентной борьбы, отечественные гостиничные предприятия могут добиться существенных конкурентных преимуществ путем применения таких стратегий, которые не могут применить зарубежные гостиничные цепи или им потребуется на это значительные изменения действующих стандартов обслуживания, больше времени на внедрение. Стратегия диверсификации может стать хорошим примером для этого. Реализация данной стратегии предполагает, что существующие услуги остаются в центре основного бизнеса отеля, а новые реализуются, исходя из новых возможностей и технологий.

8. Эффективное управление стоимостью гостиничного предприятия для повышения его конкурентоспособности имеет особое значение.

На практике применяются следующие методы увеличения стоимости предприятия:

• повышение рентабельности инвестированного ранее капитала;

• поиск возможностей для инвестиций с более высокой рентабельностью, чем у уже инвестированного капитала;

• снижение затрат на привлечение капитала.

В большинстве российских гостиничных компаний можно выявить значительные резервы повышения стоимости за счет оптимизации ее ключевых факторов [18] (Kovalchuk, 2012). Поэтому задача стратегии максимизации стоимости - разработать и реализовать систему мер, направленную на максимизацию стоимости.

заключение

Важным условием повышения конкурентоспособности отечественных сетевых отелей сегодня является опережение конкурентов в качестве предоставляемого сервиса, основанного на безусловном соблюдении стандартов ИСО. Для достижения высокого уровня сервиса необходимы как слаженность действий всех сотрудников гостиницы с различным функционалом, координацию которого реализует менеджмент гостиницы, так и работа на опережение - внедрение новшеств, расширение спектра услуг, доступных клиенту гостиницы.

Необходимость повышения качества сервиса и компетентности сотрудников гостиниц также диктуются современными условиями возрастающей конкуренции как на национальном, так и на наднациональном уровнях. Конкурентное преимущество может быть достигнуто гостиницей только при таком подходе. Высокий уровень сервиса достигается отелем при условии реализации управленческих технологий, направленных на обеспечение в первую очередь таких составляющих, как комфорт гостя, удовлетворение широкого, все возрастающего, спектра его интеллектуальных и эмоциональных потребностей.

Частью системы управления гостиничным предприятием являются корпоративные информационные системы. В числе наиболее современных систем, используемых для автоматизации типовых бизнес-процессов гостиничного предприятия, можно выделить: PMS (учетные), CRM (отвечающие за отношения с клиентами и системы управления отелем). Некоторые отели для решения вышеперечисленных задач внедряют информационные системы класса ERP. Информационные системы ERP являются интегрированными (используют единую корпоративную базу данных) и включают инструменты планирования и оптимизации операционной деятельности компании.

Следует отметить, что на практике особая роль в управлении конкурентоспособностью отводится анализу внешней и внутренней среды предприятия и быстрому реагированию на падение значений основных показателей операционной деятельности гостиниц - дохода от продажи номерного фонда (RevPAR), рентабельности продаж (ROS), чистого операционного дохода предприятия (NOI).

В ходе проведенного исследования получены следующие результаты:

• исследован опыт зарубежных и российских экономистов-экспертов в области управления конкурентоспособностью гостиничных предприятий;

• предложены направления для совершенствования развития и позиционирования на рынке;

• разработана концепция управления конкурентоспособностью отечественных гостиничных предприятий, на основе которой возможно принятие эффективных управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности предприятий отрасли в современных условиях в России.

ИСТОЧНИКИ:

1. Marshall A. Principles of Economics. 8th edition. London: MacMillan & Co. [Электронный ресурс]. URL: http://sites.middlebury.edu/econ0450f10/files/2010/08/ Marshall-economics.pdf ( дата обращения: 02.03.2017 ).

2. Chamberlin, Edwin H. The Theory of Monopolistic Competition, 6th edn. // Cambridge, Mass.: Harvard University Press. - 1948. - Pages 27-93

3. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. / 19-е издание. - М.: И.Д. Вильямс, 2012. - 1360 c.

4. Баумгартен Л.В. Стандартизация и сертификация в туризме. - М.: Дашков и Ко, 2013.

- 214 c.

5. Дмитриева Н.В., Зайцева Н.А., Огнева С.В., Ушаков Р.Н. Гостиничный менеджмент.

- М.: Альфа-М, 2015. - 352 c.

6. Малых Н.И. Экономика гостиничного предприятия. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М,

2013. - 213 c.

7. Скобкин С.С. Менеджмент в туризме. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 c.

8. Яковлева-Чернышева А.Ю. Кластерный подход к управлению развитием пред-

принимательских структур в рекреационной системе. / Монография. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 c.

российское предпринимательство № 5 2017 (март)

927

9. Dzhandzhugazova E.A., Blinova E.A., Orlova L.N., Romanova M.M. Innovations in hospi-

tality industry // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - № 17. - p. 10387-10400.

10. Александров А.К., Круглик В.М., Неделькин А.Н., Савчук О.А. Конкурентоспособность предприятия (фирмы). - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 285 c.

