Научная статья на тему 'Перспективные институты развития в инновационной подсистеме региона-реципиента'

Перспективные институты развития в инновационной подсистеме региона-реципиента Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
245
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННО-ИНЖИНИРИНГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / REGIONAL INNOVATIVE SUBSYSTEM / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE AND ENGINEERING MECHANISM / RESEARCH AND PRODUCTION CLUSTER / REGIONAL TECHNOLOGICAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кармышев Юрий Анатольевич

В статье предложен фрагмент инновационной инфраструктуры региона-реципиента – Тамбовской области, включающий в себя возможность создания в ближайшей перспективе новых для данного региона институтов инновационного развития, рассматриваемых в качестве основных детерминантов в формирующейся региональной инновационной подсистеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE INSTITUTES OF DEVELOPMENT IN THE INNOVATIVE SUBSYSTEM OF THE REGION RECIPIENT

In article the fragment of innovative infrastructure of the region recipient – the Tambov region, including possibility of creation new to this region institutes of innovative development in the short term considered as the main determinants in forming regional innovative subsystem is offered.

Текст научной работы на тему «Перспективные институты развития в инновационной подсистеме региона-реципиента»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЕ РЕГИОНА-РЕЦИПИЕНТА

Ю. А. КАРМЫШЕВ

В статье предложен фрагмент инновационной инфраструктуры региона-реципиента -Тамбовской области, включающий в себя возможность создания в ближайшей перспективе новых для данного региона институтов инновационного развития, рассматриваемых в качестве основных детерминантов в формирующейся региональной инновационной подсистеме.

Ключевые слова: региональная инновационная подсистема, инновационная инфраструктура, инновационно-инжиниринговый механизм, научно-производственный кластер, региональная технологическая платформа.

Современная инновационно-инвестиционная политика региона-реципиента требует создания развитой инновационной инфраструктуры в рамках региональной инновационной подсистемы (РИПС), что позволит, с одной стороны, достичь соответствия инновационного потенциала региона и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, а с другой - профессионально управлять инвестиционными ресурсами, направляемыми в инновационное развитие пропульсивных отраслей экономики региона.

Для Тамбовской области, с нашей точки зрения, нет других способов достичь высоких темпов экономического роста в регионе, кроме привлечения имеющегося интеллектуального и инновационного потенциала учреждений науки, высшего профессионального образования и предприятий реального сектора экономики, обладающих наукоемким и высокотехнологичным производством, а также малого и среднего бизнеса к развитию инновационной составляющей региональной экономики. При этом эффективное использование имеющихся результатов инновационной деятельности зависит от многих факторов, главным из которых является координация продуктивного взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры в составе РИПС.

В качестве инструментов совершенствования организации управления инновационной инфраструктурой Тамбовской области можно предложить создание специализированной демонстрационной площадки для продуктивного взаимодействия с соответствующими институтами инновационного развития региона (рис. 1).

Создание демонстрационной площадки по развитию инновационного бизнеса преследует следующие цели: 1) организацию своеобразной инновационной арены для обеспечения эффективной коммуникации между инвесторами, бизнесом, региональной и муниципальной властью; 2) создание мощной инфраструктуры, обеспечивающей привлечение инвестиций, сопровождение инновационно-инвестиционных проектов, продвижение перспективных проектов на национальный и зарубежные рынки.

Основные функции демонстрационной площадки инновационного развития бизнеса представляются следующими:

- отбор и селекция существующих инновационно-инвестиционных проектов, доводка проектов в соответствии с требованиями заказчиков;

- ведение и сопровождение инвестиционного паспорта;

- привлечение инвесторов, сопровождение инновационно-инвестиционных проектов, организация взаимодействия инвесторов с представителями региональных и муниципальных властей;

- организация подготовки кадров для реализации инновационно-инвестиционных проектов;

- деятельность по развитию региональных инновационных товарных брендов и продвижению их на национальный и международный рынки сбыта;

- организация добровольной сертификации местных товаропроизводителей на соответствие их продукции требованиям региональных товарных брендов.

