Научная статья на тему 'Конкурентная среда как элемент системы управления конкурентоспособностью Регион'

Конкурентная среда как элемент системы управления конкурентоспособностью Регион Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайникова Л. Н.

Предложена концептуальная модель системы управления конкурентоспособностью региона. В составе модели выделены приоритетные направления: эффективность управления региональной экономикой; инвестиционная и инновационная активность региона; расширение конкурентной среды, развитие человеческого потенциала. Обоснованы важность расширения конкурентной среды и особая роль в этом процессе малого бизнеса, в том числе за счет использования инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual model of a control system is offered by competitiveness of the region as a part of which the priority directions are allocated: effective management of regional economy; investment and innovative activity of the region; expansion of the competitive environment, human development. Importance of expansion of the competitive environment and special role in this process of small business, including at the expense of use of innovations are proved.

Текст научной работы на тему «Конкурентная среда как элемент системы управления конкурентоспособностью Регион»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИ

УДК338.242.2; 332.055.2 Л. Н. Чайникова

Конкурентная среда как элемент системы управления конкурентоспособностью регион

Предложена концептуальная модель системы управления конкурентоспособностью региона. В составе модели выделены приоритетные направления: эффективность управления региональной экономикой; инвестиционная и инновационная активность региона; расширение конкурентной среды, развитие человеческого потенциала. Обоснованы важность расширения конкурентной среды и особая роль в этом процессе малого бизнеса, в том числе за счет использования инноваций.

Ключевые слова: система управления конкурентоспособностью региона, конкурентная среда, малый бизнес, стратегия социально-экономического развития региона.

Под конкурентоспособностью регионов понимают готовность отвечать на вызовы глобальной среды, способность адаптироваться к ее изменениям, умение находить и защищать локальные конкурентные преимущества, поддерживать и улучшать экономические позиции региона. Конкурентоспособность становится мощным фактором устойчивого опережающего развития, что особенно актуально для российских регионов.

В условиях глобализации экономики, устремления международной конкуренции на рынки сбыта, а также с учетом требований международной стандартизации конкурентоспособностью регионов нужно управлять. Это продиктовано также быстрыми изменениями внешней среды, возникновением трудно предсказуемых финансово-экономических ситуаций, характерных для посткризисного времени. От конкурентной политики во многом зависит реализация Концепции долго-

срочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.

Управление региональной конкурентоспособностью можно рассматривать как комплекс стратегических решений, обеспечивающих ее долгосрочное развитие. Такой комплекс становится основой поступательного развития всей территориальной социально-экономической системы. Эффективность стратегического управления конкурентоспособностью региона зависит от правильного выбора приоритетных направлений его развития.

Комплексный системный подход в данном случае предполагает учет внешних и внутренних региональных факторов в их динамике. При этом конкурентоспособность региона рассматривается как сложная саморазвивающаяся открытая система, имеющая структурированную внутреннюю среду и взаимодействующую с ней внешнюю среду. Реализовать такой подход позволяет создание системы

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

управления региональной конкурентоспособностью, которая обеспечит региону более высокую результативность и эффективность в достижении главной цели — повышения уровня жизни населения.

Из сложной региональной социально-экономической системы выделим подсистему управления конкурентоспособностью региона, которую будем рассматривать как систему, объект анализа и синтеза. Оставшаяся часть социально-экономической системы по отношению к первой части будет являться внешней средой. С учетом рекомендаций1 по типовому набору подсистем при разработке систем любой сложности нами предложена концептуальная модель системы управления конкурентоспособностью региона (рис. 1), которая показывает суть системного формирования, функционирования и управления региональной конкурентоспособностью как совокупность последовательных действий, осуществляемых в направлении от «входа» к «выходу». При этом используются разнообразные стратегические резервы, которые с помощью управленческих процессов преобразуются в уровень конкурентоспособности региона. Эта система представляет собой совокупность подсистем, обеспечивающих воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемой подсистемы), переработку входной информации (входных индикаторов) в «выход» и достижение конечной цели — повышение уровня конкурентоспособности региона.