11. Kovaltchuk A.P., Deusenko E.A, Blinova E.A. Concept and Procedures of Crisis Management in Russian Hotel Enterprises // Journal of Environmental Management and Tourism. - 2016. - № 3(15). - p. 473-480.

12. Ковальчук А.П., Никольская Е.Ю. Реализация принципов государственно-частного партнерства для развития индустрии туризма и гостеприимства в современных условиях в России // Российский экономический интернет-журнал. - 2016. - № 1. - c. 18.

13. Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме. - М.: КНОРУС, 2015. - 214 c.

14. Иванов В.В., Волов А.Б. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе. / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 336 c.

15. Ковальчук А.П. Развитие отелей среднего сегмента на рынке гостиничных услуг г.Москвы // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2010. - № 4. - c. 349.

16. Милорадов К.А., Христов Т.Т., Рогулова Д.Ю. Способы повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий // Наука и общество в эпоху перемен. -2016. - № 1(2). - c. 67-71.

17. Скобкин С.С. Стратегия развития предприятия индустрии гостеприимства и туризма. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2010. - 218 c.

18. Ковальчук А.П. Развитие предпринимательской деятельности в индустрии гостеприимства // Российское предпринимательство. - 2012. - № 15. - c. 91-95.

REFERENCES:

Aleksandrov A.K., Kruglik V.M., Nedelkin A.N., Savchuk O.A. (2013). Konkurentosposobnost predpriyatiya (firmy) [Competitiveness of the enterprise (firm)] M.: NITs INFRA-M. (in Russian).

Baumgarten L.V. (2013). Standartizatsiya i sertifikatsiya v turizme [Standardization and certification in tourism]M.: Dashkov i Ko. (in Russian).

Baumgarten L.V. (2015). Upravlenie kachestvom v turizme [Quality management in tourism] M.: KNORUS. (in Russian).

Dmitrieva N.V., Zaytseva N.A., Ogneva S.V., Ushakov R.N. (2015). Gostinichnyy menedzhment [Hotel management] M.: Alfa-M. (in Russian).

Dzhandzhugazova E.A., Blinova E.A., Orlova L.N., Romanova M.M. (2016). Innovations in hospitality industry International Journal of Environmental and Science Education. 11 (17). 10387-10400.

Ivanov V.V., Volov A.B. (2010). Antikrizisnyy menedzhment v gostinichnom biznese [Crisis management in the hotel business] M.: INFRA-M. (in Russian).

Kovalchuk A.P. (2010). Razvitie oteley srednego segmenta na rynke gostinichnyh uslug g.Moskvy [The development of medium-sized hotels in the market of hotel services in Moscow]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya. (4). 349. (in Russian).

Kovalchuk A.P. (2012). Razvitie predprinimatelskoy deyatelnosti v industrii gostepriimstva [Development of Entrepreneurship in the Hospitality Industry]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. (15). 91-95. (in Russian).

Kovalchuk A.P., Nikolskaya E.Yu. (2016). Realizatsiya printsipov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva dlya razvitiya industrii turizma i gostepriimstva v sovremennyh usloviyakh v Rossii [Realization of the principles of public-private partnership for development of the industry of tourism and hospitality in modern conditions in Russia]. Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal. (1). 18. (in Russian).

Kovaltchuk A.P., Deusenko E.A, Blinova E.A. (2016). Concept and Procedures of Crisis Management in Russian Hotel Enterprises Journal of Environmental Management and Tourism. (3(15)). 473-480.

Malyh N.I. (2013). Ekonomika gostinichnogo predpriyatiya [Economics of the hotel company] M.: Forum: NITs INFRA-M. (in Russian).

Marshall A. Principles of Economics. 8th editionLondon: MacMillan & Co. Retrieved March 02, 2017, from http://sites.middlebury.edu/econ0450f10/files/2010/08/ Marshall-economics.pdf

Miloradov K.A., Khristov T.T., Rogulova D.Yu. (2016). Sposoby povysheniya konkurentosposobnosti gostinichnyh predpriyatiy [The ways to improve the competitiveness of hotel companies]. Nauka i obschestvo v epokhu peremen. (1(2)). 67-71. (in Russian).

Samuelson P., Nordkhaus V. (2012). Ekonomika [The economics] M.: I.D.Vilyams. (in Russian).

Skobkin S.S. (2010). Strategiya razvitiya predpriyatiya industrii gostepriimstva i turizma [The development strategy of the enterprise of hospitality and tourism industry] M.: NITs INFRA-M. (in Russian).

Skobkin S.S. (2013). Menedzhment v turizme [Management in tourism] M.: Magistr: NITs INFRA-M. (in Russian).

Yakovleva-Chernysheva A.Yu. (2016). Klasternyy podkhod k upravleniyu razvitiem predprinimatelskikh struktur v rekreatsionnoy sisteme [Cluster approach to development management of entrepreneurial structures in the recreational system] M.: NITs INFRA-M. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.