№ 7 (053), 2013

о\

о\

Рис. 1. Структура капитала, инвестированного в коммерческую производственную деятельность

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

Потенциальными учредителями демонстрационной площадки могут быть: областная администрация (основной учредитель), администрации крупных городов Тамбовской области, основные промышленные предприятия региона, крупные банки, имеющие собственные филиалы в данном регионе.

Перспективным представляется создание регионального инновационного инжинирингового центра (РИИЦ) как важного для данного региона института инновационного развития, являющегося головной структурой управления, координирующей функционирование системы исполнительской и информационной сети «Регион-инновации-инжиниринг», разветвленной по территории региона. Это, с нашей точки зрения, наиболее адекватный механизм реализации результатов интеллектуальной и инновационной деятельности в рамках полного инновационноинвестиционного цикла, так как составляющие звенья инновационной инжиниринговой сети взаимосвязаны между собой (информационные, функциональные, финансовые, координирующие связи), вследствие чего образуется внутреннее единство и снижается неопределенность при взаимодействии с внешними элементами (законодательные, правовые институты, международные организации, товарные рынки, рынки труда).

Основная функция инновационной инжиниринговой сети - обеспечение синергетического эффекта в результате объединения усилий органов государственного и муниципального управления, организаций образования, научнотехнической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических приоритетов региона.

Концепция по созданию инновационноинжинирингового механизма (И & И - механизм) с инвестиционным сопровождением предложена в работах [1-5]. Алгоритм действия инновационноинжинирингового механизма представлен на рисунке 2. Таким образом, инновационная инжиниринговая сеть - это путь к цивилизованному становлению инновационного предпринимательства, обеспечению устойчивого и в то же время динамичного развития региональной инновационной подсистемы как важнейшей детерминанты эффективного и долгосрочного развития социальноэкономической системы региона. Это, по нашему убеждению, должно стать генеральным направлением в государственной региональной инновационно-инвестиционной политике и найти свое место в стратегии инновационного развития Тамбовской области.

К числу важнейших направлений совершенствования региональной инновационной инфраструктуры также следует отнести создание научно-производственных кластеров. В нашем представлении научно-производственный кластер (НПК) - это инициативное объединение инновационно активных субъектов экономической деятельности (промышленных предприятий, научноисследовательских институтов, университетов, а также предприятий и организаций, обеспечивающих инфраструктурную и ресурсную поддержку кластера), функционирующее на основе принципа конкурирующих компетенций и долгосрочных мотивированных партнерских кооперационных отношений между его участниками, образующими непрерывную синергетическую совокупность элементов получения итогового результата - рост уровня конкурентоспособности и эффективности региональной экономики.

Принципиальной характеристикой НПК является его изначальная ориентация на реализацию конкурентных преимуществ в интересах региона, в отличие от иных типов объединений, создаваемых исходя из интересов их участников. Создание кластера дополняет исходные преимущества за счет появления новых конкурентных преимуществ, присущих самому кластеру как системе.

Одной из целей НПК является либо создание, либо освоение новых технологий, продуктов, услуг. Объединения иного типа также могут иметь такую цель, но она не является обязательной. Преимущества кластера для его участников носят объективный характер, т. е. они не зависят конкретно ни от одного из них. Поэтому потенциально кластеры более устойчивы, чем объединения другого типа.

НПК всегда используется для реализации стратегий инновационного развития. В связи с этим, а также с объективностью преимуществ, кластер имеет изначально заданный длительный жизненный цикл. Принципиальная схема создания НПК представлена на рисунке 3.

Тамбовская область является аграрнопромышленным регионом, который обладает необходимой сырьевой базой, трудовыми ресурсами для развития агропромышленных кластеров. В этой связи в регионе-реципенте планируется создание кластера по производству альтернативных источников энергии, получаемых из сельскохозяйственного сырья и отходов сельскохозяйственного производства. Конечная продукция кластера представляет собой различные виды биотоплива: биоэтанол, биодизель, пеллеты, торф.