Предложенная концептуальная модель позволяет:

1) более эффективно управлять конкурентоспособностью в регионе на всех уровнях: региональном, отраслевом (кластерном)

и микроуровне;

2) повышать степень восприимчивости хозяйственных субъектов к инновациям;

3) способствовать развитию конкуренции между хозяйствующими субъектами;

4) обнаруживать и развивать новые связи между основными компонентами, формирующими конкурентоспособность. В табл. 1 приведена динамика уровня конкурентоспособности регионов, методика оценки которого подробно изложена в монографии автора2.

В табл. 1 приведена динамика уровня конкурентоспособности регионов, методика оценки которого подробноДля оценки уровня конкурентоспособности регионов в работе использованы следующие относительные показатели:

- рентабельность валового регионального продукта (ВРП), %;

- доля инвестиции в основной капитал ВРП, %;

- доля инновационно-активных предприятий, %;

- удельный вес малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий, %;

- число студентов вузов на 10000 человек населения;

- заболеваемость населения на 1000 человек населения.

Расширение конкурентной среды — одно из приоритетных направлений развития региона (рис. 1). К числу важных направлений расширения конкуренции в экономической сфере относится развитие малого бизнеса, который в рыночной экономике является главным вектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового регионального продукта. Поэтому среди представленных выше показателей конкурентоспособности выделен показатель, характеризующий долю малого бизнеса в регионе.

В табл. 2 представлены показатели, характеризующие деятельность малых предприятий в 2009-2010 гг.

На основании представленных в табл. 2 данных рассчитаны значения абсолютных и относительных изменений показателей за год (табл. 3).

1 Фатхутдинов Р. А. Стратегическая конкурентоспособность : учебник. М. : Экономика, 2005. С.32.

2 ЧайниковаЛ. Н. Формирование системы управления стратегической конкурентоспособностью региона: Монография. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. 264 с.

Анализ данных табл. 3 показал, что по всем исследуемым областям в 2010 г. отмечен рост числа малых предприятий (за исключением Курской области) и среднесписочной численности работников

при значительном сокращении оборота малых предприятий по таким областям, как Липецкая (на 44,08 %), Воронежская (36,52 %), Тамбовская (36,4 %) и Курская (23,27 %).

Таблица 1

Значения и рейтинги уровней конкурентоспособности областей Центрального Черноземья

Регион(область) 2009 г. 2010 г.

уровень рейтинг уровень рейтинг

Белгородская 0,7698 2 0,875 1

Воронежская 0,5978 5 0,662 3

Курская 0,6508 3 0,64 5

Липецкая 0,9292 1 0,863 2

Тамбовская 0,6238 4 0,647 4

Таблица 2

Показатели деятельности малых предприятий Центрально-Черноземного экономического района

Регион Число малых Численность Оборот,

(область) предприятий работников*, чел. млрд руб.

2009 г.3

Белгородская 16300 75300 77,4

Воронежская 18700 139800 152,8

Курская 8700 61500 64,9

Липецкая 10100 69500 98,9

Тамбовская 7100 60800 72,8

2010 г.4

Белгородская 16981 106723 71,3

Воронежская 20093 160647 97,0

Курская 8021 66461 49,8

Липецкая 10868 87228 55,3

Тамбовская 8296 68377 46,3

* Среднесписочная, без внешних совместителей

3 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. Стат. сб. М.: Росстат, 2011. С. 410.

4 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2010 году (без микропредприятий). Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства / [Электронный ресурс] URL: http://economy.udmurt.ru/prioriteti/predprin/doklad_NICIPPpdf (дата обращения: 20.12.2012).

Рис. 1. Концептуальная модель системы управления конкурентоспособностью региона

Проведенная автором5 оценка уровня конкурентоспособности регионов в 2000-2006 гг. позволяет выявить тенденции роста числа и оборота малых предприятий, что положительно сказывалось на региональной конкурентоспособности. Однако в условиях экономического кризиса изменения показателей деятельности малых предприятий свидетельствуют о том, что даже при росте показателей, характеризующих масштабы малых предприятий, эффективность их деятельности снижается.

В качестве показателя конкурентоспособности региона предложен показатель активности малого бизнеса, характеризующийся долей малых предприятий в общем объеме производства6. Это уровневый показатель, хотя активность обычно характеризуют растущими результирующими показателями. Наиболее объективно оценить активность малого бизнеса при анализе конкурентоспособности региона, на наш взгляд, можно с по-

мощью такого динамического показателя, как прирост оборота малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения7.

К основным препятствиям для развития малого предпринимательства региона относятся8:

1) несовершенство нормативной правовой базы малого предпринимательства, слабый статистический и финансовый контроль за этой сферой деятельности, что приводит к недополучению налогов на всех уровнях бюджета области;

2) недостаточное финансово-кредитное обеспечение малого предпринимательства;

3) неразвитость информационной поддержки. Широкому кругу предпринимателей малодоступна информация о мерах государственной поддержки, услугах по кредитованию (в том числе льготному) и лизингу, о потенциальных инвесторах, новых технологиях и пр.

Таблица 3

Изменение показателей деятельности малых предприятий Центрально-Черноземного экономического района за год

Абсолютные и относительные изменения показателей деятельности

Регион (область) Число малых предприятий Численность работников*, тыс. чел. Оборот, млрд руб

абс. отн., % абс. отн., % абс. отн., %

Белгородская +681 +4,18 +31423 +41,73 -6,1 -7,88

Воронежская +1393 +7,45 +20847 +14,91 -55,8 -36,52

Курская -679 -7,8 +4961 +8,07 -15,1 -23,27

Липецкая +768 +7,6 +17728 +25,51 -43,6 -44,08

Тамбовская + 1196 + 16,85 +7577 + 12,46 -26,5 -36,4

* Без внешних совместителей

5 ЧайниковаЛ. Н. Формирование системы управления стратегической конкурентоспособностью региона: Монография. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. С. 249-262.

6 Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг 4-е изд. СПб.: Питер, 2007. С. 242.

7 Полынёв А.О. Конкурентные возможности регионов: Методология исследования и пути повышения. М.: Красанд, 2010. С. 51.

8 См., напр.: Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года / Официальный сайт администрации Тамбовской области [Электронный ресурс] URL: http://www.tambov.gov.ru/ekon/econom/4371.html (дата обращения: 20.12.2012).

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Таблица 4

Распределение малых предприятий Центрально-Черноземного экономического района (в абсолютном и относительном измерении) по типам инноваций10

Регион Типы инноваций Итого

(область) технические маркетинговые организационные

абс. отн., % абс. отн., % абс. отн., % абс. отн., %

Белгородская 137 31,42 145 33,26 154 35,32 436 100

Воронежская 171 34,41 171 34,41 155 31,18 497 100

Курская 5 22,73 10 45,45 7 31,82 22 100

Липецкая 14 45,16 11 35,48 6 19,36 31 100

Тамбовская 17 29,31 27 46,55 14 24,14 58 100

Особая роль в повышении эффективности конкурентной среды отводится инновациям в малом бизнесе. На основе статистических данных9 по областям Центрально-Черноземного экономического района можно определить структуру малых предприятий, имеющих затраты на инновации (табл. 4).

Анализируя данные табл. 4, можно отметить, что наиболее «продвинуты» технические инновации в Воронежской и Липецкой областях (соответственно 34,41 % и 45,16 %). Рост числа малых предприятий, предусматривающих затраты на инновации, в первую очередь технические, будет способствовать

повышению конкурентоспособности региона, что особенно важно для территорий, не имеющих нефтегазовых природных ресурсов.

Таким образом, на конкурентоспособность региона положительно влияет не столько расширение конкурентной среды за счет роста численности малых предприятий, сколько их эффективность функционирования. Кроме того, статистические данные за ряд лет, характеризующие динамику затрат малых предприятий на инновации, позволят оценить масштабы расширения конкурентной среды, что в свою очередь повышает достоверность оценки уровня конкурентоспособности региона.

Литература

1. Полынёв А. О. Конкурентные возможности регионов: Методология исследования и пути повышения. - М.: Красанд, 2010. - 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Фатхутдинов Р. А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник - М.: Экономика, 2005. - 504 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.

4. Чайникова Л. Н. Формирование системы управления стратегической

конкурентоспособностью региона: монография. — Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ 2010. — 264 с.

9 Малый и средний бизнес в России в 2010 году. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс] URL: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/tom2.htm (дата обращения: 20.12.2012).

10 По данным за 2010 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.