Рис. 2. Алгоритм действия иновационно-инжинирингового механизма (И & И - механизма)

Рис. 3. Принципиальная схема научно-производственного кластера

Ядро энергетического кластера составят промышленные предприятия области (ОАО «Биохим», завод в Никифоровском районе, сахарные заводы) по производству продукции на основе мелассы и зерна, технического спирта, рапса, древесного сырья, торфа. Наряду с этим планируется также создание завода мирового уровня по выпуску биоэтанола, который может обеспечить постоянными заказами треть производителей зерна в Тамбовской области и до 15 сахарных заводов Европейской части России. Инновационные энергосберегающие производст-

венные технологии позволяют осуществлять производство технологически связанных продуктов, обеспечивают повышенный выход продукции из единицы сырья, снижение расхода энергии и рабочей силы. И что немаловажно, для потребностей производства имеется достаточное количество сырья на региональном рынке, где сконцентрированы крупные производители и поставщики зерна и мелассы.

В целях самостоятельного обеспечения производства биоэтанола в рассматриваемый кластер мо-

гут войти также предприятия-поставщики оборудования, прежде всего, ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н. С. Артемова».

Таким образом, развитие кластера по производству биоэтанола взаимосвязано с развитием зернового кластера и кластера по производству сахара, что в перспективе позволит создать в регионе мегакластер с выраженным мультипликативным эффектом.

Ядром кластера по производству и переработке плодов и овощей должна стать особая экономическая зона промышленно-производственного типа, создание которой предполагается в рамках научно-технологического парка в сфере высоких биотехнологий на базе Мичуринска -наукограда России. Сырьевая зона, которая может обеспечить необходимый объем, включает шесть сельскохозяйственных предприятий трех районов Тамбовской области).

Основными точками кластеризации химической отрасли могут стать ОАО «Пигмент», ГКП «Тамбовский пороховой завод», ЗАО «Изорок», ОАО «Биохим», ООО «Инновационный центр высоких био- и химических технологий». Развитие производственной кооперации и научнотехнических связей между субъектами кластера существенно облегчит решение задачи по повышению конкурентоспособности и расширению рынков сбыта химической продукции, произведенной в Тамбовской области.

Развитию научно-производственных кластеров в Тамбовской области будет способствовать накопленный потенциал инновационно-инвестиционных проектов, сформированная нормативная правовая база инновационной и инвестиционной политики и достаточная степень развития инновационной инфраструктуры.

Действия администрации Тамбовской области по поддержке развития НПК представляются нам следующими:

- осуществление государственной поддержки НПК в соответствии с областным законодательством, формирование необходимой для их развития инфраструктуры (инженерной, транспортной, телекоммуникационной) в рамках областных целевых программ;

- инициирование развития агрохолдингов (для сельскохозяйственных кластеров);

- достраивание технологических цепочек;

- стимулирование модернизации производства;

- реализация целевых образовательных программ, в том числе в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования.

Особое внимание хотелось бы обратить на возможность формирования в Тамбовской области региональной технологической платформы. Из чего мы исходим? Как известно, перечень технологических платформ в нашей стране сформирован (по представлению Министерства экономического развития РФ) и утвержден решением Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям под председательством В. В. Путина (протокол № 2 от 01 апреля 2011 г.).

В принципе технологическая платформа представляет собой своеобразную коммуникационную арену для взаимодействия бизнеса, науки, инноваторов, потребителей и государства по вопросам модернизации и научно-инновационной сферы по определенным технологическим направлениям.

Технологическая платформа как коммуникационный инструмент направлена на активизацию усилий в области создания перспективных технологий, новой продукции и услуг, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения научных исследований и разработок. При этом задачей технологической платформы является не только создание научно-производственной кооперации, но и организация эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон: образования, науки, производства, бизнеса, государства и гражданского общества.

Технологические платформы, наряду с другими инструментами государственной инновационной политики, призваны интенсифицировать взаимодействие различных субъектов региональной инновационной подсистемы. Идея заключается в создании площадки, на которой все ключевые игроки могли бы встречаться, обсуждать основные направления развития конкретного сектора экономики, вырабатывать общую стратегию развития. Участники технологической платформы формулируют свое видение развития того или иного направления в экономике региона на долгосрочную перспективу, на 10-15 лет, выстраивают систему мероприятий по достижению поставленных целей, формируют программу научных исследований. При этом платформы существуют как добровольные объединения игроков, выстроенные на основе инициативы «снизу». Они могут финансироваться самими участниками.

Исходя из вышеизложенного, возьмем на себя смелость предложить в Тамбовской области создание региональной технологической платформы на базе наукограда Мичуринск в рамках профильной платформы - БИОИНДУСТРИЯ И БИОРЕСУРСЫ -БИОТЕХ 2030, отмеченной в перечне национальных технологических платформ.

Как известно, Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2003 г. № 1306 «О присвое-

нии статуса наукограда Российской Федерации г. Мичуринску Тамбовской области» - первому и единственному в России наукограду в агропромышленном комплексе - утверждены основные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для Мичуринска - наукограда РФ:

- фундаментальные исследования в области генетики, селекции, биотехнологии, физиологии, биохимии, экологии плодовых, ягодных и овощных культур, выявления механизмов стабилизации устойчивости и продуктивности садовых и овощных агроэкосистем;

- разработка экспериментальных, экологически безопасных технологий производства, длительного хранения, транспортировки и переработки плодоовощной продукции с высоким содержанием биологически активных веществ;

- научно-техническая инновационная деятельность, экспериментальные разработки и испытания в области производства технических средств, получения экологически чистого сырья, новых видов продуктов питания оздоровительного, лечебнопрофилактического, функционального и другого назначения; подготовка кадров для работы в агропромышленном комплексе, в областях научной, гуманитарной и инновационной деятельности.

Рабочее название региональной технологической платформы предлагается следующее: «Создание комплексных технологических систем по производству, хранению и переработке овощной продукции, обеспечивающих получение высококачественных и экологически чистых овощей».

Главная идея предлагаемой региональной технологической платформы состоит в кооперации научных и образовательных организаций и производственных компаний в сфере исследований и разработок на доконкурентной стадии.

Участниками данной платформы на базе наукограда Мичуринск могли бы стать:

- Мичуринский государственный аграрный университет;

- Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина;

- ООО «Экспериментальный центр «М-КОНС-1»;

- ООО «Хлеб»;

- ФГУП «Мичуринский экспериментальный завод».

Мы полагаем, что предлагаемая региональная технологическая платформа должна пойти дальше

коммуникационной площадки и включать механизмы осуществления НИОКР и инновационных проектов, в том числе в рамках государственночастного партнерства, которые в большей степени сориентированы на стратегические прорывные направления развития экономики региона.

В этой связи отметим, что перед государственными региональными органами управления Тамбовской области стоит задача активного участия в разработке и принятии важных управленческих решений, направленных на то, чтобы доказать рациональность и эффективность государственного участия в управлении развитием инновационных структур в рамках разных региональных образований, в частности, в развитии инновационной инфраструктуры как составляющей региональной инновационной подсистемы и реализации кластерной политики.

Литература

1. Абдрашитов Р. Т., Аблязов В. И., Гамидов Г. С. [и др.] Теория и практика регионального инжиниринга / под общей ред. проф. Р. Т. Абдрашитова, проф. В. Г. Колосова, проф. И. Л. Туккеля. СПб., 1997.

2. Акимов А. А., Гамидов Г. С., Колосов В. Г. Инновационно-инжиниринговые задачи структурной перестройки экономики. СПб., 1997.

3. Гамидов Г. С., Колосов В. Г., Османов Н. О. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб., 2000.

4. Вострикова А. С. Инновационное развитие региона как основа преодоления депрессивного состояния экономики: дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2008.

5. Кармышев Ю. А., Вострикова А. С. Направления совершенствования инфраструктуры инновационной деятельности в регионах // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 10 (66). С. 477-482.

* * *

PERSPECTIVE INSTITUTES OF DEVELOPMENT IN THE INNOVATIVE SUBSYSTEM OF THE REGION RECIPIENT

Yu. A. Karmyshev

In article the fragment of innovative infrastructure of the region recipient - the Tambov region, including possibility of creation new to this region institutes of innovative development in the short term considered as the main determinants in forming regional innovative subsystem is offered.

Key words: regional innovative subsystem, innovative infrastructure, innovative and engineering mechanism, research and production cluster, regional technological platform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.